Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 21 » Скачать Акмеологические условия развития готовности преподавателей к формированию здорового образа жизни студентов медицинского училища. бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
19:33
Скачать Акмеологические условия развития готовности преподавателей к формированию здорового образа жизни студентов медицинского училища. бесплатно

Акмеологические условия развития готовности преподавателей к формированию здорового образа жизни студентов медицинского училища

Диссертация

Автор: Буланова, Любовь Борисовна

Название: Акмеологические условия развития готовности преподавателей к формированию здорового образа жизни студентов медицинского училища

Справка: Буланова, Любовь Борисовна. Акмеологические условия развития готовности преподавателей к формированию здорового образа жизни студентов медицинского училища : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.13 Шуя, 2006 232 c. : 61 06-19/559

Объем: 232 стр.

Информация: Шуя, 2006


Содержание:

Введение
Глава 1 Концептуальные подходы к изучению проблемы готовности преподавателей к деятельности по формированию здорового образа жнзни студентовИ
11 Психолого-педагогические и акмеологические аспекты готовности к профессиональной деятельности
12 Проблема готовности преподавателей к деятельности по формированию здорового образа жизни студентов медицинского училища
Глава 2 Готовность преподавателей к формированию здорового образа жизни студентов и акмеологические условия ее развития
21 Анализ условий развития готовности преподавателей к формированию здорового образа жизни студентов
22 Состояние стартовой готовности преподавателей к деятельности по формированию здорового образа жизни студентов
Глава 3 Акмеологическая система развития готовности преподавателей медицинского училища к деятельности по формированию здорового образа жизни студентов
31 Модель развития готовности преподавателей медицинского училища к деятельности по формированию здорового образа жизни студентов
32 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию готовности преподавателей медицинского училища к деятельности по формированию здорового образа жизни студентов

Введение:

Актуальность исследования.
Признание роли здоровья населения как стратегического потенциала, фактора национальной безопасности, стабильности и благополучия общества делает актуальным поиск путей и методов формирования культуры здоровья. Несмотря на отдельные позитивные тенденции, показатели здоровья в целом находятся на низком уровне. Поэтому в настоящее время становится все более значимой усиление профилактической работы среди населения, основанной на приоритете здорового образа жизни (ЗОЖ). В решении этой задачи важную роль призваны играть средние медицинские работники.
В связи с этим важной является подготовка этой категории медицинских работников к деятельности по формированию ЗОЖ, что предъявляет соответствующие требования к преподавателям медицинских училищ, осуществляющих обучение в сфере ЗОЖ, одновременно реализуя цели развития и воспитания личности студентов. Однако комплексная деятельность преподавателей в сфере формирования ЗОЖ до настоящего времени не имеет соответствующей психолого-методической базы.
Одной из основных проблем этого процесса, требующей научного осмысления является противоречие между потребностью формирования ценностей и навыков здорового образа жизни студентов медицинского училища и низкой готовности преподавателей к данному виду деятельности. В связи с этим, актуальной становится проблема развития готовности преподавателей медицинского училища к деятельности по формированию ЗОЖ студентов.
Оценивая состояние научной разработанности проблемы, следует констатировать значительное количество работ, представляющих психолого-Чт педагогическое и акмеологическое направления исследований по данной тематике. Имеется большое число исследований, посвященных формированию здорового образа жизни на всех этапах обучения и воспитания молодого поколения (Айзман Р.И., Брехман И.И., Вайнер Э.Н., Зайцев Г.К., Казин Э.М.,
Казначеев В.П., Колбанов В.В., Кураев Г.А., Лисицын Ю.П. и др.). Зарубежный опыт наглядно демонстрирует социальную значимость и результативность образовательных гигиенических программ (Manoff R.K., Brown E.R., Paul A.Z., Anderson G.F., Weil T.P.). Исследованию акмеологических аспектов формирования ЗОЖ посвящены работы Карасевой Т.В., Максимовой В.Н., Полетаевой Н.М. Однако, несмотря на большое количество исследований, посвященных проблеме формирования здорового образа жизни в области педагогики, психологии в доступных нам источниках мы не встретили акмеологических работ, посвященных выбранной нами теме.
В соответствии с вышесказанным, была определена тема настоящего исследования: «Акмеологические условия развития готовности преподавателей к формированию здорового образа жизни студентов медицинского училища».
Цель исследования - разработка акмеолого-методических основ и обоснование системы развития готовности преподавателей к деятельности по формированию ЗОЖ студентов медицинского училища.
В соответствии с целью поставлены и решались следующие задачи:
1. Обобщить концептуальные подходы к проблеме развития готовности преподавателей к деятельности по формированию ЗОЖ.
2. Выявить акмеологические условия, влияющие на развитие готовности преподавателей к формированию ЗОЖ студентов медицинского училища.
3. Оценить состояние стартовой готовности преподавателей медицинского училища к деятельности по формированию ЗОЖ студентов.
4. Разработать и апробировать акмеологическую модель развития готовности преподавателей к деятельности по формированию ЗОЖ студентов.
5. Обосновать рекомендации по оптимизации системы профессиональной переподготовки преподавателей медицинского училища в области ЗОЖ.
Объект исследования — готовность преподавателей к деятельности по формированию ЗОЖ студентов медицинского училища.
Предмет исследования — влияние акмеологических условий на развитие готовности преподавателей к деятельности по формированию ЗОЖ студентов в процессе профессиональной переподготовки.
Общая гипотеза исследования. Развитие готовности преподавателей к деятельности по формированию ЗОЖ студентов медицинского училища - многоплановый процесс, зависящий от акмеологических условий, среди которых ведущим является система профессиональной переподготовки в области здоровья.
Рабочие гипотезы исследования включают предположение о том, что развитию готовности преподавателей медицинского училища к деятельности по формированию ЗОЖ студентов может способствовать: выявление и изучение акмеологических условий, способствующих повышению уровня готовности преподавателей к деятельности по формированию ЗОЖ студентов;
• комплексная диагностика состояния и динамики основных показателей готовности преподавателей к деятельности по формированию ЗОЖ студентов; система профессиональной переподготовки преподавателей в сфере ЗОЖ студентов, основанная на акмеологических принципах.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретико-методологическую основу исследования составляют идеи и научные положения, обусловленные: принципом единства сознания и деятельности (Выготский JI.C., Рубинштейн C.JI., Леонтьев А.Н.), комплексным и системным подходом к анализу проблемы (Ананьев Б.Г., Кузьмина Н.В., Ломов Б.Ф.), взглядами на феномен готовности (Кузьмина
Н.В., Сластенин В.А.), использованием акмеологических принципов анализа профессиональной деятельности и образования (Деркач А.А., Кириченко А.В., Кузьмина Н.В.), акмеологическими подходами к концепции образования (Бодалев А.А., Кузьмина Н.В., Реан А.А.), акмеологическим пониманием здоровья, как интегральной целостности человека (Бодалев А.А., Ганжин В.Т., Деркач А.А.), положением о здоровье как условии развития и профессионального роста (Айзман Р.И., Вайнер Э.Н., Лисицын Ю.П.), социально-акмеологической концепцией валеологического образования (Максимова В.Н., Полетаева Н.М.).
Опытно-экспериментальная база и методика исследования.
Работа выполнена на базе медицинского училища города Шуи Ивановской области, Ивановского фармацевтического колледжа и Шуйского государственного педагогического университета. Хронологические рамки исследования 2001 - 2006 годы.
Для реализации цели и задач исследования были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогических, медицинских и акмеологических источников по исследуемой проблеме, анкетирование, интервьюирование, статистический анализ полученных данных, наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, тестирование, метод экспертной оценки.
Организация исследования проводилась в 3 этапа:
На первом этапе (2001 - 2002) осуществлялось теоретическое осмысление проблемы, определение цели, задач, объекта и предмета исследования. Анализировалась научно-методическая литература по проблеме. Разрабатывалась программа и методика исследования, проводилась разработка комплексной методики оценки готовности преподавателей к деятельности по формированию здорового образа жизни студентов, систематизировались и изучались условия развития готовности преподавателей к деятельности по формированию ЗОЖ студентов медицинского училища.
На втором этапе (2002 - 2004) проводилась комплексная оценка стартовой готовности преподавателей медицинского училища к деятельности по формированию ЗОЖ студентов. Нами было обследовано 82 преподавателя Шуйского медицинского училища и Ивановского фармацевтического колледжа с использованием комплекса диагностических методик, позволяющих оценить уровень сформированности мотивационнош, когнитивного, деятельностного, креативного и рефлексивного компонентов готовности. Разрабатывалась и внедрялась модель развития готовности преподавателей медицинского училища к формированию ЗОЖ студентов с учетом акмеологических условий.
На третьем этапе (2005 - 2006) осуществлены анализ и систематизация полученных данных, уточнены основные положения и выводы исследования, проведено оформление диссертации, даны практические рекомендации для учреждений среднего профессионального медицинского образования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими положениями, соответствием методов исследования его задачам, применением апробированного исследовательского инструментария и методов статистической обработки материала, проведением наблюдений, экспериментальной проверкой полученных данных, а также успешным использованием разработок преподавателями медицинских училищ и колледжей.
Научная новизна заключается в следующем:
• раскрыто акмеологическое содержание, структура показателей и компонентов готовности преподавателей к деятельности по формированию здорового образа жизни студентов медицинского училища;
• выявлены акмеологические условия продуктивного развития готовности преподавателей к деятельности по формированию здорового образа жизни студентов в ходе образовательного процесса;
• разработана акмеологическя модель развития готовности преподавателей к деятельности по формированию здорового образа жизни студентов медицинского училища.
Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании основных направлений по повышению готовности преподавателей к деятельности по формированию ЗОЖ. Полученные данные о структуре и закономерностях развития готовности преподавателей медицинских училищ и колледжей расширяют научные представления об особенностях личности педагога, как субъекта образовательного процесса в области здоровья.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные рекомендации могут быть использованы в системе профессиональной подготовки и переподготовки преподавателей медицинского училища в сфере ЗОЖ, что позволит сделать более эффективной работу по формированию ЗОЖ среди студентов. Предлагаемый учебно-методический и диагностический комплекс может быть использован для мониторинга личностно-профессионального развития преподавателей в процессе профессионального образования в области здоровья.
Положения, выносимые на защиту:
1. Показателями развития готовности преподавателей к деятельности по формированию ЗОЖ студентов являются: осознанная потребность в здоровьесберегающей деятельности; сложившаяся система активно обновляющихся знаний, умений и навыков в сфере охраны здоровья и гигиенического образования; адекватная оценка себя как субъекта образования в области здоровья, способность к личностно-профессиональному самосовершенствованию в области ЗОЖ, наличие творческого подхода к работе по формированию ЗОЖ
2. Низкий уровень готовности преподавателей к деятельности по формированию ЗОЖ студентов связан с отсутствием условий для ее развития. Данное положение, а также актуальность формирования здорового образа жизни свидетельствуют о необходимости развития готовности преподавателей к работе в сфере ЗОЖ, где ведущее значение принадлежит акмеологическим условиям, а именно системе профессиональной подготовки в области здоровья, построенной на акмеологических принципах.
3. Акмеологическая модель развития готовности преподавателей к деятельности по формированию ЗОЖ студентов включает целеполагание, целеосуществление и целеутверждение процесса профессионального образования в области здоровья преподавателей в условиях создания здоровьесберегающей образовательнойсреды и стимулирования деятельности по охране здоровья субъектов образовательного процесса.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты проведенного исследования представлены в материалах: межвузовской научно-практической конференции «Профилактика аддиктивного поведения учащейся молодежи» (Шуя, 2003); международной научно-практической конференции «Образование в XXI веке: Этика. Религиоведение. Педагогика» (С.-Петербург - Шуя, 2003); первой научно-практической конференции «Здоровье, образ жизни и образование» (Шуя, ^ 2003); на семинаре «Здоровьесберегающие образовательные технологии и охрана здоровья сельского населения» (Шуя, 2004); межрегиональной научно-практической конференции «Современные проблемы профилактики ВИЧ-инфекции в контексте культуры здоровья педагога» (Шуя, 2005); второй научно-практической конференции «Здоровье, образ жизни и образование» (Шуя, 2005); педагогических чтениях «Повышение качества знаний учащихся» (Китово, 2006).
Результаты исследования используются в процессе работы автора в учебном процессе и в «Школе педагогического мастерства» в Шуйском медицинском училище, в Ивановском фармацевтическом колледже и У1 Кинешемском медицинском училище.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Основное содержание диссертации изложено на 187 страницах. Диссертация
Просмотров: 122 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz