Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2014 » Июнь » 19 » Скачать Целенаправленное игнорирование в мнемической деятельности. Гершкович, Валерия Александровна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
04:46
Скачать Целенаправленное игнорирование в мнемической деятельности. Гершкович, Валерия Александровна бесплатно

Целенаправленное игнорирование в мнемической деятельности

Диссертация

Автор: Гершкович, Валерия Александровна

Название: Целенаправленное игнорирование в мнемической деятельности

Справка: Гершкович, Валерия Александровна. Целенаправленное игнорирование в мнемической деятельности : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.01 Санкт-Петербург, 2006 164 c. : 61 06-19/700

Объем: 164 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2006


Содержание:

Введение Стр
Глава 1 Исследование произвольного игнорирования в различного рода когнитивных задачахСтр
§ 1 Целенаправленное игнорирование вследствие эксплицитной инструкцииСтр
111 Экспериментальные парадигмы исследования феномена направленного забыванияСтр
112 Исследования игнорирования в гипнотическом состоянии Стр
113 Экспериментальные парадигмы исследования направленного «не-думанья»Стр
114 Экспериментальные парадигмы исследования целенаправленного игнорирования в простых моторных реакцияхСтр
§ 2 Целенаправленное игнорирование вследствие имплицитной инструкцииСтр
121 Игнорирование в экспериментальных исследования вниманияСтр
122 Выбор значения как имплицитная инструкция на игнорированиеСтр
123 Имплицитная инструкция на игнорирование в мнемических процессахСтр
§3 Теоретическое осмысление феномена игнорированияСтр
131 Теория когнитивного торможения и резистентность к интерференцииСтр
132 Роль игнорирования в возникновении психической интерференции в теории ВМ АллахвердоваСтр
ВыводыСтр
Глава 2 Методы исследованияСтр
§ 1 Методы исследования целенаправленного игнорирования в мнемической деятельностиСтр
§ 2 Планирование экспериментовСтр
ВыводыСтр
Глава 3 Результаты экспериментов Стр
§ 1 Выявление воздействия инструкций на игнорирование на процесс заучивания Стр
§ 2 Выявление отличий в сохранении и извлечении из памяти целенаправленно запоминаемого и игнорируемого материала Стр
§ 3 Выявление возможности осознанного (эксплицитного) извлечения целенаправленно игнорируемой информации из памяти Стр
§ 4 Выявление возможности неосознаваемого (имплицитного) извлечения целенаправленно игнорируемой информации из памяти Стр
§ 5 Исследование возможности целенаправленного игнорирования в простых моторных реакциях Стр
Выводы Стр
Выводы Стр

Введение:

Актуальность темы. В западных работах существует серия исследований, посвященных феномену направленного забывания, которые, насколько нам известно, практически не освещены в отечественной психологии. Появление самого термина «направленное забывание» и разработка экспериментальных парадигм его исследования датируется началом 60-х гг., однако, интерес к данной проблематике до сих пор не угас, о чем свидетельствует большое количество публикаций, появившихся в 1996-2006 гг. В противовес классической психологии памяти, в которой процесс забывания определяется как потеря способности к воспроизведению ранее полученной информации, то есть, скорее, описывается как пассивный процесс, в рамках изучения феномена направленного забывания подчеркивается именно его активность. Тем самым, забывание рассматривается как осознанный процесс, следовательно, направленное забывание имеет место в тех случаях, когда человек ставит себе цель «забыть некую информацию».
Такая позиция отражена отчасти и в отечественной психологии, в которой проблемы изучения мнемической деятельности занимают особое место: поднимаются вопросы не только об объеме памяти, уровнях переработки информации, но и отмечается способность памяти «забывать сделанное», вытеснять неприятное, «преодолевать избыточное» [Зинченко П.И., 1996; Зинченко В.П., 2002; Смирнов А.А., 1948 и др.]. Так, например, П.И. Зинченко подчеркивает, что не только запоминание, но и забывание есть деятельность [Зинченко П.И., 1996].
Хотя экспериментальные исследования направленного забывания ведутся уже давно, до сих пор не решен и вопрос о терминах. Используются такие понятия как «направленное забывание», «целенаправленное забывание», «мотивированное забывание», «намеренное забывание». А с появлением исследований в области имплицитной памяти [Schacter D.L., 1987; Richardson-Klavehn A. et al., 1996; Kihlstrom J.F., 1990; и др.] в которых было показано, что информация, которая считалась забытой, тем не менее, в большинстве случаев, может быть извлечена и оказывает влияние на дальнейшее поведение человека, ученые стали иногда оперировать и понятием «игнорирование».
На настоящий момент целенаправленное игнорирование информации не имеет однозначного объяснения. Во многом, это связано с тем, что нет как убедительных экспериментальных доказательств того, что соблюдение инструкции на целенаправленное игнорирование в мнемической деятельности возможно, так и того, что оно не возможно. Полученные зарубежными исследователями результаты ведут к постановке следующих проблем: 1. кодируется ли целенаправленно игнорируемая информация также как и целенаправленно запоминаемая; 2. осуществляется ли целенаправленное игнорирование на этапе восприятия информации или на этапе ее извлечения. Таким образом, вопросы о том, может ли человек активно игнорировать поступление информации, ее наличие и извлечение из' памяти и каким образом человек отбирает информацию из внешнего мира для сознательной работы с ней, а также, что происходит с информацией, которую он при этом проигнорировал, сейчас привлекают большой интерес исследователей.
В зарубежных теориях возможность активно игнорировать информацию, то есть контролировать познание объясняется существованием «когнитивного торможения» [Dempster F.N., 1993], включающего: резистентность к интерференции [Brainerd С .J., ReynaV.F., 1993], контроль познания [Hasher L., ZacksR.T., МауС.Р., 1999], торможение извлечения информации [Geiselman R., Bjork R.A., FishmanD.L., 1983]. Нарушение же запрета, ошибки игнорирования объясняются несформированностью функции контроля [Zacks R.T., Hasher L., 1994].
С точки зрения теории В.М. Аллахвердова, если процесс игнорирования находится под сознательным контролем, то возникают ошибки интерференции, так как сознательный контроль требует алгоритма выполнения и контроля результата.
Для того чтобы ответить на вопрос о том, в чем отличие в обработке и сохранении целенаправленно запоминаемой и целенаправленно игнорируемой информации, в данной работе мы анализируем одновременное выполнение этих двух заданий.
Актуальность настоящей работы обусловлена недостаточной изученностью влияния забытой и игнорируемой информации на текущую и будущую когнитивную деятельность человека, а также связана с вопросом о способности человека контролировать протекание собственной познавательной деятельности.
Вопрос об активном игнорировании также вызвал большое количество эмпирических исследований по защитным механизмам личности, в частности, по подавлению [МаддиС., 2002; Cramer Р., 2000]. Оказалось, что человек способен поставить осознанную цель на игнорирование, и в дальнейшем, проигнорированная информация не может быть извлечена. С другой стороны, подобный же вопрос поднимался и в области культурологических исследований запретов, в частности, табу. Запрет «не делать», «не видеть» признается одним из сильнейших регуляторов деятельности [Лотман Ю.М., 2000], а по выражению М. Элиаде современный человек «весь состоит из серии запретов, отрицаний и отказов.» [Элиаде М., 1994, стр. 43]. В ряде психологических и философских исследований отмечается, что подобный запрет может активизировать творческую деятельность, чувство юмора, делает «поле запрещаемого» не менее, а более видимым [MinskyM., 1985; ГройсБ., 1997; Петров М.К., 1995]. С другой стороны, противоречие в том, что проигнорированная информация часто неожиданно вторгается в деятельность, а ее актуализацию невозможно сознательно проконтролировать [WegnerD.M., 1994; Wegner D.M., Erber R., 1992].
Цель исследования: Выявить возможность выполнения инструкции на целенаправленное игнорирование и влияние целенаправленного игнорирования на эффективность мнемической деятельности. Предмет исследования: Особенности обработки целенаправленно игнорируемой и запоминаемой информации.
Объект исследования: мнемическая деятельность взрослых людей (19-32 года).
Гипотезы исследования.
1. Существуют отличия в обработке целенаправленно игнорируемой и целенаправленно запоминаемой информации.
2. При наличии основной задачи на заучивание или запоминание, человек будет сознательно контролировать ее выполнение, при этом выполнение инструкции на игнорирование не будет сознательно контролироваться, игнорируемая информация будет обрабатываться автоматически.
3. Нет отличий в сохранении в памяти запоминаемых и игнорируемых стимулов, но целенаправленно запоминаемая информация будет быстрее извлекаться эксплицитно, а целенаправленно игнорируемая информация, сохраняясь в памяти, будет способствовать уменьшению времени решения связанных с ней когнитивных задач.
4. Нет психической интерференции между целенаправленно запоминаемой и целенаправленно игнорируемой информацией при одновременном выполнении данных инструкций.
5. Наличие в мнемическом задании дополнительной инструкции на целенаправленное игнорирование не снизит эффективность его выполнения.
Для проверки выдвинутых гипотез поставлены следующие задачи:
1. Создать методику, позволяющую отслеживать совместное выполнение двух целенаправленных инструкций - основной и дополнительной, направленной на игнорирование информации; а также успешность их выполнения.
2. Выявить наличие интерференции между целенаправленно игнорируемой и целенаправленно запоминаемой информацией.
3. Оценить эффективность выполнения заданий на запоминание и заучивание при наличии инструкции на целенаправленное игнорирование и при отсутствии данной инструкции.
4. Определить возможность сохранения в памяти, эксплицитного и имплицитного извлечения из памяти целенаправленно игнорируемой информации.
Методы исследования:
1. Классические методы исследования памяти - метод заучивания, метод сбережения, метод узнавания.
2. Постимульный метод исследования феномена направленного забывания с различными модификациями.
3. Имплицитный метод проверки сохранения информации в памяти с помощью решения анаграмм.
4. Метод исследования моторных реакций, восходящий к классической парадигме Ф. Дондерса.
5. Методы математической статистики.
Положения, выносимые на защиту.
1. Наличие в предъявляемых для заучивания или запоминания стимулах (информации) дополнительного набора стимулов, который требуется осознанно игнорировать, не ухудшает эффективность выполнения задач по заучиванию и запоминанию основных стимулов.
2. Целенаправленно игнорируемая информация обрабатывается, запоминается и извлекается из памяти, практически не создавая интерференции с информацией, подлежащей осознанному заучиванию и запоминанию. При этом если ошибки интерференции все-таки появляются, то они совершаются значимо быстрее, чем любой другой ошибочный ответ.
3. В случае если испытуемых просят вспомнить информацию, которую ранее требовалось целенаправленно игнорировать, то они дольше осознанно извлекают ее из памяти, чем целенаправленно запоминаемую. Тем не менее, целенаправленно игнорируемая информация облегчает выполнение связанных с ней когнитивных задач. Научная новизна.
В диссертационной работе обсуждаются современные методы исследования мнемических процессов, рассматриваются экспериментальные парадигмы исследования направленного забывания, о которых, насколько нам известно, практически ничего не упоминается в отечественной психологии. Более того, эти исследования не описываются и в переведенных на русский язык учебниках и монографиях по когнитивной психологии [Солсо Р., 2002; Андерсон Дж., 2002; Гейвин X., 2003].
В данной работе впервые рассматривается вопрос о влиянии целенаправленной инструкции на игнорирование на эффективность параллельного выполнения другой целенаправленной деятельности.
Для диссертационного исследования была создана оригинальная методика, позволяющая отследить одновременное выполнение двух целенаправленных инструкций - на запоминание и на игнорирование поступающей информации, - а также различия в обработке, сохранении и извлечении этой информации. В отличие от классических исследований направленного забывания, по этой методике проводилось изучение процесса заучивания, что позволило оценить сбережение целенаправленно игнорируемой и запоминаемой информации.
Впервые получено, что целенаправленно игнорируемая информация забывается не быстрее, чем заучиваемая информация: при оценке сбережения этой информации обнаружено, что на повторное заучивание обоих видов информации требуется одинаковое количество проб.
В исследовании проводилась также оценка времени ответов, благодаря чему был обнаружен эффект значительного уменьшения времени ошибочного опознания информации, которую требуется целенаправленно игнорировать.
Теоретическая значимость диссертационного исследования. Процесс выполнения задачи на игнорирование часто описывается как невозможный, так как содержит внутреннюю парадоксальность, вследствие чего возникают процессы свойственные только человеческому познанию. В данном исследовании рассматривается фактор введения дополнительной запрещающей инструкции (инструкции на игнорирование) в структуру задания на процесс его выполнения. Результаты диссертационного исследования показали, что инструкция на целенаправленное игнорирование информации может выполняться человеком при отвлечении сознательного контроля на выполнение другой мнемической деятельности, при этом эффективность выполнения последней не ухудшается. Результаты проведенных экспериментов показали, что интерференции между игнорируемой и запоминаемой информацией практически нет, но игнорируемая информация сохраняется в памяти не хуже, чем запоминаемая, и может быть извлечена из памяти. Это позволяет сделать вывод о том, что проигнорированная информация, хоть и рассматривалась испытуемыми как ненужная, кодировалась не менее эффективно, чем целенаправленно запоминаемая, что не согласуется с теоретической моделью, предложенной Ф. Крэйком и Р. Локхартом, в которой предполагается, что длительность хранения информации в памяти зависит от глубины обработки. Результаты, полученные в исследовании, позволяют отвергнуть «гипотезу кодирования» [Wilson S.P., KippK., 1998], в которой феномен направленного забывания объясняется тем, что запоминаемые стимулы кодируются, а игнорируемые -нет.
Практическая значимость диссертационного исследования: Описанные в диссертационном исследовании современные методы исследования забывания, а также полученные результаты представлены в курсе «Экспериментальная психология сознания». Результаты исследования использованы при разработке социально-психологического тренинга «Управление информацией» (НОУ ДО «Архитектура будущего») и проведении тренингов «Работа с информацией».
В диссертационном исследовании был получен результат, свидетельствующий о том, что заучивание целевой информации происходит лучше в том случае, если присутствует дополнительная информация (т.е. усложнение задания), которую требуется целенаправленно игнорировать. А также, что человеку требуется одинаковое количество проб, чтобы заучить информацию, специально повторенную дважды и чтобы заучить ту же информацию, но где вместо повторения предъявляется информация, которую просят игнорировать. Игнорируемая информация при этом еще и автоматически запоминается. Найденный прием может выступать как одна из мнемотехник, повышающих эффективность запоминания.
Исследование целенаправленного игнорирования связано с исследованием забывания травматических событий, проливает свет на формирование ложных воспоминаний и неосознаваемое изменение свидетельских показаний. Таким образом, полученные данные представляют интерес для юридической, клинической и социальной психологии, а также психотерапии.
Апробация результатов исследования: По теме диссертации были прочитаны доклады и опубликованы материалы: на второй российской конференции по когнитивной науке (Санкт-Петербург, 2006) на научно-практической конференции «Ананьевские чтения» (Санкт-Петербург, 2005); на международной научно-практической конференции «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, 2003, 2004, 2005); на международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносовские чтения» (Москва, 2005); на международной научно-практической конференции «Дружининские чтения» (Сочи, 2004); на международной конференции «Psychology in the New Europe» (Краков, 2005). Опубликована статья в коллективной монографии (Аллахвердов В.М. и др., 2006). Результаты научной работы обсуждались на заседании кафедры общей психологии факультета психологии СПбГУ (2006 г.).
Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения и приложения. Во введении обосновывается выбор и актуальность темы, ее практическая значимость, выдвигаются гипотезы исследования, формулируются задачи, выбираются методы исследования.
Просмотров: 150 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz