Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 18 » Скачать Ценности как фактор смысложизненных ориентаций современного российского студенчества и их динамика : на примере технических бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
22:58
Скачать Ценности как фактор смысложизненных ориентаций современного российского студенчества и их динамика : на примере технических бесплатно

Ценности как фактор смысложизненных ориентаций современного российского студенчества и их динамика : на примере технических вузов города Иркутска

Диссертация

Автор: Леденцов, Дмитрий Сергеевич

Название: Ценности как фактор смысложизненных ориентаций современного российского студенчества и их динамика : на примере технических вузов города Иркутска

Справка: Леденцов, Дмитрий Сергеевич. Ценности как фактор смысложизненных ориентаций современного российского студенчества и их динамика : на примере технических вузов города Иркутска : диссертация кандидата социологических наук : 22.00.04 / Леденцов Дмитрий Сергеевич; [Место защиты: Иркут. гос. ун-т] Иркутск, 2007 182 c. : 61 07-22/571

Объем: 182 стр.

Информация: Иркутск, 2007


Содержание:

Введение фактора смысложизненных ориентации понятия
12 Систематизация категории «Ценности» с точки смысложизненных ориентации специфики современной России вузов города Иркутска как системы: региональный аспект жизненных стратегий
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение:

Актуальность темы исследования. Современная высшая школа представляет собой бурно развивающийся сектор, количество вузов год от года увеличивается, насыщая отрасли хозяйства специалистами с высшим образованием, не всегда нужного профиля и не всегда высокого качества. Диплом о высшем образовании сегодня стал своеобразным «билетом в рыночную экономику». Социологи установили факт работы по специальности не более 30,0% выпускников вузов. Превалирующий выпуск студентов, проходивших обучение на коммерческой основе, с одной стороны, обусловил доступность получения высшего образования всеми желающими, с другой, снижение его качества. Интересы взаимодействующих сторон, казалось бы, достигнуты: высшая школа получает коммерческие доходы, граждане дипломы о высшем образовании. На повестке дня не стоит вопрос о том, чтобы студенты становились личностями, всесторонне развитыми и социально ответственными людьми, глубоко преданными делу своей жизни, интеллигентами. Высшая школа из храма науки стала превращаться в ремесленное заведение. Отсюда, на наш взгляд, и вытекают все те проблемы, с которыми столкнулось студенчество в современных условиях, особенно в плане формирования ценностей. В условиях идеологического плюрализма современной России государство, общество и сами вузы устранились от практики «выделывания» кадров (Ф.М.Достоевский). Студенты предоставлены сами себе, разобщены, у них нет общих дел, которые бы установили между ними прочные, взаимосогласованные связи. Духовное одиночество, опора на собственные силы, желание победить в гонке за обладанием стандартами потребления искажают в сознании и в действительности само человеческое естество студентов. Между тем, студенчество представляет собой авангард всего общества, который в ближайшем будущем займет место основной производительной силы, а это значит, что ценности современного студенчества будут во многом определять ценности всего общества. Сегодня именно на студенческой скамье формируется то многочисленное поколение (количество мест в вузах практически равняется количеству выпускников средних школ), которое окажет огромное влияние на духовный климат общества в первой половине XXI века. Поэтому актуальной является задача определения самых главных, смысложизненных ориентации современного российского студенчества как основного фактора их ценностного мира. Сформулированная задача не может быть рещена без теоретического уяснения самой сути ценностного отношения, поэтому актуальность выработки нового подхода к изучению феномена ценности оказалась настоятельной в условиях отсутствия в изученной литературе единого подхода к трактовке понятия «ценность». Не менее актуальной оказалась задача очертить круг изучаемых ценностей современного студенчества таким образом, чтобы не повторять и не перекрывать понятия и явления, выстроить логическую структуру смысложизненных ориентации, связывающих воедино основные насущные цели и интересы студенчества в вузе. Смысложизненные ориентации явились как бы конструкцией», каркасом, отграничивающим «несущей самые актуальные для студентов ценности от всех прочих, менее актуальных. Картина ценностей современного студенчества оказалась бы неполной без изучения специфики ценностей студенчества в регионе, территориально далеком от центра страны, к демонстрирующем жизни для всех сегодня россиян, образцы исходя ценностного отношения из специфики социокультурного контекста происходящих в России преобразований. Кроме того, необходимо замерить, претерпевают ли изменения и сколь существенные за время обучения те ценности, с которыми абитуриенты приходят в вуз. Поскольку роль технического фактора в превращении России в мощную державу является сегодня технологии, безусловной (требуются новые инновации, инвестиции, новые технические прорывы, способные вывести страну в число лидеров технического прогресса), актуальной явилась задача изучения ценностей студентов именно технических вузов, как будущего «лица» технической интеллигенции страны. Кроме того, актуальность данной диссертации обусловлена тем, что она попадает в общий контекст исследований, которые объединяют в настоящее время усилия ученых различных направлений, исследующих ценности современного поколения молодежи, молодежную субкультуру и студенчество в частности. Степень научной разработанности проблемы. Анализ литературы в области изучения феномена ценности, ценностных ориентации, ценностной динамики и т.д. показал, что изучение категории «ценность» до сих пор является проблемой, поскольку отсутствует единый подход и единая трактовка данного понятия. Сложность заключается в том, что «ценность» является очень многоаспектным явлением, уяснить ее в комплексе представляется трудным. Изучая теоретическую основу подходов к феномену «ценность», диссертант обратился к работам ведущих российских аксиологов, таких как, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, И.С. Кон, A.M. Коршунов, А.А. Ручка, В.П. Тугаринов и др. В трудах этих исследователей рассматривались фундаментальные проблемы аксиологии, связанные с онтологическими вопросами теории ценностей, исследовались исторические корни происхождения проблемы ценностей в философии, культурологии, этике и эстетике, объяснялось отношение системы ценностей к миру духовного и материального, исследовались формы и способы существования ценностей.Изучение западных теоретико-методологических разработок происходило на основе трудов М. Вебера, Э. Дюркгейма, Р. Инглехарта, Ф. Знанецкого, М. Рокича, П. Сорокина, У. Томаса и др. Обратившись к изучению специализированных работ целого ряда отечественных и зарубежных авторов по представлению ценностных ориентации (социальных, политических, нравственных, профессиональных и т.д.) различных социально-демографических групп, диссертант подробно рассмотрел такую специфическую социологическую группу, как студенчество. Студенчество исследуется с точки зрения особенностей сознания и поведения, социального статуса его представителей в работах таких авторов, как В.А. Антонов, В.В. Бовкун, А.С. Власенко, Т.В. Ищенко, А.В. Дмитриев, А.С. Запесоцкий, Н. Иконникова, Н.И. Лапин, В.Т. Лисовский, А.А. Козлов, Ю.С. Колесников, Л.Я. Рубина, М.Н. Руткевич, В.В. Павловский. Были изучены работы авторов, в которых отчетливо проявилось непосредственное обращение к проблеме ценностных ориентации российского студенчества. Среди них работы А.С. Власенко, В.Р. Вишневского, О.В. Виштак, Б.И. Говако, М.Б. Доброрадных, Т.В. Ищенко, Ю.В. Колесникова, М.В. Лисаускене, В.Т. Лисовского, В.Г. Немировского, Т.Э. Петрова, Б. Рубина, Л.Я. Рубиной, А.Н. Семашко, А.В. Соколова, П.А. Старикова, И.О. Щербаковой, В.В. Юдина, а также ряд других исследователей. В последние годы внимание отечественных исследователей обращено преимущественно к анализу кризиса системы ценностей и тех конкретных изменений, которые происходят с ценностными ориентациями различных групп российского общества. Однако региональная специфика динамики ценностных ориентации студенчества остается еще слабо освещенной в отечественной социологической литературе. Между тем работы Н.И. Иголевича, З.К. Селивановой, Е.А. Скриптуновой, А.А. Морозова, Т.А. Ерошиной, СВ. Толутина, И.И. Чичаевой, И.М. Чудиновой, З.А, Шакурова, В.К. Шумилова и др. позволили диссертанту изучить вопросы динамики ценностных ориентации в условиях социальных трансформаций, в том числе и на примере регионов. Таким образом, несмотря на то, что проблемы ценностей, ценностных ориентации, существующее разнообразие подходов к изучению феномена ценностей, обилие трактовок ценностей, исследование разных аспектов ценностных отнощений достаточно подробно освещены в литературе как отечественной, так и зарубежной, до сих пор нет единого конструктивного подхода. Такой подход должен на своей собственной основе объяснять каждый из уже имеющихся, объединять разные подходы и даже разные аспекты подходов в единую схему, которая была бы «работающей» не только в теории, но и на практике. Кроме того, исследование ценностей студенчества региональных вузов всегда имеет свою специфику, соответствующую или контрастирующую с общероссийской. Поэтому рассмотрение ценностей как фактора смысложизненных ориентации регионального студенчества может стать серьезным вкладом в представление картины общего состояния ценностей российского студенчества в настоящее время. Объект исследования современное российское студенчество технических вузов г. Иркутска. Предмет исследования динамика ценностей российских студентов (г. Иркутска) технических вузов как фактора их смысложизненных ориентации. Цель и задачи исследования. Цель работы изучить ценности студенчества технических вузов в условиях современной России как основу их жизненных стратегий и показать динамику ценностей за период обучения в вузе. Достижение поставленной цели предполагало постановку и рещение следующих задач: определить сущность, природу и теоретические основы формирования ценностей; систематизировать ценности как систему соподчиненных понятии на основе выявления смысложизненных ориентации студенчества; выявить особенности ценностных отношений современного студенчества в контексте специфики современной России; исследовать содержание системы ценностей студенчества и направление ее динамики в условиях современной образовательной среды на примере технических вузов г. Иркутска; показать особенности жизненных стратегий студентов технических вузов. Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что ценности студенчества как основа их смысложизненных ориентации в условиях современной России подвергаются влиянию западных стандартов «достижения успеха любой ценой», В результате жизненные стратегии предстают как лишенные гармоничного наполнения необходимыми параметрами именно человеческого существования. Человеческая сущность приносится в жертву желанию получать высокий доход, смысложизненные ориентации превращаются в однобокие, при этом политические, идеологические, до некоторой степени экологические, витальные, отчасти социальные ценности уступают ранг смыслообразующих экономическим ценностям. Теоретико-методологическую осиову исследования составили идеи классиков мировой и отечественной значимого человеческого взаимодействия социологии (концепция П,А,Сорокина, концепция личности Л,Я,Рубиной, ценностные ориентации В,Т,Лисовского и др,). Для решения проблем данного диссертационного исследования возникла необходимость применения междисциплинарного подхода, позволившего изучить проблему ценностей в комплексе, в ракурсе разных представлений и отдельных аспектов изучаемого феномена. Методологической основой исследования явился диалектический метод восхождения от абстрактного к конкретному. Большое значение в работе придавалось единству анализа и синтеза, исторического и логического, целого и части, всесторонности рассмотрения поставленных проблем и взаимосвязи их с другими проблемами. Информационную базу исследования составили результаты социологических исследований, проведенных авторитетными учеными, монографии, сборники статей, материалы научно-практических и научнотеоретических конференций. В работе использованы такие методы социологического исследования, как метод включенного наблюдения, анкетирование и вторичный социологический анализ. Эмпирическую проведенного базу исследования по составили материалы автором самостоятельно разработанному в инструментарию репрезентативного социологического исследования 2006 году в двух технических государственном техническом вузах г. Иркутска университете и в Иркутском Иркутском государственном университете путей сообщения с целью изучения динамики ценностей студенчества в современной России (N=409); исследование было проведено методом анкетирования. Кроме того, в диссертации были применены методы вторичного социологического анализа, использованы результаты социологических исследований, проведенных другими авторами в различных регионах Российской Федерации, в том числе и в Иркутской области, использованы данные Росстата и Иркутскстата. Для обработки полученных данных был использован стандартный пакет SPSS Base for Windows. Достоверность результатов исследования обусловлена сопоставимостью данных с данными других исследований (в частности, с данными аналитического Центра Ю.Левады), с некоторыми выводами других исследователей по данной тематике. Научиая новизиа диссертациониого исследоваиия состоит в выявлении динамики ценностей современных студентов технических вузов как фактора их смысложизненных ориентации, определении их жизненных стратегий в контексте реалий современной России. Конкретные результаты диссертационного исследования, имеющие научную новизну, состоят в следующем: предложена авторская трактовка понятия «ценности» как многокомпонентного феномена, главной составляющей которого является взаимоотношение между людьми, приводящее к формированию ценности, результирующейся в артефактах (предметные ценности) и в сознании взаимодействующих определение иного); представлен авторский вариант системы соподчиненных понятий категории «ценность», системообразующим признаком которой являются важнейшие смысложизненные ориентации индивидов; на основе авторской классификации ценностей и проведенного эмпирического социологического исследования выявлены основные ценности современного студенчества России и технических вузов г.Иркутска в индивидов (ценности-цели, жизненный выбор, контексте сегоднящних преобразований; выявлена динамика ценностей современного российского студенчества, позволяющая определить вектор их жизненных стратегий, направленность которого на «достижение экономического успеха» в ущерб всем другим смысложизненным параметрам свидетельствует об углублении ценностного кризиса молодежи. Положения, выносимые на защнту: 1. Феномен ценности рассматривается в диссертации, прежде всего, как социальный феномен, появившийся вместе с общественными отношениями. Ценность есть результат, предпосылка и непосредственно само взаимодействие между людьми, как многокомпонентное явление, в котором взаимодействующие индивиды или группы, желая выжить, выбирают те способы взаимодействия, помещают в сознание те смыслы, 10 опредмечивают в вещах те значения, которые сообразуются для них с пользой, благом, добром. 2. Для изучения ценностей необходим системный подход, поскольку ценностный мир многообразен. В целях систематизации наиболее значимых ценностей был выбран критерий смысложизненных ориентации индивидов, выживание которых невозможно без биофакторов (витальных, экономических, экологических, способствующих осуществлению цели человека (социальных выживанию его как биоорганизма) и социофакторов политических, идеологических, способствующих осуществлению самоцели человека выживанию его человеческим образом). 3. Создание авторской классификации ценностей способствовало изучению ценностей современного студенчества в условиях специфики современной России. Оказалось, что наиболее значимыми сегодня являются экономические ценности. Именно эти ценности в настоящее время оказывают решающее воздействие на выбор модели поведения современного студента, остальные ценности «отходят на второй план» и не оказывают больщого влияния на выбор жизненных стратегий российских студентов. 4. Студенчество ориентировано на самореализацию и индивидуализм, разрушен стереотип «приносить пользу обществу». У студентов нет убежденности к здоровью, нести к ответственность защите за будущее среды). (пренебрежение окружающей Приверженность в сознании к ценностям семьи, нравственности и т.д. на практике уступает место экономическим ценностям. Такое раздвоение ценностей в сознании и в действительности способно привести к непредсказуемому поведению студентов. 5. Отсутствие четких идеологических позиций у приводит к неоднозначности позиций студенчества, студенчества размытости ценностных установок и разорванности ценностного сознания и поведения. 11 Без личностного решения для себя проблем идеала индивид не может определить своего места в системе «человек и Мир», поскольку лишается системы координат, что будет, скорее всего, препятствовать решению проблемы выживания общества. 6. В условиях современной России терминальной ценностью для студенчества является только одна ценность ценность экономического успеха для все большего потребления материальных благ. В диссертации выявлен крен ценностного сознания современного студенчества технических вузов г.Иркутска в сторону экономических ценностей за счет других ценностей. Универсальные общечеловеческие ценности отодвигаются на второй план, что говорит о кризисе системы ценностей молодежи. Теоретическая диссертациониого и практическая В значимость работе на результатов базе общего исследования. методологического подхода решен комплекс прикладных задач, уточнены знания о природе ценностей и процессах их формирования. Изучено ценностное поле современного студенчества, выявлена направленность изменений ценностей как фактора смысложизненных ориентации на фоне преобразований в современном российском обществе. Проведен сравнительный анализ динамики социальных ценностей студенчества технических вузов г. Иркутска и студенчества России. Выявлены наиболее значимые ценности современного студенчества, влияющие на выбор жизненных стратегий студентов. Выявленная динамика и типология ценностей студенчества позволит более успешно планировать и осуществлять образовательную и воспитательную работу в вузах страны. Полученные результаты могут быть использованы на уровне руководства высших учебных заведений при планировании структурных преобразований и стратегии развития вузов. Результаты данного исследования могут быть использованы для 12 прогнозирования развития социальной ситуации в регионе и в стране в целом. Практическая результаты ценность диссертации определяется тем, что исследования могут служить опорным материалом для формирования практических шагов и механизмов реализации молодежной политики региона. могут Кроме быть того, результаты диссертационного курсов по исследования использованы при чтении гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, курсов социологи молодежи, социологии образования, а также на семинарских занятиях, в процессе написания курсовых и дипломных работ. Теоретические и практические результаты данной диссертации могут быть использованы при проведении дальнейших исследований ценностей студенчества как важнейшего ориентира целенаправленного формирования кадров будущей интеллигенции, представлять интерес для органов власти, средств массовой информации, молодежных организаций. Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялось по ряду направлений, включающих: опубликование результатов исследования в печати; выступления на научно-практических и методических конференциях; собственную экспериментально- исследовательскую деятельность автора. Основные идеи диссертанта были апробированы в выступлениях на: межрегиональной научной конференции «Вторые забайкальские социологические чтения» (г. Чита, 2004); Ежегодной научной конференции «Социальные проблемы региона глазами студентов» (г. Саратов, 2006); Межрегиональной научной конференции «Третьи забайкальские социологические чтения» (г. Чита, 2006); Всероссийской конференции «Теоретические и практические проблемы выживания, безопасности и развития земной цивилизации в условиях современной исторической эпохи» (г. Иркутск, 2007). Диссертационная работа обсуждена на кафедре философии и университета путей 13 социальных наук Иркутского государственного сообщений и рекомендована к защите в диссертационном совете но специальности 22.00.04 социальная структура, социальные институты и процессы. Основные положения и выводы диссертации отражены в 4 публикациях общим объемом 2 п.л., в том числе в статье, опубликованной в журнале из перечня, утвержденного ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации. Структура диссертации. Диссертационная введения, двух глав, включающих пять работа состоит из
Просмотров: 145 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz