Среда, 15.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 21 » Скачать Дидактические условия формирования коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений. бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
20:27
Скачать Дидактические условия формирования коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений. бесплатно

Дидактические условия формирования коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений

Диссертация

Автор: Буянов, Владимир Николаевич

Название: Дидактические условия формирования коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений

Справка: Буянов, Владимир Николаевич. Дидактические условия формирования коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Ульяновск, 2004 189 c. : 61 04-13/2378

Объем: 189 стр.

Информация: Ульяновск, 2004


Содержание:

Введение
1 Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений ф 11 Коммуникативные умения интерактивной направленности как социально-педагогическая проблема
12 Основные подходы к построению методики формирования коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений
13 Цели и содержание формирования коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений в системе переподготовки и повышения квалификации
Выводы по главе
2Формирование коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений
Ф 21 Общая характеристика опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений в системе повышения квалификации
22 Дидактические условия формирования коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений
23 Результаты опытно-экспериментальной работы и их анализ
Выводы по главе 2

Введение:

Современный этап развития образования характеризуется обновлением и качественными изменениями его структуры, содержания, методов и средств обучения, воспитания, новыми организационно-педагогическими и управленческими подходами, что неизменно связано с осознанием необходимости перевода руководителя в режим развития и саморазвития с учётом его индивидуальных особенностей.
Новые запросы к образованию требуют не только приобретения участниками образовательного процесса новых знаний, умений и навыков, но и развития их личностных качеств, воспитание Мыслителя, Решателя, то есть Человека думающего, способного к адаптации и самореализации в современных учебных и социокультурных условиях. Данные условия создаются образовательной средой; гарантирующей становление такого человека. С этим связано обращение к созданию адаптивной образовательной среды как важному составляющему гуманистической модели образования.
Изменение требований к личности, трудности в сфере межличностных взаимодействий, ситуативные, психолого-педагогические влияния, управленческая авторитарность, ведущие к дидактогениям и ослаблению здоровья участников педагогического процесса, требуют поиска новой стратегии построения образовательной среды, основывающейся на гуманистических принципах, переориентации образовательного процесса с позиций жёстко заданных социумом норм обучения и воспитания, на Человека как высшей ценности, на сохранение и развитие его личностного потенциала.
Это предъявляет повышенные требования системе переподготовки и повышения квалификации руководителей образовательных учреждений. Система переподготовки и переподготовки руководителей образовательных учреждений должна строится на новой основе, способствующей непрерывному пополнению и совершенствованию их управленческих знаний и умений.
Гуманистическая, профессиональная направленность руководителя поможет жить с людьми, а не «быть» над ними; облегчит выбор каждой личности в образовательном учреждении собственного пути, а не заставит следовать чужой воле; будет содействовать в том, чтобы она осмысленно существовала в мире, свободно шла ио пути профессионально-личностного развития, ощущая реальную поддержку со стороны администрации образовательного учреждения и коллег.
Администрация образовательных учреждений, строящая управление на принципах гуманистической образовательной среды, создает условия для становления и развития личности сотрудника как субъекта жизни. Обращение пристального внимания учёных и современного общества к проблеме гуманизации образования во многом связано с эволюцией философских воззрений, в соответствии с которыми в центр научной картины мира* ставится человек: В' связи с этим, переход образовательных учреждений и- органов управления образованием на личностно-ориентированную. парадигму образования и управления ими требует новой профессиональной педагогической и управленческой деятельности, а значит, и подготовки.
Осознание необходимости радикального повышения эффективности управленческой деятельности руководящих кадров, в том числе и образовательных учреждений, привело в последнее время к усилению внимания к исследованиям в области проблем управления образованием. Среди них работы: по теоретическим и методологическим основам социального управления (В.Г.Афанасьев, Н.Т.Абрамова, М.К.Бочаров, Д.М.Гвищиани, В.П.Кузьмин, А.М.Омаров, Э.Г.Юдин и др.); по теоретическим и методологическим вопросам управления образованием (Ю.В.Васильев, М.И.Кондаков, Е.Н.Шиянов, Ю.А.Конаржевский и др.); по региональным проблемам управления
В.И.Кротов, Н.И.Калаков, М.А.Кондратьева, Г.И.Оглоблина, П.И.Третьяков и др); по вопросам формирования образовательной среды с позиций её адаптивности (Т.М.Давыденко, Ю.А.Клейберг, Н.П.Капустина, С.В.Красикова, И.Б.Сенновского, П.И.Третьякова, Т.И.Шамовой, Е.АЛмбурга и др.); по исследованию отдельных функций управления (Н.Н.Бояринцева, В.И.Зверева, Ю.А.Конаржевский, Ю.К.Кузнецов, А.А.Орлов, В.С.Татьянченко, И.А.Трухин, Т.И.Шамова, Н.А.Шубин и др); по вопросам определения места и сущности психотерапевтической функции в деятельности педагога (Н.Н.Бояринцева, С.А.Беличева, А.Б.Добрович, А.А.Деркач Л.Н.Иванова, Н.В.Калинина, М.И.Лукьянова, Б.Т.Лихачев, С.Н.Митин, А.К.Маркова, С.И.Попова, О.А.Полищук, П.И.Третьяков, Н.Е.Щуркова и др.).
Ряд работ посвящен разработке различных подходов к определению содержания и форм организации повышения квалификации руководителей образовательных учреждений (В.Ю.Кричевский, В.И.Маслов, К.А.Нефедова, Е.П.Тонконогая и др); проведены исследования по отдельным функциям управления (Н.Н.Бояринцева, В.И.Зверева, Ю.А.Конаржевский, Ю.К.Кузнецов, А.А.Орлов, В.С.Татьянченко, И.А.Трухин, Т.И.Шамова, Н.А.Шубин и др.).
Отдельно необходимо отметить исследования психологов, направленные на решение проблем управления развитием личности и коллектива (А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Китов, А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова, А.А.Мелик-Пашаев, В.Д.Шадриков, В.А.Якунин и др.).
Анализ научно-методической литературы, диссертационных исследований (Н.Н.Бояринцева, А.Б.Добрович, А. А. Дергач Л.Н.Иванова, С.В.Кузнецов, Р.П.Козлова, Е.В.Кобелянская, Л.Н.Кузнецова, Н.В.Калинина, М.И.Лукьянова, Б.Т.Лихачев, С.Н.Митин, А.К.Маркова, О.В.Немиринский, О.В.Обидин, Е.А.Пуртова, С.И.Попова, О.А.Полищук, П.И.Третьяков, Н.Е.Щуркова и др.) свидетельствует о том, что в настоящее время активизируется работа по проблеме, она освещается в сериях научно-популярных изданий, в педагогической и методической периодике. Проводится определенная работа по ее пропаганде.
Увеличение числа работ, посвященных проблемам общения в педагогическом и управленческом процессах, с целью поддержки человека, свидетельствует о пристальном внимании ученых к данному вопросу.
Однако вопросы, связанные с проблемой разработки такого элемента, как установление и поддержание взаимодействия субъектов управления, в ситуации совместной деятельности, через общение интерактивной направленности, не получили достаточного научного обоснования.
Управление является тем рычагом, который нацелен на активизацию человека, на повышение эффективности его труда. И в первую очередь от руководителя зависит та атмосфера, тот моральный климат, в котором работают его подчиненные. От культуры управления зависит эффективность работы всего подразделения.
Исключительно важное значение данной проблемы определило ее место в ряду ведущих направлений педагогических исследований.
Вопросы формирования образовательной среды с позиций её адаптивности рассматриваются в работах М.Р.Битяновой, Т.М.Давыденко, Ю.А.Клейберг, Н.П.Капустина, С.В.Красикова, Н.А.Рогачёвой, И.Б.Сенновского, П.И.Третьякова, Т.И.Шамовой, И.С.Якиманской, Е.А.Ямбурга и др., где наибольшее внимание уделяется вопросам реализации педагогических и управленческих технологий.
К данной проблеме имеют отношение работы, связанные с разработкой понятийного аппарата: «адаптация» (Ж.Пиаже и др.), «адаптационный синдром» (Г.Селье), «адаптивные взаимодействия» и психотерапевтические параметры успешного взаимодействия (Дж.Буженталь и др.), «психотерапевтическая функция педагога» (Б.Н. Алмазов, С.А.Беличева, Б.П.Битинас,
В.И.Гарбузов, С.Н.Митин, Л.И.Новиков, С.И.Попова, К.Роджерс, А.С.Спиваковская и др.), «педагогические умения» (Л.П.Буева, А.Г.Ковалёв, Н.В.Кузьмина, К.К.Платонов, В.А.Сластёнин и др.); с изучением сущности и процесса формирования педагогических умений (О.А.Абдулина, О.И.Донина, Г.К.Воеводская, Н.С.Морова, Л.Ф.Спирин, Н.Б.Шмелева и др.); с изучением культуры педагогического мастерства (В.А.Кан-Калик, Н.Е.Щуркова, И.В.Юстус и др.), а также теории социально-педагогического тренинга (Н.М.Гаджиева, Н.Н.Никитина, Н.И.Козлов, С.В.Кривцова, Е.А.Мухаматулина, Л.А.Петровская, В.В.Петрусинский, А.С.Прутченков и
Особенности слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации, характер их профессиональной деятельности и кратковременность процесса обучения требуют разработки специальной методики обучения, которая своим содержанием, методами и формами организации учебно-познавательной деятельности была бы направлена на совершенствование их управленческой компетентности, в частности коммуникативных, умений интерактивной направленности.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена, с одной стороны, потребностью практики управления образовательными учреждениями в совершенствовании у их руководителей коммуникативных умений интерактивной направленности, а с другой - неразработанностью методики обучения данным умениям в системе переподготовки и повышения квалификации.
С учетом реально существующих и характерных для руководителей образовательных учреждений управленческих проблем и противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы дидактические условия формирования коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений в системе переподготовки и повышения квалификации работников образования. Решение этой проблемы составляет и цель исследования.
Объектом исследования является процесс коммуникативной подготовки руководителей образовательных учреждений в системе переподготовки и повышения квалификации.
Предметом исследования являются дидактические условия формирования коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений.
В исследовании выдвигается следующая гипотеза: формирование коммуникативных умений интерактивной направленности окажет существенное влияние на повышение эффективности управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений при соблюдении следующих дидактических условий:
• выявления и опережающего усвоения системы опорных умений, необходимых для формирования коммуникативных умений интерактивной направленности;
• модульной структуризации программы обучения;
• учета потребностно-мотивационной сферы слушателей в процессе подготовки и включения их в учебно-познавательную деятельность;
• организации учебных занятий адекватных целям модульной программы, ее содержанию, формам и методам обучения, а также уровню сформированное™ у слушателей изначальных коммуникативных умений.
Цель и гипотеза обусловили постановку основных задач:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике.
2. Разработать методику формирования коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений в системе переподготовки и повышения квалификации.
3. Выявить и экспериментальным путем проверить необходимые дидактические условия для эффективного протекания данной подготовки.
4. Разработать практические рекомендации по формированию коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений в системе переподготовки и повышения квалификации.
Методологическую основу исследования составляют положения философии о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений реального мира, о целостности личности как социально-психологического феномена, реализуемой через систему гуманных педагогических воздействий, рассматриваемых с позиции психотерапевтического подхода в развитии профессиональных умений руководителя; о деятельностно-творческой сущности личности и многофакторном характере её развития, реализуемом в рефлексивной деятельности по достижению необходимого результата, а также положения о единстве сознания, эмоциональной сферы и поведения людей.
Конкретная методология исследования опирается на антропологический, системный, синергетический, рефлексивный, психотерапевтический подходы, принцип единства сознания и деятельности, на положения о сис-темно-деятельностном подходе к развитию умений и поэтапном формировании умственных действий, разработанные в психологии обучения, на методы педагогических исследований.
Опытно-экспериментальная база исследования. В качестве таковой были избраны Ульяновский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, Ульяновский государственный технический университет, управление образованием мэрии г.Ульяновска.
Организация и этапы исследования. Исследование выполнялось в несколько этапов.
Первый этап (1998-2000) - поисково-аналитический: историко-теоретический и сравнительно-сопоставительный анализ философской, психолого-педагогической и социологической литературы; первичные наблюдения, их анализ и обобщение; накопление эмпирических данных; уточнение и обогащение понятийного аппарата, задач, гипотез, методологии, программы, методики и организации исследования.
Второй этап (2000-2001) был связан с определением сущности, содержания, условий и конкретной методики формирования коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений в системе переподготовки и повышения квалификации.
Третий этап (2001-2003) опытно-экспериментальный: формирующий эксперимент по внедрению в практику методики формирования коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений в системе переподготовки и повышения квалификации.-В: ходе экспериментальной работы .осуществлялась проверка гипотезы исследования.
Четвертый (2003-2004) имел своей целью обобщение, систематизацию, а также внесение корректив в опытно-экспериментальную работу, публикацию и литературное оформление результатов исследования в виде диссертации.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем:
• на основе проведенного теоретического анализа проблемы, определена необходимость освоения руководителями образовательных учреждений системы коммуникативных умений интерактивной направленности, как гуманистической составляющей образовательного процесса;
• разработано содержание и способы формирования коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений;
• выявлена совокупность дидактических условий успешной реализации предложенной методики, обеспечивающей адекватность цели, содержания, методов, форм организации учебно-познавательной деятельности слушателей;
• обоснована и экспериментально доказана взаимосвязь между сфор-мированностью коммуникативных умений интерактивной направленности и повышением уровня управленческой культуры руководителя;
• выявлены показатели сформированности коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений.
Теоретическая значимость исследования:
• с позиции системного подхода разработана система коммуникативных умений; интерактивной направленности у руководителей .образовательных учреждений;
• разработана на основе модульного подхода и научно обоснована методика формирования коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений в системе переподготовки и повышения квалификации;
Практическая значимость заключается в том, что в ходе исследования разработана, апробирована и внедрена в практику переподготовки и повышения квалификации руководителей образовательных учреждений программа формирования коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений. Методический комплекс составляют: программа учебного курса (на 24 часа), включающая лекционные, семинарские занятия; специальный педагогический тренинг (на 6 часов), адаптированный к особенностям контингента участников (руководителей образовательных учреждений); а также соответствующие методические материалы, обеспечивающие освоение руководителями образовательных учреждений коммуникативных умений интерактивной направленности и использование их в конкретной управленческой деятельности. Содержащиеся в диссертации выводы, и теоретические положения доведены до конкретных методических рекомендаций, реализация которых существенно повышает качество управления педагогическими системами и создает реальные предпосылки для современной переподготовки управленческих кадров. Разработанные методики могут быть использованы в педагогических ВУЗах при подготовке менеджеров образования, а также в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечена методологической и теоретической обоснованностью его позиций, использованием комплекса методов, адекватных природе изучаемого явления и цели, задачам, логике, объёму и значимости исследования, внедрением результатов исследования в практику управления образовательными системами.
Основные положения, выносимые на защиту:
• формирование коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений в системе переподготовки и повышения квалификации обеспечивается применением специально организованного процесса обучения, построенного с учетом особенностей контингента слушателей и специфики обучения в системе переподготовки и повышения квалификации, состава формируемой системы знаний и умений, уровня изначальной ее сформированности у руководителей образовательных учреждений;
• управленческие коммуникативные умения интерактивной направленности являются интегративным образованием, структуру которого составляют две группы умений, состоящих из умений, необходимых для формирования общей коммуникативно-терапевтической культуры профессионального общения, и умений, связанных с профессиональной коммуникативной деятельностью, основанной на выработке коммуникативно-терапевтической культуры общения;
• эффективность обучения обусловлена следующими педагогическими условиями: выявлением и опережающим усвоением системы опорных умений, необходимых для формирования коммуникативных умений интерактивной направленности; модульной структуризацией программы обучения; учетом потребностно-мотивационной сферы слушателей в процессе подготовки и включения их в учебно-познавательную деятельность; организацией учебных занятий адекватных целям модульной программы, ее содержанию, формам и методам обучения; а также уровню сформированности у слушателей изначальных коммуникативных умений.
Апробация и внедрение результатов исследования. Они нашли отражение в статьях, докладах, тезисах, опубликованных в Ульяновске, Тюмени, Воронеже. Основные идеи и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики высшей школы и социальной работы Ульяновского государственного университета, на кафедре физического воспитания Ульяновского государственного технического университета, на методологических семинарах управления образованием мэрии г.Ульяновска.
Полученные результаты диссертационного исследования использовались в программе курсов повышения квалификации для таких категорий слушателей, как руководители районных отделов образования, заведующие районными методическими кабинетами системы образования, директора и заместители директоров образовательных учреждений.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Просмотров: 149 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz