Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2014 » Июнь » 19 » Скачать Экономическая природа и эффективность услуг при социализме (на примере туристской услуги). Ильина, Людмила Анатольевна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
05:10
Скачать Экономическая природа и эффективность услуг при социализме (на примере туристской услуги). Ильина, Людмила Анатольевна бесплатно

Экономическая природа и эффективность услуг при социализме (на примере туристской услуги)

Диссертация

Автор: Ильина, Людмила Анатольевна

Название: Экономическая природа и эффективность услуг при социализме (на примере туристской услуги)

Справка: Ильина, Людмила Анатольевна. Экономическая природа и эффективность услуг при социализме (на примере туристской услуги) : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.01 Москва, 1984 181 c. : 61 85-8/1200

Объем: 181 стр.

Информация: Москва, 1984


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УСЛУГ ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ
§ I Непроизводственная сфера в системе общественного разделения труда П
§ 2 Социально-экономический характер труда занятых в нематериальном производстве, его особенности
§ 3 Экономическая сущность услуги при социализме
ГЛАВА П СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТУРИЗМА
§ I Особенность туризма как сферы услуг
§ 2 Критерии социально-экономической эффективности туризма
§ 3 Совершенствование ценообразования на туристско-экскурсионные услуги
§ 4 Эффективность трудовых затрат в туризме
ЗАКЛШЕНИЕ

Введение:

Актуальность темы исследования. В качеотве основной задачи развития советского общеотва в XI-й пятилетке ХХУ1 съезд КПСС поставил обеспечение роота благосостояния народа, улучшение условий труда и быта, обеспечивающих наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей советских лгодей*. Ее решение предполагает создание не только материально-технической базы и повышение роста производительности труда, но и развитие тех отраслей народного хозяйства, которые непосредственно обеопечивают расширенное воспроизводство и подъем производительных сил. В этой связи на сферу услуг возлагается большая ответственность в решении социальных задач, связанных о ростом образовательного и культурного уровня трудящихся, улучшением медицинского обслуживания, увеличением свободного времени трудящихся на основе развития сети бытового обслуживания, совершенствования форм и организации досуга.
При современном уровне развития общественного производства в структуре экономики все большее значение приобретают виды деятельности по созданию нематериальных благ. Возможности расширения сферы услуг овязаны с роотом производительности труда в сфере материального производства. Усложнение производимых продуктов, а также повышение удельного веса технически сложных товаров длительного пользования требует новых форм обслуживания в процессе их потребления. Одновременно о этим происходят качественные изменения в функциональном содержании и характере труда в отраслях сферы услуг.
1 См.: Материалы ШТ съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1982, о. 38.
В настоящее время интенсивно развиваются отрасли, определяющие нау чно-т ехниче о кий прогреос и формирование личного фактора. Интенсификация общественного производства обострила вопрос о способах восстановления физических и духовных сил человека - одного из важнейших моментов воспроизводства рабочей силы. Необходимость рационально! организации рекреационной деятельности трудящихся, повышение ее эффективности связаны также с ростом материального благосостояния, увеличением свободного времени.
В последние десятилетия туризм стал значительным социально-экономическим явлением в хозяйственной и культурной жизни большинства стран мира. В нашей стране туризм развивается быстрыми темпами не только как составная часть общегосударственного дела восстановления работоспособности советских людей; активные формы отдыха играют важную роль в коммунистическом воспитании трудящихся, повышении их общеобразовательного и культурного уровня.
В сфере туристоко-экскурсионного обслуживания занято свыше 150 тысяч работников, использующих крупную материально-техническую базу и предоставляющих ежегодно туристско-экскурсион-ные услуги миллионам граждан нашей страны1. Одним из основных направлений развития туризма на ближайшее десятилетие является повышение его экономической и социальной эффективности, качества обслуживания. Это соответствует общей ориентации социалистической экономики на преимущественно интенсивные факторы эконо
1 В системе Центрального совета по туризму и экскурсиям было обслужено туристов: в 1970 г. - 9,8 млн. чел., в 1975 г.
• 25,4 млн. чел., в 1982 г. - 34,1 млн. чел., в 1985 г.
• 37 млн. чел. (план). - Абуков А.Х. Туризм на новом этапе.
• М.: Профиздат, 1983, с.II, 27. мического роста"'*.
В связи с возрастающим значением туризма как отраоли сферы обслуживания населения появляется необходимость в определении его места и значения в расширенном социалистическом воспроизводстве, вклада в воспроизводство совокупной рабочей силы, а также критериев, характеризующих результативность туристско-экскурсионных учреждений и социально-экономическую эффективность труда занятых в них работников.
Предметом настоящего диссертационного исследования является внутренний туризм. Исследование базируется на новых явлениях в сфере туризма в последние десятилетия. Для них характерен переход туристско-экскурсионного обслуживания на качественно новую ступень, связанную с изменением структуры материально-технической базы, поиском новых видов и форм обслуживания и т.д., что имеет своим конечным результатом наиболее полное удовлетворение спроса на туристско-экскурсионные услуги.
Разработанность темы исследования. Проблемы непроизводственной сферы занимают важное место в работах советских экономистов по политической экономии социализма. Значительный вклад в исследование непроизводственной сферы внесли Э.М. Агабабьян, Е.И. Капустин, Я.М. Кронрод, А.Ф. Кожухарь, В.Е. Козак, В.Ф. Май-ер, В.А. Медведев, Г.А. Оганян, М.И. Скаржинский, Д.И. Прав-дин, В.М. Еутгайзер, М.В. Солодков и многие другие. Экономическая наука определила роль нематериального производства в развитии производительных сил и производственных отношений социализма, дала методологический подход к оценке эффективности нематериальных услуг.
1 См.: Материалы ХХУТ съезда КПСС. - М.Политиздат, 1982, с. 31-32.
Вместе с тем некоторые аспекты экономической теории непроизводственной сферы остаются до сих пор дискуссионными. Это, в частности, касается разграничения материального производства и непроизводственной сферы, характера труда работников, источников финансирования непроизводственной сферы и др. В диссертационной работе дан анализ существующих точек зрения, изложены позиции автора по данным вопросам.
Соискателем в ходе исследования изучены и использованы работы советских экономистов по вопросам социально-экономической эффективности услуг (Булатовой З.Г., Козловой И.В., Комарова В.Е. и др.), а также работы, в которых освещаются те или иные вопросы туризма, имеющие отношение к теме диссертации (Азара В.И., Ананьева A.M., Власова А.А., Крачило Н.П., Новикова В.Н., Кривошеева В.М., Ходорнова Л.Ф. и др.).
С выявлением туризма как социально-экономического явления, когда наметились основные тенденции его развития, качественно меняется его структура и постоянно повышается значимость в общественном воспроизводстве, остро ощущается недостаточная разработанность теории услуг, проблем непроизводственной оферы. В экономической литературе отсутствуют работы политэкономическо-го аспекта по вопросам туризма, что обусловило выбор автором темы диссертационного исследования.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Методологической основой диссертации является марксистско-ленинская теория производительного и непроизводительного труда. Решение поставленных в работе проблем базируется на фундаментальных трудах классиков марксизма-ленинизма. Теоретическим источником при исследовании в диссертации проблем услуг при социализме послужили также документы и решения съездов Коммунистической партии Советского Союза, постановления партии и правительства, решения по хозяйственным вопросам. В ходе исследования диссертант использовал работы советских ученых-экономистов по вопросам непроизводственной сферы, материалы научных конференций и совещаний, методические разработки, статьи и монографии по туризму, данные отчетов ряда туристско-экскурсионных организаций.
Целью диссертационного исследования является выяснение политико-экономической сущности туристской услуги как результата труда работников сферы туристско-экскурсионного обслуживания как с точки зрения производительных сил, так и производственных отношений социализма. Анализ теоретических вопросов развития непроизводственной сферы должен способствовать разработке методических и практических рекомендаций для повышения эффективности и качества туристско-экскуроионного обслуживания.
В диссертационном исследовании были поставлены следующие задачи:
• показать экономическое содержание сферы услуг и в связи с этим дать подход к классификации ее отраслей в зависимости от критериев - характера труда и результата труда занятых в них работников;
• исследовать функциональные особенности услуги туризма, обусловленные его взаимодействием с различными звеньями народного хозяйства;
• рассмотреть сферу применения экономических показателей (рентабельность, прибыль, себестоимость, производительность труда) , их взаимосвязь и соотношение с социальными показателями при оценке услуг непроизводственной сферы;
• определить социально-экономические критерии эффективноети туризма как составной части сферы услуг и на этой основе внести конкретные предложения по совершенствованию туриотско-экскур-сионного обслуживания в соответствии о требованиями основного экономического закона социализма.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• проведен политико-экономический анализ сферы услуг на примере туристско-экснуроионного обслуживания как совокупности видов общественно организованной деятельности, влияющей на развитие производительных сил;
• дан подход к классификации отраслей сферы усдуг в зависимости от их функциональной роли в социалистическом общественном воспроизводстве;
• показана взаимосвязь планомерного развития непроизводственной сферы с увеличением свободного времени населения, в пространстве которого потребляются нематериальные услуги;
• исследование социально-экономичеокого содержания услуг непроизводственной сферы показало, что услуги туризма как результат труда работников разных сфер деятельности, имеющих своей конечной целью наиболее полное удовлетворение постоянно растущих нематериальных потребностей трудящихся в отдыхе создают потребительные стоимости, входящие в затраты на расширенное воспроизводство рабочей силы, и увеличивают фонд личного потребления населения;
• использование положения, что "оказание" услуг в своей основе предполагает также определенные затраты времени, характерные для каждого вида услуги на данном этапе общественного развития и определенном уровне научно-техничеокого прогресса, позволяет применять временные нормы нематериальных услуг, поскольку их производство и потребление во времени совпадают. Это создает методологическую основу оценки качества услуг и трудовых затрат, что показано на примере туризма;
• изучение практики туристско-экскурсионного обслуживания позволило сформулировать ряд рекомендаций, которые в своем главном содержании выражают идею пересмотра системы обслуживания в связи с переходом на качественно новую ступень развития, необходимость использования экономических рычагов в их взаимосвязи с организационной и политико-воспитательной деятельностью тури с тс ко -экскурсионных организаций, и в частности - даны предложения по введению мер, направленных на повышение действенности системы материального стимулирования работников туризма, совершенствование ценообразования на туристские услуги и т.д.
Практическая ценность работы. Содержащийся в диссертационной работе теоретический анализ сферы услуг на конкретном примере туристско-экскурсионного обслуживания отвечает актуальным задачам развития туристско-экскурсионного дела, поставленным в решениях партии и правительства.
Выводы и предложения по совершенствованию ценообразования на туристско-экскурсионные услуги, обоснование необходимости изучения влияния спроса, сезонности и других факторов на экономические результаты деятельности (рентабельность, прибыль, себестоимость) , введение показателя оценки качества и эффективности труда в комплексном обслуживании направлены на совершенствование хозяйственного механизма отрасли, повышение качества и эффективности туристско-экскурсионного обслуживания, могут быть использованы при разработке новой системы планирования и материального стимулирования труда работников.
Материал исследования используется в курсе лекций "Актуальные вопросы экономики туристско-экскурсионного дела" для специалистов отрасли.
Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались автором на заседании проблемной группы "Расширенное социалистическое воспроизводство рабочей силы" (декабрь, 1981 г.).
Материал диссертационного исследования используется в лекциях: "Ценообразование на туристско-экскурсионные услуги", "Социально-экономическая эффективность туризма" по курсу "Актуальные вопросы экономики туристско-экскуроионного дела" для практических работников отрасли в Институте повышения квалификации работников туриотско-экскурсионных организаций.
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Просмотров: 142 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz