Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2014 » Июнь » 25 » Скачать Эмпирический и теоретический уровни научного познания бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
02:26
Скачать Эмпирический и теоретический уровни научного познания бесплатно

Тема: Эмпирический и теоретический уровни научного познания

Тип:  Реферат

Предмет: Другое

Объем: 14 стр.

Год:  2005


  • Оглавление




  • Введение 3
    1. Эмпирический и теоретический уровни научного познания 4
    2. Развитие представлений о пространстве и времени 8
    3. Биоэтика и поведение человека 12
    Заключение 14
    Список литературы 15

  • Введение

  • Наука - это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным является не всякое знание, а лишь хорошо
    проверенное и обоснованное. Наука зародилась в древности, гении Аристотеля, Архимеда, Евклида тому свидетельство. Но длительное время
    научное знание находилось в зачаточном состоянии, к тому же даже в этом состоянии оно было доступно немногим. Ситуация изменилась в XVI-
    XVII вв. Именно в Новое время наука становится широко распространенным явлением, появляется много образованных людей. Становление и
    развитие индустриального общества без науки невозможно.
    Наука как особая отрасль рациональной человеческой деятельности по производству объективно истинного знания об окружающем нас мире
    возникает как естественное продолжение обыденного, стихийно-эмпирического процесса познания. Кроме научного познания существуют также
    ненаучные способы постижения действительности, важнейшим из которых является искусство, а самым знакомым - обыденное познание.
    Научное знание не отменяет обыденное знание, нужны оба. Знание становится научным тогда, когда оно достигает некоторого, достаточно
    высокого уровня развития, порога научности.
    Пространство и время как всеобщие и необходимые формы бытия материи являются фундаментальными категориями в современной физике и
    других науках. Физические, химические и другие величины непосредственно и опосредовано связаны с измерением длин и длительностей, т.е.
    пространственно – временных характеристик объектов. Поэтому расширение и углубления знаний о мире связано с соответствующими
    учениями о пространстве и времени.
    Таким образом, целью данной работы является рассмотрение вопросов:
    Описать эмпирический и теоретический уровни научного познания;
    Рассмотреть развитие представлений о пространстве и времени;
    Раскрыть сущность биоэтики и поведения человека.
    1. Эмпирический и теоретический уровни научного познания
    Наука начинается с непосредственных наблюдений отдельных событий, фактов, которые фиксируются высказываниями.
    Основа эмпирического исследования - эксперимент (от лат. экспериментум - проба, опыт). Эксперимент и есть испытание изучаемых явлений в
    контролируемых и управляемых условиях. Экспериментатор стремится выделить изучаемое явление в чистом виде, побочные обстоятельства
    должны быть устранены.
    Среди методов эмпирического познания часто называют наблюдение. Имеется в виду наблюдение не как этап любого эксперимента, а
    самостоятельный способ изучения явлений. Так, астроном наблюдает за звездами, у него отсутствует возможность затащить их в лабораторию.
    Соответственно наблюдение широко распространено в биологических и социальных науках. Интерпретация наблюдаемых состояний в принципе
    не отличается от понимания результатов экспериментов. Наблюдение можно считать своеобразным экспериментом.
    Интересной возможностью развития метода экспериментирования является так называемое модельное экспериментирование. В этом случае
    экспериментируют не с оригиналом, а с его моделью, образцом, похожим на оригинал. Оригинал ведет себя не так чисто, образцово, как модель.
    Модель может иметь физическую, математическую, биологическую или иную природу. Важно, чтобы манипуляции с нею давали возможность
    переносить получаемые сведения на оригинал. В наши дни широко используется компьютерное моделирование.
    Модельное экспериментирование особенно уместно там, где изучаемый объект недоступен прямому эксперименту. Так, гидростроители не
    станут возводить плотину через бурную реку для того, чтобы с нею поэкспериментировать. Прежде чем возвести плотину, они произведут
    модельный эксперимент в родном институте (с "маленькой" плотиной и "маленькой" рекой).
    Важнейшим экспериментальным методом является измерение, позволяющее получить количественные данные. Измерение А и В предполагает:
    1) установление качественной одинаковости А и В;
    2) введение единицы измерения (секунда, метр, килограмм, рубль, балл);
    3) сопоставление А и В с показанием прибора, который обладает той же качественной характеристикой, что А и В;
    4) считывание показаний прибора.
    В случае измерения физических, химических, технических характеристик приборы являются вполне конкретным устройством. В случае же
    измерения социальных процессов дело обстоит сложнее. Мы это видели на примере измерения ценностей. Показателен в этом отношении
    товарно-денежный механизм. Товарам приписывают цены в денежных единицах (рубль, доллар, франк), но нет прибора, который бы позволял
    измерить цену товара. Цена товара определяется на рынке, в процессе экономической интерпретации.
    Теория - это совокупность обобщенных положений. Обобщения фиксируются в терминах, суждениях и умозаключениях. Обобщения имеют дело со
    многими фактами, с учетом этого говорят о законах. Закон - это связь между фактами и их обобщениями. Главные законы называются
    принципами. В эмпирическом законе приводятся только факты.
    Строго говоря, эмпирические и теоретические законы не имеют смысла один без другого, они взаимонагружены.
    В теории подмечается общее. Формой выделения общего являются также идеализации. Так, понятие идеального газа фиксирует одинаковость
    газов. Во многих случаях тела можно считать материальными точками. Это значит, что все они одинаковы и именно поэтому используется
    идеализация материальной точки.
    На уровне теоретического познания выделяют следующие методы: абстрагирование, идеализация. Формализация, индукция и дедукция.
    В процессе абстрагирования происходит отход (восхождение) от чувственно воспринимаемых конкретных объектов (со всеми их свойствами,
    сторонами и т. д.) к воспроизводимым в мышлении абстрактным представлениям о них. Абстрагирование - процесс отвлечения от ряда свойств и
    отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств. Абстрагирование - метод научного
    исследования, основанный на том, что при изучении некоторого явления, процесса не учитываются его несущественные стороны и признаки; это
    позволяет упрощать картину изучаемого явления и рассматривать его как бы в "чистом виде".
    Мыслительная деятельность исследователя в процессе научного познания включает в себя особый вид абстрагирования, который называют
    идеализацией. Идеализация представляет собой мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями
    исследований.
    Идеализация - мыслительный процесс, связанный с образованием абстрактных теоретических объектов, не существующих в действительности,
    но являющихся отражением объективных предметов и явлений.
    Под формализацией понимается особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики,
    позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений и оперировать вместо этого
    некоторым множеством символов (знаков).
    Этот прием заключается в построении абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности.
    Формализация - в научной теории - построение логической структуры, взаимоувязывающей все положения теории. Логическая структура
    представляется в математической или нематематической, символической форме.
    Индукция - форма умозаключения от частного к общему. Индукция - метод получения общего знания о классе объектов на основании
    исследования отдельных представителей этого класса.
    Дедукция - форма умозаключения от общего к частному и единичному, характеризующаяся тем, что новое знание о предмете или группе
    однородных предметов выводится на основании:
    - знания класса, к которому принадлежат исследуемые предметы;
    - общего правила, действующего в пределах данного класса предметов.
    Под анализом понимают разделение объекта (мысленно или реально) на составные части с целью их отдельного изучения. В качестве таких
    частей могут быть какие-то вещественные элементы объекта или же его свойства, признаки, отношения и т. п. Анализ — необходимый этап в
    познании объекта. С древнейших времен анализ применялся, например, для разложения на составляющие некоторых веществ. Заметим, что
    метод анализа сыграл в свое время важную роль в крушении теории флогистона.
    Для постижения объекта как единого целого нельзя ограничиваться изучением лишь его составных частей. В процессе познания необходимо
    вскрывать объективно существующие связи между ними, рассматривать их в совокупности, в единстве. Осуществить этот второй этап в
    процессе познания — перейти от изучения отдельных составных частей объекта к изучению его как единого связанного целого возможно только
    в том случае, если метод анализа дополняется другим методом — синтезом.
    В процессе синтеза производится соединение воедино составных частей (сторон, свойств, признаков и т. п.) изучаемого объекта,
    расчлененных в результате анализа. На этой основе происходит дальнейшее изучение объекта, но уже как единого целого. При этом синтез не
    означает простого механического соединения разъединенных элементов в единую систему. Он раскрывает место и роль каждого элемента в
    системе целого, устанавливает их взаимосвязь и взаимообусловленность, т. е. позволяет понять подлинное диалектическое единство
    изучаемого объекта.
    Анализ фиксирует в основном то специфическое, что отличает части друг от друга. Синтез же вскрывает то существенно общее, что
    связывает части в единое целое. Анализ, предусматривающий осуществление синтеза, своим центральным ядром имеет выделение
    существенного. Тогда и целое выглядит не так, как при «первом знакомстве» с ним разума, а значительно глубже, содержательнее.
    Под аналогией понимается подобие, сходство каких-то свойств, признаков или отношений у различных в целом объектов. Установление
    сходства (или различия) между объектами осуществляется в результате их сравнения. Таким образом, сравнение лежит в основе метода
    аналогии.
    Если делается логический вывод о наличии какого-либо свойства, признака, отношения у изучаемого объекта на основании установления его
    сходства с другими объектами, то этот вывод называют умозаключением по аналогии.
    Под моделированием понимается изучение моделируемого объекта (оригинала), базирующееся на взаимооднозначном соответствии
    определенной части свойств оригинала и замещающего его при исследовании объекта (модели) и включающее в себя построение модели,
    изучение ее и перенос полученных сведений на моделируемый объект — оригинал.
    Использование моделирования диктуется необходимостью раскрыть такие стороны объектов, которые либо невозможно постигнуть путем
    непосредственного изучения, либо невыгодно изучать их таким образом из чисто экономических соображений.
  • Заключение

  • В результате проделанной работы были рассмотрены следующие вопросы:
    Дана характеристика эмпирического и теоретического уровней научного познания;
    Рассмотрено развитие представлений о пространстве и времени;
    Раскрыта сущность биоэтики и поведения человека.
    В науке различают два уровня исследований - эмпирический и теоретический. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на
    изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и эксперимента. Теоретическое исследование концентрируется вокруг
    универсальных законов и гипотез. Важное место в научных исследованиях отведено изучениям вопросов пространства и времени.
    Пространство и время как самостоятельные категории появляются уже в философии Древнего Востока, где они рассматриваются наряду с
    такими первоначалами, как огонь, вода, земля (санкхья). У Аристотеля среди девяти основных категорий называются время, место, положение.
    В философии Древней Греции начинают складываться основные концепции пространства и времени: субстанциональная и реляционная. Первая
    рассматривает пространство и время как самостоятельные сущности, первоначала мира; вторая - как способ существования материальных
    объектов. Такое понимание пространства и времени находит наиболее яркое выражение в философии Аристотеля и Лукреция Кара.
    В философии Нового времени основой субстанциональной концепции были положения И. Ньютона об абсолютном пространстве и времени.
    В XX в. реляционная концепция получает солидное естественно-научное обоснование, прежде всего в работах А. Эйнштейна, великого физика и
    философа. Философская культура Эйнштейна позволила ему создать теорию относительности, которая была крупнейшим достижением научной
    мысли и послужила основой для нового осмысления пространства и времени.
  • Список литературы

  • Дубнищева Т.Я. Пигарев А.Ю. Современное естествознание. Уч. Пособ. – Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2004.
    Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов: - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2004.
    Небел Б. Наука об окружающем мире. Как устроен мир. – М.: Мир, 2002.
    Пахустов Б.К. Концепции современного естествознания: УМК. – Новосибирск: СибАГС, 2003.
    Концепции современного естествознания. Учебник / Под ред. Алескина А.А. – М.: Инфра-М, 2003.
    Просмотров: 244 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
    Поиск
    Календарь
    «  Июнь 2014  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    30
    Архив записей
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz