Среда, 15.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 24 » Скачать Феномен художественной правды в советском киноискусстве второй половины XX века: на примере творчества В.М. Шукшина. Сагатчук, бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
19:22
Скачать Феномен художественной правды в советском киноискусстве второй половины XX века: на примере творчества В.М. Шукшина. Сагатчук, бесплатно

Феномен художественной правды в советском киноискусстве второй половины XX века: на примере творчества В.М. Шукшина

Диссертация

Автор: Сагатчук, Светлана Петровна

Название: Феномен художественной правды в советском киноискусстве второй половины XX века: на примере творчества В.М. Шукшина

Справка: Сагатчук, Светлана Петровна. Феномен художественной правды в советском киноискусстве второй половины XX века : на примере творчества В.М. Шукшина : диссертация кандидата философских наук : 09.00.04 / Сагатчук Светлана Петровна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств] - Москва, 2009 - Количество страниц: 159 с. Москва, 2009 159 c. :

Объем: 159 стр.

Информация: Москва, 2009


Содержание:

Введение
Глава 1 Образная природа киноискусства в ракурсе эстетики 13-
§ 1 Теоретические проблемы художественной образности кинематографа
§ 2 Художественно-эстетические аспекты кинорежиссуры
Глава 2 Художественное своеобразие авторского кинематографа
ВМШукшина 74
§ 1 Проблемное пространство творчества ВМ Шукшина как опыт достижения художественной правды
§ 2 Эстетические особенности образа героя в авторском кинематографе ВМ Шукшина
§ 3 Социально-эстетическая значимость творческой «триады»
ВМШукшина

Введение:

Актуальность исследования обусловлена рядом «открытых» проблем современного кинематографа, которые, с одной стороны, порождены сложностью социокультурных реалий, а с другой, художественной практикой постмодернизма. Ситуация нестабильности во многих сферах жизни, неоднозначность воздействия определенных явлений глобализации на отечественную культуру, усиление тенденций эстетического плюрализма и нравственного релятивизма, наконец, коммерциализация искусства и вызванная данными обстоятельствами ценностная и функциональная переориентация в художественной сфере — все это заметно раздвинуло границы проблемного пространства эстетики и обострило потребность в осмыслении и решении многих вопросов.
И одно из подтверждений тому — тематика и ход дискуссий на Международном конгрессе по эстетике в Рио-де-Жанейро в 2004 году: речь шла о ряде серьезных последствий глобализации и коммерциализации искусства, к числу которых относится снижение внимания многих авторов (в том числе и кинематографистов) к критериям художественной правды. Действительно, огромный массив фильмов конца XX — начала XXI вв. гораздо больше «согласуется» с логикой товарно-рыночных отношений и с пародийно-игровыми установками эстетической практики постмодернизма, чем с глубокими размышлениями над проблемами поиска человеком художественной правды.
За редким исключением отмеченные тенденции снижения эстетического уровня фильмов характерны и для российского кинематографа последних десятилетий, что было подтверждено в выступлениях участников «круглых столов» по проблемам современного киноискусства в 2007-2009 гг. В ходе обсуждения состояния и перспектив сценарного, режиссерского, операторского и актерского мастерства ряд «кассовых» фильмов, сопоставляясь с художественными характеристиками советского кино, особенно авторского кинематографа второй половины XX века, получил неоднозначную эстетическую оценку.
Сегодня факт повышенного внимания к творчеству великих деятелей киноискусства второй половины XX века связан также с актуальностью вопроса о векторе изменений в деятельности современных создателей художественных фильмов. Сейчас отечественная кинорежиссура заново и практически на ощупь начинает самостоятельные стилевые поиски в направлении «назад, в будущее» или в «былое и думы». При этом акцентируется следующий момент: опыт предшествующих поколений кинематографистов, редко отвергаясь, переосмысливается и «переплавляется», благодаря чему вписывается в новые образные структуры.
Не менее актуальным является круг вопросов, связанных с воплощением на экране образа героя в соотнесении с категорией «художественная правда». Научная целесообразность обращения к этим вопросам вытекает из самой реальности: ценности отечественной культуры, как народной, так и специализированной, вытесняются стереотипами героев, которые либо заимствованы из западного киноискусства, либо «согласуются» с установками «поп» и «масс» культуры. Из-за поверхностного, тривиального взгляда многих кинематографистов на феномен и проблемы человека, сложные отношения которого с окружающим миром сведены к разнообразным фабулам «разборок», измен и секса и к чувствам корыстолюбия, зависти и мести, происходит размывание границ художественного образа киногероя.
Обострение внимания к феномену художественной правды в отечественном киноискусстве второй половины XX века и проблеме воплощения средствами кино образа героя закономерно: в переломные периоды истории социальная и эстетическая мысль не может не обращаться к проблеме героя, его поиска на экране и в жизни. Для современной России исследование эстетических особенностей феномена художественной правды и создания образа героя в киноискусстве середины прошлого века является важным и актуальным. Поскольку же в творчестве талантливых советских режиссеров и актеров личность человека находила свое художественное воплощение во всей полноте проявлений характера, во всей сложности взаимосвязей с жизнью, актуальным становится обращение к наиболее ценным граням опыта создания образа киногероя.
В свете этого трудно переоценить многогранное значение авторского кинематографа В.М.Шукшина, уникальность наследия которого заключается в «триединстве» сценарного, режиссерского и актерского типов художественного творчества. Именно поэтому задачи изучения и раскрытия эстетического аспекта феномена художественной правды и воплощения образа героя в советском киноискусстве на примере творчества В.М.Шукшина, обретают актуальный характер и в философско-эстетическом и практическом отношении.
Степень научной разработанности проблемы
Проблемное пространство эстетики и философии искусства заметно расширилось в связи со становлением и интенсивным развитием нового вида искусства - кино. С появлением художественных произведений киноискусства эстетическая мысль акцентирует внимание на специфике данного вида искусства, к его жанрово-видовому разнообразию, к художественным параметрам фильмов, к проблеме соотношения традиций и инноваций в режиссерском творчестве, к вопросам «ответной реакции» массового зрителя. С определенных философско-эстетических позиций ключевые проблемы киноискусства рассматривали такие зарубежные исследователи, как А.Базен, Б. Балаш, В. Беньяминов, А. Бергсон, Ж. Делез, Я. Мукаржов-ский, Ж. Садуль, У. Эко и др. Ряд вопросов поэтики и эстетики кинематографа получил методологическую и теоретическую разработку в трудах отечественных философов: М.Н. Афасижева, В.В. Бычкова, К.М. Долгова, П.С. Гуревича, М.С.Кагана, Н.И. Киященко, H.JI Лейзерова, А.Ф. Лосева, Ю.М.Лотмана, Н.Б. Маньковской, А.С. Мигунова, В.М. Муриана, А.А. Оганова, Т.А. Сычевой, Ю.Н. Тынянова и др.
В своих размышлениях об образной специфике кинематографа, о художественной правде и творческих методах, о проблемах субъекта творчества и зрительского восприятия фильма исследователи в той или иной мере учитывали идеи ведущих представителей отечественной истории и теории кино. Советская школа киноведения продолжилась и прочно утвердилась в работах Б.Андреева, И. Вайсфельда, М. Власова, Гинзбурга, Е. Громова, Н. Иезуитова, Г. Капралова, А. Караганова, Н.Лебедева, Е.Суркова, С.Фрейлиха, С. Юренева, С.Юткевича, Р. Якобсона и других исследователей.
Неоценимый вклад в теорию кино внесли выдающиеся киномастера, с именами и творческими достижениями которых связано понятие советской кинематографической школы: С. Герасимов А.Довженко Г.Козинцев, Л.Кулешов, В.Пудовкин, М.Ромм, В.Туркин, С.Эйзенштейн, С. Юткевич и ряд других; многие идеи и педагогическая деятельность которых имели важное значение для целой плеяды режиссеров, особенно режиссеров-шестидесятников.
За последние годы заметно возрос интерес к содержательным, стилистическим и функциональным аспектам зарубежного и отечественного кинематографа со стороны философов и культурологов: С.М. Арутюняна, Л.Б. Брусиловской, Г.В. Гриненко, Д.Б. Дондурея, И.В. Кондакова, К.Э. Разлогова, Т.Н. Суминовой, А .Я. Флиера, Н.А. Хренова, Е.Н. Шапинской и др. В работах этих ученых феномен киноискусства рассмотрен в ракурсе теоретической и гуманитарной культурологии, что расширяет возможности анализа объекта и предмета нашего исследования. Для понимания специфики искусства и его места в социально-культурном пространстве важное значение для нас имели работы А.А. Аронова, Л.Н. Воеводиной, В.А. Волобуева, А.Ю. Моисеева, Н.И. Неженца, А.А. Пелипенко, В.А. Ремизова, Н.В. Романовой, М.Я. Сарафа, Н.М. Семиной, М.М. Шибаевой.
Для осмысления круга вопросов, связанных с критериями художественной правды и с эстетическим аспектом образа киногероя в отечественных фильмах немаловажное значение имеет тот массив книг, статей и эссе, который создан талантливыми деятелями отечественного киноискусства -режиссерами, сценаристами, актерами. В ряду авторов этих работ — С. Бондарчук, А.Головня, М.Донской, А. Зархи, Г. Козинцев, Е. Матвеев, И. Пырьев, Ю. Райзман, Г. Рошаль, А. Тарковский, JI. Трауберг, И. Хейфиц, В. Шукшин, Ф. Эрмлер.
Для решения намеченных задач данного исследования важен был учет попыток переосмысления истории отечественного экранного искусства в таких изданиях, как «Кинематограф оттепели», «Российское кино: парадоксы обновления», «История отечественного кино. Документы, мемуары, письма», «Отечественное кино: стратегия выживания» и др.
Анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что вопросы развития и своеобразия советского кинематографа второй половины XX века рассматривались автономно; многие публикации, посвященные киноискусству, носят преимущественно либо публицистический, либо литературно,-художественный и искусствоведческий характер.
Особое значение для понимания и раскрытия феномена художественной правды в советском киноискусстве второй половины XX века через призму образа героя в фильмах В.М. Шукшина имеют для нас работы Б.Б.Андреева и Ю.П.Тюрина. Тем не менее, специального научного исследования эстетического феномена художественной правды в творчестве В.М.Шукшина до настоящего времени не проводилось.
Отсюда и возникает целесообразность обращения к феномену художественной правды в советском киноискусстве второй половины XX в. и к высоким образцам ее достижения, к числу которых относится авторский кинематограф Василия Макаровича Шукшина.
Объект исследования — феномен художественной правды в отечественном авторском кинематографе второй половины XX века.
Предмет исследования - самобытность творческого вклада В.М.Шукшина в практику киноискусства принципа художественной правды и воплощения образа героя в контексте социокультурных традиций того времени.
Цель настоящего исследования: выявление эстетических особенностей феномена художественной правды в отечественном авторском кинематографе второй половины XX века на примере творческого наследия В .М.Шукшина.
Задачи исследования:
• выявить основные черты авторского кинематографа как эстетического явления;
• рассмотреть специфику образной системы киноискусства в соотнесении с понятием и критериями художественной правды;
• раскрыть сущность и эстетические параметры профессии кинорежиссера;
• провести сопоставительный анализ особенностей художественного воплощения экзистенциальных проблем в фильмах Ч.Чаплина, А.Тарковского и В.Шукшина;
• проанализировать особенности отбора и использования В.М. Шукшиным выразительно-изобразительных средств создания образа киногероя в соотнесении с рядом философско-эстетических идей М.М. Бахтина;
• определить место художественного наследия Шукшина в современной отечественной культуре.
Положения, выносимые на защиту:
1. С возникновением киноискусства заметно расширилось эстетическое пространство культуры, в котором особое место занимает авторский кинематограф; поэтика и эстетика данного явления неотделимы от субъекта ценностных отношений и художественного творчества.
2. Основными чертами авторского кинематографа являются: отражение мировоззренческой позиции в сценарии фильма; существенное влияние индивидуальной картины мира и ценностных ориентаций сценариста-режиссера на выбор выразительно-изобразительных средств художественного моделирования действительности; наличие собственных представлений о способах достижения художественной правды средствами экранного искусства.
3. Содержательная основа и эмоциональная тональность авторского кинематографа обусловлены качественно определенным характером его образной системы, благодаря которой фильм обретает социально-эстетическую значимость. Сущность профессии кинорежиссера как создателя фильма заключается в профессиональном отборе и продуктивном использовании специфических средств экранного искусства в соответствии с замыслом и эстетическим вкусом.
4. Своеобразие кинорежиссуры Чарли Чаплина, Андрея Тарковского и Василия Шукшина находит свое отражение в индивидуальной поэтике и эстетике их творческого наследия как в проблемно-тематическом, так и в изобразительно-выразительном отношении.
5. Значительный вклад в решение задач достижения художественной правды в кинофильмах внес В.М.Шукшин. Все семь картин, составляющих его авторский кинематограф, дают основание рассмотреть их в качестве образцов, соответствующих критериям художественной правды. Поэтика и эстетика творчества Шукшина могут быть проинтерпретированы в ракурсе «философии поступка» и концепции «Автора и героя» М.М. Бахтина.
6. Для всего творчества Василия Шукшина характерны следующие эстетические особенности: а) широта видения и миропонимания; б) яркость воспроизведения цельности и полноты бытия; в) чувство историзма и этнокультурной идентичности; г) обостренный интерес к возможности передачи средствами кино экзистенциального мира своих героев; д) самобытный интонационный строй каждой его работы.
7. Смысловая насыщенность и художественные особенности опыта воплощения на экране образа киногероя находят свое проявление в триединстве творческой системы Шукшина: «сценарий — режиссура — актерское мастерство» и соответствуют критериям художественной правды.
8. Художественные достижения авторского кинематографа второй половины XX века свидетельствует о том, что киноискусство способно не только обогащать ценностный фонд культуры, но и в массовом масштабе формировать основы нового мышления и углублять мировидение.
9. Образный строй авторского кинематографа Василия Шукшина способствует выделению в нашем обществе экологического поля проблем: экология природы, экология культуры, экология души; воплощение этих проблем Шукшиным полностью согласуется с принципами художественной правды.
Методологическую основу диссертационной работы составили исторический и диалектический подходы к объекту и предмету исследования. Для последовательного и продуктивного осуществления цели и задач исследования важное значение имели следующие принципы философско-эстетического анализа: единство логического и исторического подходов, восхождение от абстрактного к конкретному, диалектика общего, особенного и единичного, а также сочетания диахронного и синхронного подходов к киноискусству в целом и авторскому кинематографу В.М. Шукшина в частности. При анализе особенностей достижения художественной правды как эстетического феномена средствами кино были использованы эвристические возможности философии, семиотики, искусствознания и герменевтики. Базовой методикой становится эмпирический анализ произведений отечественного и зарубежного киноискусства.
Методы исследования: конкретно-исторический анализ, сопоставительный анализ, герменевтический, а также эмпирический анализ «знаковых» фильмов как произведений киноискусства.
Научная новизна исследования:
• рассмотрен в качестве эстетического явления авторский кинематограф, поэтика и эстетика которого проанализированы через призму категории художественная правда»;
• впервые уникальная целостная художественная система В.М. Шукшина проанализирована через призму «философии поступка» М.М. Бахтина и его концепции «Автора и героя»;
• предпринята попытка увидеть и проследить эволюцию образа героя с момента его рождения из-под пера Шукшина-писателя до воплощения с учетом принципов художественной правды в ряде последних работ Шукшиным-актером;
• осуществлен на основе философско-эстетического подхода сравнительный анализ образа героя в произведениях В.М.Шукшина, А.А.Тарковского и западных режиссеров послевоенной поры; изучены и проинтерпретированы этико-эстетические установки В.М. Шукшина на демифологизацию положительного образа советского героя в целях достижения полноты и убедительности «жизни человеческого духа» персонажей его авторского кинематографа;
• обоснована особая эстетическая значимость творческой системы В.М.Шукшина как художественного концепта, обусловившего поиск качественно определенных выразительно-изобразительных средств воплощения характера и судьбы героя.
Теоретическая значимость исследования: раскрыт феномен художественной правды в советском авторском кинематографе второй половины XX века. На основе философско-эстетического анализа творчества В.М. Шукшина выявлены и проакцентированы проблемы достижения художественной правды в киноискусстве и воплощения образа героя как концепта ценности личностной «единственности» и верности человека самому себе в любых жизненных обстоятельствах.
Практическая значимость диссертации
Основные положения используются автором в специальных курсах
Философия искусства» и «Культурология» для студентов дневного отделения филиала Московского государственного Открытого университета в г. Волоколамске. Материалы исследования могут быть использованы: в рамках преподавания истории искусства и искусствоведения вузов культуры и искусства, НИИКиноискусства; в процессе профессиональной подготовки слушателей института повышения квалификации работников кино и телевидения; при составлении учебно-методических пособий по курсам эстетики, киноведения, культурологии; при составлении программ методоло гических семинаров по вопросам киноискусства; в рамках разработки рубрикации по теме «Киноискусство».
Апробация работы:
1. По теме диссертационного исследования опубликовано 9 статей, в том числе 4 - в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.
2. С изложением основных результатов настоящего исследования автор выступил на научных конференциях, в числе наиболее значимых из них можно назвать: «Диалог культур в контексте проблем современного общества» (г. Москва, МГУКИ, 2006 г.); «Становление духовного мира подрасt тающего поколения (г. Москва, МГУКИ, 2007 г.); «Культура в контексте современного гуманитарного знания»: к 40-летию кафедры теории культуры, этики и эстетики МГУКИ (г. Москва, МГУКИ, 2007 г.); «Правда жизни и мифология кино: государственный и рыночный заказ»: дискуссионный клуб Союза кинематографистов России и Гильдии киноведов и кинокритиков СК России в рамках 31-го Московского международного кинофестиваля (г. Москва, 25 июня 2009 г.) и др.
3. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры и искусств 21 сентября 2009 г. (протокол № 2).
Структура диссертационного исследования обусловлена поставленными целью и задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы (229 наименований).
Просмотров: 165 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz