Пятница, 17.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2014 » Июнь » 3 » Скачать Формирование готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода. бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
11:52
Скачать Формирование готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода. бесплатно

Формирование готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода

Диссертация

Автор: Морозова, Лилия Михайловна

Название: Формирование готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода

Справка: Морозова, Лилия Михайловна. Формирование готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Чебоксары, 2006 237 c. : 61 06-13/2517

Объем: 237 стр.

Информация: Чебоксары, 2006


Содержание:

Введение
Глава I Теоретические основы формирования готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода
11 Сущность и содержание реализации интегративного подхода в преподавании иностранного языка в начальной школе
12 Современное состояние проблемы формирования готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода
13 Педагогические условия формирования готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода
Выводы по первой главе
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по проверке педагогических условий эффективного формирования готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода
21 Организация и ход опытно-экспериментальной работы
22 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по второй главе

Введение:

Актуальность исследования. Современная система образования вышла сегодня на качественно новый этап своего развития, характеризующийся изменениями в структуре, содержании, целях и задачах обучения. Возрастание объема информации, которой вынужден оперировать современный специалист в любой области, процесс интеграции наук, идущий высокими темпами, требуют от человека не только обширных, но и прежде всего систематизированных знаний. Соответственно перед общеобразовательной школой стоит задача формирования у учащихся умений устанавливать связи между фактами, выявлять закономерные отношения между научными понятиями. Одним из путей решения этой задачи является построение педагогического процесса в школе на интегративной основе.
Интегративный подход в обучении является специфической формой обеспечения комплексности, целостности знаний обучающихся, формирования у них системного мышления и научного мировоззрения. Проблеме межпредметной интеграции большое внимание уделяли известные ученые-дидакты М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Т. Огородников, М.Н. Скаткин и др. В диссертациях интеграция исследовалась как средство развития младших школьников (С.М. Гапеенкова); как фактор повышения эффективности обучения иностранному языку (Н.В. Гончар) и русскому языку (М.В. Бабкина).
Проблемой философской трактовки понятия «интеграция» занимались российские (М.С. Анисимов, Б.А. Ахлибинский, Н.П. Депенчук, Б.М. Кедров, В.Т. Левин, Э.С. Маркарян, А.Д. Урсул, П.Н. Федосеев, М.Г. Чепиков, Б.Г. Юдин и др.), а также зарубежные (Я. Боднар, К.Ф. Вессель, И. Земан, Г. Па-вельциг, Г. Парлей, И. Пуршова, И. Стахова, В. Урбанек, Ф. Чижек) ученые.
Вопросы историко-гносеологической обусловленности процессов интеграции в образовании исследовали B.C. Безрукова, О.С. Гребенюк, А .Я. Да-нилюк, Г.И. Ибрагимов, Е.М. Ибрагимова, B.C. Ильин, И.А. Майзель, Г.Ф. Федорец и др.
В российской и зарубежной дидактике и психологии идея интеграции имеет глубокие истоки. Отдельные аспекты совершенствования обучения и воспитания детей с позиции интеграции, межпредметных связей в обучении рассматривались еще в трудах педагогов-классиков Ф.И. Буслаева, Я.А. Ко-менского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского. В различных странах Западной Европы в XIX веке были созданы первые так называемые комплексные программы обучения учащихся (Дж. Дьюи, Э. Кей, Г. Тоблер, А. Фарьер). В отечественной педагогике начала XX века также было немало интересных поисков на пути реализации интеграции в образовании (П.П. Блоп-ский, В.В. Розанов, М.М. Рубинштейн, С.Т. Шацкий и др.).
Вопросы социологизации интеграционных процессов, проблемы интеграции естествознания и обществознания, интеграционные процессы в науке, проявляющиеся в формировании общенаучных понятий, рассматриваются в публикациях B.C. Готта, Г.Ю Кикец, Э.П. Семенюка, А.Д. Урсула. Принципы многоуровневости интеграции были обоснованы М.С. Анисимовым, Б.М. Кедровым, А. Турсуновым и др. В их работах подчеркивается важность диалектической логики в интегративных процессах, совершающихся в научных теориях.
Проблеме интеграции учебных дисциплин посвящены исследования О.Г. Гилязовой, Н.Н. Деменевой, Э. В. Ивановой, Ю.М. Колягина, И.В. Кошкиной, В.Н. Ляминой, Р.З. Мустафиной, В.Г. Подзолкова, Н.С. Сердюковой и др.
Во многих странах имеется широкий опыт внедрения различных интегрированных курсов на всех ступенях образования. Например, в школах Болгарии был введен интегрированный курс естественных наук. В США учащиеся старших классов средней школы изучают учебную дисциплину «Изучение Земли», в содержание которой входят элементы физики, химии, географии, геологии, кристаллографии, почвоведения, палеонтологии и др. В отечественной практике образования интеграция активно внедряется в пачальную школу. В настоящее время имеется бесконечное множество интегрированных курсов в связи с тем, что наряду с утвержденными учебными программами творчески работающие учителя разрабатывают и используют свои авторские программы.
Особое место в структуре учебного плана начальной школы занимает иностранный язык. Основной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие способности школьника к общению на иностранном языке. Согласно базисному учебному плану иностранный язык включается в образовательный и развивающий процессы начальной школы в целях более раннего приобщения детей к культуре коммуникативной деятельности, формирования у них положительной мотивации к изучению фольклора, литературного и художественного творчества носителей языка. Особенностью иностранного языка как учебного предмета является то, что он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Поэтому иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования информации из различных областей знания.
Иностранный язык занял подобающее ему место в интегрированных учебных программах и курсах. Разработкой таких программ и курсов успешно занимаются И.Л. Бим, Э.Н. Шепель, М.З. Биболетова, Л.Я. Зеня, Л.П. За-горная, Н.Н. Трубанева. Ими предложены интегрированные курсы «Окружающий мир и иностранный язык», «Изобразительное искусство и иностранный язык», «Обслуживающий труд и иностранный язык», «Музыкальная культура и иностранный язык» и др.
Обучение иностранному языку на начальной ступени школы может осуществляться как учителем иностранного языка основной школы, так и учителем начальной школы, имеющим право (согласно диплому) преподавать иностранный язык детям младшего школьного возраста. Практика показывает, что наиболее целесообразным является второй вариант. В настоящее время подготовка учителей начальных классов с дополнительной специальностью «учитель иностранного языка» ведется в ряде педагогических вузов страны. Однако проведенное нами исследование позволило сделать вывод о том, что в программах педагогических вузов задача ознакомления студентов с теорией и методикой межпредметной интеграции не ставится. Имеются недостатки в теоретической, практической и методической подготовке будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на ин-тегративной основе: недостаточно осуществляется межпредметная интеграция в обучении студентов иностранному языку, преподаватели частных методик не уделяют должного внимания вопросам обучения студентов осуществлению межпредметной интеграции, в процессе прохождения педагогической практики студенты, как правило, не проводят интегрированные уроки иностранного языка. В результате по окончании вуза выпускники не владеют необходимыми знаниями и умениями для обучения учащихся начальных классов иностранному языку на интегративной основе. Они интуитивно пытаются ввести в учебный процесс элементы интегрированного обучения, но при этом испытывают затруднения в определении цели, в отборе содержания и конструировании интегрированных уроков по иностранному языку, что объясняется отсутствием специальной подготовки к решению данной проблемы.
Анализ современных педагогических исследований свидетельствует об устойчивом интересе к проблеме подготовки учителей начальных классов. Работы Ю.К. Бабанского, Ю.П. Вавилова, В.П. Ковалева, В.Г. Максимова, J1.B. Островской, В.А. Сластенина, Т.Н. Шайденковой и др. посвящены вопросам общепрофессионалыюй и педагогической подготовки учителей начальных классов. Среди современных исследований проблемы формирования готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию на интегративной основе можно назвать работы С.А. Самсикова, Е. А. Гриневой, С. Г. Шпилевой. Вместе с тем вопросы формирования готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода в процессе их обучения в педагогическом вузе остаются недостаточно разработанными. Современные требования к подготовке учителя, очерченные государственными стандартами, ориентированы лишь на системное видение и осмысление учебного материала в рамках определенной учебной дисциплины.
Таким образом, возникает противоречие между потребностью общества в педагогических кадрах, способных квалифицированно обучать младших школьников иностранному языку с использованием межпредметной интеграции, и неразработанностью теоретических и технологических основ подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на интегративной основе в процессе их обучения в педагогическом вузе.
Выявленное противоречие определило проблему нашего исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода?
Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования - выявить и обосновать педагогические условия эффективного формирования готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода.
Объект исследования - процесс подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка.
Предмет исследования - педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода.
Исследование основано на гипотезе, согласно которой формирование готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на интегративной основе будет эффективным при следующих педагогических условиях:
• использования дидактических технологий, организационных форм и методов интегрированного обучения студентов иностранному языку;
• реализации в учебно-воспитательном процессе факультета системы формирования готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на интегративной основе, системообразующим компонентом которой является спецкурс «Обучение иностранному языку в начальной школе на основе интегративного подхода»;
• включения в содержание педагогической практики студентов проведения интегрированных уроков иностранного языка;
• координации деятельности педагогического коллектива по формированию готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на интегративной основе.
С учетом цели, а также в соответствии с предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность и содержание реализации интегративного подхода в преподавании иностранного языка в начальной школе.
2. Выявить сущность готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода.
3. Изучить современное состояние проблемы формирования готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода в педагогической теории и практике.
4. Выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия эффективного формирования готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода.
Методологической основой исследования явились: идея диалектического единства общего, особенного и единичного, связи и отношений между понятиями (М.С. Анисимов, В.Г. Афанасьев, Б.А. Ахлибинский, Н.П. Депен-чук, Б.М. Кедров, Г. Павельциг, Г. Парлей, И. Пуршова, И. Стахова, В. Урбанек, А.Д. Урсул, П.Н. Федосеев, М.Г. Чепиков, Ф. Чижек, Э.Г. Юдин и др.); идея системного подхода и созданная на его базе общая педагогическая теория (B.C. Безрукова, В.П. Беспалько, И.Д. Зверев, А.Н. Леонтьев, Л.А. Седов, Ю.П. Сокольников, Э.Г. Юдин и др.); теория об ассоциативном мышлении (Э. Клапаред, Ю.Ю. Кустов, Ю.А. Самарин, Д. Селли, В. Штерн и др.).
Теоретическую основу исследования составили:
• теория интеграции (М.Н. Берулава, О.Г. Гилязова, А.Я. Данилюк, М.К. Енисеев, Г.И. Ибрагимов, Ю.М. Колягин, И.В. Кошмина, В.Н Максимова, М.И. Махмутов, Т.В. Машарова, Г.А. Монахова, Р.З. Мустафина, Н.М. Не-усыпова, Т.Н Нуриддинов, А.И. Пайгусов, С.А. Самсиков, Н.С. Сердюкова, Г.Ф. Федорец, А.З. Шакирзянов, С.Г. Шпилевая, В.И. Яковлева и др.);
• личностно ориентированный подход к организации педагогического процесса (Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, Т. В. Машарова, В.В. Сериков, В. Штерн и др.);
• исследования, связанные с профессиональной подготовкой учителей общеобразовательной школы, учителей начальных классов, учителей иностранного языка (О.А. Абдуллина, С.И. Архангельский, Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин и др.).
В целях всесторонней проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, учебных программ, рабочих учебных программ, учебных пособий по дисциплинам общепрофессиональной, общекультурной и предметной подготовки; анализ и обобщение передового опыта учителей; анкетирование и интервьюирование преподавателей и студентов; наблюдение за учебной деятельностью студентов в аудиторное и внеаудиторное время; моделирование; констатирующий и формирующий эксперименты; методы математической обработки.
Этапы и опытно-экспериментальная база исследования
Исследование проводилось поэтапно с 2002 по 2006 год на базе психолого-педагогического факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева.
На первом этапе (2002-2004 гг.) анализировались теоретические источники по проблеме диссертационного исследования, происходило изучение практики подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка. Был проведен констатирующий этап эксперимента, разрабатывалась модель системы подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода и выявлены педагогические условия эффективного решения исследуемой проблемы.
На втором этапе (2004-2005 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа по реализации в учебно-воспитательном процессе психолого-педагогического факультета модели системы подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода и проверке эффективности выявленных педагогических условий.
На третьем этапе (2005-2006 гг.) обрабатывались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, осуществлялось внедрение в учебный процесс вуза научно-методических рекомендаций по результатам исследования, документальное оформление диссертационного материала.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• уточнены сущность и содержание готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода;
• разработана система формирования готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на основе интегративного подхода;
• теоретически выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия эффективного формирования готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на интегративной основе;
• определены критерии и показатели уровня готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на интегративной основе.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты дополняют и вносят новые элементы в существующие концепции профессиональной подготовки будущих учителей. В нем определены и теоретически обоснованы возможности интегративного подхода к подготовке будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка. Результаты исследования могут служить основой для дальнейшей разработки данной проблемы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные теоретические положения и выводы данного исследования легли в основу опубликованных научно-методических пособий (программа спецкурса «Обучение иностранному языку в начальной школе на основе интегративного подхода», учебно-методическое пособие «Тексты для чтения по английскому языку»), использование которых позволяет повысить уровень готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на интегративной основе. Материалы диссертации могут быть исполь-зоваиы учителями иностранных языков в целях организации учебной деятельности учащихся, преподавателями педагогических вузов при подготовке будущих учителей, а также в системе повышения квалификации педагогических кадров.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются анализом и учетом состояния проблемы исследования в педагогической теории и практике; четкостью и логичностью его исходных параметров, методологически правильным подходом к решению поставленной проблемы, адекватностью его методики поставленным задачам и тщательностью анализа хода и результатов исследовательской работы; систематической проверкой результатов исследования на разных его этапах.
На защиту выносятся следующие положения:
1.Готовность учителя начальных классов к преподаванию иностранного языка на интегративной основе представляет собой системное образование, характеризующееся высоким уровнем овладения знаниями теории интегрированного обучения, свободным владением методикой преподавания иностранного языка на интегративной основе, а также наличием умений и навыков анализа и синтеза содержания различных учебных предметов и осознанным стремлением к осуществлению интегрированного обучения.
2. Эффективность формирования готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на интегративной основе обеспечивается созданием следующих педагогических условий:
• использования дидактических технологий, организационных форм и методов интегрированного обучения студентов иностранному языку;
• реализации в учебно-воспитательном процессе факультета системы формирования готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на интегративной основе, системообразующим компонентом которой является спецкурс «Обучение иностранному языку в начальной школе на основе интегративного подхода»;
• включения в содержание педагогической практики студентов проведения интегрированных уроков иностранного языка;
• координации деятельности педагогического коллектива по формированию готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на интегративной основе.
3. Уровень сформированности готовности будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка на интегративной основе может быть определен следующими критериями и показателями:
• теоретическим критерием (знание теории интегрированного обучения, знание технологии реализации интегративного подхода к преподаванию иностранного языка; знание психолого-педагогических особенностей обучения учащихся начальных классов);
• практическим критерием (необходимые для осуществления интегративного подхода умения и навыки: формулирования цели интегрированного урока иностранного языка; выявления интегративных связей в учебном материале различных предметов; выбора и применения методов и форм интегрированного обучения; осуществления анализа интегрированного урока иностранного языка);
• мотивационным критерием (интерес к проблеме интеграции в обучении; личная профессиональная позиция по отношению к реализации межпредметной интеграции в обучении; потребность в осуществлении интегрированного обучения).
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по следующим направлениям:
• в выступлениях автора с докладами на Международной научно-практической конференции «Проблемы совершенствования начального образования» (2005 г., Ульяновск), на всероссийских научно-практических конференциях «Педагогический процесс в условиях модернизации Российского образования» (2005 г., Москва), «Психолого-педагогические проблемы формирования личности в системе непрерывного образования» (2005 г., Москва), на межрегиональной научно-практической конференции «Совершенствование подготовки будущих специалистов в условиях высшего профессионального образования» (2006 г., Москва-Чебоксары), на VI Всероссийской научно-практической конференции «Вопросы совершенствования филологии и методики обучения языкам в вузе и школе» (2005 г., Пенза), на VII Всероссийской научно-практической конференции «Вопросы совершенствования филологии и методики обучения языкам в вузе и школе» (2006 г., Пенза); на ежегодных сессиях аспирантов и научных конференциях Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева;
• путем внедрения разработанных учебных материалов в учебный процесс психолого-педагогического факультета ЧГПУ им. И.Я. Яковлева;
• материалы исследования нашли отражение в публикациях автора: учебно-методических пособиях, научных статьях (всего 14 работ).
Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Просмотров: 138 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz