Среда, 15.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 21 » Скачать Формирование готовности школьника к пониманию текста. Бурдюгова, Ольга Васильевна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
19:28
Скачать Формирование готовности школьника к пониманию текста. Бурдюгова, Ольга Васильевна бесплатно

Формирование готовности школьника к пониманию текста

Диссертация

Автор: Бурдюгова, Ольга Васильевна

Название: Формирование готовности школьника к пониманию текста

Справка: Бурдюгова, Ольга Васильевна. Формирование готовности школьника к пониманию текста : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Оренбург, 2006 202 c. : 61 06-13/1704

Объем: 202 стр.

Информация: Оренбург, 2006


Содержание:

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НРОБЛЕМЫФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКА К НОНИМАНИЮТЕКСТА
11 Содержание и структура понятия «готовность школьникак пониманию текста»
12 Педагогический потенциал гуманитарных предметовв формировании готовности школьника к пониманию текста
13 Характеристика процесса формирования готовностишкольника к пониманию текста 58Выводы по первой главе
Глава 2 ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮГОТОВПОСТИШКОЛЬПИКА К ПОПИМАПИЮ ТЕКСТА
21 Изучение исходного уровня сформированности готовности школьникак пониманию текста
22 Реализация дидактических условий формирования готовностишкольника к пониманию текста
23 Динамика результатов опытно поисковой работы поформированию готовности школьника к пониманию текста 131Выводы по второй главе 141ЗАКЛЮЧЕПИЕ

Введение:

Актуальность исследования определяется социальными ожиданиямисовременного общества, адресованными школе и направленными наформирование «понимающей» личности школьника, что требует иныхподходов к организации и осуществлению педагогического процесса.Основные документы в области образовательной политики («Закон обобразовании», «Концепция модернизации российского образования» напериод до 2010 года) ориентируют современную систему образования наперенос акцента с «информационного на смыслопоисковое образование»,которое ставит школьника в позицию не столько репродуктивного познания,сколько в ситуацию понимания (осмысления), поиска, исследования.Поскольку образовательный процесс наполнен текстами и главнойзадачей их прочтения становится осмысление (наделение личностнымисмыслами), создание встречного контекста, важное значение имеетподготовка школьника к пониманию текста. Однако только 33% учащихсяшкол способны адекватно оценить его содержание, интерпретироватьинформацию различной степени эксплицитности, лишь 38% проявляютценностное отношение к гуманитарному тексту (И.Ф. Неволин,М.Б. Позина). В этой связи актуальной становится педагогическая проблемаформирования готовности школьника к пониманию текста на основанияхдругодоминантности, диалогичности, рефлексивности, метафоричности, длярешения которой существуют предпосылки:- общеметодологические: в трудах философов обоснована взаимосвязьготовности к пониманию текста с процессами развития общей культурыличности (Л.П. Буева, Б.С. Гершунский), человеческой культуры(Г.С. Батищев, А.П. Валицкая, И.А. Ильин, В.Г. Кузнецов, В.А. Лекторский,И.О. Лосский) и культурного преобразования общества (М. Вебер,О.В. Долженко);- психолого-педагогические включают разные точки зрения на проблемуформирования готовности к пониманию текста:- формирование готовности к пониманию текста связывают с процессомпостроения живого знания (М.М. Бахтин, В.П. Зинченко, В. Франкл);коммуникации (Г.Г. Кларк; А.В. Беляева); решения задач (Л.Л. Гурова,Г.С. Костюк, Л.С. Цветкова);- сформулированы положения о сущности и структуре готовностиличности к различным видам деятельности (М.И. Дьяченко,Л.А. Кандыбович, Н.Д. Левитов, П.И. Пидкасистый, Р.Д. Санжаева,Л.Ф. Спирин), об установке (А.Г. Асмолов, Д.Н. Узнадзе), о функциональнойсистеме как нейрофизиологической основе психологической готовностичеловека к деятельности (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, И.П. Павлов,А.А. Ухтомский);- уточнены составляющие готовности к пониманию текста: фонд общихзнаний и рефлексия (Е.Ю. Савин); знания и познавательный опыт(Е.К. Быстрицкий, Д.Е. Рамельхарт); индивидуальный тезаурус,целеполагание, индивидуальная картина мира (А.А. Залевская); ценности(А.А. Ивин, Д. Фоллесдаль);- выявлены уровни готовности к пониманию текста (Ю.А. Карандащев,З.И. Клычникова, Н.Г. Морозова, А.А. Смирнов);- изучены особенности текстов и способов их понимания: учебных инаучных (Г.Г. Граник, Л.И. Каплан, Д.А. Лернер, Я.А. Микк, A.M. Сохор),научно-популярных и естественно-научных (Г.Д. Чистякова),художественных (В.П. Белянин, А.А. Брудный, А. Васильев,П.П. Локалова, О.И. Никифорова), текстов на иностранном языке(И.А. Зимняя, З.И. Клычникова);рассмотрены: роль установки в процессе понимания текста(А.Н. Самсонова); значение целеполагания в развитии и становлении формпонимания (В.В. Знаков); субъектные стратегии работы с текстом(Н.Ю. Черепова); конструирование ситуации при понимании текста(В.П. Зинченко); интерпретация текста как динамическая способностьсознания личности (А.Н. Славская); мыследеятельная природа готовности кпониманию художественного текста (С,Н. Соколова); рефлексия как средствотворческого понимания (Л.Н. Алексеева); фреймы для распознавания смыслатекста (В.В. Гончаренко, Е.А. Шингарёва); роль поисковой активности вформе вопросов при смысловом освоении текста (А.А. Вербицкий,Л.П. Доблаев, Л. Рубинштейн, Н.Б. Шумакова);- обоснованы герменевтический и культурологический подходы всовременном гуманитарном образовании (А.Ф. Закирова, И.И. Сулима);научно-методические: разработаны технологии обучения:культуротворческие (В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, М.В. Кларин,СЮ. Курганов, В.Н. Леонтьева), гуманитарные (Г.И. Беленький, Е.Н. Р1льин,Г.Н. Кудина, Т.Ф. Курдюмова, СП. Лавлинский, В.Г. Маранцман,П.Д. Молдавская, В.И. Тюпа), эвристические (В.П. Андреев, П.П. Пльясов,Ю.К. Кулюткин, А.В. Хуторской).Однако проблема формирования готовности школьника к пониманиютекста требует дальнейшей разработки с учётом современных изменений вобразовании. Пами выявлены противоречия между:- социальным заказом общества на творческую личность, способнуюадекватно понимать, интерпретировать тексты и недостаточнойобращённостью системы образования к подготовке школьников,постигающих смыслы в процессе самостоятельного рефлексивногодействования;- возрастающей потребностью школьника в самостоятельном движениив поле читательских ориентации и преобладающими в школерепродуктивными методами обучения, нацеленными на научение «готовомуусвоению»;- требованием практики в научно—методическом обеспечении процессаформирования готовности школьника к пониманию текста инеразработанностью программно-содержательного и дидактическогообеспечения формирования готовности к пониманию текста.Данные противоречия лежат в основе ироблемы обоснованиясовременных форм, содержания, методов формирования готовностишкольника к пониманию текста. Общепедагогическое и практическоезначение проблемы обусловили выбор темы диссертационногоисследования: «Формирование готовности школьника к пониманию текста».В исследовании введено ограничение: опытно-поисковая работаосуществлялась в процессе обучения гуманитарным дисциплинам в 7-8классах, поскольку у школьников подросткового возраста в интеллектуальнопознавательном отношении проявляется предрасположенность к усвоениюновых способов творческой деятельности и самообразования.Объект исследования: процесс гуманитарного обученияв общеобразовательном учреждении.Предмет исследоваиия: формирование готовности школьникак пониманию текста.Цель исследоваиия: обосновать дидактические условия формированияготовности школьника к нониманию текста.Гипотеза исследования: в процессе гуманитарного обученияэффективно формируется готовность школьника к пониманию текстапри создании следующих дидактических условий:-обеспечение целевой направленности образовательного процессана развитие ценностно-смысловых мотивов школьника, что определяетсоответствие избранных педагогических средств контексту учебнойдеятельности;-использование разработанных герменевтических ситуаций,актуализирующих личностную включенность ученика в познаниесодержания и смыслов информации;-инициирование рефлексии, позволяющей щкольнику осознать барьерпонимания текста и овладеть способами его преодоления.Цель и гипотеза определили задачи исследования:1. Уточнить содержание и структуру понятия «готовность школьника кпониманию текста».2. Выявить педагогический потенциал гуманитарных дисциплин вформировании готовности школьника к пониманию текста с позицийгерменевтического подхода.3. Сконструировать динамичную модель формирования готовностишкольника к пониманию текста, отражающую целевую направленность ицелостность процесса.4. Разработать научно-методические рекомендации для учителей,школьников по формированию готовности к пониманию текста в процессеизучения гуманитарных дисциплин.Методологической основой исследования являются: диалектическаятеория познания, заключающаяся в целостном и всестороннем рассмотренииявлений и процессов в их развитии, взаимодействии ивзаимообусловленности; принципы единства теории и практики, социальноисторической обусловленности человеческой деятельности и ее результатов.Философский уровень исследования составляют зарубежные иотечественные идеи культуры (К. Леви-Стросс, М.К. Мамардашвили,Г. Риккерт, А. Швейцер, Ф. Шеллинг, О. Шпенглер, К. Ясперс), положениядиалоговой концепции культуры (Л.М. Баткин, М.М. Бахтин, B.C. Библер,М. Бубер, М.С. Каган, Ю.М. Лотман); аксиологии культуры (В.П. Визгин,Г.П. Выжлецов, М.С. Каган); философско-психологические исследованияпроблемы смысла (Н.А. Бердяев, Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев, В.В. Налимов,С.Л. Франк, П.А. Флоренский); положения герменевтики о понимании текстакак системы знаков (Л. Витгенштейн, Х.-Г. Гадамер, В. Дильтей, П. Рикер,М. Хайдеггер, Ф. Шлейермахер; Г.Г. Шпет); концепции философии иметодологии образования (В.И. Загвязинский, В.А. Краевский, В.М. Розин,Г.П. Щедровицкий).8Общенаучный уровень определяют: историко-культурная теорияразвития (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский); теория личностноориентированного образования (Э.Ф, Зеер, В.В. Сериков, И.С. Якиманская);культурологический подход (В.Л. Бенин, Е.В. Бондаревской, А.П. Валицкая,Л.А. Волович, О.С. Газман, И.Ф. Исаев), личностно-деятельностный(В.Г, Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Л. Рубинштейн) какоснования для выявления сущности готовности к пониманию текста.Конкретно-научный уровень включает общую теорию понимания текста(Г.И. Богин, П.Я. Гальперин, А. Васильев); идеи гуманитаризациипедагогического образования (Ю.В, Сенько); положения понимающейпедагогики (Л.А. Беляева, И.Б. Крылова); теорию рефлексивной природысознания и мышления (О.С. Анисимов, В.В. Давыдов, В.А. Лефевр,СЮ. Степанов, Г.С. Сухобская); теорию субъектной активности(К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, В.А. Петровский);методику многоактного осмысления информации (И.Ф. Иеволин,М.Б. Позина).Базой исследования явились общеобразовательная школа JST» 44 и J\b 18г. Оренбурга. В опытно-поисковой работе приняли участие школьники 7-8классов, а также 32 учителя г. Оренбурга.Исследование осуществлялось в три этапа с 2001 но 2006 год.На первом этапе (2001-2002) проводился анализ состоянияразработанности исследуемой проблемы в философской, психологической,педагогической литературе. Определялись теоретико-методологическиеосновы исследования, уточнялся понятийный аппарат, конкретизировалисьзадачи и пути их решения. Результатом этого этапа явилось обоснованиегипотезы, методологии и методов исследования, логики его проведения. Заэто время была разработана программа элективного курса «Диалог стекстом».9На данном этапе основными методами являлись теоретический исравнительно-сопоставительный анализ философской, психологической ипедагогической литературы; обобщение педагогического опыта;целенаправлен1юе педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование,интервьюирование, прогнозирование, моделирование, констатируюш1ийэксперимент.На втором этапе (2002-2005) осуществлялась разработка моделиформирования готовности школьника к пониманию текста, её апробация икоррекция; проверялась и уточнялась гипотеза исследования,корректировались методы исследуемой проблемы, анализировались исистематизировались полученные данные. Результатом этапа явиласьположительная динамика результатов исследования, их теоретическоеосмысление.Основные методы исследования: теоретическое моделирование;формирующий эксперимент, метод экспертных оценок и самооценок,тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности.На третьем этапе (2005 - 2006) интерпретировались результатыисследования, уточнялись теоретические и практические выводы,оформлялись материалы диссертационной работы. В результате былообосновано научно-методическое обеспечение исследуемого процесса.Основные методы: анализ, обобщение и систематизация материала,методы математической статистики.Научная новизна исследования:- установлено, что готовность школьника к пониманию текста какинтегративное качество личности включает ценностно-смысловое отношениек гуманитарному тексту, осознанность барьеров понимания и способов ихпреодоления, умения разрешать возникающие герменевтические ситуациипри работе с текстом;10выявлен педагогический потенциал гуманитарных предметов,выраженный интеграцией профессионально-педагогической культурыучителя, личностного развития ученика и информационно-эстетическогосодержания учебного предмета и обеспечивающий переход от работы,направленной на «понимание» собственно текста, к познанию с помощьютекста;- обоснованы дидактические условия, способствующие успешнойреализации динамичной модели формирования готовности школьника кпониманию текста (обеспечение целевой направленности образовательногопроцесса на развитие ценностно-смысловых мотивов школьника;использование разработанных герменевтических ситуаций; инициированиерефлексии).Теоретическая значимость результатов исследования:- обоснованы в качестве методологической базы исследованиякультурологический, личностно-деятельностный и герменевтическийподходы, способствующие пониманию действительности посредствоминтерпретации;- сконструирована динамичная модель формирования готовностишкольника к пониманию текста, включающая инвариант (принципы:культуросообразности, аксиологизации, целостности; гуманизации,индивидуализации; целенаправленности, диалогизма, интерпретационности)и подвижную, непрерывно совершенствующуюся подсистему: цель,содержание, методы, формы, этапы, результат;- разработаны компоненты (мотивационно-ценностный, когнитивный,деятельностный) и уровни (дискурсивный, интерпретирующий, лексический)сформированности готовности щкольника к пониманию текста;что становится основой для построения смысловой педагогики (разделы:единство гуманизации и гуманитаризации; взаимосвязь образования исамообразования, знаний и ценностей, обучения и воспитания).11Практическая ценность результатов нсследования:- выявлены признаки готовности к пониманию текста (креативность,многозначность, диалогичность, рефлексивность, ценностная значимость,порождение нового знания, перестройка сознания, катарсический эффект),уточняющие сложившиеся в педагогике положения о связи готовности кпониманию текста с культурой мышления, развитием интеллектуальногодиалога с текстами разной природы, расширением поля читательскихориентации;- создан научно-методический комплекс по формированию готовностишкольника к пониманию текста, включающий: а) программу элективногокурса «Диалог с текстом»; б) систему ситуаций интерпретации фрагментовтекстов (художественных - прозаических и поэтических, публицистических);тематику рефератов и творческих работ, индивидуальных маршрутов,проектов; в) научно-методические рекомендации для учителей;- разработан диагностический инструментарий (критерии, уровневыепоказатели) сформированности готовности школьника к пониманию текста,позволяющий отслеживать динамику результатов и осуществлять в обучениииндивидуальный подход.На защиту выносятся следующие положення:1. Готовность школьника к пониманию текста как сложное,интегративное качество личности включает сущностные компоненты(мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный), характеризуетсяценностно-смысловым отношением к разным видам текстов, установкой наосмысление барьеров понимания и способов их преодоления, осознаннымприменением умений при решении герменевтических ситуаций.2. Педагогический потенциал гуманитарных предметов, выраженныйинтеграцией профессионально-педагогической культуры учителя,личностного развития ученика и информационно-эстетического содержанияучебного предмета, позволяет использовать личностно ориентированные12технологии обучения; взаимодействие психолого-иедагогического,философского и гуманитарного знания о человеке ориентирует школьниковна культуру, обогащая ценностный мир личности, инициируяинтеллектуальную и личностную рефлексию.3. Эффективность формирования готовности школьника к нониманиютекста определяют дидактические условия: обеспечение целевойнаправленности образовательного процесса на развитие ценностносмысловых мотивов школьника, использование разработанныхгерменевтических ситуаций, инициирование рефлексии, поскольку первоеусловие актуализирует положительную мотивацию на познание смыслов;второе условие позволяет включить ученика в познание содержания исмысловое усвоение текстовой информации; третье условие помогаетшкольнику осознать барьер понимания текста.Достоверность и обоснованность результатов исследованияобеспечиваются адекватностью методов исследования его цели, задачам ипредмету; привлечением обширного фактического материала;репрезентативностью выборки; интерпретацией эмпирических данных сиспользованием методов математической статистики и сопоставлением их сопубликованными в психолого-педагогической литературе. Использованиеразличных диагностических методик, сопоставление и анализ их результатов,разносторонняя проверка и повторяемость факторов позволяют бытьуверенными в надёжности полученных данных.Апробация и внедренне результатов нсследовання. Теоретическиеположения, материалы и результаты исследования докладывались иобсуждались на научно-практических конференциях: международных «Воспитание в XXI веке: новые подходы, преемственность традиций,перспективы» (Оренбург, 2004); «Россия как трансформирующеесяобщество: экономика, культура, управление» (Москва, 2005); всероссийских- «Образование в XXI веке» (Тверь, 2005); «Психолого-педагогические13исследования в системе образования» (Москва - Челябинск, 2005);региональных и межрегиональных - «Модернизация образования: проблемыи перспективы» (Оренбург, 2002); «Современные технологии образования»(Магнитогорск, 2005); на заседаниях кафедры общей педагогикиОренбургского педагогического университета, научно-методического советаОренбургского педагогического колледжа № 1 и № 2; педагогическихсоветах в общеобразовательных школах № 44 и № 18; отражены впубликациях автора.Структура диссертации определяется ее целевыми установками ивнутренней логикой. Работа содержит введение, две главы, заключение,список использованной литературы и приложения.
Просмотров: 137 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz