Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2014 » Июнь » 2 » Скачать Формирование игрового взаимодействия детей 5-го года жизни в сюжетно-ролевых играх. Литвинова, Светлана Николаевна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
18:25
Скачать Формирование игрового взаимодействия детей 5-го года жизни в сюжетно-ролевых играх. Литвинова, Светлана Николаевна бесплатно

Формирование игрового взаимодействия детей 5-го года жизни в сюжетно-ролевых играх

Диссертация

Автор: Литвинова, Светлана Николаевна

Название: Формирование игрового взаимодействия детей 5-го года жизни в сюжетно-ролевых играх

Справка: Литвинова, Светлана Николаевна. Формирование игрового взаимодействия детей 5-го года жизни в сюжетно-ролевых играх : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.07 Москва, 1997 170 c. : 61 97-13/928-6

Объем: 170 стр.

Информация: Москва, 1997


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ
11 Межличностное взаимодействие в философском, психологическом, педагогическом аспекте
I20собенности развития и формирования игрового взаимодействия дошкольников со сверстниками
ГЛАВА И СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
II 1 Особенности проявления детьми 5-го года жизни взаимодействий со сверстниками в сюжетно-ролевых играх
III 2 Представления дошкольных работников о педагогическом руководстве игровой деятельностью детей 5-го года жизни
ГЛАВА III ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ 5- ГО ГОДА ЖИЗНИ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ
III 1Содержание, формы и методы формирования игрового взаимодействия детей 5-го года жизни в сюжетно-ролевых играх
Ш,2Совершенствование профессиональной подготовки воспитателей по руководству игровым взаимодействием детей 5-го года жизни
ВЫВОДЫ

Введение:

Изменения социально-экономических условий в жизни общества, дефицит культуры общения и взаимоотношений создают определенные трудности в формировании социальных ориентаций ребенка дошкольного возраста. В связи с этим современные тенденции педагогической науки нацелены на развитие самоактуализирующейся, интенсивно развивающейся личности, которое может быть достигнуто в процессе гуманизации отношений в системе «ребенок - ребенок», «ребенок - взрослый».
Социализация дошкольника, усвоение им нравственного смысла взаимодействия с окружающими наиболее полно осуществляется в игровой деятельности. Взяв на себя роль в игре ребенок приобретает опыт общения со сверстниками, который впоследствии проецирует его поведение в социальном взаимодействии с окружающими людьми.
Проблеме взаимодействия дошкольников со сверстниками посвящены многие психологические, педагогические исследования (Т.В. Антонова, Г.М. Андреева, Р.С. Буре, Я.Л. Коломинский, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Д.В. Менджерицкая, Р.Г. Надежина, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский, Л.В. Пименова, Т.А. Репина, А.П. Усова, Г.П. Щедровицкий, С.Г. Якобсон).
Доказано, что совместная игра создает условия для возникновения «детского общества» и развития качеств личности, позволяющих детям взаимодействовать друг с другом, определены способы и уровни игрового взаимодействия дошкольников в сюжетно-ролевых играх (Р.А. Иванкова, С.Н. Карпова, В.Ф. Кушина, Л.Г. Лысюк, Н.Я. Михайленко, Н.С. Пантина, А.П. Усова, Е.И. Щербакова).
Ученые считают, что игра являясь моделью социальных отношений взрослых, при определенных педагогических условиях и методах, способствующих обогащению его содержания морально ценным сюжетом, формирует нравственные качества личности и положительные взаимоотношения между детьми (А.А. Анциферова, А.К. Бондаренко, Л.П. Бочкарева, Т.Н. Бабаева, М.В. Воробьева, В.Я. Воронова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Л.А. Пеньевская, И.Б. Теплицкая и ДР-).
Исследователями выявлено, что в игровой деятельности проявляются и формируются этические и коммуникативные аспекты взаимодействия (Т.В.
Антонова, А.А. Рояк, С.Г. Якобсон и др.). Изучены условия, способствующие благоприятному психологическому климату в игровом объединении (JI.B. Артемова, О.М. Гостюхина, О.О. Папир, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Р.А. Смирнова и др.).
Несмотря на то, что в психолого-педагогической науке проблема взаимодействия детей со сверстниками широко исследована, недостаточно разработанным остается формирование способов игрового взаимодействия дошкольников со сверстниками в сюжетно-ролевых играх, усвоение которых ведет к гуманным отношениям партнеров по игре и положительной ориентации на его игровые умения, личностные качества и эмоциональное состояние.
Необходимо отметить, что наиболее сензитивным периодом формирования положительного игрового взаимодействия со сверстниками является средний дошкольный возраст. Об этом свидетельствуют следующие особенности развития детей 5-го года жизни: возросшая потребность в общении со сверстниками;
• стремление к совместным действиям в игре;
• субъектное отношение к сверстнику как к партнеру по совместной деятельности;
• появление элементов сотрудничества в игре;
• проявление избирательных отношений;
• желание принять и выполнить роль в игре, передавая способы социальных отношений взрослых.
Отсюда следует, что пятый год жизни является оптимальным для усвоения способов взаимодействия со сверстниками и подготавливает ребенка к формированию системы отношений «я - другой» (Н.И. Непомнящая). В связи с этим данная проблема требует расширенного изучения для социального развития дошкольника.
Проанализировав психологическую, педагогическую литературу и современное состояние практики по проблеме формирования игрового взаимодействия детей 5-го года жизни мы выделили в этом процессе ряд противоречий:
•между потребностью дошкольника в общении со сверстниками и его неумением взаимодействовать с ними;
•между желанием получить игровую роль и выполнить ее в соответствии с правилами и несформированностью способов вне игрового и игрового взаимодействия;
•между разработанностью в педагогических исследованиях методов руководства игрой и неумением дошкольных работников использовать их для формирования игрового взаимодействия детей друг с другом.
С учетом данных противоречий мы сформулировали проблему исследования: использование каких методов приведет к наиболее эффективному формированию положительного игрового взаимодействия детей 5-го года жизни в сюжетно-ролевых играх.
Реализация данной проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является игровая деятельность детей 5-го года жизни.
Предмет исследования: процесс формирования игрового взаимодействия со сверстниками детей 5-го года жизни в сюжетно-ролевых играх.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом мы поставили следующие задачи исследования:
1 .Расширить содержание понятия "игровое взаимодействие";
2,Определить и апробировать систему методов формирования положительного игрового взаимодействия детей 5-го года жизни в сюжетно-ролевых играх;
3. Разработать основные положения к педагогическим рекомендациям по формированию способов игрового взаимодействия дошкольников со сверстниками.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс формирования положительного игрового взаимодействия со сверстниками детей5-го года жизни может быть успешным, если:
•игровое взаимодействие рассматривать как систему, включающую деятельностный, когнитивный, эмоциональный компоненты;
•направить уже известные методы руководства игрой на усвоение детьми способов положительного социально-направленного поведения взрослых;
•формировать коммуникативные, предметно-ролевые способы игрового взаимодействия , используя тренинговые игры и проблемные ситуации.
Общую методологию исследования составляет аксиологический подход, согласно которому человек рассматривается как высшая ценность общества и цель общественного развития.
В основе конкретной методологии исследования лежит учение о решающей роли деятельности и общения в социализации человека и формировании его личности.
Теоретическая основа исследования базировалась на положениях: •о личности как о субъекте деятельности и общения (Г.М. Андреева, J1.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, C.J1. Рубинштейн, Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина);
•о взаимосвязи взаимодействия с межличностными взаимоотношениями и общением (А.В. Киричук, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский, Г.П. Щедровицкий, С.Г. Якобсон);
•об интерперсональном познании человека человеком в процессе взаимодействия (А.А. Бодалев, Э. Берн, А.Г. Ковалев, Р.Л. Кричевский);
•о том, что игра, являясь ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, наиболее сенситивна к сфере человеческой деятельности и межличностных отношений (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин);
•об интериоризации социальных, нравственных норм и правил поведения в ходе игрового взаимодействия со сверстниками (Т.В. Антонова, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, Т.А. Репина).
Для решения поставленных задач исследования использовались следующие методы: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования, хронометрированные наблюдения за совместной игрой детей, проверочные задания, беседы по сюжетным картинкам, анкетирование воспитателей, анализ дневниковых записей дошкольных работников и календарных планов воспитательно-образовательной работы по руководству сюжетно-ролевыми играми, педагогический эксперимент, методы математической обработки.
Организация исследования.
Исследование проводилось в дошкольных учреждениях NN 1000, 1908 г. Москвы, NN 35, 32, 88 г. Комсомольска-на-Амуре, на факультете дошкольного воспитания Комсомольского-на-Амуре государственного педагогического института. Исследованием было охвачено 178 детей средних групп дошкольных учреждения, 63 воспитателя г. Москвы и г. Комсомольска-на-Амуре. В своем исследовании мы выделяем три этапа.
Первый этап (1993-1994 гг.) - поисково-теоретический. В этот период происходило осмысление проблемы, ее современного состояния. В процессе изучения и анализа литературы определены методология и проблема исследования, сформулированы цель, задачи, гипотеза, разработана методика опытно-экспериментального исследования. На основе теоретического изучения проблемы определены сущностные характеристики игрового взаимодействия, показана его взаимосвязь с взаимоотношениями и общением, выявлена динамика их развития в возрастном аспекте, рассмотрены способы положительного игрового взаимодействия со сверстниками в сюжетно-ролевых играх.
Второй этап (1994 - 1996 гг.) - опытно-экспериментальный. На этом этапе изучались особенности взаимодействия детей 5-го года жизни в сюжетно-ролевых играх; были выявлены уровни сформированности игрового взаимодействия; проанализированы представления практических работников о руководстве положительным игровым взаимодействием. На данном этапе осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы. Работа включала моделирование содержания и методов формирования положительного игрового взаимодействия со сверстниками в сюжетно-ролевых играх и их апробацию. По ходу опытно-экспериментальной работы уточнялась гипотеза, анализировались полученные материалы.
Третий этап (1996-1997 гг.) - заключительно - обобщающий. Он был посвящен систематизации материала, обобщению результатов исследования, литературному оформлению работы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем расширено содержание понятия "игровое взаимодействие" со сверстниками на основе:
• закономерностей психического развития ребенка в игровой деятельности;
• научных данных о соотношении взаимодействия, взаимоотношений и общения в онтогенезе;
• структурной организации взаимодействия в сюжетно-ролевой игры.
Определены способы положительного взаимодействия со сверстниками.
Разработаны диагностические карты определения сформированности игрового взаимодействия и критерии оценок показателей игрового взаимодействия в сюжетно-ролевых играх. Расширена система методов формирования игрового взаимодействия со сверстниками. Апробированы известные и лично разработаны тренинговые игры для детей 5-го года жизни, способствующие снятию стереотипности игрового поведения и формированию положительной ориентации на сверстника в ходе совместной игры. Дополнены педагогические рекомендации к руководству сюжетно-ролевыми играми детей среднего дошкольного возраста.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что содержащиеся в ней теоретические положения и методические рекомендации по формированию положительного игрового взаимодействия со сверстниками в сюжетно-ролевых играх обогащают технологию и повышают эффективность руководства совместной деятельностью дошкольников на основе личностно-ориентированной модели педагогического воздействия. Результаты исследования нашли отражение в проведенном семинаре - практикуме для дошкольных работников. Научные данные диссертации используются в дошкольных учреждениях, а также в системе образования специалистов дошкольного профиля в условиях реализации новых государственных стандартов: на факультете дошкольного воспитания, на курсах повышения квалификации работников образования.
Достоверность полученных результатов обеспечивается научной методологией, использованием достижений психолого-педагогической науки, применением методов, адекватных составленным исследовательским задачам, репрезентативностью выборок и опытно-экспериментальных данных, сочетанием качественного и количественного анализа.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные положения и результаты исследования были изложены и обсуждены на заседаниях кафедры дошкольной педагогики МПГУ им. В.И. Ленина (1994 - 1997 гг.); на научных конференциях МПГУ им. В.И. Ленина (апрель 1995 г.,1997 г.), Орловского государственного педагогического университета (1997 г.). Материалы исследования использовались при чтении лекций для практических работников на курсах повышения квалификации педагогических кадров при филиале Хабаровского института повышения квалификации работников образования г. Комсомольска-на-Амуре; по материалам исследования был проведен семинар-практикум для воспитателей дошкольных учреждений N 1000 г. Москвы и NN 32,88 г. Комсомольска-на-Амуре.
На защиту выносятся следующие положения.
1.Формирование игрового взаимодействия со сверстниками возможно на 5-м году жизни. Об этом свидетельствуют, возникающие в данном возрасте следующие особенности:
• потребность в общении со сверстниками;
• повышение активности в установлении вербальных контактов с ровесниками;
• ориентация ребенка на социальные отношения в мире взрослых;
• стремление к принятию и выполнению роли взрослого в сюжетно-ролевой игре;
• осознание себя и своего поведения через понимание действий, поступков другого.
2.Развитие игрового взаимодействия происходит постепенно и на каждом возрастном этапе оно опосредованно ведущим видом деятельности и зарождением в ней основных компонентов взаимодействия: деятельностного, когнитивного, эмоционального.
З.Эффективному формированию умений устанавливать положительное игровое взаимодействие детей 5-го года жизни способствует система педагогических методов в процессе которой взаимодействие между детьми и взаимоотношения приобретают характер взаимосодействия.
Система педагогических методов предусматривает:
• обогащение знаний детей представлениями о нравственных способах социальных отношений взрослых
Методы, направленные на обогащение представлений, будут иметь положительное влияние в том случае, если воспитатель обращает внимание не только на внешний характер действий, но и на способы социально-направленного взаимодействия.
• развитие способов положительного игрового взаимодействия со сверстниками;
Освоению различных способов игрового взаимодействия способствуют обучающие, тренинговые игры, игровые проблемные ситуации. В процессе их использования формируются умения вступать в игровой контакт с партнером, изменять ролевое поведение с учетом игровой ситуации и предложений сверстника.
1. Условиями формирования игрового взаимодействия являются:
• готовность воспитателей к применению педагогических методов;
• создание эмоционально-положительной атмосферы в процессе игры;
• способность взрослого занять позицию партнера в ходе игрового взаимодействия.
Просмотров: 134 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz