Среда, 15.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 21 » Скачать Формирование индивидуальной стратегии профессиональной деятельности учителя иностранного языка в процессе его подготовки бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
19:33
Скачать Формирование индивидуальной стратегии профессиональной деятельности учителя иностранного языка в процессе его подготовки бесплатно

Формирование индивидуальной стратегии профессиональной деятельности учителя иностранного языка в процессе его подготовки в вузе

Диссертация

Автор: Шумакова, Ольга Александровна

Название: Формирование индивидуальной стратегии профессиональной деятельности учителя иностранного языка в процессе его подготовки в вузе

Справка: Шумакова, Ольга Александровна. Формирование индивидуальной стратегии профессиональной деятельности учителя иностранного языка в процессе его подготовки в вузе : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Москва, 2006 223 c. : 61 07-13/735

Объем: 223 стр.

Информация: Москва, 2006


Содержание:

ГЛАВА 1 Теоретико-методологические основы формированияиндивидуальной стратегии ирофессиональнойдеятельности учителя иностранного языка в нроцессе егонодготовки в вузе
11 Специфика профессиональной подготовки учителяиностранного языка в вузе
12 Понятие и сущность индивидуальной стратегиипрофессиональной деятельности учителя иностранного языка впроцессе его подготовки ввузе
13 Теоретическое обоснование педагогической моделиформирования индивидуальной стратегии профессиональнойдеятельности учителя иностранного языка в процессе егоподготовки в вузе54Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 Онытно-экснериментальная нроверка модели формированияиндивидуальной стратегии нрофессиональной деятельностиучителя иностранного языка
21 Изучение процесса формирования индивидуальной стратегиипрофессиональной деятельности учителя иностранногоязыка
22 Актуализация педагогических ценностей у студентов какусловие формирования у них индивидуальной стратегиипрофессиональнойдеятельности
23 Профессиональная направленность обучения иностранномуязыку ввузе
24 Индивидуально-личностная направленность практическойдеятельности студентов как условие становления их стратегиипрофессиональной деятельности 139Выводы но второй главе

Введение:

Актуальность нсследования. Последние годы активноймодернизации высшего профессионального образования, особенно в областиподготовки учителя, у студентов замечено снижение интереса к профессииучителя. Большая часть выпускников вузов, ориентированных на подготовкуучителя, не реализуют себя в педагогической деятельности, а находятприменение своим профессиональным знаниям в других сферах. Этосвидетельствует о недостаточной эффективности профессиональнойподготовки учителя в вузе.Аналогичная тенденция проявляется и в профессиональной подготовкеучителя иностранного языка в вузе. Распространилось мнение, чтоподготовка учителя иностранного языка ничем не отличается от подготовки,например, переводчика или специалиста в области международныхотношений, целью которой является формирование у студентов готовностисодействовать налаживанию культурных отношений, воспитаниюуважительного отношения к духовным ценностям других стран. При такомподходе к профессиональной подготовке учителя иностранного языка неучитывается одна из самых важных ее составляющих - профессиональнаянаправленность учителя на самореализацию в педагогической деятельности.Именно поэтому многие выпускники факультета иностранных языковполагают, что они могут работать практически везде, не учитываяиаправленности подготовки к специфической сфере деятельности.Современные тенденции развития общества (процессы глобализации иинформатизации, обмен научными и культурными ценностями, ускоренныйрост технологического процесса, быстрая смена условий труда) такжезаставляют переосмыслить образ снециалиста - профессионала.В обществе сегодня востребован учитель, в том числе и учительиностранного языка, снособный не только к межкультурпой коммуникации,4НО и индивидуальному, личностному участию в творческом решениипоставленных образованием задач.В настоящий момент наукой разработан ряд подходов, которые могутбыть использованы для решения задач профессионального образованияучителя иностранного языка, востребуемого современным обществом.В работах ученого-педагога 10. К. Бабанского, в исследованиях Н. ИЖинкина, Н. И. Гальковской, Н. И. Геза рассмотрены педагогическиеявления как системы, что позволяет представить профессиональнуюподготовку специалиста в вузе как целостный, многогранный процесс,включающий множество компонентов.Антропоориентированные работы Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Р. Штейнера, Г. Ноля указывают на высокую значимость индивидуальноличностных свойств человека, что обосновывает необходимость их учета вподготовке современного специалиста в вузе.Общие закономерности профессиональной подготовки и формированияличности учителя раскрываются в работах О. А. Абдуллиной, Е. А. Белозерцева, Ф. Н. Гоноболина, Н. В. Кузьминой, К. М. Левитана, А. К. Марковой, Л. М. Митиной.В работах В. А. Сластенина, Е. И. Рогова, Н. В. Кузьмиьюй, Н. Ф. Нехлюдовой, В. Д. Шадрикова и др. рассмотрено многогранное понятиепрофессиональной педагогической деятельности, где подчеркпута ееиндивидуально-личностная направленность.В исследованиях В. А. Крутецкого, Ф. Н. Гопоболина, Ю. Н. Кулюткина, В. Г. Макеимова, Е. Г. Балбасова, М. Фридман, Н. Ф. Левитова, В. Г. Красилышковой, В. П. Симонова обращено внимание напроцесс формирования нрофессионально значимых качеств личности как наглубоко индивидуальный. В. А. Сластенин в системе профессионалыюзначимых качеств личности учителя особо выделил профессиональнуюнаправленность личности и отметил ее значимость в процессепрофессионального становления будущего учителя.5Исследователи Н. Пряжников, И. В. Никишина, П. В. Кирилловнозволили осмыслить значимость индивидуально- личностногосамоопределения студентов в процессе их профессиональной подготовки ввузе. Кроме того, исследования Э. Зеера, А. Дорофеева, П. Терехова, А. Хуторского, В. Байденко, М, Розеновой, И. А. Зимней, Ю. Г. Татура, А. Андреева расширили представление о процессе профессиональнойподготовки будущего учителя. В работах акцентируется внимание на том,что профессиональную подготовку будущих учителей в вузе следуетрассматривать как процесс формирования у студентов нрофессиональнойкомпетентности. При этом учеными особенно отмечалась ее личностнаяокрашенность качествами конкретного студента и ее глубокаяиндивидуальность. Исследования Н. Шиянова, А. М. Новикова, О. Мельничук, Т. В. Ганиной, Н. Демидовой, О. И. Гатаулиной, Л. К. Сидоровойв рамках гуманистического нодхода сосредоточили внимание нанеобходимости в процессе профессионального образования созданияусловий для развития творческого потенциала личности, проявленияиндивидуальности студентов.Большое значение для осмысления проблемы исследования имеютработы известных философов и психологов, в которых даются глубинныесмыслы межличностного общения и внутреннего диалога человека с самимсобой (М. М. Бахтин, М. В. Бехтерев, М. Бубер, А. Ленгле, В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев). Исследователями (П. Б. Гурвич, И. Г. Винокурцева) изученодиалогическое общение с педагогических позиций и рассмотренакоммуникативиая компетентность будущего учителя иностранного языка каксредство его индивидуально-личностного проявления.В работах Г. А. Воробьева, А. Л. Бердичевского, Н. Д. Гальсковой, Л. И. Нетровой, В. Карташовой сконцентрировано внимание на значимостиформирования профессиональной культуры учителя иностранного языка, иособенно выделилена значимость нроявления базовой культуры личности внрофессиональной деятельности учителя.Снецифику профессиональной подготовки будущего учителяиностранного языка в вузе представили исследования К. Терентьевой, В, М. Тыриной, Е. О. Стоценко, раскрывшие понятие "языковая личность",формирование которой имеет огромное значение для индивидуальноличностного проявления студентов в процессе их межкультурной имежъязыковой коммуникации; Н. Б. Савинов раскрыл нринциныразвивающего обучения иностранному языку.Важно отметить, что исследователями А. Кочиевым, О. Мельничук, А. Яковлевой, Г. В, Гаврилиной, В. И. Никитиным представлена модельсовременного специалиста, а А. Ф. Белошицким и И. Ф. Бережной изученобраз будущей нрофессии. Ученые Н. В, Кузьмина, В, И. Загвязинский, В. А. Сластенин, А. В. Торохова рассмотрели нонятие индивидуального стилядеятельности учителя, в котором проявляется индивидуально-личностнаясущность специалиста.Все вышепредставленные подходы и идеи указывают на достаточноширокое и многостороннее исследование проблемы подготовки учителя ввузе. Вместе с этим, как показал анализ литературы, недостаточно изученцелый ряд аспектов профессиональной подготовки будущего учителяипостранного языка в вузе. Так, например, педостаточпо исследован процессформирования индивидуальной стратегии профессиональной деятельностибудущего учителя иностранного языка в вузе. Это подтверждают ивыявленные противоречия: между признапием необходимости обеспечитьв процессе профессиопальной подготовки учителя игюстранного языканаправленность на нрофессиональную самореализацию в недагогическойдеятельности и недостаточным теоретическим осмыслением способовформирования профессиональной панравленности носредством изученияспециальных дисциплин (иностранный язык); между осознанием особойзначимости индивидуально-личностного проявления учителя впрофессиональной деятельности и недостаточной теоретическойобоснованностью проблемы формирования его индивидуальной стратегии7профессиональной деятельности; между попыткой преподавателей вузаформировать индивидуальную стратегию профессиональной деятельностибудущего учителя иностранного языка и недостаточно разработаннойпедагогической теорией и операционпо-технологической стороной процесса,которая позволила бы практически решить задачи формирования у будущегоучителя иностранного языка индивидуальной стратегии профессиональнойдеятельности. Названные противоречия актуализируют проблему: каковысущность, содержание и концептуальные положения и условия эффективногоформирования индивидуальной стратегии профессиональной деятельностиучителя иностранного языка в процессе его профессиональной подготовки.Актуальпость, противоречия, выявленная проблема позволилисформулировать тему диссертационного исследования: "Формированиеиндивидуальной стратегии профессиональной деятельности учителяиностранного языка в процессе его подготовки в вузе ".Объект исследования: процесс профессиональной подготовки учителяиностранного языка в вузе.Предмет исследования: сущность, содержание, концептуальныеположения и условия формирования индивидуальной стратегиипрофессиональной деятельности учителя иностранного языка в процессе егоподготовки в вузе.Цель: Разработать и теоретически обосновать педагогическую модельформирования индивидуалыюй стратегии профессиональной деятельностибудущего учителя иностранного языка, сформулировать концептуальныеположения, на основе которых внедрить в практику профессиональнойподготовки учителя иностранного языка в вузе совокупность продуктивныхпедагогических условий, обеспечивающих эффективность этой модели.Гинотеза: современному образованию необходим учительиностранного языка, не только снособный к самовыражению вмежъязыковом взаимодействии, но и ориентирова1Н1ый напрофессиональную индивидуально-личностную самореализацию в8педагогической деятельности. Подготовка такого специалиста включает всебя процесс формирования индивидуальной стратегии профессиональнойдеятельности у будущего у будущего учителя. Этот процесс в вузеосуществляется более продуктивно если:- у студентов актуализированы недагогическне ценности в процессе ихпрофессиональной подготовки в вузе;- процесс формирования "языковой личности" имеет профессиональнопедагогическую направленность;- учебно-практическая деятельность студентов в вузе носитиндивидуально-личностную направленность, проявляющуюся в процессепрофессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка,В соответствии с целью и гипотезой нашего исследования былипоставлены следующие задачи:- на основе теоретико-методологического анализа выявить снецификупрофессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка ввузе;- проанализировать понятие и сущность индивидуальной стратегиипрофессиональной деятельности будущего учителя иностранногоязыка;- разработать теоретическую модель процесса формированияиндивидуальной стратегии профессиональной деятельности будущегоучителя иностранного языка в вузе;- обосновать сущность, и опытно-экснериментальным путем проверитьпедагогические условия, обеспечивающие продуктивность моделиформирования индивидуальной стратегии профессиональнойдеятельности учителя иностранного языка в процессе его подготовки ввузе.Методологической основой исследования явились ноложениясистемного, антропологического подходов, обосновывающие необходимостьглубинного изучения индивидуальных свойств человека; ноложения9ценностного и гуманистического подходов о ценности лич1юсти; научныеноложения о сущности личности и структуре индивидуальности; ноложенияо саморазвивающейся личности; концепция интегральной индивидуальности;положения экзистенциального подхода о сущности диалогическогообп1ения; научные положения о сущности педагогического процесса ипедагогической деятельности; теоретические положения личностноориентированного и компетентностного нодходов в образовании; научныеноложения, раскрывающие структуру профессионально - педагогическойкомпетентности и сущность профессионально - значимых качеств личностипедагога; положения о формировании базовой культуры личности недагога иобучении иностранному языку на основе базовой культуры личности.Для проверки гипотезы и рещения поставленных задач былиснользован комплекс методов, адекватных объекту и предметуисследования. Это теоретические методы: анализ философской,психологической, педагогической и научно - методической литературы попроблеме исследования, синтез получаемых результатов, теоретическоемоделирование. Эмпирические методы: педагогические (наблюдение,беседа, анализ продуктов творческой деятельности студентов);педагогический эксперимент. Социометрические методы: анкетирование,опросы; методы математической обработки.Научная новизиа исследования заключается в следующем:- выявлена специфика профессиональной подготовки учителяиностранного языка в вузе;- определены сунцюсть и содержание нроцесса формированияиндивидуальной стратегии профессиональной деятельности будущегоучителя иностранного языка;- разработана теоретическая модель нроцесса;- разработаны критерии н показатели процесса формированияиндивидуальной стратегии профессиональной деятельности учителяиностранного языка в вузе;10- выявлены педагогические условия эффективного формированияиндивидуальной стратегии нрофессиональной деятельности учителяиностранного языка в вузе.Теоретическая значимость исследования определяется следующим:- обоснована снецифика профессиональной подготовки будущегоучителя иностранного языка в вузе;- сформулировано рабочее определение индивидуальной стратегиипрофессиональной деятельности будущего учителя иностранного языка ввузе';- теоретически обоснованы сущность и содержание нроцессаформирования индивидуальной стратегии профессиональной деятельностиучителя иностранного языка в нроцессе его нодготовки в вузе;- сформулированы концептуальные ноложения продуктивности моделиформирования индивидуальной стратегии профессиональной деятельностиучи1еля иностранного языка в процессе его подготовки в вузе;- обоснованы этапы формирования индивидуальной стратегиинрофессиональной деятельности учителя иностранного языка в процессе егоподготовки в вузе и даны их характеристики.Практическая значимость исследования заключается в том, онопополнило теорию и методику профессионального образования в ее частиформирования индивидуальной стратегии нрофессиональной деятельностибудущего учителя иностранного языка. Материалы исследованияиспользуются в процессе подготовки учителя иностранного языка в вузе, атакже в системе повышения квалификации и переподготовки педагогическихкадров Камчатской области.На защиту выносятся следующие положения:1. Под индивидуальной стратегией нрофессиональной деятельностибудущего учителя иностранного языка мы понимаем системное лич1юстноеобразование, определяющееся наличием у студента представлений обидеальном образе профессиональной творческой самореализации учителя1011иностранного языка, его видением путей достижения этого образа впроцессе профессиональной подготовки. Проявляется это системноеобразование в ценностном отношении студеитов к будущейпрофессиональной деятельности, целостном восприятии студентамипроцесса обучепия иностранного языка и снособности индивидуально иличностно подходить к решепию учебно-практических задач.2. Модель формирования ипдивидуальной стратегиипрофессиональной деятельности будущего учителя иностранного языкавключает в себя формирование профессиональной направленности учителяиностранного языка; формирование "языковой личности", обладающейпрофессионально-педагогическими компетенциями; творческуюсамореализацию в учебно-практической деятельности в вузе.3. Условиями, обеспечивающими продуктивную реализацию моделиформирования индивидуальной стратегии профессиоиальной деятельностиучителя иностранного языка в вузе являются: актуализация педагогическихценностей у студентов в нроцессе их профессиональной подготовки в вузе;профессионально-педагогическая направлеппость процесса обученияиностранному языку; индивидуально-личностная направленность,проявляющаяся в процессе профессиопальпой подготовки учителяиностранного языка в вузе.Экспериментальной базой проведенного исследования явилосьгосударствеиное образовательное учреждение высшего профессиональногообразования Камчатский государственный университет имени ВитусаБеринга.Организация исследования: исследование нроводилось в нериод с2001г. но 2006г.Первый этан (2001 - 2003гг.) включал осмысление методологических,теоретических и методических подходов к решению иоставлеиной проблемыисследования;, анализ теоретических подходов и концепций кпрофессиональной подготовке будущих учителей, а также учителей1112иностранного языка; осуществлялось изучение процесса формированияиндивидуальной стратегии профессиональной деятельности будущегоучителя иностранного языка в вузе; происходил подбор методов и разработкаметодик исследования и их апробация; накопление эмпирическогоматериала; определялись критерии и показатели эффективностиформироваиия индивидуальной стратегии нрофессиональной деятельностибудущего учителя иностранного языка в вузе; уточнялась и корректироваласьпрограмма опытно-экспериментальной работы; осуществлялось наблюдениеза процессом подготовки студеитов к будущей профессиональнойдеятельности; велась разработка вузовского курса и первичная диагностикапоказателей педагогических условий формирования индивидуальнойстратегии нрофессиопальной деятельности будущего учителя иностранногоязыка в вузе.Второй этап (2003 -2005гг.) характеризовался осуществлениемреализации методики и технологии исследования, проведением опытно экспериментальной работы, реализацией разработанного вузовского курса"Teaching as а vocation", разработкой модели формирования индивидуальнойстратегии нрофессиональпой деятельности будущего учителя иностранногоязыка в вузе, проверкой гинотетических положений.Третий этап (2005 - 2006) включал обобщение и анализ результатовэмпирического исследования, итоговую диагностику с повторнымиспользовапием методик, применеппых на первом и втором этапахисследования. Полученные результаты недагогически иитернретировались ввыводах. Осуществлялось оформление диссертационной работы.Апробация и внедрение результатов исследования. Основныеноложения и результаты исследования докладывались на конференциях:"Качество образования в вузе: проблемы и пути их рещепия".- КГПУ. Петропавловск-Камчатский.2003, "Вопросы совремепной филологии иметодики обучения иностранным языкам в вузе".- КГПУ. ПетропавловскКамчатский.2003, "Региональная система ненрерывпого образования:1213проблемы становления".- КГПУ. Петропавловск-Камчатский. 2004,"Профессиональная зрелость и ценности педагогической профессии".КГПУ. Петропавловск-Камчатский, 2004,"Лингвистическое образование и межкультурная коммуникация". - КГПУ. Петропавловск-Камчатский.2005, "Актуальные проблемы педагогики ипсихологии". - Москва., РГСУ, 2005; сессиях Школы молодых ученых (II, IIIсессии).Основные ноложения диссертационного исследования нашли отражение встатьях и тезисах. Апробация и внедрение результатов исследованияосуществлялись через разработку и реализацию вузовского курса "Teachingas а vocation", в интефации модели формирования индивидуальнойстратегии профессиональной деятельности будущего учителя иностранногоязыка в практику вуза и в педагогической деятельпости диссертанта.Достоверность и обоснованность результатов исследованияобеснечивалась научной логикой исследования, опорой на анализфундаментальных исследований ученых, применением методов, адекватныхпредмету и цели исследования, неоднократной анробацией иповторяемостью полученных результатов.Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав,заключения, библиографии и нриложений. Список используемой ицитируемой литературы состоит из 266 источников. В диссертацииприведены 30 таблиц, 8 схем.Во введении обосновывается актуальность выбора темы исследования,определяется его проблема, объект, предмет, определена гипотеза, цель изадачи исследовапия, а также другие, соответствующие жанру диссертации,категории. В первой главе диссертации "Теоретико-методологическиеосновы формирования индивидуальной стратегии профессиональнойдеятельности будущего учителя иностранного языка в вузе"рассматриваются различные подходы к профессиональной подготовкебудущего учителя ипостранного языка, раскрывающие ее специфику;1314теоретически обосновывается модель формирования индивидуальнойстратегии профессиональной деятельности будущего учителя иностранногоязыка в вузе, обосновываются концептуальные ноложения, обеспечивающиеэффективность процесса формирования индивидуальной стратегиинрофессиональной деятельности учителя иностранного языка в процессе егоподготовки в вузе, осмысливается педагогическая техпология продуктивпойинтеграции модели формирования индивидуальной стратегиипрофессиональной деятелыюсти будущего учителя иностранного языка ввузе. Вторая глава диссертации посвящена онисанию опытноэкспериментальной работы по эффективному формированиюиндивидуальной стратегии профессиональной деятельности будущегоучителя иностранного языка в вузе, интеграции модели данного процесса;проверке продуктивности педагогических условий формировапияиндивидуальной стратегии профессиопальной деятельности будущегоучителя иностранного языка в вузе. В заключении отражены выводы,нолученные в ходе теоретического анализа и опытно-эксперимептальногоисследования.
Просмотров: 130 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz