Среда, 15.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 28 » Скачать Формирование культуры педагогического общения студентов музыкальных ССУЗ. Гоптарев, Владимир Николаевич бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
14:00
Скачать Формирование культуры педагогического общения студентов музыкальных ССУЗ. Гоптарев, Владимир Николаевич бесплатно
Формирование культуры педагогического общения студентов музыкальных ССУЗ

Диссертация

Автор: Гоптарев, Владимир Николаевич

Название: Формирование культуры педагогического общения студентов музыкальных ССУЗ

Справка: Гоптарев, Владимир Николаевич. Формирование культуры педагогического общения студентов музыкальных ССУЗ : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Казань, 2004 196 c. : 61 04-13/1450

Объем: 196 стр.

Информация: Казань, 2004


Содержание:

Введение
Глава 1 Теоретико-методологические и прикладные основы формирования культуры педагогического общения студентов музыкальных ССУЗ
§ 1 Культура педагогического общения как научная и педагогическая проблема
§2Музыка как поливариативное средство формирования культуры педагогического общения
§3Возможности формирования культуры педагогического общения в музыкальном ССУЗ
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию %23 культуры педагогического общения в музыкальном ССУЗ
§ 1 Целевое проектирование содержания подготовки студентов к предстоящему педагогическому общению
§2Организация и технологическое обеспечение процесса формирования культуры педагогического общения
§3Подготовка педагогов музыкальных ССУЗ к формированию у студентов культуры педагогического общения
§4Организация и ход опытно-экспериментальной работы

Введение:

Современные процессы развития культуры в России имеют как позитивные, так и негативные стороны. Безусловно, свобода и плюрализм стали в ранг основополагающих положительных ценностей социума, но, вместе с тем, навязчивое проявление коммерциализации и пышный расцвет нового слоя культуры - массовой культуры, культивирование ее поделок, часто имеющих низкий интеллектуальный и духовный уровень и в принципе не согласующихся с понятием о художественно-эстетической ценности, заставляет более бережно относиться к выработанному прежде мировому и национальному культурному достоянию.
Динамика изменений в современном социокультурном пространстве уже сейчас позволяет с большой долей вероятности прогнозировать серьезные изменения ситуации в будущем. Интенсивно возрастающий во всем мире уровень научно-промышленных технологий, а также уровень потребления принципиально новых товаров и услуг, стремительно меняющийся образ мира заставляют учитывать тенденции, присущие этим процессам. К числу наиболее значимых тенденций необходимо отнести глобализацию этнического мышления, интеграцию национальных ценностей в ценности мирового значения, а также тенденции противоположного направления, связанные с укреплением ослабевающих национально-культурных и ментальных образований, существующих в обычаях, языке и культуре наций и проявляющихся в различных видах национальных искусств. Переход от моностилистической культуры к полистилистической, отмечаемый в нашей стране [143], характеризуется размыванием традиционно существовавших ранее социальных и культурных ориентиров у большой части населения страны и формированием новых, далеко не всегда имеющих достаточно высокий уровень ценности. В этой ситуации каждый представитель социума оказался в ситуации выбора своих культурных приоритетов, которые становятся эталонами и критериями, позволяющими ему оценивать многообразие культуры во всех ее проявлениях.
В этом ракурсе формирование культуры педагогического общения как важной части профессиональной культуры современного педагога, работающего во имя достижения высокого уровня духовности социума, может претендовать на особое внимание.
Музыкальной культуре свойственны проблемы всей современной культуры. Широкое распространение массовой культуры, продолжающийся процесс понижения интеллектуального и художественного уровня ее продуктов не могут не отражаться на характере духовного развития социума.
Увлечение молодежью поп-музыкой и ее отвлечение от ценностей классического музыкального искусства, а так же меняющийся под воздействием наступающей массовой культуры образ жизни современной молодежи ни в коей мере не способствуют формированию у нее качеств, свойственных гармонично развитой личности.
В то же время довольно большая часть общества не только стремится сохранять, но и утверждать «вечные» культурные ценности и достижения, выработанные всей историей развития человечества.
Роль ценностей для жизнедеятельности социума невозможно переоценить, поскольку именно они выступают мощными регуляторами социальных и культурных процессов.
Овладение культурными ценностями, ведущее к формированию высоко развитой личности, способной бережно сохранять их, использовать и приумножать ради дальнейшего социального прогресса, является самых главным основанием в новой социокультурной парадигме.
Ценности высокой культуры имеют непреходящее значение, но далеко не всегда бывают востребованы в современный период ломки классической модели культуры. В современных условиях именно на педагогический корпус • падает огромная ответственность за то, какими людьми вырастут нынешние дети. Детские музыкальные школы сегодня представляются одним из типов образовательных заведений, в которых остается возможность дать детям ? хорошее эстетическое и нравственное воспитание. Подготовка студентов музыкальных ССУЗ - будущих преподавателей музыкальных школ и носителей высокого культурного потенциала для выполнения этой специфической миссии включает в себя и овладение культурой педагогического общения.
Музыкальное воспитание является одной из существенных частей гуманитарного и эстетического развития личности, а музыка как вид искусства и специфический вид деятельности человека выступает одним из самых мощных средств, способных в огромной степени повлиять на развитие высокоценных качеств личности, обусловливающих развитие и реализацию ей своих сущностных сил, определенным образом совершенствуя восприятие мира и отношение к нему.
Огромное значение для процесса формирования личности студентов, ее культуры имеют условия, среди которых важнейшим выступает контингент педагогов, способных адекватно осознавать актуальные проблемы, стоящие перед современным социумом и гуманитарным образованием и решать их на высоком уровне. В связи с этим подготовка современных специалистов-музыкантов и педагогов в ССУЗ гуманитарного профиля должна быть не узко профессионально направленной, а нацеленной на формирование социального статуса активного деятеля, умеющего действовать во многих сферах музыкальной культуры, подчиняющего себя целям созидания духовности и социокультурного прогресса независимо от его специальности.
Одним из наиболее значимых качеств специалиста социокультурной сферы является умение общаться с людьми, причем это общение может проявляться в различных видах, формах и при помощи самых разнообразных средств. Сфера деятельности его распространяется от изучения психологических и возрастных особенностей учащихся, их родителей, различных социальных категорий, мира их интересов, круга общения и условий жизни до выявления и решения многих социально-педагогических проблем [55; 126]. Культура этого общения является одной из важнейших сторон педагогической деятельности, проявляется на разных уровнях общения * (духовном, эстетическом, этическом, интеллектуальном, деловом и т.д.), служит инструментом формирования отношения людей к ценностям социально-культурного и гуманитарного значения. От того, каким уровнем культуры владеет педагог, насколько он компетентен в деле обучения и воспитания, как он может организовать взаимодействие с учащимися, зависит успех реализации глобальных задач, заложенных в современных педагогических парадигмах.
Необходимость усиления внимания к проблеме формирования культуры педагогического общения обосновывается тем, что сегодня есть реальная потребность в кадрах, способных не только давать начальное музыкальное образование, но формировать потребность учащихся детских музыкальных школ в общении с искусством. Многочисленные случаи, когда дети покидают музыкальные школы, имея стойкую неприязнь к музыке вместо любви к ней, говорят о серьезных просчетах как в организации обучения детей, так и в педагогической подготовке их учителей. До сих пор преобладающим подходом в практике детского музыкального образования остается подход, сложившийся еще во II половине XIX века и применяемый для обучения профессиональных исполнителей в России. Нет необходимости сегодня доказывать его непригодность для всего детского музыкального образования. Исследование современного состояния музыкального образования показало его многоцелевой характер, что настоятельно требует применения диверсификации на научном, организационно-управленческом, методическом и практическом уровнях. Необходимость диверсифи-цированного подхода определенным образом отражается и на требованиях к овладению культурой педагогического общения.
К сожалению, только одна из программ педагогического цикла - «Основы педагогики» - декларирует необходимость развития у студентов культуры педагогического общения; однако, в программе не даются целостные и системные представления о ней, а вопросы формирования культуры педагогического общения вообще не отражаются в содержании программ.
Необходимо заметить, что проблемам культуры педагогического общения не уделяется необходимого внимания не только в системе среднего специального музыкального образования, но и в педагогической науке, а аспекты, связанные с педагогическим общением и формированием его культуры у будущих педагогов, почему-то до сих пор не находят своего достойного места среди актуальных научных проблем.
В ходе проведенных нами исследований было выявлено, что вопросы, связанные с культурой педагогического общения музыканта-педагога как определенной системой, в специальной и научной литературе почти не рассматривались. Нет исследований, посвященных формированию культуры педагогического общения в условиях музыкального ССУЗ.
Очевидно, что противоречия и причины экономического, политического, общегуманитарного, философского, социально-культурологического характера являются движущей силой и основанием для понимания необходимости существенной модернизации среднего специального музыкального образования на всех образовательных уровнях. Это, в свою очередь, требует модернизации гуманитарной сферы образования музыкантов-педагогов среднего звена, а также более глубокой и широкой интеграции ее с профессиональной сферой. Модернизация призвана устранить ряд противоречий, присущих системе среднего профессионального музыкального образования: между целями музыкального образования и уровнем их практической реализации на различных уровнях (школа - училище - вуз -послевузовское образование в различных формах); между требованиями к гуманитарной подготовке специалистов и ее реальным уровнем; между требованиями к дидактико - методическому обеспечению современного учебно-воспитательного процесса и реальным уровнем его обеспеченности и
Важнейшим противоречием является противоречие между должным и сущим, а именно: между объективной востребованностью высокого уровня культуры педагогического общения с одной стороны, и реальным уровнем владения ею музыкантами - педагогами — с другой.
Данные противоречия определили наш подход к проблеме исследования, которая ставилась так же с учетом опережения ситуации, складывающейся в социокультурной сфере и в музыкальном образовании в частности. Сущность философского подхода к проблеме опережения ситуации заключается в признании педагога субъектом, формирующим ценностно-гуманистические и практико-деятельностные основания будущего социума вне зависимости от времени и эпохи, причем выпускник музыкального ССУЗ -будущий педагог детского музыкального образовательного учреждения рассматривается и как потенциальный потребитель музыкальных ценностей, как субъект и объект общения.
Проблема исследования: каковы теоретико-прикладные предпосылки, условия, особенности и механизмы формирования культуры педагогического общения в музыкальном ССУЗ.
Проблема, выше перечисленные противоречия и современные тенденции в музыкальном образовании явились основанием для выбора темы исследования: «Формирование культуры педагогического общения студентов музыкальных ССУЗ».
Цель исследования - выявление условий формирования культуры педагогического общения будущих музыкантов-педагогов, деятелей социокультурной сферы и экспериментальная проверка модели ее формирования в музыкальном ССУЗ с учетом реальной и потенциальной социальной среды потребления ценностей музыкальной культуры.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в музыкальном ССУЗ как база для формирования культуры педагогического общения.
Предмет исследования - организационные, психолого-педагогические и социокультурные условия формирования культуры педагогического общения студентов музыкальных ССУЗ — будущих музыкантов-педагогов.
Гипотеза исследования: формирование культуры педагогического общения студентов музыкальных ССУЗ станет более эффективно осуществляться, если будут разработаны: ее теоретико-прикладная модель и критериальные основы, выведенные с учетом современных социокультурных и педагогических парадигм, социальных потребностей и научных и практических достижений в сфере культуры, профессиональной музыкальной педагогики и психологии, а также выявлены и соблюдены психол о го-педагогические условия ее реализации. К этим условиям относятся:
• создание в музыкальном ССУЗ психолого-педагогической атмосферы, способствующей целенаправленному личностно-ориентированному становлению студентов как будущих музыкантов-педагогов, специалистов социокультурной сферы, ответственных за сохранение и развитие духовной культуры социума;
• способность педагогов к интеграции фундаментальных мировоззренческих, общенаучных, частнонаучных, прикладных, теоретических и профессиональных знаний, элементов ценностно-смысловой сферы на методологическом, психолого-дидактическом, прикладном и конкретном методическом уровнях;
• овладение педагогами музыкальных ССУЗ методиками формирования универсалий и содержательных компонентов культуры педагогического общения как системы;
• вовлечение студентов музыкальных ССУЗ в деятельность, максимально способствующую формированию у них культуры педагогического общения.
Задачи исследования:
• выявить и установить смыслы, содержание культуры педагогического общения будущего музыканта, а также систематизировать условия, закономерности, механизмы ее формирования в музыкальном ССУЗ;
• разработать систему критериев сформированности культуры педагогического • общения у студентов музыкальных ССУЗ; создать теоретико-прикладную модель формирования культуры педагогического общения и выработать условия ее реализации.
Методологическую основу исследования составили: современные социокультурные и педагогические парадигмы (гомоцентрическая, гуманистическая); научные труды по культурологии и философии культуры (А.И.Арнольдов, Л.С.Выготский, В.М.Межуев, Э.А.Орлова), по философии и психологии общения (А.А.Бодалев, А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев); по методологии педагогических исследований (Ю.К.Бабанский, Я.Скалкова, Н.Ф.Талызина и др.).
В исследовании использовались следующие теории и концепции: теория деятельности (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев); формирования индивидуальной культуры и входящих в нее компонентов (Л.С.Выготский, Н.Ф.Талызина, Р.Х.Шакуров); концепция об определяющем влиянии эстетических ценностей на всю систему ценностей личности (Т.Чередниченко); интеграции профессиональной и гуманитарной подготовки (Л.А.Волович, Г.В.Мухаметзянова); полигенетическая теория межличностных отношений (Р.Х.Шакуров); психологическая теория формирования личности и отдельных ее свойств (Ю.А.Цагарелли); теории формирования ценностно-смысловой сферы личности (Б.С.Братусь, Д.А.Леонтьев).
Базой опытно-экспериментальной работы являлось Казанское музыкальное училище им. И.В.Аухадеева. В исследованиях, проводимых на базе Казанской государственной консерватории им. Н.Г.Жиганова, принимали участие выпускники музыкальных училищ Поволжья.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (Т996-1998 г.) изучались научная и методическая ф литература, осуществлялся анализ, определялись методологические подходы, отрабатывалась структура педагогического общения и система формирования его в условиях музыкального ССУЗ, констатирующий эксперимент. Также на этом этапе осуществлялась подготовка формирующего эксперимента (создана анкета и намечен план его проведения), проведен пробный эксперимент.
На втором этапе (1998-2003 г.) проводилась опытно-экспериментальная работа с учётом анализа результатов первого этапа. Была осуществлена коррекция плана проведения эксперимента, в результате чего были внесены изменения в план проведения формирующей части эксперимента. Полученные выводы и результаты подвергались научно-педагогической экспертизе.
На третьем этапе (2003-2004г.) обобщались и переосмыслялись результаты эксперимента, осуществлялось литературное оформление диссертации.
Новизна и теоретическая значимость данного исследования заключается: а) в систематизации концептуальных идей, научных разработок по проблеме содержания, состава и структуры культуры педагогического общения музыканта-педагога и его адаптации к условиям и процессу подготовки специалистов музыкального профиля; б) в выявлении условий формирования культуры педагогического общения у студентов музыкальных ССУЗ; в) в выявлении особенностей ценностно-смысловой и нормативной сфер культуры педагогического общения и роли музыкального искусства в их формировании; г) в разработке теоретико-прикладной модели формирования культуры педагогического общения у студентов музыкальных ССУЗ, включающей условия, цели, критерии, пути, этапы, способы формирования.
Практическая значимость исследования состоит в выработке теоретико-методологических и прикладных предпосылок формирования культуры педагогического общения музыканта-педагога; в разработке методик формирования культуры педагогического общения у студентов музыкальных ССУЗ; в нахождении оптимальных механизмов и условий ее формирования; в разработке требований к качествам личности студентов, входящих в структуру обязательных для осуществления педагогического общения.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Культура педагогического общения музыканта-педагога включает в себя ценностно-смысловую, нормативную и деятельностно-технологическую сферы, а так же специфические компоненты, обеспечивающие успешность выполнения музыкально-педагогической деятельности. Система ценностей и смыслов выступает в качестве стержневого образования личности студентов, активно воздействует на формирование их собственной культуры и культуры предстоящего педагогического общения.
2. Формирование культуры педагогического общения представляет собой: а) организованный процесс поэтапного и поэлементного ее усвоения и б) процесс личностно-ориентированного, целенаправленного ее становления, основанный на выявлении и упреждении трудностей.
3. В качестве условий формирования культуры педагогического общения определены следующие: осознанное становление студентов как творческих личностей, отвечающих за состояние и развитие духовной культуры социума; освоение высоких духовных, нравственно - эстетических ценностей академического и народного музыкального искусства; готовность педагогов к интеграции фундаментальных, общенаучных и профессиональных знаний и элементов ценностно-смысловой сферы на общепредметном, межпредметном и внутрипредметном уровнях, овладение методиками формирования компонентов культуры педагогического общения; вовлечение студентов в деятельность, способствующую формированию у них культуры педагогического общения.
4. Интегративная динамическая модель формирования культуры педагогического общения студентов ССУЗ позволяет избирательно формировать в условиях учебно-воспитательного процесса ее компоненты.
5. Приведенные выше положения определяют новый концептуальный подход к формированию культуры педагогического общения студентов музыкальных ССУЗ с учетом полипарадигмального статуса культуры педагогического общения, реальных, потенциальных и прогностических потребностей приобщения новых поколений детей к истинным ценностям музыки.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась применением утвердившихся в педагогической науке теоретических и практических методов исследования (наблюдение, тестирование, анкетирование, метод экспертных оценок, оригинальные и адаптированные к условиям музыкального ССУЗ методики, статистические методы обработки).
Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись в процессе преподавания педагогических дисциплин в музыкальных ССУЗ и вузах г. Казани, на научных и научно-практических конференциях, при обсуждении результатов проводимого исследования в лаборатории ИСПО РАО, перед слушателями Института дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) работников культуры и социокультурной сферы, педагогами музыкальных ССУЗ г. Казани, Набережных Челнов, Ульяновска, Альметьевска, Нижнекамска, Чебоксар и музыкальных школ Республики Татарстан.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. Она включает 7 приложений (в том числе 4 таблицы и 1 рисунок). Список использованной литературы содержит 199 источников на русском и иностранных языках.
Просмотров: 234 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz