Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 14 » Скачать Формирование профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза. Харитонова, Жанна Борисовна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
15:57
Скачать Формирование профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза. Харитонова, Жанна Борисовна бесплатно

Формирование профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза

Диссертация

Автор: Харитонова, Жанна Борисовна

Название: Формирование профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза

Справка: Харитонова, Жанна Борисовна. Формирование профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Харитонова Жанна Борисовна; [Место защиты: Рос. междунар. акад. туризма] Москва, 2008 188 c. : 61 09-13/29

Объем: 188 стр.

Информация: Москва, 2008


Содержание:

Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза
11 Теоретический анализ процесса формирования адаптации и мобильности студентов к профессиональной деятельности в психолого-педагогических исследованиях
12 Основные компоненты формирования профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза с позиций компетентностного подхода
13 Анализ социально-педагогических условий формирования профессионал ьпо-адаптационной мобильности студентов туристского вуза
Глава 2 Формирование профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза
21 Содержание и методы подготовки студентов туристского вуза по формированию профессионально-адаптационной мобильности
22 Модель формирования профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза
23 Разработка и экспериментальная проверка эффективности модели формирования профессионально-адаптационной мобильности сту
1,ентов туристского вуза

Введение:

Преобразования, происходящие в социально-экономической сфере российского общества, и в частности в области туризма, создали принципиально новую ситуацию в системе высшего профессионального туристского образования. Подготовка менеджеров, способных качественно осуществлять профессиональную деятельность в туристской отрасли является одной из важнейших задач вуза. В настоящее время все большее распространение приобретает подход, в рамках которого основной задачей образовательного процесса становится развитие креативности, умения работать в коллективе, профессиональных компетенций, способности к самообучению и самореализации, т.е. сформированности профессионально-адаптационной мобильности студентов. Оценка эффективности профессиональной подготовки происходит на рынке труда и определяется уровнем востребованности специалиста, его обучаемости, степенью реализации творческого потенциала. Таким образом, перед современным туристским вузом стоит важнейшая задача - обеспечить не только усвоение будущими специалистами совокупности профессиональных знаний, умений и навыков, но и формирование у них профессионально-адаптационной мобильности. В социально-психологическом аспекте формирования готовности выпускников к профессиональной деятельности важную роль играют требования, предъявляемые к выпускникам со стороны работодателей. Учет этих требований в профессиональной подготовке специалистов туристского вуза является актуальной проблемой обучения.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения и анализа процесса формирования профессионально-адаптационной мобильности студентов с целыо корреляции содержания их подготовки в вузе с требованиями работодателей туристской индустрии и с учетом изменений на рынке труда. Становится важным определение оптимального соотношения между теоретической подготовкой выпускников и их узкой профессиональной специализацией. Опыт показывает, что студенты туристских вузов хорошо подготовлены теоретически, но их знания зачастую оторваны от действительности. Причины в ограниченном объеме учебного времени, отведенном на дисциплины специализации, преобладании лекционных форм обучения над практическими занятиями и семинарами, отсутствие тесного взаимодействия между вузами и туристскими организациями.
В настоящее время философы, социологи, педагоги, психологи ведут активные исследования социальной адаптации и мобильности молодежи. Особенно пристальное внимание уделяется профессиональной адаптации в работах Э.Ф.Зеера, Е.А. Ковалева, Е.В. Ткаченко и др. Достаточно глубоко разработан общетеоретический фундамент проблемы: изучены философские и психологические основы адаптации специалистов в различных сферах жизнедеятельности (Г.М. Андреева, А.Г.Асмолов, Л.П. Буева, JI.C. Выготский, В.И. Загвязинский, Э.Ф. Зеер, В.Т.Лисовский, A.B. Петровский, СЛ. Рубинштейн и др.). В настоящее время учеными исследуется сущность социально-адаптационного процесса, обосновывается статус категории «социальная адаптация», изучаются ее механизмы (В.Г.Бочарова, Л.П.Буева, Б.З. Вульфов, М.П.Гурьянова, В.И.Загвязинский, Г.В.Залевский, Н.С.Морова, Л.Е.Никитина, Г.Н.Филонов и др. Работы, связанные с теорией и практикой профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма, их профессиональным становлением (В.И. Жолдак, И.В. Зорин, В.А. Кальней, В.А. Квар-тальнов и др.) явились основой для изучения формирования профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза.
Вместе с тем, специальных исследований, в которых непосредственно рассматривался бы процесс формирования профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза, нами не обнаружено. Анализ теоретических исследований и реальной практики по проблеме формирования профессионально-адаптационной мобильности, учет квалификационных требований, предъявляемых к выпускникам со стороны работодателей и особенности влияния развивающей образовательной среды туристского вуза на процесс формирования «профессионально-адаптационной мобильности» показал, что данная проблема недостаточно разработана в теории и практике высшего профессионального образования. Недостаточно исследованы вопросы поиска эффективных инновационных технологий обучения, условий формирования профессионально-адаптационной мобильности. Сложившаяся система профессионального образования недостаточно обеспечивает непрерывность, поэтапность, преемственность, адаптивность и мобильность профессиональной подготовки, не нацелена на перспективу, не несет в себе элементы опережающего обучения в содержании подготовки специалистов для сферы туризма.
Данные обстоятельства позволили выявить противоречие между необходимостью формирования профессионально-адаптационной мобильности студентов, и недостаточной разработанностью в педагогической практике условий и научно обоснованного методического обеспечения данной проблемы.
Установленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: какими должны быть структура, содержание, методы и социально-педагогические условия формирования профессионально-адаптационной мобильности студентов? С учетом вышеуказанного определена тема нашего диссертационного исследования: «Формирование профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза».
Цель исследования: разработать, научно обосновать и экспериментально проверить эффективность модели формирования профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза.
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки студентов в туристском вузе.
Предмет исследования: формирование профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза, представляя собой целенаправленный, закономерный, управляемый процесс будет более эффективным, если:
• проанализирована сущность понятия «формирование профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза», что позволит глубже вникнуть в сущность рассматриваемого педагогического явления;
• определены социально-педагогические условия формирования профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза;
• разработана и внедрена в образовательный процесс вуза модель формирование профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза;
• разработаны критериально-диагностический аппарат и пакет контрольно-измерительных материалов для определения уровней сформированное™ профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза.
Достижение поставленной цели в исследовании обеспечивалось решением следующих задач:
1. Уточнить сущность понятия «формирование профессионально -адаптационной мобильности студентов туристского вуза».
2. Определить социально-педагогические условия формирования профессионально—адаптационной мобильности студентов туристского вуза.
3. Разработать модель формирования профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза;
4. Разработать и экспериментально проверить критериально-диагностический аппарат и контрольно-измерительные материалы по определению уровней сформированное™ профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза.
Методологическая основа исследования. При моделировании системы формирования профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза были использованы идеи, изложенные в работах по теории готовности к профессиональной деятельности (Б. Г. Ананьев, JT. С. Выготский, А. А. Деркач, М. Е. Дуранов, М. И. Дьяченко, В. И. Жернов, Э. Ф.Зеер, Л. А. Кандыбович, Е. А.Климов, И. П. Кузьмин, А.М.Новиков, Е. И. Огарев, В. Г. Онушкин, В.Г. Пищулин, В. А. Сластёнин, Дж. Равен, В. В.Сериков, А. Хуторской и др.); в исследовании использованы теоретические положения о формировании готовности к профессиональной деятельности Л.В. Кондра-шовой, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, и др.; деятельностный подход, рассматривающий активное взаимодействие с окружающей действительностью человека как субъекта, который удовлетворяет свои потребности, целенаправленно воздействуя на объект (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Давыдова); концепции мотивации учебной деятельности (Л.И. Божович, А.К. Маркова, В.Д. Шадриков). Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации раскрыты в работах: А.А.Васильевой, Е.А.Климова, П.С. Кузнецова, К.К.Платонова и др.; вопросы социальной адаптации личности рассматриваются в работах С.Г. Айрапетян, В.Е. Медведева, С.А. Павлова и др.; проблемы адаптации к профессиональной деятельности раскрыты в трудах И. В. Андреевой, В. С. Боровика, Е. Н. Кишкеля, С. В. Кошелевой,
В. И. Машкова, Л. Г. Семушкиной, В. А. Спивака и др.; механизмы индивидуальной адаптации в коллективе (В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.); психологические аспекты процесса адаптации (Б.Г.Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, и др.); особенности социально-педагогической адаптации (А.Г. Растигеев, A.A. Реан и др.). Э.Ф. Зеер, С.Е. Павлов выделяют социально-психологическую мобильность, которая определяет способность личности быстро адаптироваться к изменяющимся социальным условиям. Основы профессионального самоопределения, профессиональной направленности и компетентности рассмотрены в трудах В.И. Байденко, В.П.Беспалько, Ю.В. Варданян, В.Н. Введенского, Е.А. Климова, В.А.Сластенина и др.
Проблемы профессионального туристского образования исследовались И.В. Зориным, В.А. Кальней, В.А. Квартальновым, С.Е. Шишовым и др.
Для проверки гипотезы, реализации цели и задач исследования применялись следующие методы исследования:
• методы теоретические: анализ педагогической, специальной литературы и диссертационных исследований (философских, педагогических, научно-методических);
• методы эмпирические: наблюдение, анкетирование и тестирование, беседы, изучение и анализ практической деятельности студентов, педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальной базой исследования был Тульский филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования - Российская международная академия туризма. В экспериментальной части исследования, проводимого в течение шести лет, приняли участие студенты очной формы обучения специальности «Менеджмент организации» со специализацией «Менеджмент туризма» в количестве - 275 человек.
Этапы исследования:
Первый этап (2003-2004 гг.) - анализировалась философская, психолого-педагогическая и специальная литература по проблеме исследования, сформулирована тема, определены цель, задачи и методологический аппарат исследования.
Второй этап (2005-2006 гг.) - проводилась экспериментальная проверка основных положений гипотезы, а именно определялись социально-педагогические условия, способствующие формированию профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза, разрабатывалась модель формирования профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза, с помощью критериально-диагностического аппарата и контрольно-измерительных материалов осуществлялась опытно-экспериментальная работа по определению уровней сформированности профессионально-адаптационной мобильности студентов.
Третий этап (2007-2008 гг.) - проводились обобщение и проверка результатов исследования по формированию профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза, сформулированы основные его выводы и подведены итоги работы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• выявлена сущность и дано уточнение понятия «формирование профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза» как социально обусловленного профессионально-личностного образования, отражающего квалификационный и достаточный уровень овладения ими ключевыми и профессиональными компетенциями на основе мотивированной предрасположенности к самообучению, саморазвитию и самореализации в данной области и обеспечивающее продуктивную профессиональную деятельность;
• определены социально-педагогические условия формирования профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза, заключающиеся в развитии у них устойчивой мотивации к успешной профессиональной деятельности; использовании личностно-ориентировапной профессиональной подготовки студентов; поэтапном мониторинге уровней сформированное™ их профессионально-адаптационной мобильности; корреляции содержания профессиональной подготовки и механизма оценки сформированности профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза с требованиями работодателей; учебно-производственном партнерстве вуза с различными учреждениями туристской индустрии региона;
• теоретически обоснована и разработана модель формирования профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза, представляющая собой совокупность блоков, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на развитие у них заданных ключевых и профессиональных компетенций, адекватно отражая цель, структуру и содержание подготовки их будущей профессиональной деятельности и, включает в себя инновационные методы обучения, социально-педагогические условия, компоненты готовности (мотивационпо-личностный, квалификационный, креативный), требования ГОС ВПО и работодателя;
• разработаны и экспериментально проверены критериально-диагностический аппарат и контрольно-измерительные материалы по определению уровня сформированное™ профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза, включающие компоненты, критерии, уровни и показатели ее сформированности, анкеты и комплексные тестовые задания.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что теория и методика профессионального образования дополнена моделью формирования профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза в системе высшего профессионального образования, раскрывающей структуру, содержание и методы подготовки по ее формированию на конкретном методическом материале.
Практическая значимость исследования:
• разработана квалификационная характеристика, содержащая требования работодателя по формированию профессионально-адаптационной мобильности у будущих выпускников туристского вуза;
• разработаны методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов туристского вуза: педагогические основы;
• составлена экспериментальная рабочая программа спецкурса «Основы профессиональной деятельности в туризме» и разработано его методическое обеспечение;
• составлена методическая разработка «Комплексная автоматизация туристских фирм»;
• разработаны тесты для определения уровня сформированности профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза.
Достоверность полученных результатов исследования обеспечивались опорой па данные современной педагогической науки; разнообразными источниками педагогической и специальной информации; сравнительным анализом данных, полученных с помощью критериально-диагностического аппарата и контрольно-измерительных материалов по определению уровня сформированное™ готовности к профессиональной деятельности у студентов туристского вуза; целесообразным выбором методов исследования, адекватных поставленным его цели и задачам; комплексным характером поэтапного педагогического эксперимента, а также положительными результатами опытно-экспериментальной проверки, подтверждающие гипотезу данного исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Формирование профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза заключается в развитии у них социально обусловленных профессионально-личностных образований, отражающих квалификационный и достаточный уровень овладения ими ключевыми и профессиональными компетенциями на основе мотивированной предрасположенности к самообучению, саморазвитию и самореализации в данной области и обеспечивающее продуктивную профессиональную деятельность;
2. Социально-педагогические условия формирования профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза заключаются в развитии у них устойчивой мотивации к успешной профессиональной деятельности; использовании личностно-ориентированной профессиональной подготовки студентов; поэтапном мониторинге уровней сформированности их профессионально-адаптационной мобильности; корреляции содержания профессиональной подготовки и механизма оценки сформированности профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза с требованиями работодателей; учебно-производственном партнерстве вуза с различными учреждениями туристской индустрии региона.
3. Модель формирования профессионально-адаптационной мобильности студентов туристского вуза представляет собой совокупность взаимосвязанных блоков, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на развитие у студентов заданных ключевых и профессиональных компетенций, адекватно отражая цель, структуру и содержание подготовки их будущей профессиональной деятельности и, включает в себя инновационные методы обучения, социально-педагогические условия, компоненты готовности (мотивационно-личностный, квалификационный, креативный), требования ГОС ВПО и работодателя.
4. Критериально-диагностический аппарат и контрольно-измерительные материалы по определению уровня сформированное™ профессионально-адаптационной мобильности у студентов туристского вуза, включающие компоненты, критерии, уровни и показатели ее сформированное™, анкеты и комплексные тестовые задания.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:
• участия в работе всероссийских и региональных научно-практических конференций (г. Петрозаводск, г.Сочи, г.Тула и др.);
• публикации материалов, рассказывающих о процессах и результатах исследования в различных печатных средствах массовой информации;
• участия в ежегодных научных и учебно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава, аспирантов и соискателей РМАТ и Тульского филиала РМАТ;
• экспериментального исследования в течение шести лет.
Просмотров: 137 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz