Среда, 15.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 22 » Скачать Формирование профессиональной речи воспитателя детского сада на основе жанров поощрения и порицания. Фролова, Ольга Харисовна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
18:23
Скачать Формирование профессиональной речи воспитателя детского сада на основе жанров поощрения и порицания. Фролова, Ольга Харисовна бесплатно
Формирование профессиональной речи воспитателя детского сада на основе жанров поощрения и порицания

Диссертация

Автор: Фролова, Ольга Харисовна

Название: Формирование профессиональной речи воспитателя детского сада на основе жанров поощрения и порицания

Справка: Фролова, Ольга Харисовна. Формирование профессиональной речи воспитателя детского сада на основе жанров поощрения и порицания : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 Москва, 1998 158 c. : 61 98-13/1085-6

Объем: 158 стр.

Информация: Москва, 1998


Содержание:

ГЛАВА I: «Основы обучения профессиональной речи воспитателя детского сада»
§1 Психолого-педагогические основания обучения профессиональной ' ^ педагогической речи на основе речевых жанров
§2 Лингвистические особенности речевых форм поощрения и порицания
11 Поощрения и порицания как особый вид текста
12 Жанровые характеристики поощрения и порицания— 32-43
Выводы
ГЛАВА II: «Готовность студентов педагогического вуза к созданию педагогических речевых жанров поощрения и порицания» (Изучение уровня знаний как основа построения системы обучения) ' 46-81 Ш • 1 Основные положения констатирующего эксперимента
2 Организация, содержание и результаты констатирующего эксперимента 47-79
Выводы
ГЛАВА III: «Методическая система обучения профессиональной речи воспитателя детского сада на основе речевых жанров поощрения и порицания»
1 Задачи и исходные положения опытного обучения Его организация и программа
2 Методическая система опытного обучения
3 Результаты опытного обучения • 123-135
Выводы

Введение:

Объектом лингвистических и методических исследований в последнее время становится речевое поведение человека в русле «лингвистики общения». Одной из сфер этого направления является изучение тех аспектов речевого общения, которые представляют реализацию семантического потенциала речевых средств, используемых коммуникантами для достижения определенного эффекта. Этим объясняется интерес ученых к жанрам речи как типовым формам целостных речевых построений для профессиональной подготовки педагога.Особенность профессионального общения с детьми заключается в том, что педагог должен сиюминутно находить решения множества педагогических задач средствами языка, так как деятельность педагога не может быть реализована никакими иными средствами кроме речи: «что бы ни делал педагог, он это делает в общении и через общение». (105,27) Спонтанность, непринужденность общения, быстрота реагирования в каждой конкретной ситуации общения, непосредственное участие говорящих - это те характеристики, которые реализуют разговорную речь и моделируют профессиональное общение педагога. На этом фоне речевая (р* способность будущего специалиста понимается не только как достаточный запас словаря, умение выбрать стиль вьюказывания, но и как наличие в активе педагога «тех представлений о целом вьюказывании, которые помогают быстро и непринужденно отливать свою речь в определенные коммуникативно-стилистические формы» (13,270). Такие «готовые формы» %23 в похожих ситуациях общения отливаются в речевые жанры, данные, как считает Бахтин М.М., «нам почти так же, как родной язык».(13, 273) Появившиеся в последнее время работы этого направления (Н.Д., Арутюнова, В.Е Гольдин, И В Карасий . Т.Г Орлова.,'., О.Б Сиротинина., Т.В. Шмелёва и др.) свидетельствуют скорее об актуальности этой проблемы, чем о её разработанности.Понятие «жанр» в настоящее время широко используется не только в искусстве и литературе, но и в лингвистике. В последнем случае говорят о «речевых жанрах» или «жанрах речи». Во многих случаях этот термин разными авторами понимается по-разному. (Н.Д. Арутюнова ,Т.Г Винокур Е.Ф, Тарасов Н.Ю., Шведова Т.В., Шмелёва )Но взгляды ученых сходятся в том, что речевой жанр - это разновидность некоторого речевого построения, имеющего своё начало и конец, состоящего из целого ряда взаимосвязанных элементов (фраз и их объединений), организованных в определённую структуру и композицию, и составляющих в совокупности конечное семантическое целое, направленное на достижение, общей для всего высказывания коммуникативной цели.Речевой жанр представляет собой типовую единицу речи или тип высказывания. Понятие типа вьюказывания включает в себя представление о повторяемости, традиционности каких-либо элементов высказываний, вызванными особенностями речевой деятельности людей в данных условиях. .Одной из причин такой традиционности является плановый характер деятельности, в том числе и речевой. Если та или иная программа порождения высказывания оправдала себя в практической или т теоретической познавательной деятельности, она начинает использоваться говорящими в сходных типовых условиях и становится специализированной для данных условий программой порождения целостного высказывания. Это и приводит к кодифицированию в рамках данного языкового коллектива соответствующего речевого жанра.Устойчивость соотнесённости в речевом жанре определённых целей и условий общения с языковой формой делает процессы общения более экономичными и эффективными, так как позволяет адресату, владеющему данным жанром, предугадать направленность содержания речи, а говорящему (или пишущему) - с большим основанием надеяться на достижение запланированного эффекта. Правильность этого положения («жанрового ожидания», «жанровой предсказуемости») нашло своё л'%23 подтверждение в проведенном нами эксперименте.Студентам третьего курса дошкольного отделения педагогического вуза было предложено выполнить два задания: 1. Раскрыть содержание свёрнутого словосочетания.2. Продолжить начатый текст.Каждое из заданий предполагало составление текста- определённого жанра (характеристика и описание).Выполняя первое задание, студенты должны были составить W описательную характеристику на основе одного из свёрнутых словосочетаний: необыкновенное лицо, удивительная внешность, особенный взгляд. Студенты продемонстрировали умение по опорному словосочетанию угадывать жанр и соответственно этого жанра строить >ц свои высказывания, отбирая определённые языковые единицы, что обеспечило однотипность созданных работ.Например, «Необыкновенное лицо: большие голубые глаза светились нежностью. Его поразила их глубина. Он словно смотрел в чистое лесное озеро. На прелестных губах играла лёгкая улыбка, освеш,ая всё вокруг. Легкое облако белокурых локонов спадало на плечи» «У неё была удивительная внешность: локоны пшеничного цвета ниспадали на лоб и румяные щёки. Глаза были необычайной голубизны, казалось, что в них можно утонуть, как в морской пучине. Пухлые маленькие губы были плотно сжаты.» Словосочетание, которое несло в себе свёрнутую информацию, стало в Щй данном случае темой жанра характеристики, который воссоздал в памяти студентов модель уже знакомой группы текстов.Результаты второго задания подтвердили сделанные выводы.Студентам третьего курса дошкольного отделения мы предложили продолжить начатый текст: «Я быстро поднялся с постели, торопливо оделся и тотчас же выскочил из избушки. Прикрывая глаза ладонью от алых лучей зари, я окинул беглым взглядом поляну. Перед взором моим открылась великолепная картина» W Установка на «художественность» жанра описания пейзажной картины, заложенная в начале текста, нашла своё дальнейшее развитие в работах испытуемых. План развития описания пейзажа включал в себя все компоненты привычные для этого вида текстов: 1. Алые лучи зари 2. Алмазные капли росы 3. Изумрудная трава 4. Поющие птицы (для «летнего» варианта).Актуализация художественности проявилась в отборе слов и выражений: «царил покой», «стояла мёртвая тишина», «заворожен тишиной», «голубые просторы», «седой туман», «туман покрыл землю белой пеленой».Жанровая заданность, как и при выполнении первого задания, вызвала из памяти испытуемых образец, модель подобной группы текстов, по которому они и составили свои речевые произведения.Например, «Сверкающая росой трава, раскрывающиеся после сна полевые цветы, начинающие свой полёт труженицы-пчёлы, утренние песни птиц - и над всем этим янтарное улыбающееся солнце.» «Зелёная днём трава приобрела красноватый оттенок от восходящего солнца, в траве блестели большие капли, росы. Ночные цветы уже закрыли свои бутоны, но их запах витал е воздухе. Постепенно просыпались птицы».Особенно велик оказался процент идентичности текстов при описании зимнего пейзажа. Все писавшие, например, актуализировали образы «деревья в зимних шубах и шапках» и «белый ковёр покрыл землю».Безусловно, и пишущий ,и говорящий не безразличны к форме выражения мысли: носитель языка «действует сознательно уже потому, что выбрал именно эти средства языка» (89,19), но очевидно и то, что « языковой состав и структура высказывания находятся под влиянием жанра, который выбрал говорящий (пишущий). В последнее время в педагогической риторике активно разрабатывается тема педагогических речевых жанров, так как «ситуация, когда лингвисты и преподаватели могут вовсе не знать о речевых жанрах - важнейшей реальности речевого общения - никого не может удовлетворить». (162,30) «Практическое владение набором основных речевых жанров считается существеннейшим аспектом речевой компетенции». (46,120) Воспроизводимость типичных языковых произведений (речевых жанров) в определённых коммуникативных ситуациях делает речевые жанры пригодными для использования в качестве дидактических единиц в процессе формирования профессиональной речи. ,А| Высшая школа даёт высокий уровень профессиональных знаний, но совершенствование умений и навыков речи остаётся проблемой. Нет в учебниках общей точки зрения на общедидактические требования и к речи воспитателя детского сада.Как показывает анализ программ лингвистического цикла, изучаемых на дошкольном факультете педагогического института («Современный русский язык», «Основы культуры речи»), устному профессиональному общению уделяется недостаточное внимание. Это подтверждается тем, что f r в программах вообще не выделяется профессиональная сфера общения, отсутствуют данные о соотношении работы по видам деятельности, хотя коммуникативная направленность этих курсов декларируется в пояснительных записках. Основной же набор задач в программах vf ограничивается нормативным аспектом: развитие правильной грамматической речи студентов.Таким образом, цели обучения устной речи ориентированы на учебную коммуникацию, а не на реальное учебно-профессиональное общение, хотя известно, что цель есть ничто иное, как заранее мыслимый результат деятельности (6,144). А это значит, что реальный уровень владения коммуникативными компетенциями который является смыслом обучения, заменяется вторичными сопутствующими критериями, например, объёмом усвоения лексики, грамматических единиц. Следовательно, формирование культуры устной профессиональной речи выпадает из системы профессиональной подготовки воспитателя детского сада.Принцип активной коммуникативности требует включения в процесс обучения образцов устной речи, которые типичны для учебнопрофессиональной и профессиональной деятельности, коими, например, являются речевые жанры порицания и поощрения, как способ руководства поведением и деятельностью детей дошкольного возраста. В методических исследованиях (Т.А. Ладыженская, Л.Г Антонова., Н.В Кузнецова., Э.В Хлебникова, Т.В Вострикова., Е.В Евдокимова.) активно разрабатывается проблема педагогических речевых жанров учителя, однако такие жанры как поощрение и порицание, играющие заметную роль в речевой практике педагога, предметом специального рассмотрения не были.Таким образом, актуальность темы исследования определяется тем, что в настоящее время заметно вырос интерес к формированию профессиональной речи педагога на основе речевых жанров, но порицание %23 « и поощрение как особые жанры речевого высказывания, как специфический текст до настоящего времени не рассматривался. Цель данного исследования - создание экспериментально проверенной методической системы обучения речевым профессиональным жанрам типа поощрения и порицания студентов дошкольного отделения педагогического института.Объектом исследования стал процесс обучения студентов дошкольного отделения педагогического института профессиональной речи.Предметом исследования выступает методическая система обучения педагогическим жанрам поощрения и порицания, её влияние на профессиональную речь студентов и опосредованно на речь детей дошкольного возраста.Гипотеза исследования: Совершенствование профессиональной речи воспитателя детского сада во многом обусловлено сформированностью таких речевых жанров, как порицание и поощрение, поскольку именно эти формы педагогического императива выступают ведущими и направляющими для детей данного возраста.Обучение профессиональной речи на основе педагогических жанров станет более эффективным если: - в содержание обучения ввести учебно-дидактические материалы : специально разработанные речевые произведения в жанрах порицания и поощрения, обеспечивающих осознание студентами роли означенных педагогических жанров в воспитании дошкольников; •te %23 - данные тексты могут быть использованы для создания определенной речевой ситуации максимально приближенной к реальной ситуации общения в детском коллективе; - учебный материал может быть представлен 2 блоками: теоретикопрактическим и теоретическим, что позволит реализовать коммуникативнодеятельностный подход в качестве ведущего; основными методами обучения станут;" а) языковой и психологический анализ текстов и продуцирование на их основе образца; б) игры (деловые, ролевые, ситуативно-ролевые с использованием приема драматизации; в) словесное рисование; - средством обучения может стать сам текст определенного жанра, а также разные варианты репродукций к нему, - это даст возможность создать реалистические модели речевого поведения будущих специалистов.Апробация работы осуществлялась в вьютуплениях на научнопрактических конференциях профессорско-преподавательского состава Соликамского ГПИ (1995-1997гг.), на заседаниях кафедры частных методик начального и дошкольного обучения СГПИ, на методобъединениях детских садов г. Соликамска.Материал исследования может быть использован составителями программ и учебных пособий по курсам «Основы культуры речи» и «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста», а также воспитателями-практиками для самообразования.Основные положения, выносимые на защиту: 1.Обучение профессионально значимым оценочным жанрам поощрения и порицания должно стать неотъемлемой частью подготовки будущих воспитателей детского сада.2. Основной единицей обучения является речевой жанр как текстовая единица, отражающий процесс речевого взаимодействия воспитателя детского сада и дошкольника, как в учебно-речевых ситуациях, так и на занятиях в детском саду.3. Формирование профессионально-речевой подготовленности воспитателя детского сада предполагает: а)умение анализировать текст типа поощрение и порицание, б)давать оценку поступкам и характеру персонажей текста, в)использовать текстовые ситуации в своей практической деятельности, г)владеть системой педагогических отношений.1 ГЛАВА ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА
Просмотров: 115 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz