Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 24 » Скачать Формирование региональных основ профессиональной подготовки туристских кадров. Щербакова, Валентина Алексеевна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
16:50
Скачать Формирование региональных основ профессиональной подготовки туристских кадров. Щербакова, Валентина Алексеевна бесплатно
Формирование региональных основ профессиональной подготовки туристских кадров

Диссертация

Автор: Щербакова, Валентина Алексеевна

Название: Формирование региональных основ профессиональной подготовки туристских кадров

Справка: Щербакова, Валентина Алексеевна. Формирование региональных основ профессиональной подготовки туристских кадров : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Москва, 2000 172 c. : 61 00-13/769-5

Объем: 172 стр.

Информация: Москва, 2000


Содержание:

ГЛАВА
I СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ
1 Экономическая ситуация в Тульской области и региональные возможности для развития новых профессий и специальностей
2 Актуальность создания региональной системы профессиональной подготовки туристских кадров
3 Критерий оценки профессиональной подготовки работников для ^туризма —
Выводы по перво1Ггла1зё7777^ J J i L l i ^ :
ГЛАВА
II СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ ТУРИСТСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНА
1 Модель подготовки туристских кадров в региональной системе непрерывного образования
2 Характеристика программ обучения студентов с использованием регионального материала
3 Содержание, формы и методы практической подготовки студентов к разработке программ приема и обслуживания во время производственной практики
Выводы по главе

Введение:

Проблема профессионального образования молодежи в условиях социально-экономических реформ в нашей стране приобретает особую остроту и жизненную необходимость для общества. Экономическое развитие регионов в новых условиях политической, экономической и социальной жизни существенно влияет на развитие профессионального образования. Процессы всестороннего саморазвития регионов, специфика каждого из них вызывают необходимость усиления регионального аспекта в деятельности учреждений системы непрерывного образования, осуществляющих профессиональную подготовку молодежи.Отличительная особенность российского профессионального образования состоит в его ориентации на общие процессы экономики, функционирующие в отраслевом виде. Сложившаяся региональная система образования по существу была региональной только по месту нахождения образовательных учреждений. Существующие в условиях региона профессиональные образовательные учреждения отраслевого профиля были централизованно ориентированы на обеспечение кадрами конкретной отрасли нар(Щгото-хозяяетва^^т^^сл^вия-Л1ородили_ряд противоречий между отдельными звеньями системы профессионального образования и региональными структурами. Распад жестких вертикальных структур, отсутствие планового трудоустройства по распределению выпускников профессиональной школы вызвали необходимость формирования региональных рынков труда. Это ориентирует выпускников профессиональных учебных заведений на поиск работы в районе постоянного местожительства, то есть на региональных рынках труда.Один из важнейших аспектов этой проблемы - создание региональных рынков труда. Регион рассматривается как социум, для которого необходимо создать высокий уровень обеспечения образовательными услугами в сфере профессиональной подготовки Все это способствовало разрушению отраслевого принципа профессионального образования и ставило задачу перед системой образования активнее реагировать на изменения в направлении усиления регионального аспекта своей деятельности. В условиях конкретного региона при решении этой задачи необходимо не только привести в соответствие уровень профессиональ-ной подготовки с требованиями к квалификации специалистов на рынке труда, но и осуществлять профессиональное образование с учетом развития экономики региона.Анализ профессионального образования в Тульской области, проведенный в рамках нашего исследования, позволяет сделать вывод о том, что основными отраслями экономики являются: химическая, машино-строительная, электронная, металлургическая, угледобывающая. За годы перестройки эти промышленные гиганты претерпели ряд преобразований и подверглись глубокому кризису. Выпускаемые профессиональными образовательными учр^ждё1шяшГ1щяэ^гюГ^ не могут быть обеспечены рабочими местами. Кроме того, по официальным данным государственной службы занятости в г. Туле 2366 человек не имеют работы, в том числе 1112 - имеющих высшее и среднее специаль-ное техническое и экономическое образование. В то же время, рекреационный, культурно-бытовой, музейный потенциал региона создает благоприятные условия для экономики посредством развития туризма. В Законе РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (1996 г.) туризм признан приоритетной отраслью экономики.При научной организации труда за последние годы произошло некоторое повышение приема туристов в Государственном музее-заповеднике «Ясная Поляна». Приведем данные за последние 3 года (см. диаграмму 1).1998 г. 1997 г. 1999г. 1999 г. 1998 г. 1998 г. 1999 г. 1998 г. 1999 г.Диаграмма!. Диаграмма 1.1 * Диаграмма 1.2. Диаграмма 1.3.Полученные данные в нашем исследовании свидетельствуют о потребности в разработке разнообразных туристских маршрутов в Тульском регионе. Туризм становится перспективной сферой развития экономики региона, способной предоставить рабочие места для специалистов различного профиля этой сферы деятельности. ш С этой целью на региональном уровне должны быть решены следующие задачи: социально-экономическая устойчивость региональных профессиональных образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов в сфере туристской деятельности; разработка принципов формирования организационно-экономического механизма профессиональных учебных заведений, адаптированного к условиям рыночной экономики; разработка и реализация модели профессионального образования в сфере туристской деятельности.Формирование новой структуры системы профессионального образования в сфере туризма актуализировало проблему углубления и расширения научных исследований в области теории и методики профессионального образования, одной из ведущих целей которых стало совершенствование содержания обучения с учетом региональных условий подготовки специалистов, отвечающей требованиям новых социально-экономических условий. Достижение этой цели возможно посредством проведения ряда мероприятий, важное местд_среди которых-занимает—ностроениенового содержания профессиональной подготовки молодежи в сфере туризма, в основе которой лежит интегративный подход и принцип преемственности.Преобразования профессиональной подготовки в региональной системе непрерывного образования с целью повышения ее качества должны включать в себя пересмотр, перечня профессий с учетом конъюнктуры регионального рынка труда; создание единой информационной сети образовательных учреждений; повышение конкурентоспособности профессионального образования; оптимизацию сети профессиональных образовательных учреждений.Сложившаяся система профессионального образования недостаточно обеспечивает непрерывность, поэтапность и преемственность Щ) профессиональной подготовки, не нацелена на перспективу, не несет в себе элементы будущего в содержании обучения. Определяющими факторами развития региональной системы непрерывного образования, обеспечивающей молодежи возможность получения конкурентоспособной и востребованной на рынке труда профессии, являются : реагирование на новые социально-экономические потребности личности и запросы общества; расширение спектра специальностей и специализаций с учетом тенденций и перспектив развития национальной и региональной экономики; ускоренную подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров региона; удовлетворение профессиональных и культурно-образовательных потребностей личности более старшего возраста, чем традиционный студенческий, разных уровней подготовки, способностей и запросов. _, ^ На решение проблемы профессиональной подготовки в системе непрерывного образования существенное влияние оказали научные исследования по активизации учебного процесса ( Я. Батышев, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин), концепция стгстемното-тгодхода (Н. В. Кузьмина), идетгтгежгстности и интеграцииобразования(С. Я. Батышев, А. П. Беляева, Б. Гершунский, И. И. Гольдин, А. Н. Лейбович, В. Леднев, И. П. Смирнов, А. Шапоринский).Анализ теории и практики профессионального образования позволяет сделать вывод, что современные тенденции развития профессиональных образовательных учреждений актуализировали новые педагогические задачи, решение которых возможно в рамках проблемы построения профессиональной подготовки молодежи в условиях региона. Эти задачи определяются социально-экономическими изменениями в обществе, формированием принципиально новой системы туристского образования, включающей в себя наряду с традиционными новые типы образовательных профессиональных учреждений.Таким образом, противоречие между объективной потребностью в полноценном профессиональном региональном туристском образовании и недостаточной разработанностью в современной педагогике аспектов построения и функционирования такого образования обусловили проблему исследования: каковы научно - методические подходы к построению профессиональной подготовки молодежи в сфере туристской деятельности в новых социально-экономических условиях развития региона.Объект исследования - профессиональная подготовка туристских кадров.Предмет исследования - формирование региональных основ профессиональной подготовки туристских кадров.Цель исследования - разработать и экспериментально проверить содержание, организацию, методы подготовки туристских кадров в условиях региона.Гипотеза исследования определяла, что региональная подготовка туристских кадров будет эффективной, если: - разработана её структурная модель, учитывающая социальнокультурный, её рекреационный, музейный потенциал региона; - разработано содержание и организация учебной и производственной деятельности студентов, обеспечивающее им профессиональные знания и умения в разработке программ приема и обслуживания туристов; - выявлены особенности методов обучения, обеспечивающие эффективность профессиональной подготовки в сфере туристской деятельности.Задачи исследования: 1. Разработать региональную структурную модель профессиональной подготовки туристских кадров с учетом социально-культурного рекреационного, музейного потенциала региона.2. Определить содержание и методику разработки программ приема и обслуживания туристов в процессе учебной и производственной деятельности студентов.3. Выявить и экспериментально проверить методы обучения, обеспечивающие качество профессиональной подготовки, ее соответствие требованиям рынка труда и профессий.Методологическими основами исследования явились: философская теория познания (Ю.Л. Егоров, Б.Т. Лихачев и др.), современные социально-экономические теории формирования профессионально - квалификационной структуры рабочих и специалистов (И.В. Зорин, В.А. Квартальнов, B.C. Преображенский и др.), концепции непрерывного и многоуровневого профессионального образования (С.Я. Батышев, В.П. Беспалько, В.А. Квартальнов, A.M. Новиков, В.Д. Шадриков и др.), теория интеграции и дифференциации (С.Я. Батышев, А.П. Беляева и др.), теория развития личности на основе единства компонентов общего, профессионального и социокультурного образования ( Ю. К. Бабанский, В. И. Загвязинский, М.Н. Скаткин, Г. Вершловский, Н. А. Хроменков и др.); системный, комплексный, личностно - деятельностный и интегративно, модульные подходы; Закон Российской Федерации « Об образовании», законодательные акты, информативные документы в области профессионального образования.В своем исследовании мы опирались на научные труды Я Батышева, А.П. Беляевой, В.П. Беспалько, Н.И. Думченко, М.И. Махмутова, Г. В. Мухаметзяновой, A.M. Новикова, Л.Д. Федотовой, А. Шапоринского, А. Е. Шильниковои и др. ученых, раскрывающих теоретические основы типологии учебных заведений, многоуровневого профессионального образования, интенсивных педагогических систем профессиональной подготовки специалистов.Социально-педагогическая разработка проблемы в процессе исследования базировалась на психологических концепциях, выдвинутых Б.Г. Ананьевым, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, К.К. Платоновым, Т.В. Кудрявцевым, Л., Рубинштейном, Б. Ф. Ломовым, В. Д. Шадриковым и др.Методы исследования. В ходе исследования в соответствии с его целями и задачами применялись как теоретические, так и эмпирические методы: теоретические - моделирование, обобщение, сравнение, абстрагирование; эмпирические — анкетирование, тестирование, наблюдение, собеседование, мониторинг, педагогический эксперимент; метод экспертной оценки.Исследование проводилось в три этапа с 1990 г. по 2000 г.На первом поисково-информационном этапе (1990 — 1993 г.г.) изучалось состояние проблемы в научно-педагогической литературе, анализировался и обобщался опыт работы различных учреждений образования, осуществляющих профессиональную подготовку, разрабатывалась методика маркетинговых исследований рынка труда в регионе, конкретизировались основные аспекты исследования. Кроме того, проводились серии локальных поисковых экспериментов, в процессе которых выяснилось состояние профессиональной подготовки молодежи, мотивация учения и труда, проверялось трудоустройство и адаптация молодежи в процессе профессиональной деятельности.На втором этапе (1993 - 1997 г.г.) проводились маркетинговые исследования рынка труда, проектировалась модель профессиональной подготовки туристских кадров в регионе, разрабатывалась учебнопрограммная документация, обеспечивающая процесс обучения, обобщались результаты исследования.На третьем этапе (1997 - 2000 г.г.) систематизировался и обрабатывался материал, результаты исследования внедрялись в практику профессиональной подготовки молодежи в регионе, формулировались выводы и оформлялась диссертация.Экспериментальная база исследования: Тульский филиал Российской международной академии туризма.Научная новизна исследования: 1. Региональная структурная модель профессиональной подготовки туристских кадров, ее цель, задачи, содержание, методы и формы.2. Определены особенности организации учебной и практической деятельности студентов, обеспечивающие им готовность к разработке программ приема и обслуживания туристов в регионе.3. Содержание программ учебных курсов «Самодеятельный спортивный туризм», «Рекреационное ресурсоведение», «Технология туроперейтинговой деятельности по приему туристов», «Экскурсоведение» и их поэтапное включение в процесс профессионального образования.4. Методы обучения студентов разработке программ приема .и обслуживания туристов с использованием социально-культурного рекреационного и музейного потенциала региона (такие, как: поисково-исследовательские, ролевые и деловые игры, тренинги и тестирование, проведение круглых столов, дискуссий).Надежность и достоверность результатов исследования обусловлена: исходными позициями, базирующимися на методологических и теоретических принципах дидактики, педагогики профессионального образования, нормативно-правовой базе; результативностью экспериментальных данных, взаимопроверкой данных, подтверждающих правильность выдвинутой гипотезы.Теоретическая значимость исследования заключается: - в определении содержания образовательного процесса в сфере подготовки менеджеров по приему туристов в своем регионе; - в обосновании последовательности включения учебных дисциплин, учитывающих региональные особенности программ приема и обслуживания туристов в процесс обучения студентов приема в сочетании с практикой, направленной на формирование знаний, умений и навыков в сфере профессиональной работы туроператоров; -В перечне квалификационных требований к специалисту по приему туристов в регионе.Практическая значимость исследования заключается в разработке: пакета программ соответствующих курсов: «Экскурсоведение», «Самодеятельный спортивный туризм», «Экскурсионный менеджмент», «Менеджмент транспортных услуг» «Технология основной туроперейтинговой деятельности в турагенстве», «Рекреационное ресурсоведение», иностранный язык; методических рекомендаций, раскрывающих формы, методы и общие положения по подготовке программ обслуживания для разных категорий туристов.Предложенный автором исследования пакет программ может быть использован в процессе обучения студентов Тульского филиала РМАТ в региональной системе непрерывного образования, а также в других регионах.На защиту выносятся: 1. Структурная модель, раскрывающая педагогические основы (цель, задачи, содержание, методы и формы управления) профессиональной подготовки туристских кадров в системе непрерывного образования, учитывающая социально-культурный, рекреационный и музейный потенциал региона.2. Совокупность эффективных методов и форм, обеспечивающих организацию учебной и производственной деятельности студентов в разработке программ приема туристов.3. Совокупность эффективных методов профессиональной подготовки туристских кадров, обеспечивающих им высокий профессионализм в разработке программ приема и обслуживания туристов с учетом социально-культурного, рекреационного и музейного потенциала региона.Апробация и внедрение результатов исследования.Ход и результаты исследования обсуждались на педагогических конференциях и собраниях актива работников общего и профессионального образования Тульской области (1992 — 1999 г.г), на научно-практических конференциях, проводимых Российской международной академией туризма (1998-1999 г.г.),на заседаниях педагогических советов, методических комиссий экспериментальных образовательных учреждений.Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений, изложена на 128 страницах, 3 таблищ/,3 схемц5 диаграмм.Основное содержание диссертации.Во введении обоснована актуальность проблемы исследования, определена цель, объект и предмет исследования, показана новизна и практическая значимость работы, сформулированы положения, выносимые на защиту, описаны формы и методы подготовки и внедрение результатов исследования.В первой главе «Социально-экономические особенности региона и региональные возможности развития новых профессий и специальностей в области туризма» рассмотрены основные понятия, цели и задачи туристского образования, возможности региона для развития туризма как перспективной отрасли экономики. Дан анализ существующей в регионе системы подготовки кадров в вузах, их занятость в производстве в рыночных условиях. Рассмотрены особенности обучения в Тульском филиале РМАТ, критерии оценки профессиональной подготовки работников туризма. Требования к подготовке высококвалифицированных специалистов для сферы туризма сформулированы В. А. Квартальновым, который относит к ним: владение техникой обслуживания; способность создавать новые рабочие места и специальности; развивать малое и среднее предпринимательство в туризме; управлять и направлять туристские потоки; формировать туристскую среду; ориентировать будущих менеджеров туризма на местные программы туристской занятости; знание состояния и динамики рынка.Российский внутренний туризм нуждается в разработке грамотной схемы взаимоотношений между поставщиками услуг и туроператором, учитывающей совпадение экономических и социальных условий.Туроператору при разработке программы приходится входить в деловые партнерские отношения с разобщенными организациями, соединять воедино и подчинять одной цели - качественному обслуживанию туристов. Нами разработана система связей профессионального туроператора, которая реализуется при реализации туристского маршрута в условиях региона (см. схему 1).Схема 1 ПРОЖИВАНИЕ СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ТУРОПЕРАТОР ДОСУГОВО РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТ . ЭКСКУРСИИ Прием туристов приносит экономический эффект: активизируется потребительский спрос, деньги остаются в месте отдыха и развлечений.Социальный эффект заключается в создании в регионе приема туристов- русских и иностранных - большого количества рабочих мест. При возрастании потока туристов строятся новые гостиницы, кафе, рестораны, создаются места массовых развлечений.Во время перестройки произошла переориентация туризма. С развалом профсоюзной системы управления туризмом затянулся период действенной государственной поддержки развития внутреннего и въездного туризма в Тульской области. Туризм фактически был лишен законотворческой, инвестиционной, налоговой и рекламной кампаний. Не осуществлялась разработка региональной нормативно-правовой базы, не восстанавливалась, приближаясь к европейским стандартам материальная база, инфраструктура туризма, не решались кадровые вопросы.В то же время множество культурно-исторических уникальных мест, неповторимые природные ландшафты не стали объектами туристских программ.Изучены тенденции развития профессиональной подготовки в региональной системе непрерывного образования, состоящие в следующем: в усилении регионального аспекта деятельности системы непрерывного Ц образования; в необходимости самостоятельного трудоустройства и ориентации на поиск работы по месту жительства; в быстроте реагирования учреждений системы непрерывного образования на меняющиеся требования экономической среды; в наиболее полном удовлетворении потребностей личности в получении конкурентоспособного и востребованного на рынке труда профессионального образования.В исследовании определена структура и роль профессиональных туристских кадров в развитии туризма как важнейшего сектора экономики области, раскрыты особенности использования регионального потенциала области в обучении будущих менеджеров туризма. * Дана характеристика основных рекреационных ресурсов области (бальнео-грязевой курорт «Краинка», военный санаторий «Слободка», туркомплекс «Велегож», пансионат «Строитель», «Металлург» и др.), культурно-бытового потенциала (традиции пряникоизготовления, росписи самоваров, особенности оружейного мастерства, тульские ремесла и др.), музейного (усадьба графа А. Бобринского в г. Богородицке, музей В. Жуковского в Мишенском, Ясная Поляна и др.) В главе раскрыты критерии оценки профессиональной подготовки для сферы туризма, включающие региональные особенности.За основу нами приняты требования к подготовке специалистов в ^™ сфере туризма, разработанные И.В. Зориным, который выделяет 2 аспекта профессиональной подготовки: 1. Личностные, включающие такие показатели, как: склонность к общению, инициатива, аккуратная внешность, способность работать самостоятельно, энтузиазм, высокий энергетический потенциал и др.2. Профессиональные: знание и умение в рамках квалификационных требований (знание компьютеров, умение планировать время, знание специализированных технологий и др.)
Просмотров: 123 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz