Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 14 » Скачать Формирование российских национальных ценностей студентов педагогического колледжа. Дымова, Ирина Петровна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
16:28
Скачать Формирование российских национальных ценностей студентов педагогического колледжа. Дымова, Ирина Петровна бесплатно

Формирование российских национальных ценностей студентов педагогического колледжа

Диссертация

Автор: Дымова, Ирина Петровна

Название: Формирование российских национальных ценностей студентов педагогического колледжа

Справка: Дымова, Ирина Петровна. Формирование российских национальных ценностей студентов педагогического колледжа : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Горно-Алтайск, 2004 172 c. : 61 05-13/307

Объем: 172 стр.

Информация: Горно-Алтайск, 2004


Содержание:

Глава L ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА L 1 Сущность российских национальных ценностей
12 Состояние проблемы исследования в педагогической теории и практике
13 Модель формирования российских национальных ценностей студентов педагогического колледжа
Выводы по главе
ГЛАВА
II ОПЫТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ILL Организация и методика опытно-экспериментальной работы по формированию российских национальных ценностей студентов педагогического колледжа
II2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию российских национальных ценностей студентов педагогического колледжа ИЗ
Выводы по главе

Введение:

На современном этапе развития российского общества, характеризующегося негативными социально-экономическими изменениями, происходит девальвация традиционных ценностей. Разрушение прежних общественных идеалов повлекло за собой кризис духовной сферы, проявляющийся в отсутствии, социально-политического единства, экспансии западных ценностей, продолжающейся дискредитации системы российских национальных ценностей, увеличения числа россиян, не идентифицирующих себя со своими народом. Широкое распространение получили? равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм^ немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к своей;стране. Главной причиной происходящего, на наш взгляд, является утрата объективного общенационального российского идеала, включая потерю ценностей, обеспечивающих общность людей как нации.Будущее России зависит от восстановления преемственности жизни русских людей, обеспечивающей связь между прошлым, настоящим и будущим, в осознании молодым поколением себя хранителями и защитниками российской истории; Обоснование объективного приоритета российских национальных ценностей в развитии общества и конкретной личности будет способствовать разрешению противоречия между провозглашенными установками на развитие свободной, общественно-значимой, творческой личности и;несоответствующей этим установкам системе ценностей в современном обществе.Изменения, происходящие в социальной, экономической и духовной, сферах общества выделили в качестве ведущей тенденции развития образовательной ситуации - переход к ценностной • парадигме. Ориентация на данную тенденцию объективно требует развития концептуальной системы взглядов, интегрирующих традиционные и инновационные образовательные процессы.Теоретический анализ показывает, что методологические аспекты ценностей и ценностных ориентации рассматриваются в работах философов, психологов, педагогов, социологов.Отечественные философы (С.Ф. Анисимов, O.F. Дробницкий^ A.F. Здровомыслов, В.П. Тугаринов, Э.Г. Юдин) в понятие «ценность» включают оценку субъектом предметов и явлений и их объективное значение в определенных условиях. В трудах западных философов (М: Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, У. Томас) ценности представлены как нормативные установки, мотивы пoвeдeнияj цели, доминирующие интересы.Ш. Перспективные тенденции по изучению личности и общества, определению их базовых потребностей! ю цeннocтeйj пересмотру исходных научных позиций о развитии человека представлены в трудах В.F. Афанасьева, ИЗ. Блауберга, Э.Г. Юдина.Психологи и социологи (B.C. Круглов, В.Н. Мясищев, М: Рокич, Т.Н. Юренеева, В.А. Ядов) рассматривают данную категорию в качестве важнейшего фактора, регулирующего поведение человека. В работах педагогов (Н.В. Богуславский, В.А. Караковский, А.В. Кирьякова, S.Mi Равкин, BiA. Сластенин, Л;А. Степашко) ценности определены, как социальные доминанты, ориентация на которые должна ч^ рождать высоконравственные потребности и поступки.Структура;. характеристика общечеловеческих ценностей исследуются? в трудах В.Л. Бенина, И.П. Новикова, М.И! Таланчука. Необходимо выделить работы А.В. Кирьяковой, В;А, Караковского, в которых анализируются педагогические условия • формирования общечеловеческих ценностей в учебно-воспитательном процессе.Вопросы теории: и практики этнопедагогического воспитания детей нашли отражение в работах Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, К.Д; Ушинского, СТ. Шацкого, В;А. Сухомлинского; Новый^ концептуальный подход в; рамках^ этнопеUk дагогики изложен в трудах F.H. Волкова, B.C. Кукушкина, Л.Д. Столяренко.В последнее десятилетие появился ряд работ, рассматривающих вопросы теории нации и этноса, современные этнические концепции в педагогическом контексте Б.Ш. Алиева, А.И. Афанасьев, В.Х. Белотоков, Г.Н. Волков, Р.И; Кадиева; в психологическом - Ю.В. Арутюнян; Б.В. Бромлей, Л.М^ Дробижева, И.С. Кон, А.А. Сусоколов.Ценностные ориентации современной молодежи представлены В5 социальнопедагогических исследованиях P.M. Асадуллина, Л:Г. Борисовой; P.F. Гуровой, В;И. Журавлева, СИ; Григорьева, А.С. Запесоцкого, Д.Л. Константиновского, Д.А. Леонтьева, Н.'Д:Никандрова, Б.В- Немировского; В.Е. Оськиной; В.Г. Пряниковой; ЧР В.А. Сластенина..Для понимания психолого-педагогических механизмов; формирования ценностных форм сознания личности большое значение представляют работы отечественных психологов Л.С Выготского, В.В: Давыдова, А.И; Леонтьева, Л. Рубинштейна и др.Существенное значение для плодотворной педагогической деятельности имеет реализация выявленных общих закономерностей в теории' воспитания и обучения, внедрение которых повышает эффективность всей: системы образования и создает предпосылки' для разработки новых направлений в решении современных задач W педагогической практики (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский; Н.В, Кузьмина, Б.Т. Лихачев, П.И. Пидкасистый).Отечественная педагогика располагает фундаментальными исследованиями методологического и теоретического плана, способствующими становлению общей теории образования (Ю.К. Бабанский, В.П. Зинченко, В.И; Загвязинский, Ю.А. Конаржевский, В.А. Сластенин, Ю.В: Сенько, Т.Ш Шамова); Теория нравственного воспитания раскрывает социальную значимость национальных и общечеловеческих ценностей, способствует выявлению общественных идеалов и служит основой для воплощения их: в педагогической- деятельности.Данное направление представлено в работах В.И. Троицкого, HiH; Макарцевой, В.И; Журавлева, Т.И. Люриной, В;И. Петрова.В исследованиях ряда ученых разработаны проблемы- формирования гражданских качеств личности (A.G. Гаязов, В.В; Мартынова, А.Ф. Никитин), % духовной культуры (F.H: Волков, А.В. Кирьякова, В1Д Шадриков, Н.Е. Щуркова)^ воспитания подрастающего поколения на прогрессивных идеях и традициях народной педагогики (К.Ш; Архияров, Г.Н. Волков, Ж.Г. Коидзе, П.И; Лавров и т.д.).Имеется ряд работ, посвященных подготовке: будущих специалистов в области; образования на материалах народной^ педагогики: М.М.. Тхуго (адыгейская), З.О. Кекеева (калмыцкая), Н.Х. Байчекуева (кабардино-балкарская), F.G. Попова •tf^ r (якутская), Н.М.'Боаги,СП; Беловолова, Р.К.Санабасова (алтайская), Б.Е. Каирова (казахская) и- т.д. Проблема* межнационального; общения, воспитание: гуманизма поднимается в работах Е.В1 Васильева О.В. Лебедевой, Л.Б. Шиповской.Вместе с тем, анализ состояния! проблемы, в психолого-педагогической литературе показал, что, несмотря на появление новых исследований.в области ценностных ориентации, проблема формирования российских национальных ценностей студентов педагогического колледжа является недостаточно изученной.Таким образом, педагогическая- теория не обеспечивает педагогов ^ средних специальных учебных заведений научно-методическими рекомендациями, что ^W' приводит к обострению противоречия между необходимостью формирования российских национальных ценностей студентов и недостаточной разработанностью' этой проблемы в теории и практической деятельности педагогического г колледжа.Указанное: противоречие свидетельствует об актуальности» проблемы, исследования, заключающейся? в определении организационно-педагогических условий; способствующих формированию российских национальных ценностей студентов педагогического колледжа.. Привлечение с этой * целью средств. литературы представляется весьма перспективным подходом.Щ!' Необходимость разрешения* существующего противоречия, выявленная проблема обусловили выбор темы исследования: «Формирование российских национальных ценностей студентов педагогического колледжа».Объект исследования - образовательный процесс в педагогическом колледже. f'Л^ Предмет исследования - процесс формирования российских национальных ценностей студентов педагогического колледжа.Целью исследования является конструирование модели и разработка технологии формирования российских национальных ценностей студентов педагогического колледжа.В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи: 1. Проанализировать сущность понятия «российские национальные ценности», механизмы их функционирования (осмысление - осознание - понимание - принятие деятельности).2. Определить критерии и показатели сформированности российских национальных ценностей студентов педагогического колледжа.3; Опытно-экспериментальным путем выявить результативность сконструированной модели формирования российских национальных ценностей.4. Разработать методические рекомендации для преподавателей средних; специ^•Щ- альных учебных заведений' по - формированию российских национальных ценностей студентов.В ходе исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой процесс формирования российских национальных ценностей студентов педагогического колледжа будет эффективным, если разработанная модель, предполагает реализацию следующих условий: - включение дополнительного материала в содержание учебных дисциплин, сориентированного на выявление российских национальных ценностей в Щ культурно-историческом наследии России; - обогащение воспитательного процесса в педагогическом колледже формами? и методами, нацеленными на отождествление личностно-значимых качеств студентов с российскими национальными ценностями; - внедрение программы спецкурса, направленной на формирование российских национальных ценностей студентов; - осуществление специальной работы с преподавателями; способствующей коррекции: ценностных ориентации студентов на основе личностноориентированного подхода.Методологическую основу исследования < составили диалектикоматериалистические положения об единстве и взаимодействии всех сторон духовной; , ^ жизни развивающейся личности; диалектическая взаимосвязь, ценностей, потребностей, мотивов, интересов и других компонентов?в процессе развития личности; положения философии о роли деятельности в развитии личности.Теоретическая основа исследования опирается на положения аксиологии (Л.М: Архангельский; О.Г. Дробницкий, A.F. Здровомыслов, В;П; Тугаринов и* др.); системный подход (B.F. Афанасьев; Ю.К. Бабанский, И.В: Блауберг, В.Г. Садовский, Э.Г. Юдин и др.), фундаментальные положения'теории деятельности и общения (А;А. Бодалев, Л.С. Выготский, M.G. Каган, А.Н: Леонтьев, Л. Рубинштейн), теория социальных ролей^ личности (Н. А. Проскурина, O.K. Тихомиров, А.Я1 (щ] Яценко). При определении принципов построения ? системы формирования российских национальных ценностей, содержания И;методики; учитывались дидактические принципы теории*обучения (Ю.К. Бабанский; В.И. Загвязинский, И;Я- Лернер, И:П; Подласый, П.И.' Пидкасистый, М.Н. Скаткин).Методы исследования: анализ философской^ социологической, психологической; педагогической литературы по проблеме исследования; моделирование, обобщение, сравнение, наблюдение, педагогический эксперимент, беседы, метод экспертных оценок, ранжирование, анкетирование, методы математической статистики; щ- Реализация задач исследования и проверка его гипотезы осуществлялось с 19992002 г.г. в три основных этапа.Первый этап (1999-2000 г.г.)-теоретический. В этот период осуществлялась разработка проблемы на основе изучения работ психологов, педагогов, философов, социологов по вопросам ценностей; выявлено состояние исследуемой проблемы«в практике подготовки специалистов; определены объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, система теоретических положений, составлена программа исследования. Второй этап (2000-2001г.г.) — опытно-экспериментальный. В ' этот период изучено состояние сформированности российских, национальных ценностей, студентов второго» курса специальности 0312 «Учитель начальных классов», сконстW^ руирована-и внедрена модель формирования, российских национальных ценностей студентов в педагогическом колледже, проведен педагогический эксперимент.Третий этап (200 Г-2002г.г,) — заключительно-обобщающий. На данном этапе анализировались, систематизировались и интерпретировались данные, полученные в ходе теоретического исследованиям И' опытно-экспериментальной/ проверки сконструированной' модели; сформулированы основные выводы и: рекомендации; закончено литературное оформление диссертации.Опытно-экспериментальной базой исследования явился Горно-Алтайский; педагогический колледж, Бийский педагогический колледж. Барнаульский' (ф^\ педагогический колледж. Всего в исследовании приняли участие 280 человек.На защиту выносятся следующие основные положения: 1. Российские национальные ценности (РНЦ) - это социальные доминанты ориентации личности российского человека, являющиесярезультатом отражения объективно-необходимых взаимоотношений; в обществе, представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающих исторический опыт и; концентрированно выражающих смысл культуры российской нации: 2.. Содержание процесса формирования! российских национальных ценностей; МС студентов в условиях образовательного процесса педагогического колледжа представляет собой совокупность последовательных, целесообразных взаимодействий • педагогов и студентов, направленных на; осознание их личностью, развитие их устойчивости в процессе воспитания личностных ценностей. ш 3. В качестве критериев, для определения уровней сформированности российских национальных ценностей выступают: личностная мотивация их принятия;: знание и понимание их содержания и нравственного аспекта, значения для саморазвития; отождествление своего поведения с нормами российских национальных ценностей, осознанность выбора социальной ориентации.4. Модель формирования российских национальных ценностей рассматривается как CHCTeMaj состоящая из определенных взаимосвязанных элементов: цели, задач, принципов, содержания, технологии и результата их сформированности.Научная новизна исследования состоит в следующем: • ' впервые исследована проблема формирования российских национальных. ценностей студентов педагогического колледжа; • выявлены особенности^ формирования российских национальных ценностей; раскрыт механизм их формирования; • сконструирована модель формирования российских национальных ценностей студентов педагогического колледжа, состоящая из совокупности (IH )^ взаимосвязанных элементов: целевого, содержательного, технологического, результативного; • модель реализуется на основе принципов, координации, диалогичности, преемственности, интеграции; • обоснованы структурные компоненты процесса формирования российских национальных ценностей: мотивационный, гностический и деятельностный; • определены организационно-педагогические условия, способствующие формированию* российских национальных ценностей студентов: изучение героического прошлого народа, становление государственно-патриотической идеологии, приобщение к ценностям национальной культуры, возрождение народных традиций, предотвращение культурно-ценностной экспансии извне, повышение национальной сплоченности, опоранаконфессиональные ценности; • разработаны критерии и показатели определения уровней сформированности росШ сийских национальных ценностей (высокий, средний, низкий и критический).Теоретическая значимость исследования; состоит в обосновании основных научных подходов к исследованию проблемы; раскрытии методологических основ для создания модели. Конструированию модели формирования российских национальных ценностей студентов педагогического колледжа; предшествовал теоретический анализ современной: социокультурной; ситуации, сложившейся в 1^ России. Кроме этого, «фокус»- теоретического анализа; направлен наг повышение эффективности формирования РНЦ студентов средних специальных:учебных, заведений;Практическая значимость определяется тем, что представлено методическое обеспечение реализации модели формирования РНЦ студентовi в образовательном* процессе педагогического колледжа, разработан; спецкурс «Проблемы русских этнических ценностей; в зеркале литературы и искусства». Апробированная и внедренная в ходе работы модель формирования РНЦ студентов является основой для анализа и. оценки ее практической эффективности.Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечены исходными методологическими позициями, применением комплекса методов,. адекватных объекту, предмету, цели; и; задачам исследования, экспериментальной проверкой выводов и • практических рекомендаций, сопоставлением полученных результатов с уже: имеющимся: педагогическим' опытом, количественным; и качественным; анализом полученных данных,, а также математической обработкой результатов» исследованиям Апробация! основных положений и внедрение результатов исследования 0^) Основные теоретические: положения и научно-практические выводы получили^ отражение в- научных статьях, докладах, тезисах докладов: и;методических рекомендациях. Результаты исследования обсуждались.и- получили одобрение на международных (Новосибирск: 2004), всероссийских (Новосибирск 2000^ Москва 2001, 2002, Тверь 2001, Горно-Алтайск 2001, Барнаул 2003),. региональных научно^ %23 практических конференциях (Горно-Алтайск 2002-2004), а также в выступлениях на заседаниях кафедры педагогики Горно-Алтайского государственного университета, на методических семинарах в Горно-Алтайском педагогическом колледже, в школах Республики Алтай.Структура Во введении обоснована актуальность темы исследования и аспекты ее разработанности, определены цель, задачи, объект, предмет, сформулирована гипотеза, дана; характеристика методам исследования, характеризуются база* и этапыисследования; раскрыта наз^ная новизна; выявлены теоретическая и практическая« значимость, представлены основные положения, выносимые на защиту. В" первой главе «Теоретические и практические основы формирования российских национальных ценностей студентов педагогического колледжа» обоснованы исходные позиции и теоретические положения исследования. Раскрывается сущность и содержание российских национальных ценностей, рассматривается состояние исследуемой проблемы в теории и практике: Охарактеризованы воз'W можности их формирования в образовательном процессе педагогического колледжа, представлена модель и; технология формирования российских; национальных ценностей студентов.Во! второй главе" «Опытно-экспериментальная работа по> изучению, эффективности модели формирования российских: национальных, ценностей студентов педагогического колледжа» изложено содержание и методика исследования, проведен анализ результатов опытно-экспериментальной работы.В заключении* подведены, итоги исследования, обобщены результаты, изЩ ложены основные выводы, подтверждающие гипотезу и выносимые на защиту положения.Общий объем диссертации: составляет 151 страница, в работе приведено 13 таблиц и 5 рисунков. Список литературы включает 201 научный источник, из них 2 на иностранном языке. / . ь %23 ,й
Просмотров: 176 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz