Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2014 » Июнь » 3 » Скачать Функционально-семантические категории темпоральности и аспектуальности в русском и французском языках : На материале претеритальных бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
11:53
Скачать Функционально-семантические категории темпоральности и аспектуальности в русском и французском языках : На материале претеритальных бесплатно

Функционально-семантические категории темпоральности и аспектуальности в русском и французском языках : На материале претеритальных форм глагола

Диссертация

Автор: Бочарова, Марина Николаевна

Название: Функционально-семантические категории темпоральности и аспектуальности в русском и французском языках : На материале претеритальных форм глагола

Справка: Бочарова, Марина Николаевна. Функционально-семантические категории темпоральности и аспектуальности в русском и французском языках : На материале претеритальных форм глагола : диссертация кандидата филологических наук : 10.02.01, 10.02.05 Волгоград, 2004 198 c. : 61 04-10/1554

Объем: 198 стр.

Информация: Волгоград, 2004


Содержание:

Оглавление
Введение
Глава I История и теория концепции этнотекста
§ 1 Формирование концепции этнотекста
11 Предпосылки возникновения концепции этнотекста
12 История создания концепции этнотекста
13 Сущность концепции этнотекста
§ 2 Некоторые подходы к рассмотрению этнотекстов
21 Миф и этнотекст
22 Несказочная проза и этнотекст
23 Этнокультурная память и этнотекст
24 Этническая идентичность и этнотекст
§ 3 Методика проведения анкетирования и обработки данных
Результаты
Глава II Этнокультурная память в речи русских и французов (речь о семье и регионе)
§ 1 Речь об истории семьи
11 Тематика семейных историй (русские и французские информанты)
12 "Золотой век" и его порог в речи о семье
13 Передача семейных традиций (русские и французские информанты)
§ 2 Речь о роли региональных традиций
21 Местная кухня
22 Региональный костюм
23Традиционные и местные праздники
§ 3 Реликты региональных легенд в этнокультурной памяти русских и французов
Результаты
Глава III Этническая идентификация в речи русских и французов (речь об этносе)
§ 1 Речь о языке
110 статусе русского языка в современном российском обществе (речь русских информантов)
12 Некоторые проблемы французского языка в современной Франции речь французских информантов)
§ 2 Речь о культуре
21 Речь русских информантов
22 Речь французских информантов
§ 3 Речь об истории
31 Вехи исторической памяти в речи русских информантов
32 "Места памяти" в речи французских информантов
§ 4 Речь о религии
41 Религиозное сознание русских информантов
42 Речь французских информантов: роль религии во французском обществе
Результаты

Введение:

Культура есть многовековая непреходящая основа человеческого бытия.
Н. Рерих
Тема диссертации связана с одним из наиболее значимых направлений в современной культурологии - анализом этнокультурной памяти русских и французов в идентифицирующей речи коллектива о себе.
На протяжении всего существования человечества происходил процесс накопления и воспроизводства знаний. Синтез этих знаний привел к созданию передовых технологий на пороге XXI века. В наше время появляются новые принципы информационного обмена, позволяющие получать необходимые знания посредством современной техники. Вследствие этого постепенно изменяется культурно-бытовой уровень жизни людей, отражающийся и на процессе внутриэтнической коммуникации, обеспечивающей передачу социального опыта на синхронном и диахронном уровнях. Глобальные перемены в жизни современного общества, возникшие в результате развития техногенной цивилизации, приводят к постепенной утрате этнической самобытности народов. Культурные ценности прошлого рассматриваются как собрание "музейных" раритетов. В связи с этим возникает необходимость переосмысления всего достигнутого как в культуре, так и в других сферах человеческой деятельности с точки зрения современности.
Новое понимание мира, человека, места культуры в жизни общества находит свое отражение в исследованиях, посвященных взаимодействию языка и культуры, менталитета, идентификации и социальной памяти. Данным вопросам посвящены многие работы, статьи и учебные программы [116, 35, 176].
Настоящая работа является частью культурологических исследований этого направления и представляется актуальной в связи с усилением движений за региональную и этническую независимость, происходящих во всем мире.
Одним из перспективных подходов в изучении взаимодействия языка и культуры является концепция этнотекста, предложенная французским лингвистом
Ж.-К. Бувье в 1976 году. Он определил этнотекст как речь (дискурс)1 коллектива о себе самом [142]. Исследование этнотекстов обусловлено особенностями современного исторического этапа, выражающимися в подъёме национального самосознания, пробуждении интереса к своей самобытности, своим историческим и этническим корням. Изучение этнотекстов дало возможность максимального приближения к "живой", народной культуре, формой и условием существования которой является традиция. Именно традиция обеспечивает накопление в социальной среде коллективного опыта и его постоянное воспроизводство. В связи с этим возникает необходимость освещения важнейшей проблемы — проблемы этнокультурной памяти. Этнокультурная память является по своей природе феноменом крайне неоднозначным. Она может способствовать, с одной стороны, разжиганию групповой, национальной неприязни, а с другой - укреплению межнациональных связей, добрососедских отношений, внутриэтнической и межэтнической консолидации.
В исследовании этнотекстов большое внимание уделяется проблеме этнической идентификации коллектива в речи о себе. Языковое единство этноса складывалось в процессе исторического развития этнических общностей, выполняя функции основного средства межличностного общения, способа передачи этнических традиций, информации о культуре народа и его историческом наследии. Именно поэтому язык является наиболее ярким выражением этнической идентичности и фактором её формирования. На эти свойства языка указывал и Н.И. Толстой: "Язык является средством общения и одной из важнейших форм этнической (племенной, народной, национальной) культуры" [111].
Цель данной научной работы заключается в установлении этнических особенностей речи русских и французов о себе, то есть в исследовании нелитературной сферы этнотекстов (этноидентифицирующей речи о прошлом и настоящем коллектива) на русском и французском материале.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Здесь и дальше выражение "речь о (коллективе, семье, регионе и т.д.)" используется синонимично выражению "дискурс о.", соответствующему французскому "discours sur (la collectivite, la famille, la region etc.)".
1) систематизация основных подходов к рассмотрению концепции этнотекста в отечественной и зарубежной культурологической науке;
2) обоснование статуса этнотекста в культурологии, выявление универсальных и специфических характеристик этнотекста;
3) уточнение основных понятий исследования: "этническая идентичность", "этнокультурная память" в их целостности и функциональных связях;
4) разработка программы эмпирического исследования этнотекстов нелитературной сферы, анкетирование русских и французских граждан и анализ полученных результатов;
5) установление ценностной специфики нелитературного корпуса этнотекстов применительно к исследованию коллективных представлений русских и французов, в том числе исследование понятий, составляющих этническую идентификацию (язык, культура, история и религия) в речи коллектива о своем этносе;
6) определение связи между этнокультурной памятью и этнотекстом, идентифицирующим человека в культурном и языковом пространстве.
Теоретическую и методологическую основу диссертации составляет совокупность фундаментальных отечественных и зарубежных исследований в области культурологии, этнопсихологии, этнолингвистики, истории, осуществлённых в рамках различных подходов, определяемых особенностями и спецификой различных направлений и школ гуманитарного знания.
Так, вопросы взаимодействия языка и культуры имеют давние традиции в отечественной и зарубежной научной литературе. Разными аспектами этой темы занимались JI.H. Гумилёв, Г.Г. Шпет, Ю.В. Бромлей, В .Я. Пропп, А.Ф. Лосев, Н.И. Толстой, Ю.М. Лотман, В.Г. Гак, В. фон Гумбольдт, Э. Сепир, Ф. де Соссюр, А. Доза, Э. Дюркгейм, А. ван Геннеп, М. Хальбвакс, К. Леви-Стросс, Р. Барт и многие другие исследователи.
Можно выделить направления, разработанные представителями разных отечественных и зарубежных школ, составляющие методологическую основу работы:
• язык выступает хранилищем коллективного опыта и культуры народа (Ю.Н. Караулов, В.Г. Гак, Е.М. Верещагин, А. Доза, Э. Бенвенист и др.);
• в основе духовной культуры общества лежит комплекс ценностей (Ю.В. Бромлей, Ю.М. Лотман, К.В. Чистов, Д. Хаймс и др.);
• культурное своеобразие народа, отражённое в языке, обусловлено исторически, географически, психологически и состоит в способах обозначения и понимания объективного и субъективного мира (В. фон Гумбольдт, А.А. Потебня, Д.С. Лихачев, Л.Н. Гумилев, А. Вежбицкая, Г.Д. Гачев, А.А. Спиркин, А.А. Гвоздарев и др.);
• духовная культура, её достижения накапливаются и передаются посредством памяти (Я.К. Ребане, В.А Колеватов, Л.П. Швец, Л.М. Дробижева, М. Хальбвакс, Ф. Бродель, П. Нора, А. Моль, Б. Ле Вита, Е. Зонабенд, Д. Николаиадис и др.);
• язык и культура являются одними из главных факторов формирования этнической идентичности (Г.Г. Шпет, Г.У. Солдатова, А.Г. Агаев, С.А. Арутюнов, А.Р. Лурия, Г. де Вое, Л. Романуцци-Росс и др.); мифологическое сознание, миф являются источником и механизмом образования культурных представлений (А.Н. Веселовский, О.М. Фрейденберг, Е.М. Мелетинский, В.Я. Пропп, А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, Э. Дюркгейм, М. Мосс, К. Леви-Стросс, Л. Леви-Брюль, Р. Барт и др.);
• в процессе функционирования традиции происходит "вплетение" инноваций, тем самым сохраняется культурологическая целостность этноса (Д.О. Благой, В.А. Малинин, С.А. Арутюнов, Н.И. Савушкина, Э. Шилз и др.).
Однако не все проблемы, связанные с изучением механизмов, форм передачи культурных ценностей, этнической идентификации, ненаследственной памяти, традиций и фольклора, в достаточной степени изучены.
Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней впервые проводится сравнительно-сопоставительный анализ идентифицирующей речи русских и французов о своем этносе, то есть сравнительный анализ этнотекстов нелитературной сферы (литературная сфера этнотекстов более изучена, чем нелитературная). Настоящее исследование, таким образом, заполняет известный пробел в этой области. В рамках концепции этнотекста рассматривается проявление этнокультурной памяти и этнической идентичности.
Материалом исследования являются:
1) речь русских и французских граждан, зафиксированная в результате проведения опросов и анкетирования (90 анкет русских граждан и 70 анкет французских граждан)2. Анкетирование проводилось в 1996- 1999 годах.;
2) записи устной речи, сделанные другими исследователями;
3) данные лингвистических, историко-этимологических и толковых словарей русского и французского языков.
Предметом исследования являются этнотексты нелитературной сферы как самостоятельный целостный этнокультурный феномен.
В работе используется принцип комплексного междисциплинарного подхода с применением данных культурологии, этнопсихологии, фольклористики, этнографии, социологии и истории. Выявление универсального и специфического в речи русских и французов обусловило использование метода комплексного культурологического анализа текста, а также методики составления анкет и обработки данных, применяемой в социологии.
Основой для культурологического анализа нелитературного корпуса этнотекста явились анкеты, составленные автором, и выработанная им методика проведения опросов, изложенная в главе I. Общий объём материала - 160 анкет русских и французских граждан.
Результаты и материалы исследования могут иметь практическое применение в курсах по культурологии, спецкурсах и спецсеминарах по проблемам
2. Часть анкет приведена в Приложении. взаимосвязи языка, культуры и истории этносов. Они могут быть использованы в дальнейших теоретических исследованиях взаимодействия языка и культуры, особенностей культурно-исторического развития этносов, специфики этнической идентификации и ненаследственной (этнокультурной) памяти.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. Во введении дается общая характеристика работы, обосновывается актуальность темы, ее научная новизна и практическая значимость, определяется цель и задачи исследования, формулируются теоретико-методологические основы. Здесь же представлены, использованные методы исследования и материалы исследования.
Просмотров: 191 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz