Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 21 » Скачать Государственно-правовая политика в сфере охраны здоровья российских граждан. Вронская, Мария Владимировна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
19:44
Скачать Государственно-правовая политика в сфере охраны здоровья российских граждан. Вронская, Мария Владимировна бесплатно

Государственно-правовая политика в сфере охраны здоровья российских граждан

Диссертация

Автор: Вронская, Мария Владимировна

Название: Государственно-правовая политика в сфере охраны здоровья российских граждан

Справка: Вронская, Мария Владимировна. Государственно-правовая политика в сфере охраны здоровья российских граждан : диссертация кандидата юридических наук : 23.00.02 / Вронская Мария Владимировна; [Место защиты: Рост. юрид. ин-т МВД РФ] - Таганрог, 2009 - Количество страниц: 157 с. Таганрог, 2009 157 c. :

Объем: 157 стр.

Информация: Таганрог, 2009


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИНСТИТУТ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАЦИИ В ПОЛИТИКО-ПРАВОВОМ ИЗМЕРЕНИИ
11 Понятие и генезис правовой политики в отечественной системе здравоохранения: традиции и инновации
12 Институционализация права человека и общества на охрану здоровья в эпоху глобализации: конфликтологический анализ
13 Политико-правовой механизм обеспечения и приоритеты развития здравоохранения в современной России
II ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ
21 Институт охраны здоровья граждан в общефедеральной социальной правовой политике: стратегия «национального проектирования»
22 Институциональные формы охраны здоровья российских граждан в региональном и муниципальном политико-правовом пространстве
23 Политико-правовой проект охраны «здоровья здоровых» как фактор устойчивого развития российской государственности

Введение:

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена качественными изменениями в отношении содержания и механизма реализации государственно-правовой политики в сфере охраны здоровья граждан в условиях реформаторских процессов постсоветской России,
I ; необходимостью модернизации ключевых институтов социальной правовой политики государства в контексте обеспечения национальной безопасности государства.
В условиях системного кризиса, охватившего российское государство и общество в начале 90-х годов, произошли значительные деформации в социальной сфере, рыночная модель экономических отношений в силу действия многих факторов не смогла адекватно обеспечить права человека в сфере охраны здоровья и медицинской помощи. Потребность в материальном благополучии, обрела искаженные институционально-правовые формы там, где был практически неограничен ресурс власти, что в результате привело к расслоению российского общества, спровоцировало рост конфликтогенной напряженности во внутренней политике государства.
Поэтому именно сейчас проблемы правового регулирования и защиты социально-экономических интересов граждан, поиск способов преодоления негативных последствий постсоветской политико-правовой модернизации, которые выразились в демографическом кризисе, являются приоритетными для государственного строительства. Благополучное состояние здоровья населения - это фактор устойчивого развития государства и общества, поэтому важно изменение вектора государственных реформ в сторону «реанимации» социальной сферы общественной жизни.
В этой связи реализация национальных проектов стала поворотным этапом в процессе постсоветской модернизации государства, так как именно их можно считать первым шагом на пути к социальному правовому государству. Если ранее господствовали либеральные рыночные идеалы в качестве приоритета государственного развития, то теперь «народосбережение» выступает главным направлением в стратегии власти. Снижение уровня жизни большинства населения, распад системы здравоохранения, созданной в советский период, на фоне отсутствия новых институционально-правовых форм и подходов в организации социальной политики свидетельствуют о том, что реформаторы не предвидели последствий предстоящих реформ и их отрицательных сторон. Серьезные институциональные искажения в важнейших секторах «воспроизводства» человека, поддержание его физического (медицина) и психического здоровья стали причиной появления опасных для национальной безопасности России тенденций.
Так, в Указе Президента Российской Федерации «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 10 января 2000 г. № 24 среди факторов национальной безопасности Российской Федерации выделено физическое здоровье нации, угрожает которому кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения и рост потребления алкоголя и наркотических веществ.
Политико-правовая институционализация охраны здоровья необходима для противодействия катастрофической убыли населения и для обеспечения здоровья нации. Именно стабильная социально-демографическая ситуация служит важнейшим индикатором устойчивого развития национальной государственности, является показателем действенности социальной правовой политики, выступает гарантом национальной безопасности страны.
Институт охраны здоровья граждан является одним из приоритетных направлений государственной политики, в связи с чем возникает необходимость в системном рассмотрении содержания и форм осуществления современной правовой политики в области здравоохранения.
Степень научной разработанности проблемы. Избранная для исследования тема достаточно многогранна и уже получила отражение и определенную разработку в политико-правовой литературе. Современные 4 подходы к исследованию состояния российской системы здравоохранения ограничиваются теоретическими и практическими вопросами, связанными с особенностями реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь и его гарантиями. Многочисленные исследования посвящены юридической природе права на охрану здоровья в контексте его отнесения к правам третьего поколения. Данные вопросы были проанализированы в трудах таких правоведов, как: С.А.Авакьян, М.В.Баглай, Г.В.Барабашев, Д.Н. Бахрах, А.В.Васильев, И.И.Веремеенко, Л.Д.Воеводин, А.П.Герасимов, Б.П.Елисеев, Ю.Н.Жданов, С.Э.Жилинский, Д.Л.Златопольский, А.И.Иойрыш, И.А.Исаев, Е.И.Козлова, Л.М.Колодкин,
A.П.Коренев, И.Н.Корешкова, В.М.Курицын, О.Е. Кутафин, Б.М.Лазарев,
B.О.Лучин, Н.А.Михалева, А.А.Мишин, А.С.Пиголкин, Ю.А.Тихомиров, Е.В.Халипова, Р.О.Халфина, В.С.Чернявский, В.Е.Чиркин и других известных специалистов российского права.
При этом особенно важно то, что время требует дальнейшей детальной разработки этой научно-практической проблемы не только в рамках российского конституционного права, но и на основе целой -группы других отраслей и областей права, таких как гражданское, административное, трудовое, уголовное, семейное, международное публичное и другие. Интерес представляют исследования института охраны здоровья как политико-правового феномена с использованием таких областей науки, как медицинское право, политология, конфликтология и социология.
Среди отечественных ученых первые содержательные публикации по вопросам охраны здоровья, включая рассмотрение правовых аспектов этой проблемы, появились только в начале XX века. Наиболее заметны среди них работы П.И.Куркина (1912) и А.Н. Винокурова (1913). В послеоктябрьский период российские исследователи Н.А.Вигдорчик и М.Я. Лукомский особое внимание уделяли медицинскому страхованию, его организационно-правовым и институциональным основам.
В современных условиях вопросами организации системы охраны здоровья активно занимаются Н.И. Беседкина, Ю.А. Дмитриев, В.В.Гришин, Э.А.Иваева, Р.А.Квернадзе, В.З.Кучеренко, Ю.П.Лисицын, Н.С.Малеин, М.Н. Малеина, Е.Н.Савельева, В.И.Стародубов, С.Г. Стеценко, Ю.Л.Ильченко, Е.И.Чазов и другие.
Отдельным вопросам, связанным с реформированием института охраны здоровья в свете современной социальной политики российского государства, посвящены работы многих ученых, анализирующих ход реформы «Национальные проекты», а именно: Д.Д. Бенедиктова, Б.М. Величковского, В.А.Виноградова, А.А.Лебедева, А.Г.Саркисяна, Т.В.Яковлевой и др.
Общетеоретические аспекты правовой политики современного государства рассмотрены в фундаментальных трудах А.В. Малько, Н.И. Матузова, М.Н. Марченко, В.М. Сырых и др.
Однако перечисленные исследования, конечно же, не охватывают многообразия современных проблем охраны здоровья, имеющих место в отечественном государственно-правовом и социально-экономическом пространстве.
Объектом диссертационного исследования являются институты и процессы становления социальной правовой политики в современной России, а его предметом - содержание и особенности постсоветской государственно-правовой политики в сфере охраны здоровья.
Цель диссертационного исследования — выявление содержания и специфики трансформации институтов и форм осуществления государственно-правовой политики в сфере охраны здоровья российских граждан в условиях социальной нестабильности.
В соответствии с поставленной целью в диссертации формулируются и решаются следующие задачи:
• определить сущность, специфику и формы осуществления государственноправовой политики в сфере охраны здоровья; 6
•выделить современные тенденции политико-правовой институционализации охраны здоровья в условиях глобализации;
• указать недостатки и наметить перспективы совершенствования политико-правового механизма регулирования отношений в системе здравоохранения, выявить зоны конфликтогенности и способы минимизации социальных рисков;
• определить место и роль системы медицинского страхования в контексте проективной стратегии охраны здоровья граждан и предложить способы совершенствования организационной и правовой основы этого института;
• представить проект охраны «здоровья здоровых» в качестве значимой институциональной формы социальной правовой политики на федеральном, региональном и муниципальном уровне;
• критически оценить институционально-правовое регулирование в системе отечественного здравоохранения и сформулировать предложения по изменению постсоветского законодательства в этой области.
Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили научные труды, классические и современные разработки зарубежных и отечественных теоретиков и практиков, специализирующихся в области политико-правовой регламентации системы, охраны здоровья.
Предмет, цель и задачи диссертационной работы обусловили применение современных методов научного познания: всеобщих и общенаучных (историко-логического, системно-функционального, социологического, диалектического), а также специальных (сравнительноправового, формально-юридического, историко-правового и др.). Для обоснования предлагаемого автором подхода к проблеме правовой институционализации государственной политики в сфере охраны здоровья российских граждан в транзитивном обществе использовались концептуальные и методологические наработки современной институциональной теории. 7
Нормативно-правовая основа диссертационного исследования.
Диссертационное исследование базируется на обширном нормативно-правовом материале, а именно: Конституции РФ, федеральных и иных нормативно-правовых актах, включая такие специальные документы, как Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, Концепция охраны здоровья населения РФ на период до 2005 года, отраслевая программа «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 гг.» В работе также использовались международные конвенции, соглашения и иные акты.
Научная новизна диссертационного исследования обуславливается многоплановостью исследования институтов и институциональных субъектов государственно-правовой политики в сфере охраны здоровья российских граждан как важным элементом стратегии обеспечения национальной безопасности России.
Научная новизна результатов диссертационного исследования заключается в следующем:
• государственно-правовая политика в сфере охраны здоровья человека определена как важнейший элемент механизма защиты национальных интересов, выявлены ее структура, основные формы и функции, соотношение традиционных и инновационных характеристик;
• определена роль правовых форм институционализации охраны здоровья нации как центрального направления сохранения экономического, политико-правового и социального потенциала России, фактора преодоления конфликтогенности в эпоху глобализации;
• показана специфика политико-правового механизма и выявлены ключевые приоритеты реформирования системы здравоохранения в контексте минимизации модернизационных рисков в государстве переходного типа;
• обоснована необходимость национального проекта «Здоровье» как единственно возможного и наиболее перспективного способа охраны 8 физического здоровья нации в XXI в., рассмотрены перспективы политико-правовой трансформации проективной стратегии в условиях мирового финансового кризиса;
• проект охраны «здоровья здоровых» представлен в качестве важной институциональной формы современной социальной политики в федеральном, региональном и муниципальном политико-правовом пространстве, влияющей на сохранение устойчивого развития российской государственности;
• в контексте формирования антикризисной политико-правовой стратегии и необходимости предотвращения демографического сжатия страны разработаны предложения по корректировке законодательного обеспечения государственной политики в сфере охраны здоровья россиян.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Государственно-правовая политика в сфере охраны здоровья человека и общества - научно обоснованная, последовательная и системная деятельность органов государственной (публичной) власти по созданию и оптимизации правового, административного, информационного и социально-экономического ресурсов в целях обеспечения условий для здорового образа жизни россиян и минимизации угроз физическому здоровью нации. Направление социальной правовой политики включает комплекс разнообразных и взаимосвязанных политико-правовых, экономических и духовно-нравственных институтов и правомочий, направленных на укрепление здоровья граждан и создание эффективной системы медицинской помощи;
2. Формирование и осуществление государственно-правовой политики в сфере охраны здоровья граждан имеет многоуровневую структуру: а) институционально-субъектную, предполагающую выделение и соответствующее законодательное оформление государственных и иных структур, осуществляющих деятельность по укреплению здоровья россиян; б) институционально-правовую, в рамках которой федеральные, 9 региональные и муниципальные структуры создают механизм правового регулирования отношений в сфере охраны здоровья; в) информационно-аксиологическую, на которой государственные и муниципальные структуры, СМИ утверждают важность здорового образа и значимость политики государственного патернализма, стремятся изменить отношение нации к своему физическому здоровью (например, через развитие института социальной рекламы);
3. Основными функциями современной правовой политики государства в системе здравоохранения являются: легитимизирующая (эффективная деятельность институтов публичной власти в области охраны здоровья способствует укреплению и сохранению их легитимности); компенсационная (создание системы мер, обеспечивающих реальную возможность получения платных медицинских услуг нуждающимся в них инвалидам, безработным и иным малообеспеченным категориям населения на льготных условиях,., гарантирующих выплату пенсий по инвалидности и иных выплат); интеграционно-стабилизирующая (проведение взвешенной политики в сфере охраны здоровья федеральными институтами власти - важный фактор минимизации конфликтов между различными слоями населения, столицей и провинциями, способствующий сближению их интересов); демографическая (укрепление физического здоровья нации — это условие выхода из российского демографического кризиса);
4. Переход к персоноцентристскому проекту развития национальной системы здравоохранения в начале 90-х годов только стимулировал нарастание конфликтогенности в обществе, привел к отчуждению государства и социума, а также негативно сказался на доступности и качестве оказываемых большинству населения медицинских услуг, падение уровня которых происходило на фоне наращивания объема платного здравоохранения, рассчитанного на весьма небольшую прослойку материально обеспеченных граждан. Институционально-правовые заимствования в этой сфере стали опасными в плане формирования 10 действенного механизма обеспечения национальной безопасности, явились издержками процесса «галопирующей» вестернизации отечественной социальной правовой политики и неизбежными проявлениями глобализационных тенденций в их современной артикуляции;
5. В современной России основным принципом политико-правового обеспечения государственной политики в сфере охраны здоровья должен стать принцип опережения в создании условий над созданием систем, что означает первоочередное конституирование на федеральном и региональном уровнях законодательных основ, формирование системы согласованных нормативно-правовых актов, целевых программ, определяющих меры по противодействию распространения среди населения различных заболеваний, формирование всесторонней поддержки на общегосударственном уровне идеологии «здорового образа жизни», а только затем осуществление конкретных действий и соответствующих им материальных вложений. Основными формами государственно-правовой политики в сфере охраны здоровья граждан являются: адекватная национальным, корпоративным и личным интересам правотворческая, правоприменительная, доктринально-проективная и институционально-организационная, включающие создание и реализацию законов (через массив подзаконных актов, которые не должны быть противоречивыми и чрезмерными, стимулировать опасное расширение дискреционных полномочий чиновников), выработку научно-обоснованных предложений, определение перспектив «сбережения» здоровья населения страны, подготовку соответствующего кадрового потенциала, осуществление необходимых мер в системе институтов медицинского страхования и отечественной медицинской промышленности;
6. В условиях набирающего темп мирового финансового кризиса и очередного спада объемов промышленного производства, увольнений работников, резкого падения жизненного уровня граждан система частной медицинской помощи не может рассматриваться в качестве действенного элемента механизма охраны здоровья россиян в силу ее недоступности для 11 многих слоев населения и постепенного (в силу тех же причин) свертывания объема услуг. Поэтому следует, во-первых, положительно оценить «проектную» форму оптимизации государственно-правовой политики в отечественном здравоохранении, а во-вторых, осуществить переход от «проектного» этапа к системно-программному, предполагающему институционально-правовое оформление долгосрочных и целевых государственных программа по развитию отдельных видов медицинской практики (охраны здоровья детей, медицины катастроф, санитарно-эпидемиологической деятельности, наукоемких медицинских технологий и др.), а также системы политико-правовых мер по охране «здоровья здоровых». Причем контроль и финансовое обеспечение должны в большей мере принадлежать федеральным органам государственной власти и в значительно меньшей - властным структурам субъектов РФ и местного самоуправления;
7. В контексте формирования в современной России антикризисной политико-правовой и социально-экономической стратегии законодательство в области охраны здоровья нуждается в серьезном пересмотре и изменении, что, в первую очередь, должно выразиться в принятии нескольких федеральных законов: «О здравоохранении», фиксирующий приоритет государственной системы здравоохранения, сочетающийся с мерами по поддержке и укреплению частных медицинских структур; закрепляющий субсидиарность платных медицинских услуг, а также гарантирующий доступность и качество медицинской помощи; «О правах пациентов», «О частной системе здравоохранения», «О лекарственном обеспечении в РФ»;
8. Трансформация институтов государственно-правовой политики в системе охраны здоровья населения и сохранения демографического потенциала
России настоятельно требует пересмотра таких вопросов, как разграничение предметов ведения и полномочий РФ и ее субъектов в сфере здравоохранения. Перечень предметов ведения в сфере здравоохранения, отнесенный к ведению Федерации, зачастую одновременно относится и к 12 совместному ведению Федерации и ее субъектов. В этой связи представляется целесообразным принятие по вопросам совместного ведения Основ законодательства, закрепляющих общие принципы и цели правового регулирования, нормы прямого действия или рекомендательные нормы для субъектов Федерации. В качестве одного из способов обеспечения охраны здоровья граждан в условиях финансовой недостаточности современных муниципалитетов, процесса разграничения полномочий и изменения межбюджетных отношений необходимо заключение соглашений, связанных с целевым выделением муниципальным образованиям средств из федерального и регионального бюджетов в рамках реализации принципов индикативного управления.
Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Материалы, результаты и выводы диссертационной работы раскрывают перспективы дальнейшего научного исследования проблемы институционализации охраны здоровья в контексте провозглашенной в стране политики реформирования социальной сферы российской государственности и представляют интерес для законодательных и исполнительных органов государственной власти. Содержание работы в целом и отдельные ее положения найдут свое применение в образовательном процессе в рамках чтения учебных курсов по праву социального обеспечения, конституционному праву, медицинскому праву или правовому регулированию системы здравоохранения в РФ.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные идеи и выводы диссертации изложены в 20 опубликованных работах общим объемом 6,7 п.л., в том числе в четырех статьях, опубликованных в издании, рекомендованном ВАК Минобрнауки России, а также представлены в научных докладах на международных, всероссийских и региональных конференциях и в межвузовских сборниках научных трудов: на IV,
V Международных научно-практических конференциях (Таганрог, 2005,
2007); VIII научно-практической конференции преподавателей, студентов, 13 аспирантов и молодых ученых (Таганрог, 2007.); «Право и государство, общество и личность: история, теория и практика» (Коломна, 2007); «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (Тольятти, 2008); «Глобальные и региональные факторы правового обеспечения национальной безопасности» (Ростов н/Д, 2006); «Национальная безопасность и правопорядок» (Ростов н/Д, 2007); «Перспективы государственно-правового развития России в XXI веке» (Ростов н/Д — Таганрог, 2008); «Актуальные проблемы борьбы с коррупцией» (Ростов н/Д, 2008) и др.
Результаты исследования апробировались в учебном процессе на кафедре гражданского права и процесса Таганрогского института управления и экономики в учебных курсах «Страховое право», «Право социального обеспечения», «Гражданское право».
Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории и истории государства и права Таганрогского института управления и экономики и рекомендована к защите.
Просмотров: 126 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz