Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2014 » Июнь » 19 » Скачать Граница : Бытие, сущность, рефлексия. Бахтызин, Александр Михайлович бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
04:56
Скачать Граница : Бытие, сущность, рефлексия. Бахтызин, Александр Михайлович бесплатно
Граница : Бытие, сущность, рефлексия

Диссертация

Автор: Бахтызин, Александр Михайлович

Название: Граница : Бытие, сущность, рефлексия

Справка: Бахтызин, Александр Михайлович. Граница : Бытие, сущность, рефлексия : диссертация кандидата философских наук : 09.00.01 Омск, 2004 177 c. : 61 05-9/190

Объем: 177 стр.

Информация: Омск, 2004


Содержание:

ГЛАВА
I ГРАНИЦА В ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ С
§1 Природа и сущность границы в классической философской традиции
§2 Граница в философии экзистенциализма С,
ГЛАВА
II ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ ДИАЛЕКТИКИ ГРАНИЦЫ С
ГЛАВА
III ОТ ОГРАНИЧЕНИЯ К ГРАНИЧНОМУ БЫТИЮ С
§1 Архетип границы в стратегиях человеческой деятельности С
§2 Граничные формы бытия современной культуры С

Введение:

Минувшее столетие оказалось на редкость богатым радикальными изменениями - разного рода открытиями и достижениями, революциями и катастрофами во всех областях человеческой жизнедеятельности. Историческое движение достигло некоего предела, рубежа, на линии которого развернулись бурные драматические события. Пристальному вниманию исследователей предстала специфическая "область" реальности: кризисные состояния, пограничные зоны взаимодействия различных систем, предельная неустойчивость и относительность. Политический экстремизм, терроризм, религиозный фанатизм, маргинальные субкультуры, творчество на грани безумия и другие проявления крайностей человеческой неустроенности в мире требуют для адекватного осмысления не просто конкретных знаний тех или иных наук, но целостного философского раскрытия их сущностного единства.Сквозным понятием всех вышеназванных проблем и, одновременно, нейтральным (безоценочным) по отношению к какой-либо сложившейся системе взглядов выступает, на наш взгляд, понятие границы.Граница и все, что так или иначе связано с ней, находит воплощение в различных теоретических построениях. Непосредственное обнаружение этого понятия как фиксированного слова в языке философии мало к чему приводит, так как употребление его оказывается настолько широким и разноплановым, что представляется трудным, если вообще возможным, очертить четкую сферу его применения. О границе говорят как о крайнем пределе чего-либо, как о мере, норме или запрете, как о размежевывающей черте, простом различии или же, наоборот, как о единстве противоположностей; границу прилагают к пространственной и временной характеристике материального мира, к физическим и математическим объектам, к человеческому существованию и бытию вообще, к естественно-природным процессам и идеальной сфере и т.д.Неоднозначность и, в то же время, содержательная универсальность этого понятия обнаруживается на каждом шагу, свидетельством чему служит %, возросший интерес к нему не только в гуманитарных, но и в естественнонаучных областях знания. Граница оказалась средоточием серьезнейших научных затруднений, как в практическом, так и в теоретическом ее рассмотрении, принципиально проблематичной зоной всей человеческой деятельности, скрывающей в своих смысловых структурах бесконечное многообразие интерпретаций.С проблемой границы связано обострившееся в последнее время внимание к интеграции научного знания, попытки создания целостной картины мира. Широкое распространение получают общенаучные понятия, иной раз без должного эвристического истолкования.Граница всегда присутствует как в бытии, так и в познании.Ограниченность есть также принципиальная характеристика всей человеческой деятельности. Однако в имеющейся философской литературе эта специфическая "область" действительности остается малоизученной. Несмотря на усилившийся за последние десятилетия интерес к граничной тематике в различных областях философского знания, философская мысль пока не • располагает обобщенным пониманием природы границы.Современное мировое сообщество, переживающее состояние перманентного кризиса, характеризуется, с одной стороны, нарастающей ^ глобализацией, с другой - поляризацией культурного пространства. Поэтому для современной философской мысли крайне важно обращение к вопросам, сама постановка которых подвигла бы к решению возникающих проблем и поиску человеческой общности. * Степень разработанности проблемы. Интерес различных сфер гуманитарного знания к граничной проблематике находит свое выражение в самых разнородных концепциях и идеях, освещенных в научной литературе. ^^ Так уж сложилось, что она принадлежит к кругу тех вопросов, которые постоянно воспроизводятся во всей истории философии, и каждый философ так или иначе сталкивается с ней. Но, несмотря на это, до сих пор статус границы остается неопределенным. В связи с этим открывается насущная необходимость, во-первых, тематизации проблемы границы, и, во-вторых, исследования границы как понятия и феномена именно с философской обобщенной, универсальной и критической - позиции. Имеющийся арсенал теоретических разработок, связанных с граничной тематикой, представляет собой сложную полифонию интерпретаций главной проблемы: что такое граница? Поэтому особое место в настоящем исследовании занимают работы тех философов, у которых обращение к границе как самостоятельной и сложившейся проблеме философии носит принципиальный характер. К ним относятся труды Г.В.Ф.Гегеля, Х.Плесснера, Г.Зиммеля, К.Ясперса, Дж.Серля, СС.Хоружего, Д.В.Пивоварова, Б.Г.Соколова, М.В.Антипова, П.Гурина, В.Л.Каганского, Г.Тер-Абрамяна. В сочинениях этих авторов тема границы выписывается особенно отчетливо, что позволяет проследить их смысловое .единство и опереться на достигнутые в них результаты.Также необходимо отметить тех авторов, которые так или иначе способствовали формированию и конкретизации граничной проблематики в философии. Это Филолай, Демокрит, Парменид, Платон, Аристотель, Секст Эмпирик, Плотин, Прокл, Бл.Августин, Гр.Нисский, Дионисий Ареопагит, Ф.Аквинский, Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.В.Лейбниц, И.Кант, Ф.Шеллинг, И.Г.Фихте, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, М.Хайдеггер, Б.Рассел, Л.Витгенштейн, А.Камю, И.Хейзинга, М.Бубер, В.Библер, Ж.Деррида, М.Фуко, П.Флоренский, Булгаков, М.М.Бахтин, А.Ф.Лосев, П.П.Гайденко, А.И.Уемов, Г.Шушунашвили, В.В.Бибихин, В.А.Подорога, Б.В.Марков, М.Н.Эпштейн, Г.Л.Тульчинский, Д.М.Федяев, Л.Катречко, Д.В.Котелевский, О.Медведева.Каждый из них обращался к понятию границы как к некоему объяснительному принципу, концептуальному посреднику в разработке многообразной тематики.Именно наличие разнообразия использования этого понятия в философских построениях при несомненной их связности и цельности позволяет говорить о состоятельности философской проблемы границы.Историко-социологический аспект границы в различных срезах разрабатывали Д.Фрезер, Э.Дюркгейм, В.Вундт, Ф.Барт, П.И.Кушнер. В частности, в социологии граница выступает как особый фактор общественной жизни, оказывающий влияние на адаптацию субъекта в современных условиях (например, в концепции У.Бека "общество риска"), В лоне культурологических изысканий понятие границы использовалось в связи с проблемой диалогичности в работах М.М.Бахтина, В.Библера, М.Бубера; структуралистский мотив в анализ границы внес Ю.М.Лотман, понимающий ее как раздел смысловых пространств, И.Хейзинга рассматривал внутренние и внешние границы игровой деятельности как конституирующие моменты культуры.Тема границы стала особенно популярной в современной психологии. В качестве структурообразующего элемента человеческой психики граница была представлена в психоаналитических учениях З.Фрейда и К.Г.Юнга. Большой резонанс получило обоснование границы как мотивационного фактора у К.Роджерса, В.А.Петровского, Е.И.Кузьминой, В.Т.Кудрявцева, а также в работах А.С.Шарова.Несмотря на столь широкий научный охват и своеобразную популярность граничной проблематики в современных исследованиях, в целом, степень изученности самой сущности границы оставляет желать лучшего, что связано с изначальной парадоксальностью границы. Она не есть объект в точном значении термина, поэтому вопрос о том, что есть граница органично связан с другим вопросом: как она существует, в каком смысле граница обладает бытием. Поскольку же не будучи явно представленной в форме объекта, она, тем не менее, ощущается, переживается и осмысливается, - выявление ее сущности невозможно без всестороннего исследования проблемы рефлексии по поводу границы - философской и нефилософской. Органичное единство этих трех вопросов определило формулировку темы границы в диссертационном исследовании: бытие, сущность, рефлексия. Таким образом, центральной или главной проблемой данной работы является вопрос о том, что есть граница.Цель диссертационного исследования заключается в выявлении сущностных характеристик границы.Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования: 1. Выявить базисные философские версии бытия и сущности границы.2. Обосновать необходимость и правомерность герменевтического подхода в выявлении сущности границы.3. Построить интерпретационную модель понятия границы, позволяющую развернуть его основные смысловые константы.4. Раскрыть архетипические основания функциональности границы.5. Продемонстрировать стратегические возможности границы в человеческой деятельности.6. Выявить характерные особенности преломления граничной проблематики в современной культуре.Методологическая база диссертационного исследования включает в себя два различных, но взаимодополняемых фундаментальных метода философии: диалектический и герменевтический. Если первый обусловлен неустранимой противоречивостью сущности границы, то второй метод вызван принципиальными затруднениями понимания и разнообразия интерпретаций данного понятия. Диалектика границы есть ее смысловая данность, пренебречь которой не представляется возможным. Однако применение в анализе этого понятия строго диалектических принципов: историзма, восхождения от абстрактного к конкретному, движения от целого к части, системности и т.д. оказывается уже недостаточным, поскольку, во-первых, оно уже было основательно проработано Г.В.Ф.Гегелем, А.Ф.Лосевым и др., во-вторых, оно не решает некоторых частных проблем! Неискоренимая парадоксальность, проблема референции, а также отсутствие определенного смыслового поля понятия обусловили необходимость применения именно герменевтического метода в анализе границы. В связи с этим были применены некоторые известные герменевтике принципы: языковой репрезентации, укорененности в традиции, событийности понимания и структурообразования смысла. В этом подходе базовыми источниками явились некоторые положения учений В.Дильтея, Г.-Г.Гадамера, К.-О.Апеля, П.Рикера.Теоретическую основу диссертации составили различные источники, прямо либо косвенно затрагивающие поставленную проблему. Их можно представить соответственно избранной авторами области исследования.Была использована литература, посвященная онтологическому осмыслению границы (Филолай, Платон, Аристотель, Плотин, Прокл, Бл.Августин, Д.Бруно, Б.Спиноза, Р.Декарт, Г.В.Лейбниц, Дж.Серль, В.В.Бибихин, Д.В.Пивоваров, Д.М.Федяев, Б.Г.Соколов).Теоретической базой исследования послужили также работы, относящиеся к гносеологическому аспекту осмысления границы (Ф.Аквинский, Н.Кузанский, Д.Юм, И.Кант, Ф.Шеллинг, И.Г.Фихте, Г.В.Ф.Гегель, Б.Рассел, Л.Витгенштейн, Булгаков, П.Флоренский, В.Л.Каганский, М.В.Антипов).Также были востребованы труды философов, проводящих социальные и антропологические изыскания границы (Х.Плесснер, М.Шелер, И.Хейзинга, С,С. Хоружий, П.Гурин, Г.Тер-Абрамян).Опорой диссертации явились работы, посвященные проблемам человеческого бытия, экзистенциальной сущности границы (Ф.Ницше, Г.Зиммель, К.Ясперс, М.Хайдеггер, А.Камю, Ж.-П.Сартр, Г.Марсель, О.Ф.Больнов, М.Бубер, Э.Ю.Соловьев, Г.Иванченко, А.Б.Демидов).Во многом автору помогли частнонаучные источники, а также исследования, проводимые на стыке гуманитарного и естественнонаучного знания, в которых разрабатывались отдельные вопросы, касающиеся проблем предела и бесконечности, дискретности и континуальности, прерывности и непрерывности, структуры и системности и т.п. (П.П.Гайденко, И.Пригожин, Г.Вейль, А.Н.Аверьянов, О.С.Разумовский и др.). •> Научная новизна и положения, выносимые на защиту: 1. Установлено, что в истории философской мысли базисными версиями сущности границы являются метафизическая, предметноатрибутивная и логико-гносеологическая. Показано, каким образом философия экзистенциализма раскрывает экспрессию границы как феномена, определяющего граничность человеческого существования в осмыслении ситуации, коммуникации и проекта. Обнаружена преемственность осмысления границы в классической философии и философии экзистенциализма.2. Разработана методологическая база изучения границы. Доказано, что герменевтический подход в исследовании понятия границы представляет понятие как элементарную форму понимания, основную символико-смысловую единицу текста, что позволяет раскрыть парадоксы границы, решить проблему референции посредством различия реального и виртуального контекстов, а также структурировать различные текстовые репрезентации границы.3. Построена интерпретационная модель понятия границы.Установлено, что динамический аспект смыслообразования данного понятия в языке философии выражен в классической и экзистенциалистской традициях, а статический аспект описания смысловой структуры понятия содержит в явной и скрытой формах такие смысловые константы границы, как: топологический, демаркационный, нормативный, телеологический, провокационный, агонический, трансгрессивный.4. Показано, что граница является архетипическим образованием, имплицирующим структурообразующие мотивы сознания. Актуализируя человеческую деятельность, архетип границы выступает в качестве скрытого механизма ее организации и метарегулятива. Феномен границы представлен в стратегиях человеческой деятельности: полагание, удержание и преодоление, — универсальное значение которых раскрывает функциональность границ в любой процедуре ограничения.5. Проведен анализ граничных форм бытия современной культуры.Тенденция перехода от процедур ограничения к граничным состояниям. •> заложенная в постмодернистском принципе ацентризма и методе деконструкции, способствует формированию таких феноменов современной культуры, как маргинальность, экстрим, виртуальность и глобализм, которые носят характер парадоксальной определенности.Научно-теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в следующем: во-первых, материалы исследования содержат теоретические представления о некоторых сущностных характеристиках и проявлениях границы, которые могут способствовать решению частнонаучных и практических проблем; во-вторых, проведенная работа по осмыслению перехода от стратегий ограничения к граничным формам бытия современной культуры позволяет поновому взглянуть на основания некоторых социальных коллизий; в-третьих, результаты исследования могут быть использованы для обогащения учебных программ в методологическом плане, а также при подготовке спецкурсов по онтологии и теории познания, философской антропологии и герменевтике, социологии и культурологии.Апробация работы. Основные положения и результаты исследования дважды обсуждались на межвузовском аспирантском семинаре кафедры философии ОмГПУ, излагались в ряде статей и тезисов, а также докладывались автором и рассматривались в ходе работы различных конференций: на международной научно-практической конференции молодых ученых "Человек.Природа. Общество. Актуальные проблемы" (СПбГУ, г. Санкт-Петербург, 2002); межвузовской научной конференции "Реальность. Человек. Культура" (ОмГПУ, Омск, 2002); международной коференции молодых ученых "Ломоносов-2004" (МГУ, Москва, 2004); международной научно-практической конференции "Герменевтика в гуманитарном знании" (Невский институт языка и культуры, г. Санкт-Петербург, 2004); VII молодежной конференции "Путь Востока" по теме "Культурная, этническая и религиозная идентичность" '«> • ' (СПбГУ, г. Санкт-Петербург, 2004). Автор принимал участие в проведении 3-й Летней молодежной научной школы "Платонополис: философское антиковедение как междисциплинарный синтез философских, исторических и филологических исследований" (СПбГУ, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, 2003), является победителем конкурса 2003 года на соискание грантов для поддержки научно-исследовательской работы аспирантов высших учебных заведений Минобразования России по теме "Феномен границы в человеческой деятельности" (шифр гранта: А 03-1. 1-296). Отдельные результаты исследования использовались для подготовки спецкурсов: "Проблема человека в философии ХХ-го века", "Философия в контексте современности", а также "Философская герменевтика", прочитанного на философском факультете Омского государственного педагогического университета.Структура и объем работы. Диссертация изложена на 177 страницах и состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Библиография включает 281 наименование на русском, латинском, английском и немецком языках. v4) («^
Просмотров: 141 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz