Среда, 15.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 21 » Скачать Гуманистическая ориентация дидактического взаимодействия педагога и учащихся на уроках гуманитарного цикла. Пирова, Светлана бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
19:47
Скачать Гуманистическая ориентация дидактического взаимодействия педагога и учащихся на уроках гуманитарного цикла. Пирова, Светлана бесплатно

Гуманистическая ориентация дидактического взаимодействия педагога и учащихся на уроках гуманитарного цикла

Диссертация

Автор: Пирова, Светлана Нурмухамедовна

Название: Гуманистическая ориентация дидактического взаимодействия педагога и учащихся на уроках гуманитарного цикла

Справка: Пирова, Светлана Нурмухамедовна. Гуманистическая ориентация дидактического взаимодействия педагога и учащихся на уроках гуманитарного цикла : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Душанбе, 2005 156 c. : 61 06-13/461

Объем: 156 стр.

Информация: Душанбе, 2005


Содержание:

Глава
I Развитие теории дидактического взаимодействия iпедагога и учащегося на уроках в•шпсихолого-педагогической литературе
11 Личностно ориентировочное дидактическоевзаимодействие педагога и учащегосяв современной демократической организованной школе—
12 Сущность гуманитарных дисциплин как решающийфактор гуманистической ориентации совместнойдеятельности педагога и учащегося в учебной и внеучебнойработе 33г
13 Состояние организации и осуществления учебногопроцесса по гуманитарным дисциплинам, направленнымна формирование гуманистических качеств личности 43-46Выводы по первой главе
Глава
II Оптимальное применение педагогических технологийна уроках гуманитарных дисциплин по формированиюгуманных качеств личности (педагогическийэксперимент) 48-143X 21 Критерии формированности гуманных качеств личности ,учащихся будущих граждан общества с рыночнымиотношениями
22 Роль дидактического взаимодействия педагога и учащегосяв формировании гуманных качеств личности современныхграждан
23 Эффективные педагогические технологии воздействия,ориентированные на формирование гуманных качествличности учащегося 82-141Выводы по второй главе 141-143Заключение

Введение:

Радикальные политические, экономические и социально-культурныеперемены, произошедшие в нашей стране в 90-е гг. прошлого века, нетолько открыли обществу путь к демократии и построению новогогосударства, но и травмировали его, обусловив нравственный кризис. Вчисле идей, мобилизирующих общественное сознание на утверждениевысших общекультурных и моральных ценностей, по своей значимостивыделяется идея гуманизма, понимаемая как гуманизация всех сфердеятельности человека, общества, государства, в частности насинтересует взаимодействие педагога и учащихся в сфере образования.Чрезвычайная актуальность проблемы гуманистической ориентациидидактического взаимодействия педагога и учащихся пока не нашлидолжного освешения в современных педагогических исследованиях.Реализация задач, стояших перед школой, в решающей степенизависит от учителя, его идейной убежденности, профессиональногомастерства, эрудиции, культуры. Гуманистическая ориентация - этореализация возможностей каждого человека, развитие духовногобогатства личности, которое начинается с воспитания и обучения.В период строительства правового государства перед школой встаютновые сложные учебно-воспитательные задачи. Углубление научнотеоретической базы школьного образования, усложнение содержания иформы учебно-воспитательной работы со школьниками, повышение ееидейного уровня требуют от учителя высокого мастерства, одним изрешающих критериев которого является умение устанавливатьотношения с учащимися, соответствующие учебно-воспитательнымцелям.Нормой отношений педагогов и воспитанников в школе являютсяIгуманные, товаришеские отношения.Современная школа предъявляет к личности учителя определенныекачества, в центре которых стоят такие гуманные качества, кактребовательность и доброта, душевная щедрость и любовь к детям.Однако, как показывают наши многочисленные наблюдения, вдеятельности школ нового типа по дидактическому взаимодействиюпедагога и учашихся, по воспитанию гуманистических качеств личностиучащихся имеются серьезные недостатки: нет четко слаженной системыэтой работы, многие учителя, классные руководители недостаточновладеют научно-обоснованными, целесообразными и действеннымиформами и методами воспитательной работы.Уроки, не связанные с комплексной системой гуманистическойориентации взаимодействий учителя и учащихся, системойвоспитательной работы, не дают желаемого результата.Вышеизложенное определяет актуальность избранной темыисследованияСтепень разработанности проблемы. Принцип гуманизма какфундамент социалистической педагогики и школы закладывался впослереволюционных условиях. Выдающиеся советские педагогиН.К.Крупская, А.В.Луначарский, П.П.Блонский, Т.Шацкий,А.С.Макаренко считали, что основу формирования личности должнысоставлять гуманистические принципы.Научные дискуссии А.М.Арсеньева, Н.И.Болупрева, Н.К.Тонгарова,Н.А.Петрова, З.И.Равнина, В.А.Сухомлинского явились следствиемдальнейшего поиска решений проблем обучения и воспитания в школе.В работах по педагогике, появившихся в последующие годы(Н.И.Болдырев, Т.Е.Конникова и др.), научно-методические ориентациина реализацию принципа гуманизма, который мог бы проявиться в жизнишколы, наталкивались на авторитарный дух навязывания шаблонныхидей всестороннего формирования личности.I5Реализация принципа воспитывающего обучения в процессеформирования гуманистической морали разрабатываютсяВ.М.Коротовым, Б.Т.Лихачевым, З.И.Васильевой, К.С.Сатбаевым и др.Исследования таджикских ученых Лутфуллоева М., Буйданова jX.,Пахланова А., Шарипова Ф., Шарипова Дж., Шукурова Т., Зубайдова У.,Рахимова X., Авзалова X. характеризуются поисками эффективных путейи средств воспитания и обучения, основанных на народных традициях.Важнейшие вопросы гуманизации гуманитарного образования насовременном этапе развития теории воспитания рассматриваются вдиссертационных работах И.Х.Каримовой, Кендилаевой. Вопросуформирования гуманистических качеств личности учащихся 7-9 классов впроцессе преподавания таджикской литературы посвященодиссертационное исследование Мирзоевой Ф.Б. Процесс формирования гуманных отношений в коллективе учащихсярассматривается в докторской диссертации Вейт М.А. Предметом данного исследования являются педагогические условиявзаимодействия педагога и учащихся в учебно-воспитательном процессе влицеях республики Таджикистан.Объект исследования - учебно-воспитательная деятельность лицея,ориентированная на формирование гуманистических качеств личностиучащихся.Исследование имеет своей целью обосновать возможностиIсовершенствования дидактического взаимодействия педагога и учащихся,путем использования оптимальных и эффективных форм и средствурочной и воспитательной деятельности, способствующих формированиюгуманистических качеств личности учащихся в учебном процесседисциплин гуманитарного цикла.Основываясь на теоретических положениях гуманистическоговоспитания школьников в учебно-воспитательном процессе, опираясь на6результаты наблюдений в процессе обучения в лицеях республики и всоответствии с идеей и целью исследования гипотетически былапредложена целостная система деятельности лицеев, ориентированная наобеспечение педагогических условий гуманистического взаимодействияпедагога и учащихся: эффективнее способствовать нравственномувоспитанию учащихся; создание благоприятных условий для успещнргоформирования гуманистических качеств личности учащихся — все этообеспечит более плодотворную умственную деятельность обучаемых вучебном процессе, способствует развитию гуманно-демократическихвзаимоотношений в педагогическом процессе; формирует активную исознательную жизненную позицию обучаемых, необходимую в условияхперехода к рыночным отношениям.В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой висследовании решаются следующие задачи:- проанализировать и обобщить опыт работы лицеев по гуманистическойориентации дидактического взаимодействия на уроках гуманитарногоцикла;обосновать наиболее оптимальные и действенные пути, методы,средства обучения и воспитания, способствующие гуманистическомувзаимодействию педагога и ученика;выявить специфические особенности гуманистической ориентациидидактического взаимодействия;разработать рекомендации, направленные на совершенствованиевзаимодействий педагога и учащихся, ориентированных на формированиеIгуманистических качеств личности обучаемых.Методы исследования. Ведущими исследовательскими методами былонаблюдение за взаимодействиями педагога и учащихся на уроках и вовнеклассной работе, проведение бесед, вопросов и ответов, анализхудожественных произведений, изучение и обобщение передового опыта7учителей, экспериментальное обучение и анализ его результатов, включаястатистическую обработку, разработка рекомендаций, направленных насовершенствование взаимодействий педагога и учащихся,ориентированных на формирование гуманистических качеств личностиучащихся.Исследование проводилось поэтапно в течение 1996-2004 гг.На первом этапе /1996-1997/ изучалась психолого-педагогическаялитература, изучалось гуманное взаимодействие педагога и учащихся науроках гуманитарного цикла.Второй этап /1997-2000/ включал в себя уточнение научной гипотезы,разработку программы и методики опытно-экспериментальной работы,организацию и проведение экспериментальной работы.Третий этап /2000-2004/ связан с обобщением результатов в практикулицеев (гуманитарный лицей «Неки» при РТСУ, Президентский лицейинтернат, лицей «Хисория» Гиссарского района).Научная новизна исследования состоит:в разработке оптимального комплекса исследовательских средств,приемов и методов, позволяющих получить достоверную и всестороннююинформацию о состоянии гуманистической ориентации дидактическоговзаимодействия педагога и учащихся до начала планомерной работы, в еепроцессе и по ее заверщении;в разработке новых воспитательных средств и обнаружениивоспитательного потенциала уже известных, в создании научнообоснованной системы воспитательных мероприятий, нацеленной насовершенствование воспитания учащихся в духе гуманизма.в создании обоснований системы мер, форм и педагогическихтехнологий, обеспечивающих гуманистическую нацеленностьдидактического взаимодействия педагога и учащихся в учебномпроцессе;8Теоретическое значение работы определяется рассмотрениемактуальных для педагогики вопросов гуманистической ориентациидидактического взаимодействия учителя и ученика; разработанныепедагогические рекомендации доведены до их конкретной реализации —до уровня практического применения при изучении дисциплингуманитарного цикла, разработанные материалы, апробирование в ходеисследования, могут быть использованы в практике работы учителей.Достоверность и обоснованность материалов исследованияподтверждается тем, что они базируются на обобщенных фактах,полученных в результате анализа психолого-педагогических,методических и других источников.Апробация полученных результатов, выводов, предложенийпроводилось систематически на всех этапах исследования и выражалось вобсуждениях на заседаниях кафедры педагогики, психологии икультурологии Российско-Таджикского (славянского) университета, наежегодных Славянских чтениях, методических советах лицея «Неки» приРТСУ, «Хисория» Гиссарского района, на курсах повыщенияквалификации учителей города Душанбе, Хатлонской области,Гиссарского района.На зашиту выносятся:- положение о необходимости использования метода гуманистическойориентации дидактического взаимодействия при изучении предметовгуманитарного цикла;- современный подход к воспитанию учащихся лицея в духе гуманногоотношения друг к другу лежит на путях его научной организации, напутях совершенствования управления этим процессом;- научно-обоснованные практические рекомендации учителю предметовгуманитарного цикла, которые могут быть успешно использованы и вIпроцессе обучения других предметов.Структура работы включает введение, две главы, заключение, списокиспользованной литературы.
Просмотров: 121 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz