Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2014 » Июнь » 2 » Скачать Гуманитаризация образования как фактор формирования профессиональной культуры будущего специалиста. Уляев, Сергей Иванович бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
18:24
Скачать Гуманитаризация образования как фактор формирования профессиональной культуры будущего специалиста. Уляев, Сергей Иванович бесплатно

Гуманитаризация образования как фактор формирования профессиональной культуры будущего специалиста

Диссертация

Автор: Уляев, Сергей Иванович

Название: Гуманитаризация образования как фактор формирования профессиональной культуры будущего специалиста

Справка: Уляев, Сергей Иванович. Гуманитаризация образования как фактор формирования профессиональной культуры будущего специалиста : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Ставрополь, 2002 187 c. : 61 03-13/949-1

Объем: 187 стр.

Информация: Ставрополь, 2002


Содержание:

1 ВВЕДЕНИЕ
Глава
I Теоретические основы проблемы гуманитаризации образования
11 Выводы
Глава
II Формирование профессиональной культуры будущего специалиста на основе гуманитаризации образовательного процесса
21 Гуманитаризация образования и профессиональная культура личности: сущность, специфика и взаимосвязь
22 Психолого-педагогические условия формирования профессиональной культуры специалиста и их реализация на основе идеи гуманитаризации образования
23 Опытно-экспериментальная работа по формированию профессиональной культуры специалиста на основе гуманитаризации образовательного процесса и ее результаты 113-167
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА 168-169 170-174 175-187 96-112 76-96 Гуманитаризация современного образования как научная и педагогическая проблема Гуманитаризация образования как условие реализации гуманистических целей развития личности Анализ состояния проблемы гуманитаризации образования в опыте работы современного вуза

Введение:

Актуальность исследования. Современное российское общество характеризуется динамичными изменениями в экономике, политике, культуре, в отношениях между обществом и личностью, обществом и государством. Под воздействием этих перемен высшее образование как часть социальной системы перестраивает свою структзфу, содержание и направления развития. Одним из важнейших аспектов происходящих изменений становится усиление внимания к личности, развитию ее сознания и самосознания, культ)фного и профессионального потенциала. С позиции именно такого понимания роли высшей школы особую значимость приобрела проблема гуманитаризации и образования, фрагментарности способствующая преодолению односторонности подготовки специалистов, расширению их культурного кругозора, становлению и развитию гражданской позиции и профессионально-творческой деятельности по окончании вуза. Между тем до недавнего времени вся постановка обучения и воспитания в вузе исходила из необходимости сформировать специалиста, в наибольшей степени отвечающего требованиям производства оно было первичным (причиной), а образование вторичным (следствием). Однако в свете тенденции гуманизации общества вопрос ставится иначе: сам специапист будет предъявлять все большие требования к производству, в том числе и к квалификации труда, его интеллектуальному и творческому содержанию (А.М.Новиков). Цели и ориентация отечественного образования на формирование «человека культуры» также обусловливают необходимость принципиально иного подхода к подготовке специалиста, а именно: раскрывать ее не только в понятиях «знание» и «умение», а в понятиях культуры: «нравственная культура», «информационная культура», «гуманитарная культура».«техническая культура», «профессиональная культура» и т.п. При таком подходе «знания» и «умения» переходят из ранга стратегических понятий в ранг таьстических. Кроме того, прежнее разграничение образования на содержательную и процессуальную компоненты теряет смысл, ибо в структуру содержания включается и учебная деятельность, которая также становится содержательной основой образования. В этой связи необходимость гуманитаризации как особой «технологии», как психолого-педагогического механизма воплощения гуманистических идей в педагогическом процессе высшей школы еще более актуализируется. В последние годы появилось значительное количество публикаций, авторы которых исследуют различные аспекты проблем гуманизации и гуманитаризации (К.А.Абульханова-Славская, А.А.Бодалев, А.Г.Асмолов, И.С.Кон, Г.О.Батищев, В.С.Леднев, И. В.Бестужев-Лада, М.С.Каган, А.К.Маркова, А.В.Петровский, Я.А.Пономарев, В.В.Рубцов, О.К.Тихомиров, И.Т.Фролов и др.). Благодаря их работам выделены и обоснованы различные Зфовни структуры проблемы (философско-культурологический, гностический и др.). В теоретико-педагогическом М.Полани, плане вопросы гуманизации и др. и В гуманитаризации представлены в трудах Б.С.Гершунского, И.А.Колесниковой, А.Я.Савельева, В.В.Давыдова, назно- Е.Н.Шиянова дальнейшем они получили развитие в концепциях так называемого «личностноориентированного» образования (Н.И.Алексеев, Е.В.Бондаревская, О.С.Газман, В.Кульневич, О.П.Околелов, А.В.Петровский, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.). Однако сформулированные в них теоретические положения пока не находят должного решения в реальном педагогическом процессе. Дидактическим вопросам гуманитаризации высшего и послевузовского образования посвящены исследования А.Бешенкова, И.М.Бобко, М.М.Буняева, А.И.Иванова, В.М.Монахова, А.В.Уварова и др. Хотя в них освещается широкий спектр вопросов, они та1сже в основном отражают теоретический аспект проблемы, тогда как представлено в них недостаточно. практическое ее решение Направленный анализ литературы позволил выявить различные подходы к организации подготовки специалистов в вузе: нормативно-педагогический (С.И.Архангельский, Р.А.Низамов, А.А.Вербицкий, О.В.Долженко, В.В.Краевский, и др.); О.П.Кузьменков, и др.), Н.Д.Никандров, Ю.Г.Татур, В.Д.Шадриков коммуникационно-технический И.И.Ильясов, И.Я.Конфедератов, (М.А.Кантеник, А.М.Сохор, К.М.Кудрявцев и др.); структурно-логический (П.Я.Гальперин, В.М.Гамезо, Н.Ф.Талызина кибернетический (П.Я.Гальперин, М.С.Дмитриева, А.М.Матюшкин, А.И.Раев, В.А.Якунин и др.). В некоторых из них доминантой выступает комплексное изучение проблем высшей школы, но не рассматривается процесс формирования профессиональной культуры специалиста на основе его гуманитаризации. Таким различные образом, аспекты анализ литературных источников, отражающих процесса гуманитаризации высшего образования, подготовки специалиста, позволяет заключить, что данная проблема привлекает внимание широкого круга исследователей. В то же время накопленный современной наукой материал свидетельствует о том, что разработка проблемы соотношения гуманитарного и профессионального в образовании студентов осуществлена весьма неравномерно. Процесс осложняется наличием множества формулировок и определений самого понятия «гуманитаризация». Неоднозначность его трактовок, а также термина «профессиональная культура» на практике приводят к недооценке оптимального соотношения гуманитарного и профессионального в подготовке будущего специалиста, отсутствию эффективных педагогических процесса, решений в части гуманитаризации системы образовательного комплексного рассмотрения профессионального и гзанитарного знания и т.д. Необходимость дальнейшего исследования проблемы гуманитаризации высшего образования обусловлена и новым этапом в развитии педагогической науки, связанном с переосмыслением роли гуманитарного знания как компонента целостного педагогического мышления, поиском нетрадиционных подходов к об)Д1ению молодежи и формированию на этой основе профессиональной культуры специалиста. С 5ieT0M вышеизложенного и был осзш1,ествлен выбор темы нашего исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: при каких организационных выступает и психолого-педагогических фактором эффективного условиях г5ПУ1анитаризация формирования профессиональной культуры будущего специалиста? Объект исследования процесс формирования профессиональной культзфы специалиста в условиях современного высшего образования. Предмет исследования t гуманитаризация как фактор формирования профессиональной культуры будущего специалиста. Цель исследования разработка и экспериментальная апробация организационных и психолого-педагогических условий, при которых гуманитаризация становится ведущим фактором эффективного формирования профессиональной культуры будущего специалиста. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами решались следующие задачи: 1. Уточнить сущность понятий «гуманитаризация», «гуманитаризация образования», «профессиональная культура» и сопряженных с ними терминов, изучить преобладающие тенденции гуманитаризации высшего образования, установить современное состояние проблемы исследования. 2. Обосновать совокупность положений, составляющих теоретическую основу гуманитаризации вузовского образования как фактора развития личности и формирования профессиональной культуры будущего специалиста. 3. Проанализировать опыт гзпманитаризации образования в отечественной высшей школе (на примере некоторых вузов), выявить lir нерешенные практические проблемы. 4. Разработать систему психолого-педагогических условий и методику формирования профессиональной культуры буд)Ш];его специалиста на основе гуманитаризации образовательного процесса, проверить их эффективность в опытно-экспериментальной работе. Ход исследования определялся следзющей рабочей станет гипотезой: причинногуманитаризация образования действительно детерминирующим фактором формирования профессиональной культуры личности будущего специалиста, если: она выступает в качестве методологического базиса и необходимой предпосылки формирования готовности специалиста к осуществлению гуманистически ориентированной профессиональной деятельности; определены организационные и психолого-педагогические условия гуманитаризации образовательного процесса и методические пути их реализации; учебная и педагогическая работа по освоению студентом общей и профессиональной культзфы будет осуществляться в единстве ценностно-смысловой направленности содержания образования и личностно-ориентированных образовательных технологий с учетом особенностей образовательной среды вуза, индивидуальных запросов и реальных возможностей обучающихся; формы и методы обзения уже на этапе их проектирования будут, с одной стороны, ориентированы на гуманизацию общения в учебновоспитательном процессе, а с дрзтой на подготовку специалиста как человека культуры, способного к осуществлению гуманистически направленной профессиональной деятельности. Теоретико-методологической философия гуманистического основой и исследования воспитания явились образования (М.М.Бахтин, А.Ф.Лосев, А.К.Маркова, М.А. Розов, Б.Г.Юдин и др.), положения о личности
Просмотров: 137 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz