Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 21 » Скачать Институциональные факторы формирования политической идеологии. Щербаков, Александр Евгеньевич бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
20:43
Скачать Институциональные факторы формирования политической идеологии. Щербаков, Александр Евгеньевич бесплатно

Институциональные факторы формирования политической идеологии

Диссертация

Автор: Щербаков, Александр Евгеньевич

Название: Институциональные факторы формирования политической идеологии

Справка: Щербаков, Александр Евгеньевич. Институциональные факторы формирования политической идеологии : диссертация кандидата политических наук : 23.00.02 Москва, 2004 131 c. : 61 04-23/216

Объем: 131 стр.

Информация: Москва, 2004


Содержание:

Введение 3 >
Глава I Проблемное поле политической идеологии
§ 1 Особенности формирования идеологических категорий в западноевропейском мировоззрении
§ 2 Эволюция понятия идеологии в России (XX в)
§ 3 Система политической идеологии: структурно-методологические взаимосвязи
Глава II Механизмы функционирования идеологии в системе политической и метаполитической коммуникации
§ 1 Элементы языкового механизма политической идеологии
§ 2 Психологическое манипулирование в политической идеологии
§ 3 Мггеллектуально-аксиологический уровень политической идеологии
§ 4 Специфика мистико-символического взаимодействия в структуре политической идеологии
Глава III Метарациональное измерение политической идеологии
§ 1 Идеологические основы мифологического сознания
§ 2 Сказочное сознание в сфере функционирования политической идеологии

Введение:

Актуальность исследования
Идеология играет незаменимую роль в политическом процессе. Она определяет иормг»! поведения, уровни сознания и самосознания отдельных индивидов и народов, придает смысл совершающимся политическим изменениям, объясняет действительность через ценностные гомерения, создает и совершенствует огромный спектр мировоззренческих ориентиров человека. Национальная идеология, отражая общественно-политическую и духовную традицию определенного народа, является внутренней программой его будущего и настоящего развития, ключевым регулирующим звеном национально-государственной самоидентификации. В начале XXI столетия, в ситуации неопределенности государственно-идеологического статуса, для России особенно актуальны идеи интегративной идеологии, нивилизационно-исторической специфики страны, важно определение перспекшв эволюции духовно-идеологической ситуации, а также идеологических условии общественного согласия. Проблемы политической стабильности, демографического, экологического баланса, военного и технологического роста немыслимы без выявления того идеологического кодекса, который заложен в политическом сознании, культуре и менталитете россиян.
Степень теоретической разработанности проблемы
Политическая идеология - это неотъемлемая часть человеческого сознания. Интерес к се закономерностям, элементам и основам восходит к истокам древнейших культур и общественно-государственных организаций. Философские, религиозные, технологические и иные системы мировоззрения человека непрерывно на протяжении многих веков определяли смысл и направленность политико-идеологического сознания. Формирование современного научного анализа идеологического процесса началось в XIX веке. Новаторскую роль здесь сыграла психологическая школа АЛ.К. Дестютт де Траси, определившая идеологию как всеобщий «логико-грамматический» дедуктивный механизм культуры1.
В дальнейшем это явление анализировалось в рамках самых различных концепций:
1. теории идсологнчсски-иллюзорного сознания2, духовной надстройки
1 См. Destutt de Tracy A.- L.- С. Hlemens ?'Ideologic. P. 1-5, Paris: Courcier, 1801-1805.
2 К дискуссии о ложности идеологии позднее присоединились К. Манхейм, И Б. Томпсон, Г. Теборн и др. D целом многие исследователи видели в самом явлении либо определенную пол1гтичсскую патологию, которую необходимо периодически пресекать как злонамеренный обман (К. Яснерс), зло о происхождении общественного зла, генератор наслаждении, знание без трудностей, удовольствие фарисейства над материально-экономическим базисом (К. Маркс, Ф. Энгельс); научной (социалистической) идеологии (В.И. Ленин);
2. теории идеологии как сугубо функционального инструмента интеграции общества (О. Лемберг, Т. Парсонс, М. Гейгер, Э. Тонич); м
3. концепции парадигмального содержания идеологии (Н. Пуланзас, К.С. Гаджиев);
4. теории идеологии как «иадисторического» феномена культуры (Р. Моска, Р. Михельс, В. Парсто, К. Герц);
5. концепции деидеологизации (Д. Белл, Р. Арон, K.P. Поппер, С. Липсет, Э. Шилз);
6. теории реидеологизации (М. Селиджер).
Большой вклад в исследование политической идеологии внесли политическая философия (Лэйн Р., Мэннинг Д., Робертсон Т.1, Антонович И.И., Арапова М.А., Кантонов Э.А., Кувшинов Ю.Б., Ахиезер A.C., Согрин В., Журавлев Г.Т., Мшвениерадзе В.В., Яковлев М.В.), социология знания (Г. Адлер, К. Манхейм, Г. Саломон, Х.О. Циглср,
A. Дитрих)2 и представители социальной интерпретации языка (Р. Барт, ММ. Бахтин, А.Ж. Греймас, Ж. Курте, М. Фуко, A.A. Мирошниченко,
B.В. Трофеев, Ю.П. Милованов, П.Г. Дьякова). Соотношение идеолошче-* ских процессов с государственной системой первоначально рассматривалось в концепциях идолократии (Ф. Бэкон, Ф. Ромер3), затем в аспекте евразийских проектов идеократии (П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой), в последнее время - в различных теориях идеологии государства и государственной идеологии (Л. Дюмон, А.Г. Хабибулин, P.A. Рахимов, H.A. Косола-иов, A.M. Ковалев, Б.Г. Капустин).
Целыо данного исследования является комплексный теоретико-методологический анализ институциональных факторов формирования политической идеологии. При этом основное внимание уделяется шуче-нию не определённых учреждений, а системы нормативных и структурных ограничений и связанных с ними процедурах и образцах поведения.
Ж.-М. Денюн), тиранию слов (Ст. Чейз, С. Хайакзва), превратное искажение дейстнгтсльносш в интересах господствующего класса (К. Маркс), либо непогрешимую истину, сферу духовной творческой деятельности (Л Л. Богданов), высшей, строгой научности и революционности (В И. Ленин)
1 См. Lane R.E. Political ideology. Glencoe (111.): Free Press, 1962; Ideology and discontent. Ed. by D.E. Apter. N'.Y. Free Press, 1964; Manning D.J., Robinson T.J. The place of ideology in political life. L.: Croom Helm, 1985.
2 Cm. Salomon G. Historischer Materrialismus und Ideologienlehre. //Jahrbuch f?r Soziologie. Bd.2, Karlsruhe, 1926, Zicglcr H O. Idcologienlchre. //Archiv fur Sozialvviss und Sozialpolitik. Bd.57, H.3, Tubingen, 1927, Dietrich A. Kritik der politischen Ideologien. //Archiv flir Geschichte und Politik. H.l, Berlin, 1923; Adler G. Die Bedeutung der Illusionen f?r Politik und soziales Leben, Jena, 1904; Mannheim K. Ideologische Interpretation der geistigen Gebilde. //Jahrbuch fur Soziologie. Bd 2, Karlsruhe, 1926.
3 См. R?mer F. Lehre von den politischen Parteien. Stuttgart, 1844.
Залами диссертационного исследования:
• определить специфику идеологической структуры, полярность её пространственно-временных и политико-культурных измерений;
• наметить основные этапы эволюции понятия политической идеологии, эксплицируя нелинейность данного процесса (проблема трансформации интерпретационных подходов);
• исследовать ключевые аксиологические, языковые и психологические механизмы функционирования идеологии в системе политической коммуникации;
• выявить роль фольклорно-символических институтов в политической идеологии, построенных на архетипическом соподчинении ценностно-смысловых и контекстуальных категорий;
• изучить влияние мифических и сказочных элементов на формирование метарационального измерения политической идеологии.
Методология исследования основана на принципах сравнительного анализа рациональных и иррациональных элементов политической идеологии, соотносимой с разными уровнями общественного развития и государственного управления1. С помощью данного подхода может быть построена модель эволюции идеологии как «свободного» самоорганизующегося процесса.
Научная новизна исследования
Впервые исследована структурная модель политической идеологии, учитывающая специфику рациональных и иррациональных сфер мышления (сакральное и обыденно-историческое; фольклорное и интеллектуально-научное восприятие и смыслополагание действительности и т.п.). Изучена проблема «двойственности» к структуре политической идеологии (наличие ряда взаимоисключающих бинарных оппозиций) и ее временны-ех параметры (синхрония-диахрония). В диссертации предложена концепция функционирования политической идеологии на базе комплекса познавательно-языковых, психологических и ценностных механизмов (проблемы дешифровки идеологических знаков, внушения, смыслового и образного иллюзионизма, нарадигмального мировоззрения в политическом процессе); приводится обоснование метаполитического измерения идеологии, включающего мистико-символические, сказочные и мифологические элементы и структуры политического сознания.
1 Проблематика государства, рассматриваемая через призму идеологических взаимосвязей, выступает как один из возможных вариантов (примеров) подобного соотношения. Место государственных структур вполне могут занимать общественные, групповые или же личные ценности, интересы, отношения, влияющие на конкретные политические события и явления. В зависимости от специфики идеологического мира происходит изменение политических акторов, их адаптация к сложившимся условиям.
Основные положения, пыиосиммс на защиту
1. Структур пая композиция идеологического процесса характер! пует-ся двойственностью. Одна часть является осмыслением действительности, которое уже есть своеобразная «накладка», фантастическая ложь, первично необходимая человеку для существования и поэтому принимающая форму «истины». Другая - использованием осмысленного в реальных целях, то есть утверждением (обычно - догматизированием) ранее оемьпленного, приданием ему символически-сакрального содержания и определённой формы. Таким образом, этот феномен будет представлять скорее то, что можно было бы назвать «истинно-ложной» и «удноенно-ложной» идеологией. Истинным же здесь необходимо считать сам феномен идеологии как таковой в функционировании (а для исследователя - в изучении, анализе) двух ее противоречивых полюсов.
2.Логика двойственности обнаруживается и в пространственно-временном измерении, где синхрония означает эволюцию идеологических явлений, обозначаемых и анализируемых на протяжении всей истории через различные понятия, а диахрония, напротив, - развшие и анализ конкретных идеологических понятий в определённый исторический период их применения и актуализации. Этот дуализм восходит к идее временной конверсии в повествовательном дискурсе.
3.Политическая идеология имеет и другую особую дихотомическую структуру. С одной стороны, она представляет рационально-манипулирующую систему, сферу интеллектуально-народных («неофициальных»: проправительственных или оппозиционных) и шггеллектуалыю-адмииистративных («официальных») политических идеологем. С другой стороны, идеология охватывает область иррационального, метаполитпче-ского сознания. Единым связующим звеном в политической и метаполити-ческой идеологии служит технократический инструмент воздействия, который может принимать как «естественную» субъективно-информационную, так и технически-информационную форму (слухи, мода, обычаи, игры, шествия; радио, телевидение, компьютер и т.н.).
4.Функционирование идеологии обеспечивается институциональными механюмами, образующими ряд последовательно усложняющихся уровней.
5.Наиболее элементарный уровень представляет собой языковое общение. Политическая идеология выступает здесь как особая знаковая система, замещающая окружающий мир определённым оценочным содержанием. Трансляция и изменения знаков являются единым многофункциональным процессом идеологического творчества. Для каждой эпохи и для каждой социальной группы существует свой индивидуальный набор знаковых идеологем. Лексико-семантические и синтаксические особенности текстов (техника речевого исполнения, внешнее оформление речи, расноложенис, теми, плотность повторов в повествовании и истории) образуют сложную институциональную систему идеологической интерпретации.
6.11а следующем уровне политическая идеология зависит от психологических факторов управления сознанием и поведением человека. Осно-« ву институционально-психологических элементов политической идеологии составляет социокультурная традиция, с помощью которой кодируется, запоминается и актуализируется определённый спектр исторических ценностей. Её развитие определяется влиянием на социальную среду различных эмоционально-волевых категорий, познавательных способностей, стереотипных установок.
7.Институциональные механизмы политической идеологии отражаются в системе культуры, регулирующей взаимодействие потребностей, интересов и ценностей человека. Аксиологический уровень предполагает соотнесение идеального и реального в едином творческом процессе иерархического выстраивания актуально значимых и жизненно необходимых ориентиров и характеристик действительности. Ценностио-паралигмальная структура идеологии включает целый ряд идейно-познавательных систем (этатистско-аиархические, дисциплинарно-правовые, религиозно-этические и др.).
Практическая значимость исс.тстонания
Результаты исследования могут быть использованы в научной и педагогической деятельности. В последнем случае они могут составлять материал для ряда лекционных курсов, предполагающих подготовку к междисциплинарной научно-исследовательской работе.
Апробация и с сл сл о »а 11 и я
Основные положения диссертационного исследования были опубликованы в виде статей в журналах и сборниках (ПОЛИС, Проблемы политологии, Научные труды аспирантов и докторантов МГСА и др.), а также представлены в докладе на заседании Центра «Политической культуры и политического участия» Института сравнительной политологии РАН 22 ноября 2002 года.
Структура диссертации
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка цитируемой литературы и библиографии.
Первая глава посвящена описанию общей системы политической идеологии, ее структурно-функциональному соподчинению информационно-познавательному (семасиологическому) фактору. Вторая глава подразделяется на четыре параграфа, соответствующих основным механизмам функционирования политической идеологии. Здесь обозначены аксиологические бинарные оппозиции властно-регламентирующей организации, этического самоконтроля и самоуправления; эволюция, типология и дешифровка идеологических знаков в политической лингвистике; идеопси-хология (политические стереотипы, архетипы, традиции, обычаи, ритуалы, игры) и манипулирование («естественное»: социально-политический им-принтинг и «искусственное»: иллюзорное внушение); магический символизм и политические мистерии. Последняя глава представляет анализ ме-тарационального сказочно-мифического уровня политической идеологии (информационно-коммуникативный механизм мифической идеологии; эволюция богов в политической мифологии; межкультурпый и национальный уровни, священность и темпоральность мифического аспекта политической идеологии; мифопоэтика и политика; праздничная идеология; сказочно-магический элемент в политическом процессе; нравственный идеал сказочной идеологии; проблемы политико-культурного смыслоиолагания в сказочной метареальпости; сказочное государство: специфика архетипиче-ских образов).
Просмотров: 146 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz