Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 14 » Скачать Интеллектуальные факторы репрезентации химических знаний учащимися старших классов. Носова, Наталья Валентиновна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
16:47
Скачать Интеллектуальные факторы репрезентации химических знаний учащимися старших классов. Носова, Наталья Валентиновна бесплатно

Интеллектуальные факторы репрезентации химических знаний учащимися старших классов

Диссертация

Автор: Носова, Наталья Валентиновна

Название: Интеллектуальные факторы репрезентации химических знаний учащимися старших классов

Справка: Носова, Наталья Валентиновна. Интеллектуальные факторы репрезентации химических знаний учащимися старших классов : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07 Вологда, 2004 171 c. : 61 04-19/594

Объем: 171 стр.

Информация: Вологда, 2004


Содержание:

Глава 1 Проблема интеллекта и репрезентация учебных знаний
11 Основные направления исследования индивидуальных особенностей интеллекта в зарубежной и отечественной психологии
12 Взаимосвязь интеллектуальных особенностей учащихся и успешности обучения
13 Взаимосвязь интеллектуальных особенностей учащихся и успешности усвоения ими химических знаний
14 Роль интеллекта в процессе понимания учебного материала
15 Когнитивные репрезентации знаний
16 Образные и вербальные типы репрезентации знаний
Выводы по первой главе
Глава 2 Взаимосвязь интеллекта учащихся с успеп1Ностью усвоения ими учебных знаний и репрезентациями учебного материала по химии
21 Цели, задачи, организация и методы эмпирического исследования
22 Зависимость успешности усвоения химических знаний учащимися от функциональной асимметрии полушарий головного мозга и структуры сигнальных систем
23 Зависимость усвоения химических знаний учащимися от характеристик их интеллектуального развития
24 Когнитивные репрезентации химических знаний у учащихся старших классов
25 Зависимость когнитивных репрезентаций химических знаний учащихся от развития их интеллекта
Выводы по второй главе

Введение:

Актуальность исследования. Психологические проблемы усвоения знаний в процессе обучения в настоящее время становятся особенно актуальными в связи с увеличением информационной нагрузки учащихся.Расширение программного материала, к сожалению, далеко не всегда приводит к повышению учебной компетентности учащихся. Получаемые школьниками знания часто являются недостаточно системными и обобщенными, а порой и вовсе непонятыми. По мнению Л.Л. Гуровой, остро встает вопрос, как сделать непонятное понятным, как облегчить умственный труд, помочь «переварить» учащемуся то обилие поступающей и постоянно растущей информации, которой он должен овладеть (Гурова, 1986).Основу успешного усвоения знаний составляет интеллектуальное развитие учащихся. Проблемы интеллекта и когнитивных репрезентаций знаний активно исследуются в последнее время как в зарубежной (Д..Гилфорд, Г. Айзенк, Г. Гарднер, Р. Стернберг), так и в отечественной психологии (В.Н. Дружинин, М.А. Холодная). Когнитивный подход в общей и педагогической психологии становится все более популярным при анализе процессов учения и усвоения учебных знаний. Вопрос о репрезентации знаний в отечественной психологии активно изучается в последнее время в исследованиях Н.И. Чуприковой, М.А. Холодной, Д.П. Власюка, СВ. Устьянцевой, Е.В. Волковой и др.В отношении химических знаний эта проблема в настоящее время приобретает особую остроту. По мнению многих учителей, химия трудна для изучения школьников. С нашей точки зрения, это связано с тем, что мир химических явлений - это микромир, который недоступен непосредственному наблюдению учащихся. О его составе, структуре, свойствах учащиеся судят только по косвенным признакам. В этом заключается одна из главных трудностей при изучении химии в школе.Важнейшей тенденцией современного образования является учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения. При осуществлении индивидуального подхода к обучению важно знать, как развитие отдельных составляющих структуры интеллекта определяет успешность овладения учащимися теми или иными предметами и, в частности, каковы репрезентации учебных знаний, возникающие у учащихся в процессе изучения химии. Этим обусловлена актуальность нашего исследования.Исследование опиралось на следующую методологическую базу: Предмет исследования - интеллектуальные факторы, обеспечивающие усвоение учебных знаний.Объект исследования - учащиеся старших классов.Цель исследования - изучение особенностей интеллекта учащихся старших классов, обеспечивающих успешное усвоение ими содержания учебного материала по химии.Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ основных направлений исследования интеллекта и когнитивных репрезентаций знаний.2. Изучить зависимость успешности усвоения химических знаний учащимися от функциональной асимметрии полушарий головного мозга и структуры сигнальных систем.3. Изучить зависимость усвоения химических знаний учащимися от характеристик их интеллектуального развития.4. Изучить когнитивные репрезентации химических знаний у учащихся старших классов.5. Изучить зависимость когнитивных репрезентаций химических знаний у учащихся от развития их интеллекта.Гипотеза исследования - существует комплекс интеллектуальных характеристик учащихся, обеспечивающих успешное усвоение ими химических знаний, которые проявляются в формировании дифференцированных, системных и обобщенных репрезентаций учебных знаний.Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы и методики исследования:: 1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.2. Констатирующий эксперимент.3. Методы математико-статистической обработки данных эмпирического исследования.4. Комплекс методик для изучения параметров интеллектуального развития учащихся, а также когнитивных репрезентаций учебных знаний.Для изучения параметров интеллектуального развития учащихся использовались следующие методики: (1) тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра; (2) опросник структуры сигнальных систем; (3) опросник: когнитивного стиля Д. Барша для выявления преобладающей модальности репрезентативной системы; (4) метод бинокулярной конкуренции (гаплотест); (5) тест «Включенные фигуры» Готтшальдта; (6) методика определения особенностей зрительной памяти.Для изучения когнитивных репрезентаций знаний использовались следующие методики: (1) понятийное картирование; (2) репертуарные решетки; (3) методика выявления дифференцированности поля на химическом материапе; (4) методика выявления аналитичности и синтетичности восприятия химических знаний; (5) методика изучения химической памяти.Достоверность полученных в исследовании результатов обеспечивается: 1) теоретической обоснованностью методологических позиций; 2) использованием большого количества взаимодополняющих методик исследования; 3) достаточным объемом выборки испытуемых; 4) использованием адекватных методов математической обработки эмпирических данных.Научная новизна исследования состоит в следующем: 1. Выявлена зависимость успешности усвоения химических знаний учащимися от функциональной асимметрии полушарий головного мозга и структуры сигнальных систем.2. Выявлена зависимость успешности усвоения химических знаний от определенных параметров интеллектуального развития учащихся.3. Обосновано использование когнитивных репрезентаций знаний как характеристики качества усвоения учащимися учебного материала.4. Выявлена зависимость когнитивных репрезентаций химических знаний учащихся от развития их интеллекта.Теоретическая значимость работы заключается в следующем: 1. На основе полученных в исследовании результатов расширеньг теоретические представления о взаимосвязи развития интеллекта учащихся и когнитивных репрезентаций учебных знаний.2. Выявлен комплекс интеллектуальных характеристик учащихся, обеспечивающих успешное усвоение ими химических знаний.3. Показано, что формирование дифференцированных, системных и обобщенных репрезентаций учебных знаний является важнейшим показателем успешности усвоения старшеклассниками учебного материала по химии.Практическая значимость работы состоит в следующем: 1. Содержащиеся в исследовании теоретические положения, эмпирические факты и сделанные на их основе выводы могут служить основанием для разработки методик, программ, образовательных стандартов для школ различного профиля, а также систем диагностики и коррекции учебных знаний по предмету на принципиально новой основе.2. Использованные нами методики выявления когнитивных репрезентаций могут быть использованы для мониторинга формирования когнитивных репрезентаций химических и других естественнонаучных знаний, а также оценки развивающего потенциала учебных программ, 3. Полученные данные могут использоваться при чтении лекций студентам факультетов естественных наук и на курсах повышения квалификации для учителей, преподающих предметы естественно-математического цикла (математика, физика, химия, биология).Основные положения, выносимые на защиту: 1. Успешность усвоения химических знаний учащимися зависит от функциональной асимметрии полушарий головного мозга и структуры сигнальных систем.2. Успешность усвоения учащимися химических знаний тесно связана с определенными параметрами интеллектуального развития: - развитием вербального и невербального интеллекта; - умением оперировать изображениями фигур на плоскости и способностью к логическому запоминанию; - преобладанием визуальной модальности переработки информации.3. Формирование дифференцированных, системных и обобщенных репрезентаций учебных знаний является важнейшим показателем успешности усвоения старшеклассниками учебного материала по химии.4. Важнейшими интеллектуальными факторами репрезентации химических знаний являются: визуализация, абстрагирование, вербальный, невербальный, общий интеллект; умение оперировать изображениями фигур на плоскости, поленезависимость, обобщение, умение находить числовые закономерности, образность представлений, символизация, память на химические формулы, запоминание слов, функциональная асимметрия полушарий головного мозга.Апробация результатов исследования.Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей и педагогической психологии ВГПУ, кафедры практической психологии ЛГУ им. А.С. Пушкина, в выступлениях на совещаниях преподавателей естественных наук щкол г. Вологды, на педагогических советах щколы №32 г. Вологды, на Северной психологической конференции, на межрегиональной научно-практической конференции «Непрерывное профессиональное образование: развитие самостоятельности будущего педагога» (г. Вологда). Подготовлены и опубликованы методические рекомендации для студентов и учителей, преподающих предметы естественнонаучного цикла по методам выявления когнитивных репрезентаций учебных знаний.Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, практических рекомендаций, списка литературы и приложения.
Просмотров: 131 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz