Среда, 15.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 28 » Скачать Хозяйственно-культурное освоение бассейна реки Ик : Этноэкологическое исследование. Хусаинов, Сагадат Курмангелеевич бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
14:07
Скачать Хозяйственно-культурное освоение бассейна реки Ик : Этноэкологическое исследование. Хусаинов, Сагадат Курмангелеевич бесплатно
Хозяйственно-культурное освоение бассейна реки Ик : Этноэкологическое исследование

Диссертация

Автор: Хусаинов, Сагадат Курмангелеевич

Название: Хозяйственно-культурное освоение бассейна реки Ик : Этноэкологическое исследование

Справка: Хусаинов, Сагадат Курмангелеевич. Хозяйственно-культурное освоение бассейна реки Ик : Этноэкологическое исследование : диссертация кандидата исторических наук : 07.00.07 Уфа, 2000 122 c. : 61 00-7/507-7

Объем: 122 стр.

Информация: Уфа, 2000


Содержание:

ГЛАВА
I ЗАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОСВОЕНИЕ РЕГИОНА
11 ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ РЕГИОНА ОСНОВА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТНОСОВ
12 ОСВОЕНИЕ РЕГИОНА КОЧЕВНИКАМИ 10-16 вв
13 ИЗМЕНЕНИЯ В СОСТАВЕ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА В 16-19 вв
ГЛАВА
II ЭТНР1ЧЕСКИЙ СОСТАВ И ЗАНЯТИЯ НАСЕЛЕНИЯ БАССЕЙНА р ИК ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ X I X НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ
21 ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА
22 ЭТНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ |
23 ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ I
ГЛАВА III ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ И ТРАДИЦИЙ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В XX в
31 КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ, ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ, УРБАНИЗАЦИЯ: ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ П0СЛЕДСТВР1Я |
32 ОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ ИКСКОГО РЕГИОНА
ГЛАВАУГ ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ СОВРЕМЕЕНОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО ГОРОДА
41 ИНСТРУМЕНТАРИИ ИССЛЕДОВАНИЯ RR-
42 ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
43 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ
44 ИНВАЙРОМЕНТАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ ГОРОЖАН

Введение:

Человечество в 20 столетии оказалось перед лицом всеобщих или глобальных проблем. Одной из них, по общему признанию является экологическая. Сейчас уже, кажется нет необходимости доказывать, что экологическая напряженность существует и прогрессирует. Ученые, естественным образом реагируя на злободневные проблемы в общественной жизни, в последние годы, сосредоточили значительные усилия на разработке экологических тем. Причем, развиваются не только естественнонаучные направления экологии. Общественные науки так же уделяют немалое внимание этим направлениям исследований.Так, этнографическая наука России во второй половине XX в. сделала значительные успехи в определении принципов взаимодействия человеческих сообществ и природы. (Кузеев Р.Г., 1992.; Алексеев В.П., 1975; Левин М.Г., Чебоксаров Н.Н., 1955.) Сам факт того, что этнография формировалась на почве двух наук географии и истории, говорит о взаимосвязи основных объектов этих наук - этноса и природы. Еще античные авторы Геродот и Страббон подчеркивали, что те или иные этнические особеннности могут зависеть от геофафического положения, климата. ( Геродот, 1993.) Россиийские историки во второй половине XIX - начале XX вв., даже выдвигали в качестве одного из важнейщих факторов развития народа географический. О влиянии географического фактора на особенности истории того или иного народа говорили например М.Соловьев, В.О.Ключевский и другие. (Соловьев СМ., 1990.) В этнографии эти положения были развиты и расширенны. Географическая или природная среда признается как важнейшее условие возникновения этноса, а также как сила оказывающая влияние на этнические процессы их интенсивность или наоборот.(Токарев А., 1968. С,25.) Этнографы полагают, что "при рассмотрении этнической культуры не допустимы как географический нигилизм, так и преувеличение этого влияния" (Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г., 1990. 70.) Более подробно вопросы взаимодействия человека и природы изложены в теории о хозяйственно-культурных типах (ХКТ). Основная идея здесь заключается в том, что все народы проходят в развитии одни и те же стадии развития и соответственно способы хозяйствования. (Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А., 1971. 170.) Первоначально эта схема укладывалась в три основных способа существоваия: собирательство и охота, пастушество, земледелие.Отечественные ученые - П.Толстов, Н.Н.Чебоксаров и другие дополнили эту схему и в их работах теория хозяйственно-культурных типов (ХКТ) получила определенную законченность. ( Левин М.Г., Чебоксаров Н.Н., 1955.) Так, в современном понимании ХКТ - это комплексы хозяйства и культуры, исторически сложившиеся у разных народов, близких по социальноэкономическому развитию и обитающих в сходных условиях природной среды.(Этнология., 1994. 10.) Теория ХКТ несомненно облегчает нам понимание истории взаимодействия человека и природы. Но, со времени индустриальной революции формы хозяйствования человека становятся все более универсальными.В 80-е - 90-е годы XX в. стали развиваться такие самостоятельные направления науки как этноэколгия, возникшая на стыке этнографии, демографии и собственно экологии, а также социоестественная история. В рамках этих направлений удачно сконцентрирован опыт этнографических исследований, исторической и физической географии, а так же социальной истории, о чем речь шла выше. Обобщенно достижения этногрфии, этноэкологии и социоестественной истории можно представить следующим образом. Признается, что особенности среды обитания, непосредственно влияют на формирование материальной культуры народов и оказывают влияние на особенности духовной культуры, следовательно, на особенности мышления, психики. Это находит выражение, прежде всего, в привычках стереотипах поведения, обрядах. Так, например, П.И.Кушнер пишет: "Длительное многовековое пребывание народа в определенной местности отражается, конечно, на его экономике, обычаях, психическом складе, сказывается на материальной и духовной культуре". (Кушнер, ) Н.Артановский писал, что в экологии человека основными субъектами "единицами" выступают именно этнические сообш;ества. (Артановский Н., 1975.) Исходя из этого, автор единственной, пока, теоретической монографии по этноэкологии, В.И.Козлов, определяет основными задачами этноэкологии "изучение традиционных систем жизнеобеспечения этнических групп, и их позитивного опыта природопользования, а так же исследование способов адаптации этнических групп к природным и социально культурным условиям среды их жизни, оценка успешности этой адаптации по физическому и психическому здоровью, долгожительству и другим показателям".(Козлов В.И., 1994. 13.) С этим необходимо, безусловно, согласиться. Но, нам кажется, не только позитивный опыт взимодействия человека и природы должен быть предметом исследований, но и негативный. Как мы можем избежать ошибок в будущем, не вспоминая ошибки прошлого? Этому аспекту, в последнее время уделяют внимание ученые, разрабатываюш,ие проблемы социоестественной истории - нового направления общественных наук.(Кульпин Э.С, Пантин В.И., 1991; Кульпин Э.С, 1995. 3-11.) Так, в одном из последних выпусков сборника по проблемам социоестественной истории главной темой обсуждения стали механизмы формирования кризисных ситуаций в природе и обществе.(Пусковые механизмы М., 1999.) Надо отметить, что социоестественная история больше обращает внимание не на этнический, а на социальный аспект взаимодействия человека и природы, хотя и не отвергает того, что человек действует в рамках этнических и полиэтнических сообществ разного уровня (цивилизаций, государств, суперэтносов). Главные действующие субъекты сциоестественной истории - «человек хозяйствующий» и «вмещающий ланшафт». Идеология социоестественной истории подразумевает, что «действия Человека хозяйствующего определяются не одним экономическим или иным интересом, но его духовной сферой - представлениями о мире и о себе». (Кульпин Э.С., 1995.СЮ.) Нам кажется очень важным, чтобы задачей гуманитарных экологических исследований стало именно комплексное изучение экологических проблем, выявление экономических, социальных, культурных (в том числе и психологических) причин возникновения и развития кризисов в природе и обществе.Представляется, что обнаружение и понимание таковых механизмов облегчается, когда в качестве объекта изучения выбрана ограниченная территория, представляющая собой достаточно замкнутое географическое, экономическое и этнокультурное пространство.В последнее время побликуется много различных изданий по общей экологии отдельных регионов России и крупные обобщения по всей стране, а также теоретические монографии, учебники и пособия для вузов и школ. Тем не менее, существующих трудов недостаточно для укоренения в сознании общества непреложности законов сомосохранения и самовоспроизводства природы. Тем более, у людей нет правильного понимания взаимосвязи "здоровья" общества и "здоровья" природы. Важно не только создавать учебники по экологии и истории, важно показать последствия деятельности человека, общества в отношении к человечеству в целом и к природе земли. А недостатком многих общеэкологических работ яляется именно оторванность истории от собственно экологии и наооборот. Необходимо, чтобы обстоятельные историко-экологические и этноэкологические труды были написаны по каждому уголку государства (и всего мира), чтобы жители всех регионов могли представить себе реально последствия своей деятельности.Предлагаемая на сосискание тема как раз и расчитатна на то, чтобы собрать и проанализировать материалы по этноэкологическиому развитию конкретного региона (экологической ниши или вмещаюш,его ланшафта) и перспективам его развития.Предметом исследования являются реальные результаты развития традиционных систем жизнеобеспечения и индустрии, нашедшие отражение в обществе, культуре, экологии, а так же политические мотивы хозяйственной деятельности, негативные и позитивные моменты, связанные с влиянием политических институтов государства на системы хозяйствования, культуру народов и отношение человека к природе.В качестве объекта исследования выбрана территория бассейна реки Ик в Южном Приуралье. Данная территория играет важную роль в экологии республики Башкортостан (и, отчасти Республики Татарстан), в экономике и социальном развитии. Икская зона имеет важное значение в гидросистеме всего западного Башкортостана, поэтому изучение ее состояния и развития представляется особенно важным. (Хусаинов К., 1999; Западный регион, 1999.) Кроме того, мы опираемся на известное положение о том, что реки с самых ранних эпох истории являлись первыми естественными экологическими нишами, очагами формирования культуры этносов, государств, цивилизаций.Археологические, этнографические и исторические материалы подтверждают, что этот икский бассейн всегда был территорией активной деятельности человека отдельных и взаимодействуюш;их этносов и культур.Долины рек Южного Урала играли огромную роль и в жизни башкир.Более того, они (башкиры) считали себя исторически связанными с бассейном той или иной реки. Башкирские легенды сохраняют такие вспомогательные формы самоидентификации башкир, как «мы (башкиры) из долины Ика», «Агидели», «Сакмары».(Калимуллин Б.Г., 1958, 12.) Цель исследования - проследить историю заселения этносами территории бассейна крупной реки, охарактеризовать этапы хозяйственного освоения данной территории, выделив критические ситуации во взаимодействии этносов и природы и, наконец, оценить состояние окружающей человека среды на современном этапе - как результат его деятельности.В работе рассмотривается экологическое развитие икского бассейна и обратное влияние измененной природы на сознание и культуру.В задачи исследования входит: -Реконструкция этапов освоения региона в новой эре и характеристика взаимодействующих сторон - этничеких культур и природы на каждом этапе. -Анализ этноэкологической ситуации в регионе на рубеже 19 и 20 веков. -Изучение истории индустриальног развития региона в 20 веке. -Оценка последствий и перспектив хозяйственной деятельности человека в регионе.Хронологические рамки исследования. В работе рассматриваются процессы взаимодействия этносов и природы с X до XX столетия. Основное внимание уделено результатам хозяйственной деятельности человека в регионе во второй половине XIX- начале XX вв., а также изменениям этноэкологической ситуации в продолжении всего XX века.Методологическая основа исследования - диалектикоматериалистический подход к изучению явлений и процессов, происходящих в природе и обществе. В связи с решением конкретных задач исследования, использовались так же стравнительно-историческая и историкосоциологическая методологии.Источниками при разработке темы послужили: - опубликованые исторические и этнографические материалы; - материалы статистики (переписи населения, стаистические справочники и отчеты и др.); - научные работы по географии, биологии, геологии, зоологии. материалы периодической печати; - архивные документы по экономической социальной и этнической статистике 19-20 вв.; - социально-экономические документы местных (районных) предприятий и администраций, документации колхозов, сельских советов и городских предприятий; материалы интервью с жителями региона - сельчанами и горожанами; - материалы социологического опроса по специально анкете.Историческая литература по некому региону западного Башкортостана достаточно обширна. (Ниженазванные работы см. в списоке литературы).Основополагаюшими работами являются труды Р.Г.Кузеева по исторической этнографии Башкирии и Волго-Уральского региона. Археологический материал обобщен в работах Р.Г.Кузеева, Н.А.Мажитова, Ю.С.Морозова, В.А.Иванова, А.Г.Петренко, А.П.Шокурова, Г.Н.Гарустовича и др.Имеются опубликованные источники - прежде всего, серия Материалов по истории Башкирии, Сборники статистических сведений по губерниям Российской империи второй полвины 19 века, сборники хозяйственной стаистики, материалы переписей. Большую помош;ь в работе оказали документы по истории населенных пунктов Башкортостана, их этнической, социальной и экономической статистике, опубликованные А.З.Асфандияровым, Б.С.Давлетбаевым, М.И.Родновым. Дополнительные сведения по 18-19 столетиям можно получить из трудов путешественников и креведов П.И.Рычкова, Н.П.Рычкова, И.И.Лепехина, Н.Никольского. По первой четверти XX в. историко-этнографичекий материал изложен в работах Бежковича И.Руденко. В работе использованы историко-этнографические очерки о народах Башкортостана Н.В.Бикбулатова, Р.И.Якупова, И.Г.Петрова, Н.Шитовой, М.В.Мурзабулатова, Г.Ковязина. Сведения социальноэкономического характера содержатся в работах М.Васильева, У.Х.Рахматуллина, Р.З.Янгузина, Х.Ф.Усманова, А.М.Юлдашбаева Географическая и другая литература по региону представлена работами Х.Я.Тахаева, В.Л.Яхимович, А.Г.Шокурова, Р.Г.Ивановой, Г.Н.Матюшкиной, А.М.Гареева, Ф.А.Максютова, Р.М.Абзалова, Р.А.Фаткуллина и других авторов.Современное индустриальное социально-экономическое развитие Башкортостана и изучаемого региона представлено в работах М.Б.Ямалова, Руст.Г.Кузеева, Е.К.Миннибаева, Р.А.Давлетшина, также в экономических материалах, опубликованных в разные годы 20 века. Это юбилейные сборники, сборники современной статистики, специальные выпуски отраслевых ведомств и районных администраций.Обш;етеоретические и экологические проблемы подняты в изданиях последнего времени. Важной, при разработке настоящей темы, стала работа В.И.Козлова по этнической экологии и аналогичный сборник статей сотрудников московского института этнологии. Нами использовалась серия трудов по социоественной истории, издаюш,аяся с 1990 года и работы Э.С.Кульпина. Проблемы общей экологии рассмотрены в работах Н.Ф.Раймерса, А.Н.Артановского, Казначеева В.П. Региональные аспекты теоретической и практической экологии исследовались учеными Башкортостана Б.Д.Миркиным, А.Р.Кинзикеевым.Источниковую базу исследования составиляют: -опубликованные источники, отмеченные выше. В ходе работы изучены архивные материалы ЦГИА: Ф.4551; Ф.Р-4666; Ф. Р-4651. -документы текущей статистики сельских администраций Туймазинского, Белебевского, Ермекевского, Шаранского районов. -материалы полевых этнографических исследований по специальной программе собранные в населнных пунктах: Чекан-Тамак, Зириклы, НовоЮмашево Шаранского района; Ильчимбетово, Япрыково, Каратово, Ташкичу Туймазинского района; Тарказы, Рятамак, Старотураево, Абдрахманово, Исламбахты Ермекеевского района; Мурадымово, Исякаево, Мартыново Бижбулякского.района; Исмагилово, Каин-Елга, Тузлукушево Белебевского района Башкортостана, а также ряда населенных пунктов Бавлинского района Татарстана. - материалы социологического опроса по проблеме: Экологическое сознание населения современного индустриального города» проведенного нами в 1999 году.Социологический опрос проводился в городе Октябрьском. Объект выбран исходя из того, что город возник в середине 20 столетия и является ярким примером индустриальных урбанизационных и связанных с ними этнокультурных процессов в регионе. Опрошено 500 человек. Национальная выборка соответствует показателям соотношения численности национальностей проживающих в городе и Туймазинском районе. Из числа опрошенных 41,97% составили русские, 14, 56 % башкиры, 35,33% татары, 8, 14 Уо другие национальности. Опрошено примерно равное количество представителей разных возрастных групп по каждой национальности.Выделено 7 возрастных когорт - первая до 20 лет, последняя старше 70 лет.Материалы опроса обработаны при содействии Социологической группы при администрации г.Октябрьского.
Просмотров: 157 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz