Среда, 15.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 28 » Скачать Компьютерные технологии в формировании профессиональной творческой активности музыкантов. Приселков, Александр Серафимович бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
13:54
Скачать Компьютерные технологии в формировании профессиональной творческой активности музыкантов. Приселков, Александр Серафимович бесплатно
Компьютерные технологии в формировании профессиональной творческой активности музыкантов

Диссертация

Автор: Приселков, Александр Серафимович

Название: Компьютерные технологии в формировании профессиональной творческой активности музыкантов

Справка: Приселков, Александр Серафимович. Компьютерные технологии в формировании профессиональной творческой активности музыкантов Дис. канд. пед. наук : 13.00.02 Краснодар, 2003 c. :

Объем: стр.

Информация: Краснодар, 2003


Содержание:

Введение
Глава
I Научно-теоретический анализ профессиональной творческой активности музыканта-педагога
12 Содержательная характеристика понятия "профессиональная творческая активность музыканта-педагога" музыканта-педагога
12, Факторы формирования профессиональной творческой активности
Глава
II Компьютерные технологии в формировании профессиональной творческой активности музыканта-педагога
21 Принципы и методы применения компьютерных технологий в системе профессиональной подготовки музыканта-педагога
22 Опытно-экспериментальное исследование процесса формирования профессиональной творческой активности музыканта в процессе освое113
Заключение
Приложения
Приложение
I Приложение II Л и т е р а т у р а

Введение:

Актуальность проблемы исследования. Одной из задач современной педагогики музыкального образования является воспитание духовно-развитой личности, способной к творческой самореализации. Большим потенциалом в ее решении располагают новые технологии, к которым, несомненно, относятся информационно-компьютерные. Изучение опыта освоения компьютерных технологий в системе профессионального музыкального образования позволило заключить, что возможности последних в реализации обозначенной задачи располагают значительно большим диапазоном, чем это представлено сегодня в данной области. Компьютер оказывается очень ценным инструментом в профессиональной подготовке музыкантов разных специальностей, предоставляя возможность получения любой информации, в том числе звуковой, из "первых рук"; способствует системной организации знаний, индивидуализации, которая так важна для представителей творческой профессии. Привлечение компьютеров в музыкальное образование привносит свои специфические принципы и методы работы, которые не противоречат традиционным, а значительно дополняют и обогащают их. Изученный нами в данном направлении опыт (в частности, работы В.А.Рыжова, Г.Д.Семеновой и др.) убеждает в том, что компьютер это весьма гибкий, многофункциональный инструмент, применимый для подавляющего большинства музыкальных дисциплин. Широкое распространение компьютерных технологий, часто декларируемые призывы их использования в системе музыкального образования само по себе еще не может явиться залогом духовно-творческого обогащения личности будущего музыканта-педагога. Это может произойти и стать реальностью лишь тогда, когда будут специально разработаны теоретические и методические основы использования компьютерных технологий в условиях профессионального музыкального образования, изучены их возможности в развитии творческого потенциала будущих специалистов. На решение этой актуальной и важной задачи и направлено данное диссертационное исследование. Таким образом, сегодня существует противоречие между признанием особой роли компьютерных технологий в современном музыкальном образовании и отсутствием научно-обоснованных и экспериментально подтвержденных путей их эффективного использования в целях формирования профессиональной творческой активности личности музыканта-педагога. Наличие данного противоречия позволяет сформулировать проблему исследования: совокупность каких педагогических условий и средств освоения компьютерных технологий в профессиональной подготовке музыкантапедагога обеспечивает формирование его творческой активности. Степень научной разработанности проблемы исследования. Компьютер завоевал прочное место, прежде всего, в профессиональной музыкальной практике, так как математические, информационные, а затем и компьютерные методы стали применяться в искусстве, в том числе и музыке, относительно давно, гораздо раньше, чем встала проблема информатизации музыкального образования. Вопрос о применении компьютеров в музыкальнотворческой практике разработан более тщательно, чем в системе профессиональной подготовки музыканта-педагога. Наибольшую ценность в этом плане для нас имеют работы М.Гарднера, Д.Гросса, И.Б.Гутчина, Э.В.Денисова, Р.Х.Зарипова, Д.Н.Зарицкого, А.Моля, Р.Ю.Петелина, Ю.В.Петелина, Ю.Н.Рагса, В.Фукса и др. Интересными представляются работы по общегуманитарным проблемам компьютерного обучения (Ю.С.Брановский, В.А.Шаповалов, Е.С.Полат, А.Г.Щеголев, Е.С.Гесслер и др.), по влиянию компьютерных технологий на психические процессы у обучаемых, использованию их для активизиции обучения, воспитания творческой личности (А.И.Ерыгин, В.В.Мазепус, П.Полозов, В.М.Цеханский и др.). Актуальные вопросы применения компьютерных технологий в музыкальном образовании рассматривались Ю.М.Кузнецовым, В.П.Морозовым, Г.Д.Семеновой, А.В.Харуто и др. Однако дидактические и воспитательные функции компьютерного обучения до сих пор не подвергались специальному научному осмыслению и систематизации. Тем более, не изучен вопрос о том, как освоение компьютерных технологий может влиять на развитие творческого потенциала будущих специалистов профессиональных музыкантов-педагогов. Таким образом, можно сказать, что данная проблема находится в числе наиболее значимых и актуальных. Объектом исследования выступает целостный учебнопедагогический процесс профессиональной подготовки музыканта-педагога в среднем специальном учебном заведении (колледже), ориентированный на освоение компьютерных технологий. Предмет исследования педагогические принципы и методы применения компьютерных технологий в формировании профессиональной творческой активности музыканта-педагога. Цель исследования выявление и научное обоснование принципов и методов организации процесса формирования профессиональной творческой активности будущих музыкантов-педагогов на основе компьютерных технологий. Задачи исследования: 1. Раскрыть дидактические и воспитательные функции компьютерных технологий в музыкально-образовательном процессе. 2. Разработать научные и методические основы формирования профессиональной творческой активности музыканта-педагога в процессе освоения им компьютерных технологий. Для этого, в частности: а) определить место и роль компьютерных технологий в формировании профессиональной творческой активности музыкантов-педагогов; б) разработать принципы и методы применения компьютерных технологий, максимально способствующие формированию профессиональной творческой активности будущего специалиста. 3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность предлагаемых в диссертации принципов и методов организации процесса формирования профессиональной творческой активности музыканта-педагога при освоении компьютерных технологий. Гипотеза исследования исходит из положения о том, что компьютерные технологии в музыкальном образовании могут способствовать более интенсивному формированию профессиональной творческой активности будущих музыкантов-педагогов в том случае, если их применение будет носить целенаправленный, творческий характер, основывается на адекватных данной задаче принципах и методах организации учебно-педагогического процесса. Методологической и теоретической основой исследования явились философские, психологические и педагогические положения о духовных ценностях и творческой направленности в познании мира человеком. В частности, особое значение имеет тезис Н.А.Бердяева о единстве свободы, творчества, личности. Важным методологическим ориентиром в данном исследовании стало учение В.В.Розанова о содержании обучения как духовноличностном творческом процессе. Исследование опирается на общегуманистические принципы философских, психологических и педагогических теорий (Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревская, Л.С.Выготский, А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл, Э.Фромм, и др.), положения о творческой направленности в обучении (Ю.К Бабанский, Л.В.Занков, В.Кульневич и др.), выводы педагогики музыкального образования о творческом характере профессиональной деятельности музыканта-педагога (Э.Б.Абдуллин, Н.А.Ветлугина, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, Ю.Н.Рагс, Г.С.Тарасов и др.). Теоретическую основу исследования составили научные положения о применении компьютерных технологий в образовании (Я.А.Ваграменко, И.Е.Вострокнутов, И.Горлицкая, Ю.В.Кучевский, О.А.Панчук и др.), о взаимодействии компьютерных технологий и менталитета (Б.С.Гершунский, И.А.Зинчковский, Е.И.Машбиц др.), о компьютерных технологиях и психологическом развитии личности, об активизации творчества под их воздействием (А.И.Ерыгин, Е.А.Тупичкина и др.), о компьютеризированном обучении музыке как методе творческого воспитания (С.П.Полозов, Г.М.Шамис и др.) и т. Д. Методы исследования. Исследование проводилось путем сочетания теоретических и опытно-экспериментальных методов. В процессе исследования применялись методы: теоретические (изучение научно-теоретической, психолого-педагогической литературы), эмпирические (педагогическое наблюдение, беседа, интервью, опрос, анкетирование, рейтинг, психологическая диагностика, изучение документов, результатов заданий, выступлений, оценок), практические (математическая обработка результатов, педагогический эксперимент). Базой исследования явились Краснодарский государственный университет культуры и искусств (чтение курса "Информатика" в 1997 1998 гг.). Краснодарский музыкальный колледж им. Н.А.Римского-Корсакова (чтение курсов "Музыкальная информатика" и "Информационные технологии" в 1998 2003 гг.). Основные этапы исследования. Исследование состояло из следующих этапов: 1. 1996 1998 гг. теоретическое изучение информационномузыкальных технологий, разработка авторской концепции учебной программы, нацеленной на максимальное развитие творческого потенциала обучаемых. 2. 1998 2000 гг. разработка научных и методических основ формирования профессиональной творческой активности музыкантов-педагогов в процессе освоения компьютерных технологий, создание авторских программ.2000 2003 гг. опытно-экспериментальная работа в Краснодарском музыкальном колледже им. Н.А.Римского-Корсакова, состоящая из констатирующего и формирующего этапов исследования. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем: 1. Проблема изучения возможностей компьютерных технологий в целях формирования профессиональной творческой активности музыкантовпедагогов впервые подвергается специальному научному осмыслению в теории и практике среднего профессионального музыкального образования. 2. Теоретически и экспериментально доказана целесообразность и эффективность применения компьютерных технологий в формировании профессиональной творческой активности будущих музыкантов-педагогов. 3. Разработанные в исследовании принципы и методы использования компьютерных технологий, значительно повышают возможности развития творческого потенциала будущих специалистов. 4. Дано научное обоснование методу компьютерного моделирования звуковой реальности как важнейшему средству реализации поставленных в диссертации цели и задач. Практическая значимость исследования заключается в следующем: 1. Обоснованные дидактические и воспитательные возможности применения компьютерных технологий в формирования творческой активности будущего музыканта-педагога отвечают потребностям практики современного музыкального образования и создают предпосылки для ее совершенствования. 2. Основные положения исследования легли в основу разработки авторских курсов "Музыкальная информатика" и "Информационные технологии", апробированных на базе других дисциплин (в частности, музыкальной литературы, гармонии, полифонии, оркестровки, аранжировки), и включенных в качестве обязательных в систему подготовки специалистов в среднем учебном заведении. Достоверность результатов исследования обеспечена опорой на широкий спектр научных источников в области философии, педагогики, психологии, музыки, физики, кибернетики, информатики; использованием комплексных взаимодополняющих методов, проведением количественного и качественного анализа полученных результатов. На защиту выносятся следующие положения: 1. Включение компьютерных технологий в систему профессиональной подготовки музыканта-педагога значительно расширяет и обогащает содержание последней, создает новые дополнительные возможности в развитии творческого потенциала будущих специалистов. 2. Профессиональная творческая активность педагога-музыканта является важным атрибутом его личности и проявляется в творческой самостоятельности, постоянном стремлении к расширению общего и профессионального опыта, а ее формирование является актуальнейшей задачей всех звеньев современного музыкального образования. 3. Эффективность и действенность компьютерных технологий в формировании творческой активности будущих специалистов достигается при опоре учебно-педагогического процесса на специальные принципы, к числу которых относятся: а) принцип взаимосвязи мотивационного, содержательного и деятельностного аспектов в профессиональной подготовке будущего музыканта-педагога; б) принцип опоры на индивидуальные духовно-творческие особенности его личности; в) принцип профессиональной самореализации в творческом формировании будущего музыканта-педагога. 4. Ведущим выступает метод синкретического моделирования музыкальной действительности с разнообразным целевым диапазоном: от вербальных, познавательных задач до исследовательских, творческих. Данный метод в условиях применения компьютерных технологий аккумулирует в себе различные другие методы и становится универсальным. Все это существенно обогащает теоретические и методические стороны профессиональной подготовки музыкантов, вовлекает их в активный, самостоятельный творческий процесс. Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях предметно-цикловой комиссии гуманитарных дисциплин и методического совета Краснодарского музыкального колледжа им. Н.А.Римского-Корсакова, на заседаниях кафедры истории, теории музыки и композиции Краснодарского государственного университета -культуры и искусств, а также на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях (более 10), в том числе: "Методологические аспекты музыкознания и музыкальной педагогики" (Краснодар, 1997 г.), "Проблемы музыкальной культуры: взгляд в XXI век" (Краснодар, 2000 г.), "Музыкальное творчество на рубеже третьего тысячелетия" (Астрахань, 2001 г.), "Культура и искусство Поволжья на рубеже третьего тысячелетия" (Саратов, 2002 г.), "Меняющееся образование в меняющемся мире: музыкальная наука и педагогика" (Тула, 2003 г.) и др. Основные положения диссертации отражены в 8 публикациях.
Просмотров: 142 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz