Среда, 15.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 23 » Скачать Концепция ценности музыки как субстанции и способа ценностного взаимодействия человека с миром. Коломиец, Галина Григорьевна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
16:33
Скачать Концепция ценности музыки как субстанции и способа ценностного взаимодействия человека с миром. Коломиец, Галина Григорьевна бесплатно

Концепция ценности музыки как субстанции и способа ценностного взаимодействия человека с миром

Диссертация

Автор: Коломиец, Галина Григорьевна

Название: Концепция ценности музыки как субстанции и способа ценностного взаимодействия человека с миром

Справка: Коломиец, Галина Григорьевна. Концепция ценности музыки как субстанции и способа ценностного взаимодействия человека с миром : диссертация доктора философских наук : 09.00.04 Москва, 2006 454 c. : 71 07-9/51

Объем: 454 стр.

Информация: Москва, 2006


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Ценность музыки: историко-философский экскурс
§ 1 Музыкальная гармония в античной космологии
§ 2 Эстетические идеи Платона в контексте постижения ценности музыки
§ 3 Метафизика Аристотеля в значении онтологического статуса музыки
§ 4 Плотин: доктрина эманации и музыка
ГЛАВА 2 Музыка как субстанция
§ 5 Логос музыки в феноменолого-диалектическом методе АФЛосева
§ 6 Ценность музыки в теории БВ Асафьева
§ 7 Сущность музыки в современном музыкознании: теоретическая система ЮН Холопова
ГЛАВА 3 Музыка как способ ценностного взаимодействия человека с миром
§ 8 К вопросу о происхождении музыки
§ 9 Музыка в Новой картине мира
§ 10 Основные функции музыки
ГЛАВА 4 Постижение музыки в аксиологическом ключе
§11 Исток музыкального творения
§ 12 Бытие музыкальной форм-идеи
§13 Аксиологизация музыкального восприятия
§14 Смысл музыки в философско-антропологическом свете, или смысловое поле ценностного взаимодействия

Введение:

Актуальность темы исследования. Движимая общими философскими проблемами современная философия музыки руководствуется чаще культурологическим подходом, историческим принципом, феноменологией и социологией. Существует проблема развития аксиологического направления в философии музыки, направления, смыкающегося, с одной стороны, с эстетикой и музыкознанием, с другой - с философской и культурной антропологией; проблема, которую можно обозначить как аксиологическая мысль о музыке. Важным вопросом этой области философии являются формы и методы постижения музыкального бытия, которые рассматривают музыку, с одной стороны, в онтологическом статусе, выделяя музыку как самодостаточную субстанцию, и, с другой - в аксиологическом свете, раскрывая музыку как способ быть в мире человека и человека в мире музыки.
В эстетике и искусствознании характерен взгляд на музыку как вид искусства, музыку как общественное, социальное, коммуникативное явление. Вместе с тем Б.В. Асафьев высказал мысль: не есть ли музыка по своей глубинной сущности что-то большее, чем искусство.
Сегодня уже ясно, что мыслить музыку только видом искусства недостаточно. Современная эстетика говорит о ценностном отношении человека к миру, о неповторимости этого мира, как пишет В.К. Суханцева, в рамках музыкально-возможного, вместе с тем явной детерминированности музыкального целого фундаментальными законами, лежащими за пределами музыкальной технологии.
Философ XX века представляет музыку как предмет логики (А.Ф. Лосев), музыку в свете общей картины мира (Б.В. Асафьев), музыку как эстетическую ценность в системе музыкознания (Ю.Н. Холопов) и философии (А.А. Фарбштейн), как вид искусства (А.Н. Сохор, В.Н. Холопова), музыку в истории культуры (А.В. Михайлов, Т.В. Чередниченко), музыку как мир человека (В.К. Суханцева), как предмет культуры (Л. Закс, Дж. Михайлов), как способ человеческого общения (М.С. Каган, А.А. Щербакова), как способ быть в мире (П. Булез), как особый вид искусства (Г. Раух, Ф. Рейнхард), му4 зыку как открытый символ (С. Лангер). Широко рассматриваются социальные функции музыки, преобразующая сила музыки, ее духовно-воспитательная роль. Стало очевидным, что эстетический уровень постижения музыки, связанный с теорией ценностей требует дальнейших разработок. В истории философско-эстетической мысли прослеживается связь музыки с космосом, числом, мифом, этосом, аффектами, с социально-историческими явлениями и психологией личности. Говоря о разных формах постижения музыкального бытия и развивая мысль А.Ф. Лосева о сущности музыки как «жизни Числа», Ю.Н. Холопов указывал на то, что история музыки оказывается реализацией запрограмированного единого генетического кода музыки как целого. Но если это так, то музыку можно сравнить с явлениями природы, поскольку обнаруживаются закономерности музыки, подобные тому, какие в природе открывает естествознание. Очевидно, этим объясняется устойчивый интерес к теории музыки от математиков пифагорейской школы до современных физиков. Всё это указывает на мысль о том, что музыка существует как самодостаточная субстанция, управляемая мировой гармонией. Б.В. Асафьев - с гносеологической позиции, А.Ф. Лосев - с онтологической делают открытие ценности музыки в приближении её к Истине. Значение музыки в своей познавательной и выразительной функции связано с Миром, Вселенной, Космосом. В таком случае возникает проблема рассмотреть, с одной стороны, суть самодостаточности музыки, ее эстетический, энергий-ный посыл, с другой стороны - как эстетическую ценность в системе общечеловеческих ценностей. Обращение к данной теме вызвано:
• пониманием мировоззренческой ценности музыки в свете современных концепций картины мира, поскольку согласно современному антропологическому взгляду Человек и Вселенная взаимоопределяемы и обусловлены;
• возвращением сегодня на новом «витке спирали развития» истории к античному пониманию музыки-Космоса, музыки-Числа, музыкальному Эй-досу, к музыке как художественному эквиваленту философии и математики, что отнюдь не является мистической догмой, а, наоборот, через представления современных концепций связано с восхождением человечества, не порывающего с философской мыслью древних;
• осмыслением музыки как звуковой безбрежности, которая открывается нам в звуко-временном пространстве, закрепляясь в культуре, - музыки, ведущей человека к расширению своих чувственно-интеллектуальных горизонтов, горизонтов своего индивидуального предметного мира и в целом мира человека;
• характерной тенденцией к интеграции наук, использованию системно-синергетического принципа, в данном случае философии, антропологии, аксиологии, эстетики, искусствознания, культурологии, психологии и т.д., обеспечивающих расширение предметного поля исследования.
В связи с этим для данного исследования целесообразной представилась методология, ориентированная на системно-синергетический подход, допускающий соединение нескольких методологических оснований. В данном исследовании ведущими являются трансцендентальные, феноменологические, аксиологические, диалектические принципы. В частности, имеют место трансцендентальный подход в учении о ценностях, идущий от неокантианства, феноменолого-диалектический метод А.Ф. Лосева. В методологических основаниях концепции лежит платоно-плотиновская линия античной эстетики, немецкая классическая эстетика, трансцендентальная тенденция философской и эстетической мысли, русская религиозная философия, философское музыкознание, концепции современного естествознания. Цель, которую преследует автор, заключается в разработке подходов к аксиологической методологии музыки.
В качестве теоретической основы анализировались и использовались труды по следующим направлениям:
1. Философская мысль о музыке А.Ф. Лосева. В данном исследовании центральное место занимает анализ следующих трудов Лосева: «История античной эстетики», «Античная музыкальная эстетика», «Музыка как предмет логики», «Два мироощущения», «Диалектика художественной формы», «Диалектика числа у Плотина», «Диалектические основы математики», «Фи6 лософия имени», «Вещь и имя», «Методологическое введение», «Мировоззрение Скрябина», «О музыкальном ощущении любви и природы», «Очерк о музыке», «Женщина-мыслитель», др.
2. Музыка и музыкальное бытие в историко-философской мысли, критические работы по истории философии и эстетике, а также источники Платона, Аристотеля, Плотина, И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, Ф. Ницше, М. Хайдеггера, Ж. Делёза, А. Бергсона, М. Бахтина, Н. Лосского, Л. Лопатина, П. Флоренского, др.
3. Философская и научная мысль по концепциям современного естествознания - В. Вернадский, В. Гейзенберг, А. Иванов, А. Силин, И. Пригожин.
4. Музыкально-философские и эстетические идеи В. Асмуса, К. Акопяна, Ю. Борева, В. Бычкова, А. Гулыги, П. Гуревича, М. Кагана, О. Кривцуна, Н. Киященко, М. Овсянникова, В. Подороги, С. Раппопорта, Л.Столовича, В. Самохваловой, В. Суханцевой, А Фарбштейна, В. Шестакова, Е. Яковлева; Т. Адорно, М. Вебера, Г. Гадамера, Н. Гартмана, К. Гилберт и Г. Куна, С. Лан-гер, К. Штумпфа, др.
5. Аксиологическая тенденция отечественного музыкознания - Б. Асафьев, Б. Яворский, Л. Мазель, В. Цуккерман, Ю. Тюлин, С. Скребков, Ю. Холопов, В. Холопова, Т. Чередниченко, В. Медушевский, Е. Ручьевская, др.
6. Работы по теории ценностей и поиска смысла - С. Анисимов, А. Ас-молов, А. Здравомыслов, Г. Выжлецов, М. Каган, А. Кирьякова, А. Максимов, Н. Никандров, О. Панфилов, Н. Розов, В. Сагатовский, В. Тугаринов, В. Шохин; Н. Гартман, Г. Риккерт, М. Шелер, В. Франкл, др.
7. Высказывания композиторов, их письма и дневники в качестве источника постижения творческого процесса, в котором определяется аксиологическое ядро музыкального искусства (М. Глинка, П. Чайковский, Н. Рим-ский-Корсаков, А. Скрябин, Э. Денисов, О. Мессиан, Г. Свиридов, С. Губай-дулина).
Степень разработанности темы. Поскольку аксиология как самостоятельная область знания складывалась в XIX-XX вв., то можно, очевидно, говорить о становлении теоретического освоения аксиологии музыки с этого времени, учитывая предшествующие достижения в истории философской и эстетической мысли, а также области теоретического музыкознания, разрабатывающей мысль о музыке в аксиологическом ключе. В частности, исследованию предшествовало рассмотрение аксиологической тенденции в отечественном музыкознании, представленной в первой авторской монографии. С точки зрения темы исследования единственной в своем роде стала статья Б.В. Асафьева «Ценность музыки», вышедшая в 1923 году. Целенаправленную работу в музыкально-аксиологическом направлении вел Ю.Н. Холопов в последней трети XX века, занимаясь «ценностным анализом» музыки. Теоретическое обоснование ценностного анализа дано им в статьях «К проблеме музыкального анализа» (1985); «Теоретическое музыкознание как гуманитарная наука, проблема анализа музыки» (1988). Он пришел к философскому осмыслению сущности музыки в работах «Новые парадигмы музыкальной эстетики XX века» (2003); «Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления» (1982); «Русская философия музыки и труды А.Ф. Лосева» (1996); «О формах постижения музыкального бытия» (1993); «О сущности музыки» (2003). Ю.Н. Холопов не создал трудов по аксиологии музыки, вместе с тем он значительно продвинул само аксиологическое постижение музыки. В области ценностного анализа музыки известны также работы музыковеда и эстетика Т.В. Чередниченко. Постижению ценности музыки способствуют многие труды по философии музыки, музыкальной эстетике, а также работы в других областях знания, связанные с эстетическим, ценностным отношением человека к миру.
Среди философских концепций о музыке особо выделяются фундаментальные труды А.Ф. Лосева, в которых выявлена «жизнь числа» как логическая сущность музыки, субстанциональное музыкальное бытие и бытие музыки в конкретных музыкальных формах, где логика музыкальной формы обусловлена сущностью времени и числа. При этом Лосев использовал фе-номенолого-диалектический подход к философскому осмыслению музыки, выделяя в ней, с одной стороны, логическое, математическое ядро, с другой - мифотворчество. На современном этапе к труду Лосева обращаются иссле8 дователи философии музыки, разрабатывая феноменологию музыки, к примеру, Р. Тельчарова. Наиболее активно развивается такая ветвь философии музыки (и музыкальной эстетики), которую можно обозначить как «культурология музыки», рассматривающая музыку в контексте культуры. Здесь работы JI. Закса, В. Суханцевой, Г. Орлова, научной лаборатории Московской консерватории, возглавляемой Дж. Михайловым, эстетика С. Раппопорта, диссертационные исследования В. Апрелевой, Г. Ермаковой, Л. Шиповской, др. Музыкально-эстетический анализ произведений на марксистской основе предлагается учеными И. Малышевым, Н. Очеретовской. Современная музыкальная психология, соприкасающаяся со смежными науками, важная для исследования, представлена в отечественных работах Р. Грубера, В. Меду-шевского, А. Мелик-Пашаева, Е. Назайкинского, М. Старчеус, др.
Важно отметить, что музыкознание в основном тем и занимается, что оценивает музыкальные произведения, явления, историю музыки и музыкальную культуру. Эта оцененность выступает как аксиологическая тенденция музыкознания, которая корнями уходит в глубь музыкально-эстетической мысли. Искусствоведение, исследующее музыку «письменную», то есть зафиксированную в нотных знаках, располагает ценностно-смысловыми аналитическими трудами. Ценность содержится в той или иной мере в анализе каждого из шедевров музыки, что обусловлено самим сочинением прежде всего. В своих трудах музыковеды усматривают эстетическую ценность музыки, как правило, в высоком искусстве сделанной формы музыкального произведения, рационально обосновывая музыкально-прекрасное. Вместе с тем современное искусствоведение пытается через истолкование музыкального текста рассмотреть музыкальное произведение как явление смыслов, ведущих к значимости музыкального произведения во внутренней жизни человека. Тем самым через музыкальные произведения человек стремится приблизиться к познанию мира и себя.
Объект исследования - процесс постижения ценности музыки.
Предмет - ценность музыки во взаимосвязи онтологического статуса и аксиологического подхода к формам её постижения. Предмет исследования 9 предполагает две взаимосвязанные стороны музыкального бытия - трансцендентную, имманентную.
Цель - на стыке философии, антропологии, эстетики, аксиологии, музыкознания дать философское обоснование ценности музыки как субстанции и музыки как способа ценностного взаимодействия человека с миром, что может рассматриваться как введение в аксиологию музыки - направление, включающее разработку аксиологического подхода к постижению музыки.
Задачи. В соответствии с темой, целью, объектом, предметом определены следующие задачи:
• изучить онтологический статус музыки, рассматривая музыку как самодостаточную субстанцию;
• дать обоснование субстанциональной сущности музыки и показать ее неразрывную связь с реальным музыкальным искусством;
• раскрыть ценность музыки как способа взаимодействия человека с миром на основе её функционирования в антропосоциогенезе;
• разработать модель аксиологического подхода к постижению музыки, обозначив в его основании аксиологизацию музыкального восприятия;
• определить и обосновать некоторые музыкально-аксиологические понятия.
Научная новизна исследования определяется как совокупностью задач, так и полученными результатами, которые можно охарактеризовать как новое, аксиологическое знание о музыке:
• предложена концепция ценности музыки, открывающая один из возможных путей развития аксиологического знания в искусстве;
• выявлен специфический, а именно аксиологический, срез проблемы философии музыки и музыкальной эстетики;
• дано философское обоснование музыки-субстанции;
• рассмотрена с философской точки зрения проблема: ценность музыки и ценности в музыке;
• обозначено ценностное взаимодействие, действующее в системе «человек - мир - музыка»;
• выдвинут принцип аксиологической методологии в процессе постижения музыки;
• представлены место и смысл музыки в современной картине мира;
• выделен и обоснован категориально-понятийный аппарат аксиологического подхода в музыкальном искусстве, в частности понятия «музыкальная субстанция», «музыкальное» как эстетическая категория, «музыкальная энергия», «аксиологическое ядро музыкального искусства» как своеобразный архетип, «исток музыкального творения», «форм-идея» в аксиологическом аспекте, «аксиологизация музыкального восприятия» как методологический принцип постижения музыки.
Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что автором разработана концепция ценности музыки, открывающая эвристические и функциональные возможности для решения фундаментальных эстетических проблем. Исследование рассмотрело музыку как ценность, как особый вид искусства и больше чем искусство, как некую действительность, значение которой выходит за пределы существования музыки в обыденном представлении, но которая осуществляет собою ценность того, что должно быть, тем самым в концепции нашла свое продолжение аксиологическая мысль неокантианцев. Аналитический и прогностический потенциал исследования, в котором музыка предстает в двух взаимосвязанных ипостасях: и как субстанция, и как способ ценностного взаимодействия человека с миром - может быть использован в эстетических, философско-антропологических, культурологических, социально-философских исследованиях.
Практическая значимость исследования заключается: -в постановке и решении проблемы определения аксиологического статуса музыки;
•в разработке методологических рекомендаций, возможных для использования в философско-антропологическом, аксиологическом подходе к искусству, в том числе важных для становления аксиологии музыки;
•в использовании философами, культурологами, эстетиками, психологами в научной и практической деятельности аналитического материала исследования, а также ценностно-смыслового подхода к музыке;
•в применении аксиологического подхода при восприятии произведений музыкального искусства в теории и практике в учебном процессе общегуманитарной и искусствоведческой направленности;
•в использовании материалов и выводов исследования для разрешения некоторых проблем профессионального музыкального образования;
•в возможности на основе данного исследования создания спецкурсов по аксиологии музыки, философии музыки, эстетике;
•в возможном внедрении музыкально-аксиологической идеи диссертационного исследования в научно-просветительскую и воспитательную практику: общественные лектории, эстетические центры, внеаудиторная работа со студентами;
•в привлечении внимания эстетиков, философов, теоретиков искусства, слушателей на смысл музыкального бытия и возможности использования знаний о трансцендентной и имманентной ценности музыки в человеческом бытии;
•в обогащении категориального аппарата музыкальной эстетики и в использовании в научном обиходе понятийного аппарата и данных исследования.
На защиту выносятся следующие положения: 1. Концепция ценности музыки, отображающая двойственность музыкального бытия - трансцендентного и имманентного, суть которой заключается в следующей подтвержденной гипотезе: ценность музыки обусловлена тем, что музыка есть самодостаточная субстанция, которая является как вид искусства способом ценностного взаимодействия человека с миром. Одним из основных условий ценностного взаимодействия в системе «человек - мир - музыка» выступают общечеловеческие ценности, культурным стержнем которых являются Красота, Добро, Истина.
2. Субстанциональное свойство музыки. Музыка рассматривается в диссертационном исследовании с трансцендентальной философской точки зрения как самодостаточная субстанция в контексте эстетико-аксиологического принципа - музыка, которая всегда есть и которая является нам как феномен эстетического, имеющего «сверх-коммуникативное» значение.
3. Музыка-искусство как способ ценностного взаимодействия человека с миром, музыка как ценность для человека, выступающая в диалоге с ним, как она существует в человеческом бытии, выполняя мировоззренческую, этическую, эстетическую и другие функции.
4. Аксиологизация музыкального восприятия как методологический принцип постижения музыки. Аксиологизация музыкального восприятия предполагает внедрение теории ценностей в процесс постижения музыки в ценностном взаимодействии (процесс со-творчества): Автор - Произведение - Исполнитель - Слушатель (АПИС). Значительную роль в акте взаимодействия выполняют общечеловеческие ценности, присутствующие в музыкальном искусстве и составляющие аксиологическое ядро музыкальных произведений, что является одним из признаков смысловой наполненности произведения, которую «вычитывает» реципиент при восприятии музыки сообразно своим ценностным ориентациям.
5. Категориально-понятийный аппарат аксиологического подхода в музыкальном искусстве.
Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международных, всероссийских и региональных научных конференциях, а именно: на научной конференции на философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова «Антропологические конфигурации современной философии», 3-4 декабря 2004 года (К 250-летию основания Московского университета); на международной научно-теоретической конференции «Иммануил Кант и философская мысль России: история и современность» (Оренбургский государственный университет, 17 декабря 2004 г.); на всероссийской научно-практической конференции «Проблемы этнокультурного развития русского народа» (Оренбург, ОГАУ,
2004 г.); на всероссийской научно-практической конференции 2004 года «Модернизация образования: проблемы, поиски, решения» (Оренбург, ГОУ, 4-6 февраля 2004 г.); на XIV Международной научной конференции «Пространство и время в восприятии человека: историко-психологический аспект» (Санкт-Петербург, 16-17 декабря 2003 года); на международной научно-практической конференции «Человек и общество» (Оренбург, ОГУ, 2001г.); на Втором малом университетском форуме «Россия - великая держава (вызовы современности и поиски проективного россиеведения)» (Москва, МГУ, 7-9 декабря 2005 г.).
Основные положения диссертации излагались и обсуждались на заседаниях кафедры эстетики философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, на заседаниях кафедры философской антропологии Оренбургского государственного университета, на научно-практических семинарах Уфимского юридического института МВД России (филиал в г. Оренбурге). Апробация осуществлялась также в практической деятельности - в созданном автором (лектор) на общественных началах проблемном научно-просветительском музыкальном лектории «Музыка как мир человека» (а также под названием «Музыка в истории культуры»), функционирующем систематично с 2000 года при областной научной универсальной библиотеке им. Н.К. Крупской г.Оренбурга; в учебно-образовательном пространстве Оренбургского государственного университета на занятиях по эстетике, этике, культурной антропологии, мировой культуре и искусству.
Просмотров: 139 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz