Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 18 » Скачать Методика создания и дидактической организации гипертекста при изучении теоретических дисциплин в профессиональной подготовке бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
23:01
Скачать Методика создания и дидактической организации гипертекста при изучении теоретических дисциплин в профессиональной подготовке бесплатно
Методика создания и дидактической организации гипертекста при изучении теоретических дисциплин в профессиональной подготовке специалиста-переводчика

Диссертация

Автор: Сюльжина, Наталья Константиновна

Название: Методика создания и дидактической организации гипертекста при изучении теоретических дисциплин в профессиональной подготовке специалиста-переводчика

Справка: Сюльжина, Наталья Константиновна. Методика создания и дидактической организации гипертекста при изучении теоретических дисциплин в профессиональной подготовке специалиста-переводчика : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Пермь, 2006 285 c. : 61 06-13/2615

Объем: 285 стр.

Информация: Пермь, 2006


Содержание:

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГИПЕРТЕКСТОВОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
11 Теория гипертекста: понятие и подходы
12 Психологические, лингвистические и информационно-технические характеристики гипертекста
13 Типология гипертекстов сети Интернет
14 Функции гипертекста в информационных и образовательных технологиях
15 Гипертекст как объект речевой деятельности гибкого профессионально-ориентированного чтения в образовательном процессе
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ДИДАКТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ГИПЕРТЕКСТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ %23 СПЕЦИАЛИСТА-ПЕРЕВОДЧИКА
21 Гипертекст как объект дидактического моделирования
22 Методика создания и дидактической организации макрогипертекста по теории перевода при обучении специалиста-переводчика
23 Дидактические модели восприятия, осмысления и понимания обучаемыми информации гипертекста
24 Дидактические модели создания микрогипертекстов при изучении теории перевода
25 Комплекс информативно-познавательных задач как средство актуализации дидактических моделей Гипертекста
Выводы по главе 2

Введение:

В рамках реформы образования в качестве одной из приоритетных задач является осуществление комплексной информатизации всех сторон функционирования образовательной системы, включая собственно образовательный процесс во всех его формах (очной, заочной, дистанционной, вечерней). При этом успешность реформирования высшей профессиональной школы связана с решением задач разработки подходов к использованию потенциала инновационных образовательных технологий для развития информационно-когнитивной сферы студентов, повышения уровня креативности их мышления, формирования информационной культуры и компетенции.
В современном информационном обществе неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки становится свободное владение компьютерными, телекоммуникационными технологиями, выступающими важным условием мобильности и конкурентоспособности специалиста на рынке труда, а также его профессионального саморазвития. При этом важнейшим показателем качества профессиональной компетентности становится такой уровень информационной культуры, который позволяет специалисту эффективно использовать умения стратегического поиска, анализа и усвоения больших объемов информации, а также прогнозирования результатов реализации принятых решений на основе концептуального планирования хода информативно-познавательной деятельности.
Особо значимо в этой связи умение организации и осуществления эффективной деятельности в глобальной сети Интернет, характеризующейся форматом гипертекстовых структур с преобладанием иноязычных ресурсов. Работа с информационными ресурсами сети Интернет имеет ряд значительных преимуществ, к которым относятся: доступ пользователя к разнообразным информационным базам из разных уголков мира, оперативная передача информации любого объема и вида на любые расстояния, хранение информации в памяти компьютера в течение любой продолжительности времени, возможность редактирования, обработки и.т.д., перенос полученных материалов на собственные носители, работа с ними так и тогда, как и когда это наиболее удобно, самостоятельное формирование и совершенствование умений гибкого профессионально-ориентированного чтения на иностранных языках, самостоятельное добывание информации из разнообразных источников и ее применение в профессиональных целях, ориентация в материалах с гипертекстовой структурой, используемых в них звука, анимации, графических вставок, мультипликации, слайд-шоу и др.
Также следует сказать о важности дистанционного образования, локализованного в сети Интернет на базе гипертекстовых технологий, открывающего доступ каждому пользователю к любой системе национального и международного образования.
Однако, несмотря на перспективность и удобство использования гипертекстовых материалов в информационно-познавательных целях обнаруживается ряд противоречий, препятствующих их оптимальному использованию. Во-первых, в то время как все распространяющиеся технологии дистанционного образования и растущие возможности сети Интернет становятся востребованными на рынке информационных и образовательных услуг, усилия исследователей по линии методической организации работы с гипертекстовыми материалами ничтожно малы. Распространенный способ переноса бумажного издания в гипертекстовую среду, зачастую просто отсканированного и заархивированного, не может быть приемлемым инструментом гипертекстового обучения, но лишь свидетельствует об отсутствии четкого понимания дидактического потенциала гипертекста.
Во-вторых, осознающие информационную ценность Интернета пользователи все же обращаются к его ресурсам, не владея необходимыми умениями алгоритмической работы с информацией гипертекста, что, следовательно, приводит либо к «вычерпыванию» готовых текстовых материалов, либо к извлечению слишком больших по объему и содержанию информационных массивов, смысловое освоение которых становится затруднительным. Как показывает педагогическая практика, такая ситуация усугубляется еще и неумением современных пользователей планировать содержание информационной деятельности и на основе разработанной программы осуществлять поиск и отбор информационных фрагментов, адекватных ее целям и задачам.
В-третьих, необходимо учитывать, что обращение к любой электронной информации требует умений профессионально-ориентированного чтения, референтного и информативного, что было доказано в работах ряда исследователей (М.С.Гришина, Л.П.Раскопина). Поэтому отсутствие таких умений выступает дополнительным препятствием для использования ресурсов сети Интернет в целях подготовки на их основе авторских информационных продуктов.
Сложившаяся ситуация связана с тем, что, во-первых, пользователь не знаком с особенностями гипертекстового массива и, во-вторых, не знает правил и законов его функционирования, опосредствованных специфическими умениями, а также способностями гибко профессионально-ориентированно читать гипертекст.
Своевременным в этой связи представляется моделирование такого образовательного информационного пространства, которое бы стимулировало выработку навыков и умений обучаемого для оптимизированной работы в любой информационной системе. На сегодняшний день основным компонентом таких систем является гипертекст как некоторый набор взаимосвязанных гиперссылками текстов, выступающих его смысловыми категориями.
Проблема становления и развития применения информационных технологий в образовании является многоаспектной. Рассмотрению вопросов обоснования возможности их использования в высшей школе посвящены фундаментальные работы ведущих ученых по дидактике (С.И.Архангельский,
Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, П.И.Пидкасистый, Н.Ф.Талызина и др.); теоретические разработки в области компьютеризации образования (А.А.Андреев, Б.С.Гершунский, В.В.Гузеев, А.П.Ершов, Е.И.Машбиц, В.М.Монахов, С.Пайперт и др.); литература по системе программированного обучения (Н.Ф.Талызина); исследования преимуществ компьютерных технологий в интенсификации и активизации обучения (М.М.Буняев, Я.А.Ваграменко, Г.А.Козлова, И.И.Мархель, М.В.Меламуд, Ю.О.Овакимян, М.Ф.Поснова, А.Я.Савельев и др.).
Как показывает анализ работ по проблеме гипертекста, а также его внедрения в процесс обучения, исследования проводятся по направлениям: создания коллективного гипертекста (Е.Д.Патаракин, А.Л.Барабасси, Э.Венгер, Р.Тинкер); исследования восприятия и интерпретации электронных гипертекстовых структур, используемых при создании электронных учебников и Web-страниц (Ф.Харлоу); проектирования учебных гипертекстов (С.А.Шикунов, Г.Е.Кедрова, А.М.Егоров, О.В.Дедова, О.И.Руденко-Моргун); методического внедрения гипертекста в дистанционное образование (В.Н.Дружинин).
Ведутся обширные исследования и разработки, основанные на идее ассоциативной навигации (В.Л.Эпштейн), нелинейности организации письма (Дж.Ландау, М.М.Субботин), создания компьютерных оболочек для гиперписьма (М.Джойс, Ф.Хофман); интерес вызывают гипертекстовые технологии текста (Х.Дрекер).
Аналитический обзор и анализ имеющихся на данный момент разработок показал отсутствие обоснованных теорий применения гипертекста в целях дидактики, хотя упоминания о возможной перспективности подобного метода содержатся во многих работах отечественных и зарубежных исследователей (Е.С.Полат, Л.Аллал, Д.Мартин, Э.Шин, С.Пунтамбекар, С.Маркот, Дж.Клеман, Г.Е.Кедрова и др.). Вместе с тем имеющийся опыт и его осмысление пока носят фрагментарный характер и недостаточно адекватно синтезируют содержательные и технологические аспекты. Проблемы практической реализации принципов моделирования информационно-образовательной среды, теоретическая и практическая необходимость новых организационных форм осуществления учебного процесса в условиях развития современных информационных технологий, создание конкретных методик преподавания вузовских дисциплин с использованием компьютерной техники, направленных на развитие профессионально-ориентированной компетенции будущего специалиста, требуют своего разрешения.
Именно поэтому становится очевидным, что исследование по проблемам гипертекста и разработке его моделей с позиций дидактики является актуальной и своевременной.
Объектом исследования является гипертекст и его функционирование в сети Интернет как информационного массива и как объекта деятельности специалиста с целью извлечения и использования профессионально-ориентированной информации.
Предметом исследования выступают дидактические характеристики, функции, типы и модели гипертекста, их актуализация в условиях решения информативно-познавательных задач будущими специалистами-переводчиками.
Цель данного исследования заключается в разработке и теоретическом обосновании методики создания и дидактической организации гипертекстового материала в процессе изучения теоретических дисциплин в профессиональной подготовке специалистов-переводчиков.
В качестве гипотезы исследования выдвигается предположение о том, что:
• по-видимому, гипертекст в силу присущей ему совокупности специфических свойств, характеристик, а также реализуемых функций может применяться как средство представления некоторой области знания в виде дидактического макрогипертекста;
• и, очевидно, организация процесса дидактического моделирования гипертекста станет возможной при выявлении и описании дидактических функций, характеристик и типов гипертекста как ряда объектов моделирования;
• учитывая, что такой гипертекст выступает как объект восприятия, осмысления, понимания его информации и как продукт деятельности по структурированию этой информации, то, вероятно, следует говорить о двух соответствующих типах дидактических моделей;
• при этом, если условием актуализации гипертекста как объекта и как продукта является обращение к нему субъекта в процессе гибкого профессионально-ориентированного чтения на родном и иностранных языках, то, очевидно, может быть разработана методика создания и дидактической организации макрогипертекста на основе гипертекстовых дидактических моделей.
Цель исследования, его объект и предмет, а также гипотеза определили необходимость решения следующих задач:
1. Изучить подходы и направления в интерпретации гипертекста, рассмотреть основные характеристики и типологию гипертекстов с целью учета их при моделировании и создании дидактического гипертекста.
2. Определить выполняемые гипертекстом функции в информационных технологиях, отобрать и обосновать функции гипертекста для образовательной технологии.
3. Охарактеризовать гипертекст в психологическом и лингвистическом аспектах как объект гибкого профессионально-ориентированного чтения.
4. Описать гипертекст как объект дидактического моделирования, разработать методику создания макрогипертекста и создать дидактически организованный макрогипертекст по общей теории и практике перевода.
5. Разработать и теоретически обосновать дидактические модели двух видов: модель восприятия, осмысления и понимания информации макрогипертекста и модель создания микрогипертекста обучаемыми.
6. Разработать комплекс информативно-познавательных задач как средство актуализации дидактических моделей гипертекста и проверить его в опытном обучении.
Решение поставленных задач обусловило выбор следующих методов научного исследования: изучение и анализ литературы по проблематике исследования; анализ зарубежного опыта использования гипертекстовых технологий в образовательном процессе; анализ гипертекстовых документов; педагогическое наблюдение; анкетирование, беседы с обучаемыми и обобщение личного педагогического опыта; методы качественного анализа данных образовательного процесса; методы математико-статистической обработки данных результатов решения информативно-познавательных задач в процессе актуализации обучаемыми дидактических моделей гипертекста как объекта гибкого профессионально-ориентированного чтения.
Методологическую основу данного исследования составляют работы по теории гипертекста (В.Буш, Т.Нельсон, В.Л.Эпштейн, И.Р.Купер, Дж.Ландау); теории создания образовательных компьютерных сред (Г.Е.Кедрова, А.М.Егоров, О.В.Дедова, О.И.Руденко-Моргун); теории дидактической среды сети Интернет (Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, Е.И.Дмитриева, А.В.Хуторский, С.В.Спиридонова и др.); теории компьютерного обучения (Б.С.Гершунский, Е.И.Машбиц, И.П.Павлова, Е.Г.Азимов, Э.Г.Скибицкий, Ф.Г.Золотавина); теории профессионально-ориентированного иноязычного чтения (Т.С.Серова, А.С.Балахонов, Л.П.Шишкина, Е.В.Крылова, И.В.Перлова, С.Г.Улитина, Т.Г.Агапитова, М.С.Гришина, Л.П.Раскопина и др.); теоретические исследования моделирования в дидактике (Э.А.Штульман, В.А.Штофф, И.В.Рахманов); личностно-деятельностный подход в обучении и воспитании (С.Л.Рубинштейн, А.А.Леонтьев, Л.С.Выготский, И.А.Зимняя); теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина).
Научная новизна исследования заключается в том, что:
• систематизированы характеристики, виды и функции гипертекста в сети Интернет и в соответствии с ними выявлены объекты дидактического гипертекстового моделирования: структурные единицы, информационные фрагменты, смысловые точки, связи;
• обоснованы и раскрыты этапы методики создания и организации дидактического макрогипертекста;
• разработаны дидактические модели: восприятия, осмысления и понимания информации макрогипертекста и создания микрогипертекста обучаемыми по проблеме.
Теоретическая значимость исследования состоит в дальнейшем развитии теории гипертекста, его дидактического моделирования, в теоретическом обосновании дидактической целесообразности понятий «дидактический гипертекст», «макрогипертекст» и «микрогипертекст», а также в дальнейшем развитии теории гибкого профессионально-ориентированного чтения текстовых материалов в сети Интернет.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методики гипертекстовой организации теоретических областей знания, в создании дидактического макрогипертекста по теории перевода и переводоведению, включающего информационную гипертекстовую систему и комплекс информативно-познавательных задач, решаемых на основе разработанных дидактических моделей гипертекста. Практическую ценность представляет экспериментальный вариант учебного пособия.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе экспериментальной проверки фрагментов дидактического гипертекста в Пермском гуманитарно-технологическом институте (2002-2004гг.), а также в ходе опытного обучения студентов по специальности «Перевод и переводоведение» Пермского государственного технического университета в течение 2002-2005гг. Основные положения исследования обсуждались на семинарах соискателей и аспирантов, на методических семинарах кафедры иностранных языков, лингвистики и межкультурной коммуникации Пермского государственного технического университета, были представлены на научно-практической конференции «Образование, воспитание и компьютерные технологии» (Пермь, 2003), международной научно-практической конференции «Теория и практика перевода и профессиональной подготовки переводчиков» (Пермь, 2005). Результаты исследования нашли отражение в семи публикациях.
Достоверность результатов исследования обеспечена применением совокупности методов диагностики и верификации, адекватных задачам, этапам, логике исследования, а также подтверждается анализом и математико-статистической обработкой экспериментальных данных.
В соответствии с результатами проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения:
1. В процессе подготовки специалистов при изучении специальных теоретических дисциплин должен использоваться дидактически организованный гипертекст как способ представления информации в сети Интернет, и, соответственно, обладающий специфическими характеристиками нелинейности, разнородности, диалогичности, открытости, мультимедийности, интерактивности; выполняющий важные функции: организационную, навигационную, информационную, логико-смысловую, коммуникативную, когнитивную, гностическую, тезаурусную; и представляемый двумя основными типами: макрогипертекстом и микрогипертекстами.
2. Дидактически организованный гипертекст как объект гибкого профессионально-ориентированного чтения основывается на логико-семантическую структуру, представляющую область знания и выполняющую роль навигационного ориентира, включает структурные единицы макрогипертекста, информационные фрагменты, взаимосвязанные на уровне тема-рематических отношений, а также глобальные, ведущие и локальные ключевые смысловые точки как гиперссылки в виде слов и словосочетаний.
3. Методика создания дидактического макрогипертекста включает десять последовательных этапов и позволяет решить проблемы Интернет-адаптации, учесть терминосистему данной области знания, представить ключевые понятия как глобальные, ведущие, локальные смысловые точки, на основе которых возможно создать логико-семантическую структуру данного макрогипертекста.
4. Гибкое профессионально-ориентированное чтение гипертекста осуществляется с использованием первой дидактической модели его восприятия, осмысления, понимания, которая обеспечивает приобщение пользователя сначала к структурным единицам и глобальному уровню гипертекстового пространства на основе референтного чтения, а затем происходит обращение к его информационным фрагментам на ведущем и локальном уровнях на основе информативного чтения.
5. Создание обучаемыми микрогипертекста как конечного продукта гипертекстовой деятельности осуществляется на базе соответственно второй дидактической модели и подчинено решению проблемы в процессе информативного чтения.
6. Актуализация разработанных моделей осуществляется на основе комплекса информативно-познавательных задач, представленных в учебном пособии «Hyper-Exerciser».
Цель и задачи данного научного исследования определили его структуру. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографии, списка источников и комплекта приложений.
Просмотров: 154 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz