Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 7 » Скачать Модульно-рейтинговая система оценки качества обучения студентов вуза в условиях продуктивного образовательного процесса. бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
18:38
Скачать Модульно-рейтинговая система оценки качества обучения студентов вуза в условиях продуктивного образовательного процесса. бесплатно

Скачать Модульно-рейтинговая система оценки качества обучения студентов вуза в условиях продуктивного образовательного процесса. бесплатно

Модульно-рейтинговая система оценки качества обучения студентов вуза в условиях продуктивного образовательного процесса

Диссертация

Автор: Шхацева, Карина Леонидовна

Название: Модульно-рейтинговая система оценки качества обучения студентов вуза в условиях продуктивного образовательного процесса

Справка: Шхацева, Карина Леонидовна. Модульно-рейтинговая система оценки качества обучения студентов вуза в условиях продуктивного образовательного процесса : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Москва, 2005 167 c. : 61 05-13/1817

Объем: 167 стр.

Информация: Москва, 2005


Содержание:

Глава 1 Теоретико-методологические основы организации контроля знаний в системе высшего профессионального образования
11 Анализ тенденций развития системы высшего профессионального образования в России и за рубежом
12 Проблема контроля знаний в педагогической науке и образовательной практике
13 Особенности модульно-рейтинговой системы обучения и контроля в вузе
Глава 2 Технология организации контроля знаний студентов вуза в условиях продуктивного образовательного процесса
21 Моделирование продуктивного образовательного процесса
22 Организация личностно-ориентированной системы контроля знаний студентов
23 Педагогический эксперимент

Введение:

Современный этап развития общества характеризуется беспрецедентным спросом и широкой диверсификацией высшего образования наряду с все большим осознанием его решающего значения для социально-культурного и экономического развития государства. В этих условиях возрастают требования к уровню подготовки специалистов, инициирующие поиск эффективных моделей организации и управления учебно-познавательной деятельностью студентов в целях повышения их конкурентоспособности и профессиональной компетентности.В совокупности средств, обеспечивающих функционирование системы управления качеством подготовки специалистов с высшим образованием, важная роль принадлежит научно обоснованному, тщательно спланированному и рационально организованному контролю за процессом и результатами учебно-познавательной деятельности студентов. С помощью многоаспектного и системного контроля обеспечивается постоянная и надежная обратная связь с обучаемыми, что создает предпосылки для своевременной корректировки образовательного процесса .Различные вопросы контроля качества обучения рассматривались в работах Б.Г. Ананьева, СИ. Архангельского Ю.К. Бабанского, Г.И. Батуриной, СБ. Елканова, Н.Г. Емузовой, Т.А. Ильиной, И.А. Зимней, М.Р. Кудаева, И.И. Кулибабы, М.М. Левиной, А.С Маслова, Е.И. Перовского, М.М. Левиной, А.П. Сманцера, Н.К. Степаненкова, Н.Ф. Талызиной, Т.В. Тюняевой, И.Ф. Харламова, Г.И. Щукиной, В.А. Якунина и др.Требования к повышению качества подготовки специалистов предопределили необходимость поиска инновационных методов и приемов обучения, а также адекватных им форм контроля знаний, умений и навыков студентов. В настоящее время в практике работы отечественных вузов широко используются кумулятивные показатели оценки успешности учебнопознавательной деятельности студентов, которые составляют основу рейтинговых систем контроля.Использованию рейтингового контроля в учебном процессе посвящены работы Р.С. Бекировой, Н.Б. Борисовой, Д.Е. Назарова, М.А. Чощанова, П.А. Юцевичене и др. Однако, предлагаемые методики нацелены, в основном, на оценку знаний и не позволяют отслеживать сформированность навыков учебно-познавательной деятельности и творческие способности.В этой связи представляет интерес рассмотреть контроль учебнопознавательной деятельности студентов как целостную систему, включающую такие компоненты как мотивационный, содержательноинформационный, процессуально-деятельностный, творческий, рефлексивно-оценочный, что позволит обеспечить получение всесторонней информации о ее сформированности. Данный подход лег в основу проведенного диссертационного исследования.Мы исходим также из того, что контроль в современной высшей школе должен ориентировать студентов не столько на уровень воспроизведения (репродукции) содержания учебного материала, сколько на овладение фундаментальными понятиями, законами, закономерностями учебной дисциплины, развитие способностей активно использовать знания для решения возникающих реальных научных и производственных проблем, а также восприятия новых идей.Таким образом, актуальность данного исследования обуславливается: - изменением общественных отношений, переходом к новой образовательной парадигме; - модернизацией системы высшего образования; - необходимостью научного осмысления и разработки технологий контроля качества обучения студентов, способствующих обеспечению продуктивности образовательного процесса.Проблема исследования заключается в теоретическом осмыслении подходов к обеспечению продуктивности образовательного процесса в вузе.Объект исследования — учебно-познавательная деятельность студентов вуза.Предмет исследования - модульно-рейтинговая система оценки качества обучения студентов вуза как средство обеспечения продуктивности образовательного процесса.Гипотеза исследования. Модульно-рейтинговая система оценки качества обучения студентов вуза может эффективно способствовать повышению продуктивности образовательного процесса при соблюдении следующих условий: • вариативности содержания образования и возможности проектирования студентами индивидуальных образовательных траекторий; • контекстного подхода к организации учебно-познавательной деятельности студентов; • инновационного характера образовательной среды.Цель исследования - разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка модели модульно-рейтинговой системы обучения и оценки качества, способствующей обеспечению продуктивного образовательного процесса.Задачи исследования: 1. Обосновать теоретико-методологические основы проектирования продуктивного образовательного процесса в вузе.2. Разработать модель продуктивного образовательного пространства на основе использования технологии модульно-рейтингового обучения и оценки его качества.3. Экспериментально подтвердить эффективность разработанной модели.Общеметодологической базой исследования стали положения философии о сущности комплексного подхода к научным проблемам, о единстве теории и практики, взаимосвязи и взаимодействия объективного и субъективного, традиционного и инновационного; идеи гуманизации и демократизации образования.В качестве специальной методологии исследования выступают системный и синергетический подходы.Теоретической основой диссертационного исследования явились концепции общей и педагогической инноватики (К. Ангеловски, Ю. Вооглайд, В.М. Дунченко, В.А. Кан-Калик, М.Ю. Климова, Н.И. Лапин, Б. Мор, Л.С. Подымова, А.И. Пригожий, Э. Роджерс, Б.В. Сазонов, Н.В. Степанов, B.C. Толстой, И. Шумпетер, Р.Н. Юсуфбекова и др.); теории рефлексивного управления целостным педагогическим процессом (В.И, Андреев, Ю.К. Бабанский, А.А. Баталов, Е.В. Бондаревская, Ю.В. Васильев, З.И. Васильева, Б.З. Вульфов, Т.А. Давыденко, B.C. Ильин, Б.Т. Лихачев, Л.И. Новикова, В.И. Петрова, В.И. Слободчиков, П.И, Третьяков, Т.И. Шамова, Н.Е. Щуркова и др.); теории целеполагания (Е.Л. Белкин, В.П. Беспалько, Б. Блум, И.Я. Лернер и др.).Методы исследования: - теоретический анализ (теоретическое обобщение, системный анализ, моделирование); - диагностика (анкетирование, интервьюирование, тестирование, опрос и т.п.); - педагогический эксперимент; - статистическая обработка данных педагогического эксперимента.Организация и этапы исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования явился Кабардино-Балкарский государственный университет.Исследование проводилось в четыре этапа.На первом этапе (1999-2000 гг.) - анализировалась теория и практика контроля в высшей школе, определялась проблема исследования, изучалась психолого-педагогическая и философская литература, формировались исходные методологические позиции, которые определили общие подходы к решению проблемы контроля. На втором этапе (2000-2001 гг.) - выявлялись научные основы контроля как системы, устанавливались его функции в процессе обучения, проводилась диагностика знаний, умений и навыков студентов. На третьем этапе (2001-2004 гг.) — опытно- экспериментальном проверялась эффективность работы рейтинговой системы аттестации студентов в Кабардино-Балкарском государственном университете, выявлялись пути ее совершенствования. На четвертом этапе (2004-2005 гг) - аналитическом - завершалось исследование, его результаты апробировались и внедрялись в практику работы вуза, оформлялись результаты исследования в виде кандидатской диссертации.На защиту выносятся следующие положения: 1. Важнейшим направлением модернизации системы высшего образования является переход от репродуктивных моделей образовательного пространства к продуктивным, сущностными характеристиками которых являются возможность мобильно реагировать на изменения ситуации на рынке труда и корректировать процесс подготовки специалиста и индивидуализация образовательных программ и путей их усвоения в зависимости от способностей и интересов студентов.2. Продуктивность образовательного процесса в вузе обеспечивается посредством внедрения прогрессивных педагогических технологий. одной из которых является модульно-рейтинговая система обучения и контроля его качества, реализующая деятельностный подход к обучению и принцип сознательности.1. Эффективность использования модульно-рейтинговой технологии обучения и контроля его качества при проектировании продуктивного образовательного процесса в вузе может быть существенно повышена при выполнении следующих условий: • вариативности содержания образования и возможности проектирования студентами индивидуальных образовательных траекторий; • контекстного подхода к организации учебно-познавательной деятельности студентов; • инновационного характера образовательной среды.Научная новизна исследования состоит в следующем: • определены условия обеспечения продуктивности образовательного пространства в вузе, включающие в себя вариативность содержания образования как средство самореализации участников образовательного процесса, процессуально-деятельностные формы его освоения, «субъкт-субъектные» отношения между обучающими и обучаемыми, возможности развития творческих способностей и реализации творческого потенциала студентов и преподавателей; • разработана модель модульно-рейтинговой системы обучения, способствующая формированию продуктивного образовательного пространства в вузе, сущностными характеристиками которой являются проектирование студентами индивидуальных образовательных траекторий, контекстный подход к организации учебно-познавательной деятельности студентов, инновационность образовательной среды; • определены принципы контроля качества обучения студентов в вузе в русле продуктивного образовательного процесса и его основные компоненты - мотивационный, содержательно-информационный, процессуально-деятельностный, творческий и рефлексивно-оценочный.Теоретическая значимость исследования определяется тем, что: • выявлены особенности организации модульно-рейтинговой системы обучения и оценки качества студентов вуза в условиях продуктивного образовательного процесса; • разработаны компоненты модульно-рейтинговой системы обучения, включающие в себя принципы и способы структурирования содержания образования и формы организации учебно-познавательной деятельности студентов; • создана диагностическая система контроля качества обучения студентов в вузе, позволяющая оценивать репродуктивный и продуктивный уровни освоения образовательных программ.Практическая значимость исследования заключается в том, что: • разработанные дидактические и методические материалы по организации обучения и контроля его качества могут быть использованы при проектировании продуктивного образовательного процесса в вузе; • сформулированные теоретические положения могут стать основой для подготовки учебно-методических программ и пособий для студентов различных специальностей.Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на философские, психологические, педагогические теории; четкостью исходных методологических позиции; адекватностью методов исследования цели, объекту, предмету, задачам и логике исследования; широтой и разносторонностью экспериментального исследования; строгой аргументированностью исходных теоретических положений, логических выводов работы, результатами экспериментальной проверки основных положений диссертации, подтвержденными методами математической статистики, непротиворечивостью и преемственностью результатов на различных этапах исследования.Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе обсуждения материалов, основных положений на Международной конференции- выставке «Информационные технологии в образовании» (Москва, 2001,2002 гг.), III Всероссийской научно- методической конференции «Развитие систем тестирования в России» (Москва, 2001 г.).Всероссийской научно- практической конференции «Проблемы современной педагогики и систем образования» (Майкоп, 2002 г.). Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы рейтинговой системы оценки успешности обучения студентов в вузе» (Нальчик, 2002 г.), на ежегодной Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (2000,2001,2002, 2003,2004 гг.).Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Просмотров: 128 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz