Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 1 » Скачать Нравственное воспитание учащихся на педагогических традициях таджикского народа. Ашуралиев, Муродали Имомалиевич бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
15:31
Скачать Нравственное воспитание учащихся на педагогических традициях таджикского народа. Ашуралиев, Муродали Имомалиевич бесплатно
Нравственное воспитание учащихся на педагогических традициях таджикского народа

Диссертация

Автор: Ашуралиев, Муродали Имомалиевич

Название: Нравственное воспитание учащихся на педагогических традициях таджикского народа

Справка: Ашуралиев, Муродали Имомалиевич. Нравственное воспитание учащихся на педагогических традициях таджикского народа : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ашуралиев Муродали Имомалиевич; [Место защиты: Тадж. гос. пед. ун-т им. С.Айни] Душанбе, 2007 147 c. : 61 07-13/2336

Объем: 147 стр.

Информация: Душанбе, 2007


Содержание:

Введение3
Глава I Социально-педагогические основы воспитания школьников на прогрессивных народных традициях
11Роль народных традиций в формировании подрастающего поколения16
12Педагогические традиции и их место в духовной культуре подрастающего поколения35 13 Нравственно-педагогические ценности ислама51
Глава II Путииспользования духовно-нравственного потенциала народных традиций в воспитании школьников
21 Использование традиционных духовно-нравственных ценностей в учебном процессе71
22 Приобщение школьников к прогрессивным народным традициям во внеклассной работе104

Введение:

Сегодня перед педагогической наукой стоит великая, ответственная задача - вернуть народу его традиции, веру отцов, а также стоят\)бщие цели
• формирование нравственно и физически здорового поколения, способного к решению всё более усложняющихся задач, которые ставит жизнь.
Необходимо сохранение и возрождение народа, а это невозможно без усвоения, упрочения и живого развития отеческих традиций. Президент страны Эмомали Рахмон отметил, что «.та нация, которая не уважает национальные традиции, обычаи и обряды предков, не может воспользоваться достоянием независимости внести вклад в построение нового государства и государственности. Таджикская нация благодаря соблюдению национальных традиций, добрых обычаев и обрядов снискала ! С
I себе уважение в мировом сообществе».\.Поэтому необходима углублённая разработка нового содержания образования. Чтобы на всемирно» состязании народов таджики смогли явить всё богатство своих дарований, людям нужно возвратиться к самим себе, к сокровищам, погребённым в собственном сердце. Предприимчивость и разумный почин только там принесут пользу, где в основе жизни лежат незыблемые нравственные принципы, где не презираются честность во взаимных отношениях и добросовестность в труде.
В трудных исторических обстоятельствах, когда продолжает вестись пропаганда ненависти и насилия, когда пытаются нравственно разложить и даже растлить молодёжь, наука должна свидетельствовать о высших идеалах, о непреходящих духовных ценностях.
Сегодня в государственных школах самое слабое место - воспитание детей, но продолжают появляться инструкции с предписаниями "запретить в
I школах как религиозное, так и атеистическое воспитание } Если в школе нет ни религиозного, ни атеистического воспитания, тогда там просто никакого воспитания нет.
Без духовного развития и углубления личности, без высоких идеалов служения истине, добру и красоте, человек всё больше закабаляется и становится рабом вещей, им созданных. Для человека, утратившего нравственные ориентиры, всё представляется допустимым и приемлемым - и получившее невиданный, поистине индустриальный размах уничтожение детей в утробе матери, и бездумные эксперименты с наследственностью живых особей, и развращение малолетних, и осквернение всего светлого и чистого.
Народное и религиозное воспитание и образование испытано многовековым опытом народа, засвидетельствованным педагогами, поэтами, писателями и святыми, лучшими людьми земли. Оно сформировало великий народ, создавший могучее государство, великую культуру и литературу, особый неповторимый строй душевной жизни.
Было бы хорошо всем вместе, совместными усилиями глубже уяснить традиционные основы образования и воспитания и возможность их приложения в современных обстоятельствах жизни, попытаться создать концепцию и программу духовного просвещения Таджикистана. Задача образования всегда была одной из важнейших общественных задач.
Актуальность темы обусловлена также потребностями общественной практики, требующей научного осмысления процессов, происходящих в духовной жизни общества. В современных условиях ширится и становится более глубоким интерес граждан к имеющимся в распоряжении общества возможностям духовного возрождения общества. Минувшие годы показали, что теоретическое религиоведение не смогло в достойной мере удовлетворить растущий интерес к его проблематике.
Степень разработанности проблемы.
Научное исследование проблем народной педагогики и системы народного воспитания началось в годы Советской власти (Г.Н.Волков, Я.И.Ханбиков, В.Ф.Афанасьев, Е.Н.Мединский, Н.А.Константинов, В.З.Смирнов, И.Ф.Шабаева). Народная педагогика в традициях Советского Востока, и тем более Центральной Азии, по существу начала исследоваться только несколько десятилетий назад, о чём свидетельствует направленность многих диссертационных работ и других публикаций (А.Ш.Гашимов, А.Ф.Хинтибидзе, В.Х.Арутюнянц, Р.М.Шоров, З.М.Магомедова, Н.Битяева, Т.Таджибаев, И.Оршабаков, К.Камалиева, И.Б.Гуртуева, С.Темурова, А.Тагиев и др.).
Несомненный интерес представляют исследования К.Сецсамбаева, А.Муминова, М.А.Муратовой, Б.Кадырова и других, в которых рассматриваются проблемы использования устного народного творчества казахского и узбекского народов в семейном, патриотическом, нравственном, трудовом воспитании. В книге А.Э. Измайлова в популярной форме рассматриваются просветительские идеи в Средней Азии и народная педагогика.
В бывших национальных республиках СССР встречаются исследования такого характера. В кандидатской диссертации И.Б.Гашимова можно найти некоторые народные педагогические идеи о нравственном воспитании детей школьного возраста.
Характеризуя в целом работы, выполненные в разное время по этнопедагогике, мы должны отметить их важное значение в ликвидации пробела в этнопедагогических исследованиях, а также в решении конкретных задач воспитания определённых возрастных групп школьников в специфической социально-культурной среде и в конкретном национальном пространстве.
Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствует, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего.
Наиболее полно и всесторонне проблему народной педагогики исследовал Г.Н.Волков, автор монографий «Чувашская народная педагогика» и «Этнопедагогика». Труды этого исследователя выходят далеко за пределы региональной чувашской народной педагогики, они сыграли большую роль в формировании концепции народной педагогики вообще, в определении предмета, педагогических основ, методов и средств воспитания, в частности.
Впервые дети как объект народного воспитания рассматриваются в книге В.Ф. Афанасьева, где автор характеризует народные традиции воспитания детей в семье, функции детской среды, взаимоотношения детей и взрослых, особенности воспитания девочек.
Научный интерес к проблеме нравственного воспитания проявил Нуров А. В своей докторской диссертации «Национальные и общечеловеческие ценности и их роль в нравственном воспитании подрастающего поколения», он выявил общие закономерности общечеловеческих нравственных ценностей и на их основе построил педагогическую концепцию воспитательных идей, отраженных в национальных и общечеловеческих нравственных ценностях.
В докторской диссертации Маджидовой Б. «Народные традиции и обычаи как средство формирования нравственных качеств детей в семье» рассмотрен ход становления, развития и особенностей прогрессивных народных традиций и обычаев в таджикской семье в разные исторические периоды, раскрыт механизм передачи передовых традиций и обычаев из поколения в поколение, обоснована органическая связь традиций и обычаев с общими проблемами воспитания нравственности и педагогической культуры родителей, выявлены положительные и отрицательные стороны традиционной, этнопедагогической системы воспитания и тенденции развития, изменение традиций; также рассмотрены повышение педагогической культуры родителей и развитие научной основы педагогики семейного воспитания, т. е предметом её исследования стали народные традиции и обычаи как средство формирования нравственных качеств детей в семье. Что касается образовательного аспекта нравственного воспитания с использованием воспитательной традиции в школе, она не рассматривает, т.е объектом её исследования послужили дети, воспитывающиеся в условиях только полноценной семьи.
В исследовании Раджабова М. «Формирование нравственных качеств личности в «Шахнаме» Фирдоуси» на основе конкретного социологического исследования показана отражение педагогических идей «Шахнаме» Фирдоуси на формирование нравственных качеств личности в образовательной системе суверенного Таджикистана. Показаны формы, методы и приёмы формирования нравственных качеств личности на уроках таджикской литературы и предметах гуманитарного цикла.
Концепцию народной педагогики, в известной мере, дополняет книга Ш.А.Мирзоева, в которой рассматриваются народные словесные методы воспитания, особо выделяется роль родного языка как важнейшего фактора воспитания.
Анализ педагогических идей великих просветителей, учёных, поэтов, педагогов убеждает, что гуманистические народные идеи воспитания широко отражены в их трактатах о воспитании человека. В книге Авиценны «Ва Тадбири манзел», в разделе «Обучение и воспитание детей», много примеров из практики семейного воспитания; в «Памятниках минувших поколений» Бируни речь идёт о традициях разных народов; в «Большой книге музыки» аль-Фараби приводит примеры из народной музыки; в «Книге просветления» и «Книге счастья» Носири Хусрав прославляет труд простых людей; творчество-- -з Абдулло Рудаки полностью перекликается с народным поэтическим творчеством.
Педагогические воззрения классиков таджикско-персидской литературы получили освещение в исследованиях Лутфуллоева М., Арипова М., Рахимзода X., Рахимова Б., Кадырова К.Б., Каримовой И.Х., Шарипова Ф., а отдельные вопросы, педагогические и культурные традиции и обычаи, отражены в работах Сулаймони С., Давлатова М., Юлдашевой М.Р и других таджикских учёных.
Особый интерес представляет ряд трудов и диссертационных работ по исламской педагогике. Это работы Миртурсунова 3., Хусанходжаева И., Сабирова М., Ганиева А., Фаттаева М., Орифи М., Джалиловой Дж., Хайдарова Т., Ходжибекова Э., Назарова А., Пудинаева А., Абдуллаева, которые являются первой попыткой систематизировать мысли видных мусульманских философов, педагогов, писателей о воспитании и образовании.
Плодотворными, отвечающими духу, концепции современной гуманистической школы являются педагогические исследования, посвященные воспитанию подрастающего поколения на традициях, опыте старших поколений, так или иначе затрагивающих вопросы использования и религиозно-культурологических традиций (Юнусова В.Н., Нигматова З.Г., Ханбикова Л.Й., Гатилова А.Ш., Камалова Т.Р., Хайрутдинова А.Г.).
Религиозная культура, являясь многозначным социальным феноменом, естественно, предрасполагает к её изучению с самых разных сторон. Интерес, в частности, может быть связан с изучением определённой конфессии.
В нашем исследовании мы обратились к богатому источнику прогрессивной педагогической мысли, содержащейся в традиции таджикского народа. На наш взгляд, есть ряд моментов, которые остались несправедливо обойдёнными вниманием со стороны педагогов-исследователей, когда-либо обращавшихся к изучению их воспитательных возможностей. В частности, это можно отнести к неизученности опыта работы в религиозных школах, содержащего немало интересного и полезного в плане подходов к воспитанию личности. В связи с этим можно говорить о назревшей необходимости проведения целостного историко-педагогического анализа развития системы воспитания человека на базе нравственного учения Ислама.
Анализируя степень разработанности исследуемой темы, ещё раз отметим, что в современной историко-педагогической науке она ещё не изучена достаточно полно, а в советское время считалось нецелесообразным её изучать, так как существовали идеологические запреты, требовавшие только критического рассмотрения этого опыта. Религия оценивалась только с отрицательной стороны. Традиции, связанные с созданием семьи и семейно-бытовым укладом были отнесены к разряду «пережитков прошлого», поскольку они не соответствовали коммунистическим идеалам.
Сегодня ситуация коренным образом изменилась в сторону большей открытости системы школьного воспитания по отношению к различным видам культуры, в том числе и религиозной, как источнику, способствующему утверждению духовных ценностей в сознании людей. Духовно-нравственный потенциал во многом присущ и исламу. В результате обнаруживается противоречие между возможностями благотворного влияния на духовное развитие детей, заложенными в нравственно-педагогической культуре Ислама, и неподготовленностью школы к их разумному применению в рамках ценностей своей воспитательной системы. Все сказанное позволяет дать следующую формулировку проблемы. Каковы тенденции развития и условия использования прогрессивной мысли, содержащейся в учении ислама, в современной школе? Объективная оценка, понимание истинной ценности воспитательного потенциала ислама потребовали проведения анализа и синтеза педагогических знаний, накопленных к настоящему времени в педагогической науке по данному вопросу.
При всём этом проблема использования духовно-нравственного потенциала народных традиций в учебно-воспитательном процессе современной школы решена только частично. Этим обусловлен выбор темы нашего исследования - "Нравственное воспитание учащихся на традициях таджикского народа".
Цель исследования- выявить пути и средства системного использования прогрессивных народных традиций в учебной и внеклассной работе школы в целях повышения эффективности процесса нравственного воспитания учащихся.
Объектом исследования выступает нравственное развитие учащихся школ на основе воспитательной традиции таджикского народа.
Предметом исследования является влияние целенаправленного и активного использования народных и религиозных традиций на формирование нравственного воспитания школьников.
В соответствии с целью, объектом и предметом были определены следующие задачи исследования: вычленить наиболее актуальные проблемы формирования нравственного воспитания учащихся в общеобразовательных школах; определить степень научной разработанности проблемы формирования духовно-нравственного воспитания учащихся; обосновать ведущие социально-педагогические факторы формирования духовно-нравственного воспитания учащихся; исследовать объективные возможности формирования духовно-нравственного воспитания учащихся; разработать систему воспитательной деятельности, обеспечивающую формирование у учащихся духовно-нравственного воспитания на традициях таджикского народа, и определить пути её осуществления.
Экспериментальная база исследования. Исследованием были охвачены главным образом общеобразовательные школы г. Душанбе, район Рудаки. Выборочные аспекты эксперимента осуществлялись и в других школах республики. Базой сравнительного анализа явились общеобразовательные школы №77 и 78 г.Душанбе.
Исследование охватывает три периода:
Первый период (2000-2002) - сбор материалов, наблюдения, опросы, анкетирование и опытно-экспериментальная работа в школах.
Второй период (2003 - 2004) - определение условий учёбы, воспитания и работы школ, различных учреждений народного образования в связи с осуществлением духовно-нравственного воспитания учащихся.
Третий период (2005 - 2006) - обобщение собранных материалов, их сопоставление, подготовка диссертации, формулировка выводов, рекомендаций, определение научных гипотез.
Изучение истории и теории вопроса, подкрепленное осуществленным нами поисково-констатирующим исследованием, позволило сформулировать рабочую гипотезу исследования, исходящую из того, что нравственное воспитание учащихся станет более результативным и предсказуемым, если школа, семья и общественность будут действовать в одном и том же направлении;
• духовно - нравственное формирование подрастающего поколения невозможно без обеспечения преемственности нравственного опыта, выработанного народом в процессе своего исторического развития;
• использование средств этнопедагогики, тесно связанных с укладом жизни, ценностями психологии народа в учебно-воспитательном процессе школы не только возможно, но необходимо и целесообразно; только системное использование прогрессивных народных традиций в учебной и внеклассной работе может привести к значительному и ожидаемому результату.
Интенсивное возрождение и распространение ислама в Таджикистане требует, чтобы школа формировала у своих воспитанников объективное, непредвзятое отношение к народным традициям и религии и в то же время максимально использовала в своих целях их богатый педагогический потенциал.
Методологической основой исследования стало духовное наследие выдающихся мыслителей таджикского народа; идеи-и взгляды крупнейших российских учёных в области педагогики, аксиологии, культурологи на роль нравственного воспитания учащихся общеобразовательных школ, на необходимость реализации педагогического потенциала этнопедагогики и исламских культурных ценностей. Ценными явились.выдвинутые положения о реформировании системы образования и воспитания, модернизации их содержания с учётом требований суверенного государства и сложившихся на сегодня нравственно-педагогических ценностей. Закон РТ «Об образовании», Закон Республики Таджикистан «О религии и религиозных организациях», Концепции национальной школы Республики Таджикистан, основные положения концепций ведущих исследователей в области нравственного воспитания; принципы единства логического и исторического, системности, культуры прошлого. В диссертации использованы материалы социологических исследований, проведённых кафедрой общей педагогики ТГПУ им. С.Айни.
Цель, задачи и характер исследования предопределили его методику и организацию.
В первую очередь она строилась на разностороннем анализе и синтезе более 1000 документов, научных публикаций и иных объективных материалов, позволивших выявить историко-культурные, социально-педагогические и аксиологические аспекты проблемы.
Исследование базировалось на системе взаимодополняющих методов исторического, социологического и педагогического анализа, среди которых особое место заняли: наблюдения, педагогический эксперимент, интервью, собеседование, анкетирование, опрос и др. Предметом научного анализа было охвачено около 100 занятий у более 40 учителей. Было проанализировано около 200 анкет и собраны результаты индивидуальных экспериментов, внедрены факультативные программы, в содержании которых были материалы по нравственному воспитанию. Существенную роль сыграли участие и личные наблюдения автора за учебной и внеучебной работой; изучение, обобщение и систематизация передового опыта работы учителей общеобразовательных школ. Основным методом послужило многолетнее монографическое исследование проблемы по месту работы автора - в общеобразовательных школах района Рудаки и гимназиях г. Душанбе.
Исследование проводилось с 2004 по 2006 годы. Его основу составил педагогический эксперимент, в процессе которого, по инициативе диссертанта, в ряде школ г. Душанбе и района Рудаки внедрялась система нравственного воспитания, основывающегося на традициях народа и исламских ценностях.
Опытно-экспериментальная работа была подчинена задачам этнопедагогического анализа социальной практики, выявления сущности нравственного воспитания в её взаимосвязи с исламской ценностью.
Опытно-экспериментальная работа включала также внедрение учебных программ, предусматривающих систему нравственного воспитания, способствующую преобразованию знаний о народных традициях и исламских ценностях в жизненную позицию, основанную на национально -культурных ценностях и глубоком уважении ценностей исламской культуры.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования проводились путём выступления автора на заседаниях методического объединения учителей школы, на районных и республиканских семинарах, конференциях, педагогических чтениях. Опубликован ряд статей в центральных научных журналах и в вузовских изданиях.
Существенным фактором апробации результатов исследования стала экспертная оценка и общественное обсуждение статей, монографий и выступлений среди учёных - исламоведов, педагогов и т.д.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:
1) выявлении и систематизации историко-педагогических знаний, созданных в рамках педагогических традиций таджикского народа;
2) традиции таджиков рассматриваются в их органической связи с исламскими ценностями, раскрывается позитивная роль религии в духовно - нравственном становлении личности;
3) обоснована необходимость и определены пути комплексного использования народных традиций в учебном процессе и внеклассной работе школы, а также в совместной работе школы, семьи и общественности. .
Значимость исследования нашла своё отражение в обосновании концепции формирования нравственного воспитания учащихся, которая интегрирует в себе выработанные веками принципы народной педагогики, нравственные начала ислама и феномена взаимодополняющего единства народных традиций и исламских ценностей в нравственном воспитании.
В ходе исследования выявлена органическая взаимосвязь народных традиций и исламских ценностей воспитания, которые унаследовали непреходящие ценности культуры Древнего Востока, ислама, независимости Таджикистана, способные конструктивно влиять на нравственное воспитание учащихся общеобразовательных школ.
Источниковедческую базу диссертации составили: работы мыслителей средневековья и труды современных исследователей; выступления представителей мусульманского духовенства на страницах педагогических и научно-аналитических журналов и газет; тексты священных книг Корана и Сунны; исследования истории общественной мысли таджикского и других народов; многочисленные труды по культуре религии; труды российских и таджикских востоковедов, исламоведов, философов и педагогов. Изучению зарубежных источников-оригиналов способствовало знание автором английского и арабского языков.
Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций по использованию народных традиций в учебно-воспитательном процессе школы для учителей, классных руководителей и организаторов воспитательной работы. Рекомендации могут быть применены в подготовке студентов высших и средних учебных заведений педагогического профиля.
Достоверность и обоснованность научных результатов обусловлены тем, что автор руководствовался научной методологией, свободной от идеологических установок. В работе полностью использованы средства народной педагогики, которые служат фундаментом нравственной культуры, обеспечивающей им известную в истории жизнестойкость. Практические рекомендации проверены и одобрены в общеобразовательных школах.
На защиту выносятся следующие положения:
1 .Нравственное воспитание - это процесс, происходящий под воздействием педагогической деятельности, направленной на формирование духовного мира подрастающего человека. Обращение к истокам культуры своего народа - основа духовно-нравственного воспитания современной личности.
2.Нравственное воспитание учащихся в новых социальных условиях является сложным интегральным процессом, где формирование самосознания развивающейся личности является главным фактором его целостного развития. Определение педагогических условий,' факторов, способствующих духовно-нравственному воспитанию учащихся.
3.Тезис об органическом единстве народных традиций таджиков и исламских ценностей.
4.Научно обоснованные и экспериментально проверенные методические рекомендации по системному использованию народных традиций и традиций ислама в учебно-воспитательном процессе школы и в совместной работе школы, семьи и общественности.
Просмотров: 154 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz