Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 13 » Скачать Опыт работы местных партийных организаций по осуществлению комплексного подхода в идеологической работе. 1976-1980 гг. (По бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
18:33
Скачать Опыт работы местных партийных организаций по осуществлению комплексного подхода в идеологической работе. 1976-1980 гг. (По бесплатно
Опыт работы местных партийных организаций по осуществлению комплексного подхода в идеологической работе. 1976-1980 гг. (По материалам Восточной Сибири)

Диссертация

Автор: Лавыгин, Анатолий Егорович

Название: Опыт работы местных партийных организаций по осуществлению комплексного подхода в идеологической работе. 1976-1980 гг. (По материалам Восточной Сибири)

Справка: Лавыгин, Анатолий Егорович. Опыт работы местных партийных организаций по осуществлению комплексного подхода в идеологической работе. 1976-1980 гг. (По материалам Восточной Сибири) : диссертация кандидата исторических наук : 07.00.01, Иркутск, 1984 222 c. : 61 85-7/583

Объем: 222 стр.

Информация: Иркутск, 1984


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАРТИЙНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА В ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
1 Обеспечение единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания 26
2 Дифференцированный подход в идеологической работе - важнейшее требование комплексного под хода 64
ГЛАВА П ОПЫТ ПАРТИЙНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РУКОВОДСТВА ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ
1 Планирование и координация - важнейшие условия партийного руководства идеологической работой 105
2 Идеологические кадры - главное звено в реализации комплексного подхода к воспитанию 137

Введение:

На всех этапах развития советского общества вопросы идеологической работы занимали особое место в теоретической и практической деятельности Коммунистической партии Советского Союза. Партия исходила и исходит из того, что формирование нового человека как творческой, всесторонне развитой личности является программной целью, важнейшей частью коммунистического созидания. "Развитие сознания масс - отмечал В.И.Ленин - остаётся, как и всегда, базой и главным содержанием всей нашей работы".*
Роль и значение идеологической работы значительно возрастают в процессе совершенствования развитого социализма. Это обуславливается рядом объективных и субъективных факторов: ростом и усложнением задач строительства нового общества; повышением роли партии в решении этих задач; необходимостью утвервдения научного марксистского мировоззрения у все большего числа советских людей; бурным развитием научно-технической революции, вызывающей обновление социально-экономических условий жизни советских людей; вступлением в жизнь новых поколений, несущих новые знания и настроения; ростом сознательности, образования, культуры и информированности трудящихся. Возрастание значения идеологической работы диктуется также усилением противоборства двух социальных систем - социализма и капитализма, обострением идеологической борьбы. Современный империализм начал невиданный в истории виток гонки вооружений, угрожает лагерю социализма ядерной войной, объявил против него "крестовый подход". Империалистическая пропаганда ведет наступление на умы советских людей, стремится с помощью изощренных методов и современных технических средств "отравить" их сознание. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.13.с.376.
• 4 размыть" социализм изнутри.
Разного рода "советологи", "марксологи", "лениноведы" пытаются извратить марксизм-ленинизм, очернить исторический опыт КПСС, фальсифицировать руководящую роль партии в советском обществе. Буржуазные апологеты все чаще обращают свои взоры к новым теориям и концепциям, стараются придать им видимость научности и респектабельности. В 60-е годы Д.Гэлбрейтом, Д.Беллом, С.Липсетом и другими буржуазными теоретиками была провозглашена теория "деиде-ологизации", заключающаяся в том, что в период бурного развития научно-технической революции якобы отмирает всякая идеология, в том числе и марксистско-ленинская. В 70-х годах на свет появилась теория "реидеологизации", суть которой заключалась в наращивании идеологических усилий в борьбе с передовым общественным строем, нейтрализации марксизма-ленинизма.
Советологи" А.Кэлин, М.Дюверже, А.Мейер, С.Уайт и другие стремятся опровергнуть марксизм-ленинизм, упрекают его в "догматизме" и "застое". Одновременно буржуазные фальсификаторы пытаются опорочить идейно-теоретическую и практическую деятельность КПСС в деле воспитания нового человека, обвиняют партию в "коммунистическом гегемонизме", "идеологическом принуждении", насильственном "обращении масс в веру коммунистов", принижают ее роль в построении нового общества.* Так, С.Уайт утвервдает, что "новый советский человек" не существует. Советские граждане остаются Кортунов В.В. Идеология и политика. - М., 1974, с.166-177; Малов Ю.К. Критика буржуазных фальсификаторов марксистско-ленинского учения о руководящей роли коммунистической партии в социалистическом обществе. -М., 1983, с. 185-226; Петренко Ф.Ф. Критика современных фальсификаторов роли марксистско-ленинской партии в строительстве социализма и коммунизма. -Вопросы истории КПСС, 1977, № 7, с. 77-89. главным образом продуктом своего специфического исторического опыта, а не марксистско-ленинского идеологического воспитания?^
Порочность этих теорий и концепций состоит в том, что их авторы игнорируют революционно-преобразующую роль марксизма-ленинизма, его партийность и истиность, не признают руководящей роли Коммунистической партии, в том числе в идеологической сфере. Они не хотят замечать приверженность советских людей к идеям марксизма-ленинизма, их высокую трудовую и общественно-политическую активность. Еще В.И.Ленин отмечал, что в условиях социализма массы берут в свои руки политику, то есть дело строительства нового р общества". Несостоятельность буржуазных концепций опровергается конкретной революционной практикой нашей партии, возрастающими масштабами социалистического строительства, историческими действиями трудящихся масс, превратившими гениальные предсказания основоположников научного коммунизма в действительность.
Указанные выше факторы побуждают партию постоянно совершенствовать идеологический процесс. Реальный социализм выдвигает новые задачи по усилению роли идеологической работы в жизни советского общества, повышению ее эффективности.
На ХХУ съезде КПСС отмечалось, что практика партийных организаций подсказывает путь, следуя которому можно добиться повышения эффективности идеологической работы. "Это - комплексный подход к постановке всего дела воспитания, то есть обеспечение тесного единства идейно-политического,трудового и нравственного воспитания, т
Цит.по кн.: Малов Ю.К. Критика буржуазных фальсификаторов марксистско-ленинского учения о руководящей роли коммунистической партии в социалистическом обществе - М., 1983, с.224. о
Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.42, с.368. с учетом особенностей различных групп трудящихся.Постановление ЦК КПСС п0 дальнейшем улучшении идеологиче осой, политико-воспитательной работы" (1979 г.) определило основные пути и средства 2 реализации комплексного подхода.
ХХУ1 съезд КПСС поставил очередную задачу - осуществить на основе комплексного подхода перестройку идеологической работы, добиться, чтобы ее содержание стало более актуальным, а формы ра3 боты отвечали потребностям и запросам советских людей.
Конкретизируя и развивая решения съезда, июньский (1963 г.) Пленум ЦК КПСС выдвинул положение о том, что "идеологическая работа все больше выдвигается на первый план", определил необходимость "теснее связывать идеологическую работу с борьбой за выполнение ключевых народнохозяйственных и социально-политических задач", подчеркнул, что "формирование нового человека - не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства". Анализируя проблемы и трудности нашего развития, Пленум указал на недостатки в воспитательной деятельности партийных организаций. В частности отмечалось, что одна из основных причин отставания Иркутской и некоторых других областей в развитии экономики-это "недооценка идейно-воспитательной работы в трудовых коллективах, просчеты в подборе, расстановке и воспитании кадров".^
1 ХХУ съезд Коммунистической партии Советского Союза; Стенографический отчет, т. - М., 1976, т.1, с. 100. о
КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференции и Пленумов ЦК (далее: КПСС в резолюциях и решениях.) т.13. - М., 1981, с.352-368. з
См.: ХХУ1 съезд Коммунистической партии Советского Союза; Стенографический отчет. - М., 1981, т.1, с.94. Пленум Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 года; Стенографический отчет. - М., 1983, с. 6Д7, III.
Эти обстоятельства усиливают актуальность проблемы и обуславливают выбор темы нашего исследования.
Постановка ХХУ съездом КПСС задачи осуществления комплексного подхода к воспитанию усилила внимание к этой проблеме научных и партийных работников.
Анализируя состояние историографии по избранной нами теме исследования, следует отметить, что изучению различных аспектов комплексного подхода к воспитанию посвящено значительное число книг, монографий, статей, брошюр и других научных работ.
В своем исследовании автор опирался на труды философов В.Г.Афанасьева, Г.Т.Журавлева, В.Г.Байковой, П.В.Позднякова, Ю.Поройкова, Г.Л.Смирнова, Ж.Т.Тощенко, И.Д.Троценко, в которых рассматриваются общетеоретические и методологические аспекты комплексного подхода.^
Комплексный подход - отмечает Г.Л.Смирнов - это наиболее адекватное современному периоду средство совершенствования воспи
1 Вопросы теории и методов идеологической работы. Вы. I-I3. -М., I972-I98I; Вопросы теории и практики идеологической работы. Вып.14. - М., 1983. р
Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. - М., 1973; он же, Некоторые вопросы управления идеологической сферой деятельности.- Партийная жизнь,1978,№ 7,с.17-24; Журавлев Г.Т. Социальная информация и управление идеологическим процессом.-М.,1973; Байкова В.Г. Идеологическая работа КПСС в условиях развитого социализма.-М. ,1977; Поздняков П.В.Некоторые теоретические вопросы партийного руководства идейно-воспитательной работой.-Вопросы истории КПСС,1977,№ 8; Поройков Ю. Комплексность как принцип познания и действия.-Молодой коммунист,1979,№ 9,10,11; Смирнов Г.Л.ХХУ съезд КПСС о комплексном подходе к воспитанию.-В кн. :Воспитанию - комплексный подход.-М. ,1979; Тощенко Ж.К.Комп-лексный подход в воспитательной работе.-М.,1979; он же,Партийное руководство коммунистическим воспитанием трудящихся: опыт, преемственность.-Вопросы истории КПСС,1980,№6,с.27-39; Троцен-ко И.Д. Некоторые вопросы комплексного подхода к постановке идеологической,политико-воспитательной работы.-Вопросы истории КПСС, 1980, №3, с19-33. тательной практики, методологическая база деятельности по формирование всесторонне развитой личности.И.Д.Троценко подчеркивает необходимость осуществления всесторонности и непрерывности в р воспитательном процессе. В.А.Афанасьев и П.6.Поздняков нардцу с координацией и планированием выделяют другие составляющие руководства идеологической сферой: принятие решений; контроль и проверка исполнения; сбор, анализ, хранение и использование информации; работа с идеологическими кадрами; подведение итогов рабо3 ты и оценка эффективности.
В работах этих и других ученых на основе марксистско-ленинского анализа обоснованы основные требования комплексного подхода: комплексное изучение объекта воспитания; обеспечение единства целей и направлений воспитательного воздействия (идейно-политического, трудового и нравственного); дифференцированный подход к работе с различными группами трудящихся; обеспечение единства технико-экономических, организационных, идеологических и других факторов; перспективное комплексное планирование и координация всех средств воспитания; сочетание просвещения и обучения с включением всех людей в социальную практику; проверка результативности и оценка эффективности воспитательной работы. Воспитанию - комплексный подход. - М., 1979, с. II. р
Троценко И.Д. Некоторые вопросы комплексного подхода к постановке идеологической, политико-воспитательной работы. - Вопросы истории КПСС, 1980, № 3, с. 32. о
Афанасьев В. Некоторые вопросы управления идеологической сферой деятельности.- Партийная жизнь, 1978, № 7, с.21; Поздняков П.В. Некоторые теоретические вопросы партийного руководства идейно-воспитательной работой. - Вопросы истории КПСС, 1977, * 8, с. 39.
В работах М.Ф.Ненашева, М.В.Грамова, В.Г.Иванова, В.П.Поля-ничко, М.А.Семичаевского оодержится анализ историко-партийного аспекта кошшексного подхода.* Авторы подчеркивают, что комплексный подход ввдвинут практикой партийной работы и для его осуществления в нашей стране имеются необходимые предпосылки: возрастающий уровень материального и культурного благосостояния советских людей; наличие развитой материально-технической базы идеологической работы; достижения общественных наук в области коммунистического воспитания; наличие богатого и многообразного опыта КПСЮ и братских партий, в том числе по социально-экономическому и перспективному комплексному планированию идеологической работы; наличие подготовленных идеологических кадров. На многочисленных примерах эти авторы показывают организаторскую деятельность КПСС по внедрению комплексного подхода в идеологическую практику.
В последние годы вышло немало работ, посвященных рассмотрению различных аспектов идеологической деятельности: идейно-поли Ненашев М.Ф. Эффективность идейно-воспитательной работы. - М., 1974; он же, Идейно-воспитательная работа КПСС. - М., 1980; Грамов U.B. Некоторые вопросы комплексного подхода в идеологической работе. - В кн.: Комплексный подход в идеологической работе. Стиль и методы. - М., 1976; Иванов В.Г. Комплексный подход к воспитанию. - М., 1978; Поляничко В.П. Коммунистическому воспитанию - комплексный подход. - Челябинск, 1978; Семичаевс-кий М.А. Идейно-воспитательная работа КПСС: комплексный подход. - М., 1979.
I 2 тического воспитания, планирования и координации, руководства идеологической сферой. Подробная систематизация общесоюзной литературы по проблемам комплексного подхода приведена в рекомендательных библиографических указателях, выпущенных в 1979 и 1983 4 годах.
Усилилось внимание обществоведов, партийных работников к вопросам совершенствования идеологической работы на этапе развитого социализма и в Восточно-Сибирском регионе. Это нашло отражение в очерках истории краевой и областных парторганизаций.^ Однако, опыт парторганизаций по осуществлению комплексного подхода в 1976-1980 годы отражен только в очерках истории Красноярской краевой партийной организации.
1 Политическое образование: система, методика, методология.- М., 1976; Поздняков П.В. Системные свойства лекционной пропаганды.-М., 1977; Устная политическая агитация в трудовом коллектив. -М., 1979. р
Лучинский П.К. Перспективное планирование идеологической работы. -М.,1975; Троценко И.Д. Воспитание и управление. Координация идеологической работы.-М.,1978; Захаров В.Г. Планирование идеологической работы.-М., 1980; Морозов Б.М., Фадеев В.Б., Шинка-ренко В.В. Планирование идеологической работы.- М., 1980. 3
Научные основы партийного руководства идеологической работой.-М., 1983; Организация идеологической работы.- М., 1984. Идеологическая, политико-воспитательная работа КПСС. Рек.библи-огр.указ.- М., 1979; Идейно-воспитательная работа: комплексный подход. Рек.библиогр.указ.- М., 1983.
Очерки истории Бурятской организации КПСС. - Улан-Удэ, 1970; Очерки истории Тувинской организации КПСС.- Кызыл, 1975; Очерки истории Читинской организации КПСС. - Иркутск-Чита, 1975; Очерки истории Ир1сутской организации КПСС. ч.2, кн.2 (1946 -1975 гг.).- Иркутск, 1977; Очерки истории Красноярской краевой организации КПСС (1985-1980 гг.).- Красноярск, 1982.
Проблемы совершенствования идеологической работы партийных организаций освещены в сборниках научных трудов, изданных в Иркутске под редакцией Б.С.Санжиева, М.И.Капустина, А.Н.Зыкова, но большинство исследований относится к периодам восьмой и девятой пятилеток.*
Более полно опыт, накопленный в Восточной Сибири по внедрению комплексного подхода в идеологическую практику после ХХУ съезда КПСС, представлен в сборниках, изданных по итогам научно-практических конференций, состоявшихся в Улан-Удэ, Красноярске, Кызы
2 3 ле, а также книгах, выпущенных книжными издательствами региона.
В данных изданиях раскрыта деятельность парторганизаций по совершенствованию идейно-политического, трудового, нравственного воспитания, планирования и координации,работы по месту жительства. Организационная и идейно-воспитательная работа партийных организаций Восточной Сибири в условиях развитого социализма. - Иркутск, 1977; Руководство формированием и воспитанием трудовых коллективов. - Иркутск, 1979; Деятельность партийных организаций Восточной Сибири по коммунистическому воспитанию молодежи.-Иркутск, 1981; Деятельность партийных организаций Восточной Сибири по развитию социалистического соревнования в период развитого социализма. - Иркутск, 1982. р
ХХУ съезд КПСС о повышении эффективности идеологической работы в современных условиях. - Улан-Удэ, 1976; Слово партии вдохновляет. - Красноярск, 1979; Вопросы нравственного воспитания трудящихся. - Кызыл, 1979. о
Сплав знаний, убеждений и действия. - Иркутск, 1977; Адреса передового опыта идеологической работы. - Иркутск, 1978; Батомун-куев В.Г. Трудовой коллектив - воспитатель. - Улан-Удэ, 1979; Брянский И.И. Родник инициативы и творчества. - Иркутск, 1981; Красноярский миллиард. - Красноярск, 1981; Единство хозяйствования и воспитания. - Иркутск, 1982.
Вопросы совершенствования идеологической работы на этапе развитого социализма рассматриваются в ряде докторских и кандидатских диссертаций. Методологические аспекты комплексного подхода отражены в докторской диссертации В.Г.Байковой.* Автор рассматривает идеологическую работу как диалектическое единство тесно взаимодействующих видов и направлений идеологической деятельности, ее средств, форм и методов, раскрывает ее сущность, роль и место в деятельности КПСС по руководству процессом коммунистического строительства. В диссертации всесторонне обосновывается необходимость осуществления комплексного подхода, выявляются внутренние взаимосвязи составных компонентов системы идеологической работы, способствующие усилению эффективности каждого из них и совокупного идеологического воздействия.
Философское осмысление вопросов перспективного планирования в обеспечении комплексного планирования содержится в кандио датской диссертации Т.Ф.Яковлевой.
В историко-партийном плане наибольший интерес представляют докторские диссертации Л.Н.Пономарева и М.Ф.Ненашева.
Опыт работы партии по осуществлению комплексного подхода 3 объемно освещен в докторской диссертации Л.Н.Пономарева. На основе марксистско-ленинского анализа в ней обоснованы актуальность, сущность, условия осуществления комплексного подхода к воспитанию, показаны принципы реализации комплексного подхода: партий* Байкова В.Г. Система идеологической деятельности КПСС в условиях развитого социализма. - Дис. д-ра фил.наук. - М.,1977. о
Яковлева Т.Ф. Роль перспективного планирования идеологической работы в обеспечении комплексного подхода к воспитанию. Дис. кавд.фил.наук. - М., 1979.
3 Пономарев Л.Н. Опыт КПСС по осуществлению комплексного подхода в политико-воспитательной работе в современных условиях.- Дис. д-ра ист.наук. - М., 1980. ность, системность, научность, непрерывность, ввделение основного звена, единство содержания и форм воспитания, дифференцированный подход* На многочисленных примерах автором раскрывается богатый опыт КПСС по обеспечению единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, совершенствованию планирования и координации.
Важное значение имеет диссертационная работа М.Ф.Ненашева*. В ней рассмотрены особенности идейно-воспитательной работы на современном этапе, роль и значение комплексного подхода, исследованы насущные вопросы повышения ее эффективности. Значительное внимание уделено автором проблемам совершенствования пропаганды и агитации, индивидуальной работы, улучшения планирования, учета и контроля, координации идеологической деятельности, подбора и воспитания идеологических кадров.
За последние годы защищен рад диссертаций в Восточно-Сибирском регионе по проблемам совершенствования идеологической работы на этапе развитого социализма. Так, в диссертациях Л.Е.Зиминой, В.П.Иванова, И.М.Корчажинской рассмотрены различные аспекты этой проблемы.^ Ненашев М.Ф. Деятельность КПСС по повышению эффективности идейно-воспитательной работы в условиях развитого социализма: Автореферат дис. д-ра ист.наук. - М., 1978. р
Зимина Л.Е. Руководство партийных организаций Восточной Сибири идейно-политическим воспитанием инженерно-технических работников (1966-1970 гг.) - Дис. канд.ист.наук - Иркутск, 1980; Иванов В.П. Марксистско-ленинское образование коммунистов и беспартийного актива Восточной Сибири между ХХШ и ХХУ съездами КПСС. - Дис. канд. ист.наук - Иркутск, 1983; Корчажинс -кая И.М. Партийное руководство движением наставников молодежи на предприятиях промышленности, строительства, транспорта и связи Восточной Сибири в период между ХХ1У и ХХУ1 съездами
Представляет интерес кандидатская диссертация Ю.А.Петруши-на.* Автор проанализировал развитие ленинских принципов идеологической работы в документах партии с 1961 по 1975 гг., подчеркнул роль ученых и партийных организаций в их творческом обогащении. Используя богатый фактический материал, автор с позиций комплексного подхода обобщил опыт парторганизаций Восточной Сибири по осуществлению ленинских принципов идеологической работы в организации политического просвещения, лекционной пропаганды, политической агитации, средств массовой информации.
Среди исследований по материалам Восточной Сибири более близр кой к интересующей нас теме является диссертация С.Г.Емельянова. Автор на материалах девятой пятилетки обобщил опыт парторганизаций Восточной Сибири по идейно-политическому, трудовому и нравственному воспитанию участников социалистического соревнования.Од -нако диссертант не исследовал реализацию таких требований комплексного подхода, как учет особенностей различных групп трудящихся, координация, обеспечение единства технико-экономических,организационных и идеологических факторов, что несколько обедняет содержание работы. Но это не умаляет значимость диссертации, поскольку в девятой пятилетке необходимость осуществления комплексного подхода не ставилась так остро, как в последующей.
Историографический анализ позволил сделать вывод, что проб
КПСС. -Дис. каед.ист.наук. - Иркутск, 1983. Петрушш Ю.А. Развитие ленинских принципов идеологической работы в решениях КПСС и их осуществление в партийных организациях Восточной Сибири в условиях развитого социализма. Дис. канд.ист.наук. - Иркутск,1980.
Емельянов С.Г.Партийное руководство обеспечением комплексного подхода к воспитанию в организации социалистического соревнования (I97I-I975 гг.).-Дис.канд.ист.наук.-Иркутск, 1980. лема повышения эффективности идеологической работы получила определенное отражение в научных исследованиях. В опубликованных работах разработана методология комплексного подхода, освещен опыт КПСС по дальнейшему развитию направлений воспитания, усилению работы с различными категориями трудящихся, совершенствованию планирования идеологической деятельности и координации усилий партийных, советских, общественных организаций.
Но если сделаны успешные попытки обобщить деятельность КПСС по осуществлению комплексного подхода в масштабах страны, то в отдельных регионах, в частности в Восточной Сибири, опыт местных партийных организаций изучен еще недостаточно. Интересным представляется замечание Л.Н.Пономарева о характере публикаций по теме нашего исследования. "Следует отметить, - пишет он - что часть публикаций носит в основном методологический характер и недостаточно раскрывает практику политико-воспитательной работы. Во многих работах слабо раскрыты формы и методы партийного руководства воспитательным процессом, преобладает описательность воспитательных мероприятий и не раскрывается механизм реализации этих мероприятий. Значительная часть предлагаемых рекомендаций не обосновывается данными практики".*
Необходимо также отметить, что постановление ЦК КПСС п0 дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" (1979 г.), которое расценивается как документ долговременного действия, указало на необходимость усиления разработки актуальных проблем марксистско-ленинской теории, вопросов идеологической работы. Среди этих проблем обозначены следующие: идеоло Пономарев Л.Н. Опыт КПСС по осуществлению комплексного подхода в политико-воспитательной работе в современных условиях. Дис. д-ра ист.наук.-М., 1980, с. II. гическая деятельность КПСС в условиях развитого социализма; пути повышения эффективности и качества идеологической работы; формирование марксистско-ленинского мировоззрения различных груш трудящихся; методология комплексного подхода к постановке всего дела воспитания. "Основная задача исследований - отмечается в постановлении - глубокий анализ духовной жизни общества, выработка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию политико-воспитательной деятельности."*
Эти обстоятельства и определили тему избранного нами исследования, подчеркивают ее актуальность и значимость.
Хронологические рамки диссертации охватывают 1976-1980 годы. Именно в этот период, после ХХУ съезда КПСС, партия уделила значительное внимание комплексное подходу, его теоретическому осмыслению и внедрению в практику работы.
Объектом исследования избраны партийные организации Восточно-Сибирского региона. Восточная Сибирь (Красноярский край, Бурятская и Тувинская АССР, Иркутская и Читинская области) является одним из крупных и перспективных районов СССР, развитию которого партия и правительство уделяют пристальное внимание. Территория региона занимает пятую часть площади Советского Союза, ее недра располагают несметными природными богатствами. Последние десятилетия экономика Восточной Сибири развивается бурными темпами, здесь строятся десятки важнейших народнохозяйственных объектов. Решениями ХХУ съезда КПСС в регионе было предусмотрено строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, которая проходит по территории Иркутской и Читинской областей, Бурят КПСС в резолюциях и решениях. т.13, с.364. ской АССР, формирование Братско-Усть-Илимского и Саянского терпроизводственных риториально- комплексов, создание Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса, строительство Усть-Илимской, Саяно-Щушенской, Богучанской гидроэлектростанций, сооружение объекта СЭВ - Усть-Илиыского целлюлозного завода, Саянского алюминиевого завода, комплекса электротехнических заводов в Минусинске, Абаканского вагоностроительного завода и десятков других объектов.*
Бурное развитие экономики Восточной Сибири вызвало приток большого количества людей, особенно молодых, из других регионов страны, формирование новых трудовых коллективов. Отставание в развитии социальной базы молодых городов, имевшийся дефицит и текучесть кадров, а также другие причины требовали от партийных организаций повышения эффективности идеологической работы. В воспитательной деятельности парторганизации опирались на общесоюзный опыт КПСС. Вместе с тем, в работе партийных организаций Восточной Сибири имелись некоторые специфические особенности, обусловленные исторически сложившимися традициями и вновь возникающими условиями. На стройках региона центральное место занимали работа с молодежью, вопросы интернационализма, воспитания трудящихся в духе дружбы народов СССР и стран социалистического содружества. Особо это проявилось на строительстве Усть-Илимского целлюлозного завода, в сооружении которого принимали непосредственное участие молодые строители стран СЭВ. В национальных автономиях региона имелся специфический опыт в работе по месту жительства, а также с отдельными категориями трудящихся - женщинами, скотоводами, работавшими на отгонных пастбищах. ХХУ съезд Коммунистической партии Советского Союза: Стенографический отчет. - М., 1976, т.2, с. 295.
Учитывая перспективность использования комплексного подхода в идеологической практике, а также недостаточную разработку этой проблемы в историко-партийном плане, дальнейшее исследование в этом направлении имеет как научное,так и практическое значение.
Не претендуя на исчерпывающее исследование проблемы, автор ставит своей целью обобщить опыт партийных организаций Восточной Сибири в годы десятой пятилетки по осуществлению комплексного подхода, выявить новые формы и средства, способствовавшие повышению эффективности идеологической деятельности.
Учитывая сложность и многогранность проблемы, в исследовании ставятся следующие задачи:
• обобщить опыт парторганизаций по обеспечению единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, использованию форм работы, с помощью которых достигалось это единство;
• исследовать вопросы дифференцированного подхода в работе с различными группами трудящихся, выявить специфические формы и средства в организации воспитательного процесса по месту жительства;
• проанализировать деятельность партийных организаций по совершенствованию планирования и координации воспитательной дея -тельности, улучшению работы с идеологическими кадрами.
Научная новизна и практическая значимость работы заключается в том, что предпринята попытка глубже исследовать и обобщить опыт парторганизаций Восточной Сибири по выполнению установок ХХУ съезда КПСС об осуществлении комплексного подхода в воспитательной работе в 1976-1980 годы. На основе новых материалов, архивных источников, в основном впервые введенных в научный оборот, опубликованной литературы и с позиций требований современности, автор стремился проанализировать деятельность парторганизаций по поиску и внедрению новых, эффективных форм идеологической работы, отвечающих требованиям комплексного подхода. В диссертации исследуются вопросы, получившие недостаточное освещение в общесоюзной литературе, а именно: механизм обеспечения единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания; дифференцированный подход в воспитательной работе по месту жительства, координация применяемых форм, методов и средств работы. В исследовании нашел отражение также специфический опыт партийных организаций, обусловленный экономическими, социально-демографическими, национальными и другими особенностями Восточно-Сибирского региона.
Изучение и обобщение опыта, накопленного в период между ХХУ и ХХУ1 съездами КПСС, позволяет выяснить пути и средства, используемые КПСС и ее местными партийными организациями по совершенствованию идеологической работы на основе комплексного подхода, повышению ее эффективности. Фактический материал, выводы и предложения исследования партийные и идеологические работники могут использовать в современной практике. В работе содержится анализ интересных форм идеологической деятельности, актуальность применения которых не потеряла своей остроты. Материалы диссертации могут применяться в лекционной и учебной работе лекторами партийных комитетов и общества "Знание", преподавателями и слушателями университетов марксизма-ленинизма, истории КПСС и партийного строительства.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили произведения классиков марксизма-ленинизма, решения партийных съездов, Пленумов ЦК КПСС, постановления партии и правительства, труды видных деятелей Коммунистической партии и Советского правительства.
К.Маркс и Ф.Энгельс на основе открытых ими законов общественного развития определили сущность человека, вскрыли социальную природу воспитания и ее классово-исторический характер. К.Маркс рассматривал сущность человека как "совокупность всех общественных отношений!'* Он отмечал, что "люди- суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть р продукты иных обстоятельств и измененного воспитания." Основоположники научного коммунизма обосновали цель коммунистического воспитания - всестороннее развитие личности, "развитие богатства человеческой природы!1. Достижение этой цели К.Маркс и Ф.Энгельс связывали с уничтожением эксплуатации, старого разделения труда, с гармоничным развитием духовных и физических способностей человека, соединением политехнического образования с производительным трудом.
В.И.Ленин, творчески развивая идеи К.Маркса и Ф.Энгельса, в новых исторических условиях научно обосновал сущность, содержание, принципы и методы идеологической работы партии. В работах "Что делать?", "Очередные задачи Советской власти", "Великий почин", "Новая экономическая политика и задачи политпросветов"^ и других В.И.Лениным были намечены основные направления реологической работы. В раде ленинских работ нашло отражение и дальнейшее развитие идей К.Маркса и Ф.Энгельса о всестороннем совершенствовании личности, о превращении воспитания в средство "свобод* Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.З, с.З. ^ Там же, с.2. 3 Там же, т.26, ч.2, с.123. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.6, с.1-192; т.36, с.165-208, т.39, с.1-29; т.44, с.155-175.
• 22 ного всестороннего развития всех членов общества".*
Коммунистическая партия, следуя установкам основоположников марксизма-ленинизма, развила идеи всестороннего формирования личности в Программе КПСС, Конституции СССР, решениях ХХ1У-ХХУ1 съездов партии, июньского (1983 г.), февральского и апрельского (1984 г.) Пленумов, постановлениях ЦК КПСС. Важнейшие теоретические и методологические указания по осуществлению комплексного подхода содержатся в постановлениях ЦК КПСС по: работе с идеологическими кадрами (1974 г.), партийной учебе (1976 г.), средствам массовой информации и пропаганде (1977 г.), устной политической агитации (1977 г.), лекционной пропаганде (1978 г.), экономическому образованию (1978 г.), самодеятельному художественному творчеству (1978 г.). Наиболее полно пути реализации комплексного подхода раскрыты в постановлениях ЦК КПСС: "Об осуществлении Орс-ким горкомом КПСС комплексного решения вопросов идейно-воспитательной работы" (1977 г.) и "О дальнейшем улучшении идеологичеср кой, политико-воспитательной работы (1979 г.).
Важное значение в теоретическом осмыслении проблемы имеют труды и выступления руководителей Коммунистической партии и Советского правительства т.т.К.У.Черненко, Ю.В.Андропова, Л.И.Брежнева, Г.А.Алиева, В.В.Гришина, Д.А.Кунаева, Б.Н.Пономарева, М.А.
1 Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.6, с.6, с.232. р л КПСС в резолюциях и решениях. т.II, с.445-452; т.12, с.289-293, 408-411; 447-453; 514-518; т.13, с.34-38; 62- 66, 222226, 352-368.
Суслова, В. В.Щербицкого.* В этих трудах подчеркивается, что на этапе развитого социализма углубляется взаимосвязь экономической, социально-политической и духовной сфер общественной жизни, создаются благоприятные условия для комплексного решения задач коммунистического воспитания.
Источниковую базу диссертации составили произведения классиков марксизма-ленинизма, документы Коммунистической партии и Советского правительства, труды и выступления партийных и государственных деятелей, документы партийных и текущих архивов, материалы периодической печати.
Следует отметить, что документы отдельных партийных комитетов, в частности Тувы, недостаточно отражают многообразие различных аспектов комплексного подхода к воспитанию. Наиболее слабо отражены в документах партийных архивов вопросы работы с различными категориями трудящихся, планирования и координации.
Важным видом источников стали материалы периодической печати - центральные и местные газеты и журналы, литература, выпущенная местными книжными издательствами, некоторые информационные и методические издания.
Исследуя документы партийных архивов и другие материалы, автор стремился к выявлению и сопоставлению тех фактов, которые наиболее полно отражали деятельность парторганизаций Восточной Сибири по совершенствованию идеологической деятельности, выявлению новых форм работы, появившихся в десятой пятилетке и сохраняющих актуальное значение в современной практике.
Автор широко использовал личные беседы с работниками краевого, областных, городских, районных комитетов КПСС, идеологическим активом. Изучению избранной темы диссертанту помог опыт освобожденной комсомольской и партийной работы в качестве секретаря Иркутского обкома ВЛКСМ, секретаря Черемховского райкома КПСС Иркутской области, лектора Иркутского обкома партии.
Таким образом, в результате изучения методологии проблемы, произведений классиков марксизма-ленинизма, основополагающих документов КПСС, трудов руководителей партии, многочисленных источников и литературы нами предпринята попытка проанализировать опыт партийных организаций Восточной Сибири по повышению эффективности идеологической работы на основе комплексного подхода, содержание которого излагается в двух последующих главах.
Просмотров: 255 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz