Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 18 » Скачать Освоение стихосложения А.С. Пушкина в эстетическом развитии учащихся 6-7 классов. Хрунова, Юлия Алексеевна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
22:29
Скачать Освоение стихосложения А.С. Пушкина в эстетическом развитии учащихся 6-7 классов. Хрунова, Юлия Алексеевна бесплатно
Освоение стихосложения А.С. Пушкина в эстетическом развитии учащихся 6-7 классов

Диссертация

Автор: Хрунова, Юлия Алексеевна

Название: Освоение стихосложения А.С. Пушкина в эстетическом развитии учащихся 6-7 классов

Справка: Хрунова, Юлия Алексеевна. Освоение стихосложения А.С. Пушкина в эстетическом развитии учащихся 6-7 классов : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 Москва, 2006 244 c. : 61 07-13/1198

Объем: 244 стр.

Информация: Москва, 2006


Содержание:

Введение
Глава
I Словесно ритмические основы пушкинского стиха
11 Особенности пушкинской просодии
12 АС Пушкин реформатор русского стиха
Выводы
Глава
IIЛитературно-методические основы изучения пушкинского стихосложения в 6-7 классах средней школы
21 Структура стиха и методика его изучения в школестр
22 Восприятие стиха: возрастные и индивидуальные особенности психологического развития подростков
23 Целостное восприятие поэтического текста учащимися 6-7 классов
24 Анализ результатов констатируюш,его эксперимента и задачи формирующего эксперимента
Выводы
Глава
IIIОпытно-экспериментальная работа: изучение стихотворных произведений АС Пушкина в 6-7 классах средней школы
31 Экспериментальное обучение на примере баллады «Песнь о вещем Олеге», стихотворения «Зимнее утро» и отрывка из поэмы «Полтава»
32Результаты формирующего эксперимента
Заключение
Список использованной литературы

Введение:

Общая характеристика работы. Актуальность исследования. Состояние современного российского общества школой сложнейшую задачу формирования ставит перед духовной культуры подрастающего поколения, являющуюся залогом гуманистического будущего страны. Изучение творческого наследия А. Пушкина творца новой русской литературы, оказавшего решающее влияние на все области искусства, философской и общественной мысли России, поэтапророка, центральной фигуры русской культуры, имеет огромное значение в становлении личности юных граждан нашего Отечества. Всенародные празднества, посвященные 200-летию А.С. Пушкина, показали непреходящую народную любовь к великому национальному поэту. Знакомство с красивым, ясным, мудрым, универсальным языком его поэзии расширяет духовные сферы ребенка, дает ощущение многогранности, многозначности, многоплановости и в то же время цельности мира. Проникновение в художественный Пущкина, в котором можно наблюдать мир произведений традиций освоение предшествующих мировых культур и их развитие, дает учащимся осознанные представления о сути нравственных ценностей, формирует и развивает гуманный их культурную память. Погружаясь школьник в неисчерпаемый, начинает мыслить мир пушкинской поэзии, самостоятельно, тем самым формируя свою личность, приобретает гармоничное способным представление анализировать об окружающем свои поступки мире в и становится с соответствии общечеловеческими ценностями, которые являются определяющими в формировании человека будущего времени. Вот почему поэзия Пушкина надёжная спутница на пути развития духовности личности. А духовность это часть целостной культуры, и от состояния и развития культуры личности зависит и состояние развития культуры народа и страны в целом. Для постижения уникального богатства Пушкина, осознания его главной заслуги (Выработка естественной и поэтической мысли в области версификации стиховой системы, гармоничной соответствуюш,ей содержательным параметрам его поэтического стиля, канонизация ее как эталонной для дальнейшего развития отечественной поэзии) необходимо последовательное изучение специфики стихотворной речи. Овладение основами пушкинской ритмики и метрики позволит учащимся почувствовать красоту, выразительность поэтической произведений. В реальной школьной практике часто можно наблюдать явление: знания учащихся в области теории поэзии, в области отечественного стихосложения не имеют законченного системного характера. Не только ученики средних классов, но и старшеклассники не имеют представление о системах стихосложения, затрудняются в определении размеров и т. д. Выбирая тему как для обычного школьного сочинения, так и для экзаменационного, предполагается учащиеся стараются анализ избегать тех тем, где речи, художественное своеобразие его стихотворных подробный стихотворного произведения. Аналогично поступают и абитуриенты. Даже для детей, участвующих в районных и областных олимпиадах по литературе, задание, где требуется анализ стихотворного текста или ответ на вопрос по стихосложению, является наиболее сложным. В настоящее время постепенно возрастает внимание методической науки и школы к изучению основ стихотворной речи. Однако нельзя сказать, что решены все содержательные, идейнохудожественные и собственно теоретико-стиховые проблемы освоения пушкинской речи, У учащихся не пробуждается живого интереса к анализу стиха, отчего сильно страдает их литературное образование. Проблема исследования. Перед современным выработать литературным образованием стоит задача успешное систему форм и методов, обеспечивающих изучение поэтических произведений Пушкина в средней школе. К осмыслению содержания пушкинского творчества ведут различные пути. Наименее разработан в методике XIX и XX веков путь изучения стиха, основанный на самой структуре пушкинской поэтической речи. В диссертации поставлена задача разработать методику изучения системы стихосложения на примере освоения поэзии А.С. Пушкина в 6-7 классах общеобразовательных учреждений. Поэтические произведения в литературоведении и в школьной практике рассматриваются на основе биографической школы (Ш.О. СентБёв, Р.де Гурмон, Ю.И. Айхенвальд), в историко-литературном контексте (И.Г. Гердер, И.А. Тэн, Ж. Бедье, Ф. Брюнетьер, Г. Лансон, Г. Брандес, В. Шерер, А. Г. Гетнер, П.П. Пекарский, А.Н. Пыпин, Н.А. Котляревский), на основе Н.С. Тихонравов, теоретического Венгеров, осмысления лирического и лиро-эпического жанров (М.Л. Гаспаров, Б.В. Томашевский, Л.И. Тимофеев, Л.В. Тодоров), на основе подходов сравнительного литературоведения (А.П. Веселовский, В.М. Жирмунский, Ю. Дюришин, А.Н. Соколов), Вышеназванные подходы к изучению поэтического произведения части данного диссертационного использованы в практической исследования. На их основе конструировались познание контрольные программы эксперимента. Подлинное творчества возможно европейских при и использовании российских пушкинского методологических установок В литературоведческих школ. экспериментальных программах автор на основе анализа структуры предлагает подход к изучению стиха стихотворной речи, которая глубоко индивидуальна. Экспериментальные программы ориентированы на основу построения пушкинского стиха. Цель исследования: разработка методической системы изучения пушкинского стихосложения в 6 7 классах средней школы. Объект исследования: процесс освоения учащимися среднего школьного возраста пушкинского поэтического творчества. Предмет исследования: изучение стиха А,С, Пушкина в средней школе как основы выразительности поэтической речи, Гииотеза исследования: Освоение художественного своеобразия поэтической речи в произведениях А.С, Пушкина будет успешным, если школьники средних классов разовьют навыки эмоционально-эстетического восприятия стихотворной речи поэта; почувствуют и освоят реальное художественное содержание его произведений; научатся самостоятельно при общем руководстве учителя анализировать стихотворный текст; постигнут особенности многообразие отечественного стихосложения, силлабо-тонической системы и её воплощение в пушкинском творчестве; выработают умение передавать своё впечатление, вызванное восприятием и осмыслением пушкинских произведений, В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи: разработать и экснериментально проверить комплекс заданий для развития текстами; сформировать инновационные технологии и методики постижения стихотворных произведений А. Пушкина в 6-7 классах средней школы; сформировать у учаш,ихся стихотворной элементов речи, умения и навыки практического анализа навыки определения основных умения умений и навыков работы учащихся с поэтическими выработать стихосложения, развить первоначальные самостоятельно осмысливать формы и содержания; развить умение поэтическое произведение в единстве воспринимать художественное произведение историческом контексте его создания и в условиях современности. Методологической основой исследования являются философские и педагогические концепции отечественных философов, эстетиков, психологов, педагогов, методистов: М.А. Дынника, А.Ф. Лосева, А.А. Зиновьева, В.А. Разумного, Л.С. Выготского, Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.Н. Леонтьева, К.Д. Ушинского, П.Ф, Каптерева, В.А. Сухомлинского, В.И. Водовозова, В.Я. Стоюнина, В.П. Острогорского, М.А. Рыбниковой, В.В. Голубкова. Значительную группу работ, используемых в диссертации, представляют труды по теории и практике русского стиха, основам изучения пушкинского стихосложения А.Х. Востокова, М.Л. Гаспарова, В.М. Жирмунского, Д. Самойлова, Л.И. Тимофеева, Б.В. Томашевского, Ю.Н. Тынянова, О. И. Федотова, В. Е. Холшевникова, С П Шевырёва, Г.А. Шенгели. В исследовании использовались следующие методы: 1) теоретические (теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование).эмпирические, методы социологических наук (педагогическое наблюдение, изучение результатов деятельности (учащихся, учителей школ), анкетирование, интервьюирование, выборочный репрезентативный опрос, метод экспертных оценок, мониторинг), 3) методические (изучение и обобщение педагогического опыта, целенаправленное методическое наблюдение на уроках литературы, методы опытно-экспериментального исследования, осмысление личного педагогического опыта, контент-анализ документов преподавания литературы в 5-7 классах). Научная новизна исследования: разработаны теоретические подходы освоения поэтического содержания выразительности; теоретически и экспериментально выявлены пути развития эмоционально-эстетического восприятия поэтического текста; реализован методический подход к формированию умений и навыков анализа пушкинского поэтического текста на основе эстетического развития учащихся и обогащения их эмоциональноэстетического восприятия. Теоретическая значимость исследования: в ходе исследования определены основные тенденции развития умений и навыков работы учащихся с поэтическими текстами; обоснованы содержание и методическое обеспечение процесса изучения поэзии А.С. Пушкина в средней школе. Практическая значимость исследования: в исследовании были решены вопросы более глубокого изучения творчества А. Пушкина в средней школе, разработана методика освоения поэтического текста, предложена система заданий, направленная на литературноРезультаты художественное и эстетическое развитие школьников. проведённого исследования активно используются в работе учителей Тульской области, в работе со студентами Тульского Государственного педагогического университета им, Л.Н. Толстого, Разработаны методические рекомендации для дальнейшего использования методики изучения поэтических произведений и структуры стихотворного текста. Основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в несколько этапов в течение ряда лет (с 2000 г, по 2005 г,) На первом этане (2000-2001 уч, год) осуществлялся анализ и освоение литературы по исследуемому вопросу, проводились предварительные наблюдения и изучение знаний учащихся в учебных заведениях города Тулы и Тульской области. На втором этане (2001-2002 уч, год) с учётом данных предварительного целенаправленного наблюдения и изучения знаний учащихся по стихосложению были подготовлены экспериментальные материалы, проведён поисковый эксперимент в шестых и седьмых классах 21 средней школы и Православной классической гимназии города Тулы (осуществлена серия консгатирующих срезовых работ и обработка их результатов). На третьем этане (2002-2003 уч, год) осуществлялась проверка предварительной гипотезы, внесение уточнений и исправлений. На данном этапе готовились материалы для формирующего эксперимента. Отбор методов и подходов определялся конкретным состоянием проблемы, её теоретической разработкой и практическим разрешением. На четвёртом этане (2003-2004, 2004-2005 уч, гг,) проводился формирующий эксперимент, сопоставлялись данные, полученные в ходе экспериментального исследования в контрольных и экспериментальных классах, В итоге были получены основополагающие материалы для сравнения проверяемых путей и сочетаний методов и приёмов работы над поэтическим произведением. Была проведена статистическая обработка материалов и результатов опытно-экспериментального исследования. Достоверность совокупностью результатов исследования обеспечена использованных методов исследования, его итогами, изложенными в публикациях, откликами учителей и методистов на эти публикации, обучения. Апробация и внедрение результатов исследования положительными результатами экспериментального осуществлялись в практической работе учителей литературы школ 17, 21, 25, Православной классической гимназии города Тулы. В работе было задействовано среди 15 учителей и 178 школьников. Итоги анкетирования свидетельствуют о положительном учителей литературы отношении к данному эксперименту и его перспективности. Результаты исследования отражены в научных выступлений на научно-практических статьях, тезисах конференциях и материалах профессорско- преподавательского состава Тульского Государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого («II научно-практическая конференция аспирантов, соискателей и молодых учёнпх ТГПУ им. Л.Н. Толстого», «Роль университетов в поддержке гуманитарных научных исследований», «Развитие научного потенциала высшей школы», 2006 г.). По теме данного исследования автором читались доклады на учебно-методических семинарах (Отдел народного образования Центрального района г. Тулы, 2002 г., 2003 г., 2004 г., 2005 г.), на проблемных курсах (Главное Управление народного образования г. Тулы, 2003 г.). Положения, выносимые на защиту: последовательное изучение основ отечественного стихосложения способствует осмыслению как специфических особенностей просодии, так и основ теории литературы; 10 целостный анализ пушкинской стихотворной речи способствует нравственно-эстетическому становлению личности школьников; восприятие и последовательное освоение поэтических произведений А.С. Пушкина на основе анализа структуры стихотворной речи развитие обеспечивает всестороннее литературное 6-7 классов, способствует их школьников общекультурному росту. Структура диссертации включает введение, три главы, заключение, СПИСОК_ЛИТЕРАТУРЫ Основное содержание и структура работы. Во введении обоснована актуальность темы исследования, определена проблема, объект и предмет исследования, сформулированы цель, гипотеза и задачи работы, дана характеристика её научной новизны и практической значимости, раскрыты основные положения, выносимые на защиту. В первой главе диссертации нушкинского стиха», которая особенности «Словесно-ритмические основы теоретической, описаны является пущкинской просодии с точки зрения использования в достижений дальнейшей работе в школе. Дан анализ выдающихся русских поэтов конца XVIII начала XIX века, опираясь на которые, А.С. Пушкин примерах обозначил новый этап более чем развития отечественной поэзии. На произведений и глубочайшая пятидесяти поэтических стихотворных фрагментов А.С. Пушкина рассмотрена художественная мотивированность стихотворной структуры, богатая, разнообразная игра ритма, уникальная совокупность факторов, его определяющих, создающих оттенки поэтической интонации, через которую выражается содержание поэтического произведения. Во второй главе диссертации «Литературно-методические основы изучения иушкинского стихосложения в 6-7 классах средней школы» рассмотрена зависимость структура стиха и методика восприятия стиха его изучения в школе, и индивидуальных от возрастных особенностей психологического развития подростков. Сделан анализ методических и современных литературоведческих источников в аспекте темы диссертации, проведено теоретическое исследование для выработки методики изучения пушкинского стихосложения в 6-7 классах средней школы, основанной на анализе структуры стихотворной речи, поэтапно формирующей навыки целостного анализа Проанализированы результаты поэтического произведения. эксперимента и констатирующего определены задачи формирующего работы. В третьей главе этапа опытно-экспериментальной диссертации «Опытно-экспериментальная работа: изученне стихотворных произведений А.С. Пушкина в 6-7 классах средней школы» пушкинского описана методическая система изучения в стихосложения, демонстрирующая выдвинутый исследовании подход к изучению стиха на основе анализа структуры стихотворной речи. Опытно-экспериментальная работа реализована в виде уроков но стихосложению в анализе поэтических произведений А.С. Пушкина (баллады «Песнь о вещем Олеге», стихотворения «Зимнее утро» (6 класс), отрывка из поэмы «Полтава» (7 класс)) с использованием комплекса специальных заданий для развития работы навыков анализа стихотворного текста. По итогам в экспериментальных и контрольных классах описаны и проанализированы в сравнении с констатирующим эксперимента. экспериментом сравнения: результаты знание основ формирующего стихосложения; Критерии освоение поэтических тропов; развитие эмоционально-личностной оценки поэтического произведения; выразительное чтение поэтического произведения; развитие интереса к пушкинской поэзии, к поэтическому мастерству, личности автора; ценностные ориентации школьников. 12 Результаты проведённого сравнения, отражённые в диаграммах таблицах, позволяют проследить положительную динамику в духовном развитии учащихся экспериментальных классов. Это свидетельствует об эффективности предложенной в диссертации педагогической модели, о её способности обеспечить полноценное изучение высоких образцов поэзии А.С. Пушкина, формирующее поэтический вкус, развивающее что является эмоционально-образное неотъемлемым развития. В мышление звеном школьников, их составляющим культурно-эстетического
Просмотров: 147 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz