Среда, 15.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 23 » Скачать Отрицание в понятийной и языковой картине мира в личностном и художественном дискурсе : на материале произведений Б. Рассела бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
17:18
Скачать Отрицание в понятийной и языковой картине мира в личностном и художественном дискурсе : на материале произведений Б. Рассела бесплатно
Отрицание в понятийной и языковой картине мира в личностном и художественном дискурсе : на материале произведений Б. Рассела "Почему я не христианин", "Почему я рационалист", "Я атеист или агностик?", В. Вулф "Миссис Дэллоуэй", И. Во "Возвращение в Брайдсхед"

Диссертация

Автор: Мантыева, Байчха Анатольевна

Название: Отрицание в понятийной и языковой картине мира в личностном и художественном дискурсе : на материале произведений Б. Рассела "Почему я не христианин", "Почему я рационалист", "Я атеист или агностик?", В. Вулф "Миссис Дэллоуэй", И. Во "Возвращение в Брайдсхед"

Справка: Мантыева, Байчха Анатольевна. Отрицание в понятийной и языковой картине мира в личностном и художественном дискурсе : на материале произведений Б. Рассела "Почему я не христианин", "Почему я рационалист", "Я атеист или агностик?", В. Вулф "Миссис Дэллоуэй", И. Во "Возвращение в Брайдсхед" : диссертация кандидата филологических наук : 10.02.04 Москва, 2006 187 c. : 61 07-10/691

Объем: 187 стр.

Информация: Москва, 2006


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава I Отрицание в языке и речи
§11 Вводные замечания
§12 Глагольное отрицание как предмет грамматической морфологии и речеведения
§13 Слова отрицательной семантики
§ 14 Отрицательные аффиксы
§15 Проблема двойного отрицания в английском языке
§ 16 Стилистический потенциал языкового отрицания
§ 17 Выводы к Главе I
Глава II Филологический подход к изучению отрицания и новая парадигма знания
§21 Вводные замечания
§22 Тенденции рассмотрения отрицания в рамках междисциплинарных исследований
§23 Отрицание и дихотомия «понятийная картина мира - языковая картина мира»
§24 Отрицание сквозь призму концептуализации: концептуальное поле отрицания
§25 Отрицание как объект научного осмысления
§26 Отрицание как речеповеденческая категория
§27 Выводы к Главе II
Глава III Функции отрицания в контексте личностного дискурса
§31 Вводные замечания
§32 Риторический аргументативный дискурс Б Рассела
§33 Особенности полемического дискурса, основанного на отрицании (эссе «Почему я не христианин»)
§34 Отрицание и модальность в полемическом эссе
Почему я рационалист», «Я атеист или агностик?»)
§35 Выводы к Главе III
Глава IV Реализация концепта «отрицание» в контексте художественного дискурса
§41 Отрицание как категория особого психологического состояния в романе В Вулф «Миссис Дэллоуэй»
§411 Место отрицания в несобственно-прямой речи
§412 Рефлексирующая личность и отрицание
§413 Языковое отрицание в речевой характеристике
ПитераУолша
§42 Отрицание как средство построения диалогического дискурса в романе И Во «Возвращение в Брайдсхед»
§421 Обоснование выбора материала
§422 Особенности отрицания в дискурсе автора-рассказчика
§423 Функции отрицания в диалогах основных персонажей
§424 Особенности отрицания в речевом поведении А Бланша
§43 Выводы к Главе IV

Введение:

Данное исследование посвящено рассмотрению отрицания в контексте дихотомии «понятийная картина мира - языковая картина мира». Основой этого подхода является тезис о том, что явления языка необходимо изучать в единстве их содержательной и формальной сторон. Необходимость обращения к отрицанию с этой точки зрения обусловлена все возрастающей междисциплинарностью современной парадигмы знания, в рамках которой явления языка рассматриваются с учетом достижений таких дисциплин, как философия, логика, психология, социология.
Ввиду того, что отрицание находится на «стыке интересов» указанных областей знания, представляется перспективным обратиться к его трактовке в контексте взаимодействия понятийной картины мира, состоящей из представлений и рационально мыслимых понятий, которые сложились стихийно в результате коллективного опыта людей (и были впоследствии преобразованы в научные), и языковой картины мира, в которой лексика, грамматика, фразеология отражают многовековой опыт наивного осмысления этого сложного явления.
В настоящей работе отрицание в английском языке рассматривается с позиций функционального подхода и когнитивно-дискурсивной парадигмы в языкознании. Антропоцентризм в современной лингвистике определяет сосредоточенность внимания исследователей на человеке, его познавательной деятельности, включающей в себя процессы концептуализации и категоризации окружающего мира.
Противопоставление понятийной картины мира и языковой картины мира, в которой совокупность обобщенных формально-структурных представлений получает свое вербальное выражение, позволяет определить отрицание как «концепт», включающий в себя «разносубстратные единицы оперативного сознания»1, к которым, помимо понятий и представлений, относятся образы, установки, оценки, эмоции.
В отличие от понятия, концепт не только мыслится, но и переживается, поэтому изучение отрицания предполагает определение его роли в вербализации мысли и чувства, в передаче осмысления и переживания человеком окружающего мира. Таким образом, цель диссертации заключается в выявлении особенностей реализации концепта «отрицание» в контексте личностного и художественного дискурсов.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. описать основные способы выражения отрицания в современном английском языке;
2. рассмотреть особенности отрицания с позиций речеведческого подхода;
3. определить роль языкового отрицания в создании эффекта стилистически «смягченной» речи и? в построении эмфатически окрашенной речи;
4. уточнить статус языкового отрицания в свете современной парадигмы знания и составить концептуальное поле отрицания с обязательным выделением ядра концепта и его периферии;
5. определить место отрицания в системе понятий смежных с языкознанием гуманитарных дисциплин;
6. рассмотреть реализацию функционально-семантических и лингво-когнитивных особенностей отрицания на примере публицистического и художественного дискурсов.
Исходя из тезиса о том, что диалектика содержательной и формальной сторон изучаемого явления проявляется на уровне контекста, в настоящей работе отрицание с точки зрения дихотомии «понятийная картина мира -языковая картина мира» рассматривается в составе развернутого произведения
1 Роль человеческого фактора в языке Язык и картина мира / Б А Серебренников, ЕС Кубрякова, В И Постоваловаи др -М Наука, 1988 -с 143 речи - на материале личностного и художественного дискурсов. В данном исследовании, вслед за О.В. Александровой, дискурс понимается как «явление динамическое, принимающее во внимание всю совокупность процессов, участвующих в формировании речевого сообщения». На современном этапе развития науки художественная литература и публицистика рассматриваются как типы дискурса.3
Отрицание изучается в настоящей работе в контексте связного дискурса, с учетом как собственно лингвистических, так и экстралингвистических компонентов.
При изучении роли отрицания в вербальной экспликации ментальных процессов необходимо рассматривать не только собственно лингвистические особенности реализации «движения мысли», но и принимать во внимание социально-исторические, психологические аспекты дискурсивного процесса. Следовательно, в исследовании дискурса плодотворным оказывается такой подход, в рамках которого языковые явления рассматриваются с учетом самого широкого социокультурного контекста, с которым неразрывно связывается мысль о существовании понятийной картины мира.4
Исходя из всего сказанного, в настоящей работе при изучении языкового отрицания обращение к сведениям междисциплинарного характера представляется вполне оправданным. В рамках функционального подхода лингвистические единицы могут изучаться и трактоваться с привлечением значимых и необходимых для исследования данных, полученных в смежных с языкознанием науках.
2 Александрова О В Когнитивная функция языка в свете функционального подхода к его изучению // Когнитивные аспекты языковой категоризации Сб науч тр - Рязань, 2000 -с 152
4 Самадов 1992 46
Центральным объектом современной лингвистики является человек, личность, «рассматриваемая в качестве системы порождения, усвоения и переработки информации с учетом внутреннего состояния, обусловливающего человеческое поведение».5 В рамках настоящей работы обращение к дискурсу личности в совокупности собственно лингвистических и экстралингвистических факторов осуществляется на материале публицистических и художественных текстов, выполняющих функцию воздействия. Таким образом, вопрос о метасемиотических свойствах языкового отрицания, который получает подробное освещение в первой главе диссертации, непосредственно связан с лингвостилистическим анализом рассматриваемых произведений.
В рамках второй главы рассматриваются внелингвистические аспекты, касающиеся трактовки отрицания как явления понятийного уровня, как объекта научной систематизации. Обращение к психологии отрицания обусловлено спецификой анализируемого дискурса - модернистской прозы В. Вулф, в которой посредством несобственно-прямой речи находят свое выражение характерные черты внутренней речи. Как известно, внутренняя речь, выполняя лишь одну функцию языка - реализацию мысли, является категорией психологии, и, только превращаясь в изображенную речь, она становится категорией языкознания (стилистики).6 В этой связи языковые явления, в том числе и отрицание, - пусть и в художественной форме - можно рассматривать как средства экспликации работы сознания персонажа в ткани текста, а также проследить движение мысли, поэтапное ее формирование.
Согласно словарю лингвистических терминов О.С. Ахмановой, под внутренней речью понимается «непроизносимая, незвучащая, немая речь, обращенная к ее субъекту (к самому себе); процесс, обратный образованию
5 Вишнякова ОД Язык и концептуальное пространство (на материале современного английского языка) Монография - М МАКС Пресс, 2002 - с 11
6 Гальперин ИР Стилистика английского языка Учебник Изд 2-е, испр идоп - М , «Высшая школа», 1977 -с 203 внешней», или собственно речи».7 Языковое отрицание рассматривается в настоящем исследовании сквозь призму контекста, поэтому внутренней речи, которая служит способом художественного изображения внутреннего состояния героя, особенностей его мышления, противопоставляется речь внешняя.
В романе И. Во нашли отражение те же модернистские настроения, которые выражаются посредством живых драматических диалогов. Прямая речь героя - средство воссоздания живого человеческого языка в произведениях словесно-художественного творчества.
К внешней речи мы также относим публицистические выступления и сочинения Б. Рассела, личностный дискурс известного британского логика, математика, философа языка и общественного деятеля. Для получения более полной картины того, как в структуре его риторической аргументации используются элементы формальной логики, во второй главе мы обращаемся к трактовке отрицания в философии и логике. Как человек науки Б. Рассел представляет для настоящего исследования особый интерес: он много писал о проблеме отрицания при изучении сложного предложения, неоднократно обращался к вопросу об эпистемологическом статусе отрицания.
Отрицание - чрезвычайно сложный концепт, который выражается в языке средствами разных уровней: лексически, морфологически и синтаксически. Среди других концептов, которые изучались на материале английского языка в рамках филологического подхода8, отрицание является самым абстрактным. Мы относим его к наиболее важным концептам, что подтверждается необходимостью его существования в любом естественном языке. В английском языке отрицание манифестируется единицами всех
7 Определение внешней речи (англ external speech) звучит следующим образом «речь в собственном смысле, т е облеченная в звуки, имеющая звуковое выражение» Ахманова О С Словарь лингвистических терминов Изд 3-е,стереотипное -М Комкнига,2005 -с 386
8 В рамках данного подхода выполнены следующие диссертационные исследования Ма 2001, Параховская 2003, Стафеева 2003, Белякова 2005, Опарина 2005 уровней, т.е. реализуется «альтернативными» средствами, что свидетельствует о его значимости для мышления носителей данного языка.9
Материалом исследования послужили данные толковых, двуязычных, этимологических словарей и тезаурусов. Были проанализированы полемические эссе (Б. Рассел «Почему я не христианин», «Почему я рационалист», «Я атеист или агностик?») и художественные произведения (В. Вулф «Миссис Дэллоуэй», И. Во «Возвращение в Брайдсхед»).
Выбор методов лингвистического исследования был обусловлен целью диссертации и характером решаемых в ней задач. В работе использовались разнообразные методы исследования: семантический и этимологический анализ лексических единиц, метод контекстуального описания, анализ словарных дефиниций, некоторые приемы лингвостилистического анализа. Отрицание является сложным явлением языка и речи, и рассматривать его, опираясь только на одну грамматическую теорию, представляется недостаточным. Поэтому в данной работе осуществляется комплексный подход к изучению отрицания, вбирающий в себя собственно лингвистические методы, а также методики логического описания отрицания, общих положений психолингвистики с привлечением данных литературоведческого характера, позволяющих лучше понять мотивацию выбора того или иного языкового средства языковой личностью в контексте своего времени.
Актуальность данной диссертации определяется значимостью междисциплинарного направления исследования, применением нового подхода к трактовке отрицания как логико-понятийной универсалии, свойственной человеческому мышлению, которая в конкретном языке получает разное выражение. Отрицание выполняет важную роль в обеспечении непрерывности человеческого познания, как теоретического, так и обыденного. Материализованное средствами языка, оно служит способом экстериоризации
9Кубрякова 2004 313 мыслительных процедур, позволяет исследователю проникнуть в процессы формирования мысли, чувства, мотива поведения.
Новизна исследования состоит в том, что в нем впервые рассматривается роль отрицания в построении различных типов дискурса: монологического, внутреннего и диалогического. В работе сопоставляются публицистический (личностный) и художественный дискурсы, которые создавались в определенном социально-историческом контексте. Пессимизм и безверие первой трети XX века находят свое выражение в речи (внутренней и внешней) и в поступках людей, а «тяготение» к отрицанию становится реакцией человека на кризисную ситуацию. Поэтому новым в исследовании также является изучение данных дискурсов в их «соприкосновении», позволяющем увидеть и понять разные тексты в общем контексте, в некотором диалоге
Теоретическая значимость предпринятого исследования заключается в том, что оно вносит вклад в дальнейшую разработку теории и методологии изучения связи языка и мышления. Данная диссертация входит в круг работ, выполненных в рамках филологического подхода к исследованию когнитивных языковых структур, предполагающего изучение концептов не только на уровне языка, но и сквозь призму текстов разных функциональных стилей. Рассмотрение отрицания в контексте дихотомии «понятийная картина мира - языковая картина мира» подтверждает важность данного подхода, который позволяет на основе текстовой реализации отрицания проследить актуализацию всего потенциала изучаемого концепта.
Практическая значимость диссертации определяется возможностью использования ее результатов в лекционных курсах по теоретической грамматике английского языка, при разработке спецкурсов по грамматической стилистике, на практических занятиях по проблеме интерпретации текста, а также в практике преподавания английского языка на филологических факультетах и факультетах иностранных языков.
10 Бахтин М М Эстетика словесного творчества - М Искусство, 1979 - с 364
Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на международной конференции «Стилистика и теория коммуникации» в Московском государственном лингвистическом университете в 2005 году, а также в Московском государственном университете на XII и XIII международных научных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2005» и «Ломоносов-2006». Основные выводы отражены в семи публикациях.
На защиту выносятся следующие положения:
1. рассмотрение языкового явления в его динамике во взаимосвязи синхронии и диахронии позволяет определить концепт «отрицание» как идеализованную сущность, обладающую динамической зоной, изменяющейся во времени, и инвариантной зоной, обеспечивающей устойчивое положение концепта (производные «отрицательные» лексические единицы уэ отрицательные частицы, местоимения и наречия);
2. изучение концепта сквозь призму текстов различных функциональных стилей раскрывает весь потенциал отрицательных лексических единиц, входящих в поле концепта «отрицание»;
3. исследование отрицательного дискурса выявляет особенности как индивидуального сознания, так и черты, присущие человеку как представителю определенного социума и культуры;
4. отрицание оказывает значительное влияние на актуализацию понятийной картины мира, характерной для первой трети XX века, в личностном дискурсе и в речи персонажей художественных произведений;
5. в рассматриваемых типах англоязычного дискурса отрицание является необходимым инструментом познания мира, самопознания, важным этапом развития на пути к новому знанию, а также позволяет выделить существенные типологические признаки дискурсов.
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, четырех глав, Заключения и Списка использованной литературы.
Просмотров: 126 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz