Главная » 2014 » Июнь » 19 » Скачать Понятие легитимности политической власти бесплатно
04:57
Скачать Понятие легитимности политической власти бесплатно
Тема: Понятие легитимности политической власти
Тип: Реферат
Предмет: Политология
Объем: 25 стр.
Год: 2010
Оглавление
1 Введение. Понятие легитимности политической власти. 2 1.1 Источники легитимности. 4 1.2 Типы легитимности. 6 1.3 Кризисы легитимности и способы их урегулирования. 8 2 Основная часть 10 2.1 Легитимность и делегитимация государственной власти в России. 10 2.2 Легитимность государственной власти в современной России 12 2.3 Заключение 22 3 Список литературы 25
Введение
Одним из основных специфических свойств политической власти является легитимность. Она представляет собой форму поддержки, оправдания правомерности применения власти и осуществления (конкретной формы) правления либо государством в целом, либо его отдельными структурами и институтами. Этимологически слово «легитимность» ведет свое начало от латинского legalis — законность. Однако легитимность и законность не являются синонимами. Поскольку политическая власть не всегда основывается на праве и законах, но всегда пользуется той или иной поддержкой хотя бы части населения, легитимность, характеризующая опору и поддержку власти реальными субъектами политики, отличается от легальности, свидетельствующей о юридическом, законодательно обоснованном типе правления, т.е. о признании его правомочности всем населением в целом. В одних политических системах власть может быть легальной и нелегитимной, как, например, при правлении метрополий в колониальных государствах, в других — легитимной, но нелегальной, как, скажем, после свершения революционного переворота, поддержанного большинством населения, в-третьих — и легальной, и легитимной, как, к примеру, после победы определенных сил на выборах. В истории политической мысли высказывалось немало разноречивых взглядов относительно самой возможности легитимации власти. Так, ученые, стоящие на антропологических позициях и платформе естественного права, исходят из того, что легитимность возможна и реальна, поскольку в человеческом обществе наличествуют некие абсолютные, общие для всех ценности и идеалы. Это и дает гражданам возможность поддерживать власть. В то же время немало ученых полагает, что как раз отсутствие таких общих для всех идей в сегментированном обществе является причиной невозможности возникновения легитимности. Так, по мнению австрийского ученого Г. Кельсена, человеческое знание и интересы крайне релятивны, а потому все свободны и в конструировании своей жизни, и в отношении к власти. Вместе с тем сторонники договорных теорий утверждают, что поддержка власти возможна до тех пор, пока существует совместная договоренность граждан относительно ее целей и ценностей. Поэтому «любой тип легитимности предполагает существование минимального социального консенсуса относительно тех ценностей, которые приемлет большинство общества и которые лежат в основе функционирования политического режима».
Фрагмент работы
В социальном плане кризис легитимности политической власти в России обусловлен, с одной стороны, скептицизмом и недовольством значительной части населения деятельностью государственной власти, а также политических партий, представляющих конкретные группы интересов; с другой стороны, слабостью самой власти, ее неспособностью эффективно решать актуальные проблемы современной российской действительности. Сложилась ситуация, описанная в теориях государственной перегрузки (Бриттэн и Нордхауз), узаконения кризиса (Хабермас). Эти теории объясняют падение легитимности политической власти двумя обстоятельствами: во-первых, тем, что государственная власть берет на себя гораздо больше обязательств, чем способна выполнить; а во-вторых, тем, что правительство и партии, особенно в ходе предвыборных кампаний, дают гораздо больше обещаний, чем могут выполнить. Безответственность правительства, партий, политических лидеров ведет к разочарованию и скептицизму в массовом сознании, а, следовательно, и к утрате политической властью легитимности. Кризис легитимности государственной власти в России связан также с нарушением когнитивных механизмов ее легитимации. В настоящее время резко обострилась ситуация псевдоморфоза (разрушающего влияния заимствованной культуры на культуру-реципиент), что обусловлено трудностями творческого освоения приобретаемого западного духовного опыта. Ситуация псевдоморфоза оказывает глубокое влияние на современную социально-политическую лексику, в которой можно обнаружить три отдельных семантических пласта, механически соединенных друг с другом в единое понятийное поле, но не составляющих непротиворечивого понятийного континуума. Эти пласты соответствуют разным культурным типам, воздействующим на современную российскую культуру: архаический — древнерусскому народному типу; традиционалистский — православно-славянскому и общественно-социалистическому; современный пласт — либерально-западному типу культуры. Происходит постоянное столкновение языческих, православно-христианских и современных западных политических идеалов (правды, благодати и закона; лада, соборности и консенсуса; воли, преображения и контроля общества над государством)
Заключение
За последние двадцать лет произошел переход системы власти в России от советского состояния «мыслить от имени народа и для народа» к состоянию «мыслить от себя и в пределах своей юрисдикции»( Дахин А.А. Система государственной власти в России: феноменологический транзит // Полис. 2006. №3. С.33-34.). Т.е. власть становится самостоятельным актором, а народ перестает быть единым социальным субъектом и преобразуется в гражданское общество. Однако, переход к такой ситуации произошел не сразу. У российской власти 1990-х гг. было достаточно много проблем с легитимностью, несмотря на появившиеся перспективы у населения обрести долгожданную свободу и повысить свой жизненный уровень. Важным фактором легитимности явилось признание «мировым сообществом», «цивилизованными странами» того порядка, который создавался в постсоветской России. Этот порядок отличался распространением либеральных ценностей и рыночной экономики. Поддержка западными странами такого курса воспринималось большинством населения как необходимое условие дальнейшего успешного развития. Политическая власть в России, чтобы быть легитимной, должна соответствовать в той или иной мере разным культурным типам: архаическому - древнерусскому народному типу; традиционалистскому - православно-славянскому и общественно-социалистическому; современному - либерально-западному типу культуры. В современной России существует потребность в нравственной политике. В стране складывается ситуация, когда в общественном мнении начинает преобладать представление о том, что все трудности, переживаемые страной, напрямую связаны с нечестностью, обманом, коррупцией и воровством на всех этажах социально-политической иерархии, что подтверждается коррупционными скандалами во властных структурах. На волне массового нравственного негодования рождается мысль, что стоит положить конец разворовыванию страны и грабежу народа, как все наладится и все проблемы разрешатся сами собой. Ряд обстоятельств побуждает людей рассматривать политическую власть сквозь призму нравственных ценностей: низкий жизненный уровень значительной части населения, вызывающий дискомфорт, раздражение и озлобленность; уверенность в том, что политическая власть утрачивает способность что-либо изменить «сверху»; убежденность общества в непричастности к «бедам» и «неурядицам» в стране; наличие в обществе демагогических политических сил и деятелей, обличающих безнравственность политиков, находящихся у власти. Значительная часть населения в нашей стране начинает поворачиваться к идее «честности» власти как единственно возможному средству наладить жизнь и навести порядок в стране.
Список литературы
1) Владимир Чичерюкин-Мейнгардт «Кому наследует власть РФ? Проблема легитимности и приемственности в Российской Федерации» М. Издательство: Пробел-2000, 2005 г. 2) Ю. А. Нисневич «Государственная власть современной России» М. Издательство: Аспект Пресс, 2008 г. 3) «Государственность России: идеи, люди, символы» А. И. Аксенов, О. Г., Малышева, С. Ю. Наумов, Н. М. Рогожин, Н. А. Соболева, П. Т. Тимофеев; под общ. ред. Р. Г. Пихои. – 2-е изд. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2008 4) А. Ю. Горчева «Политический менеджмент постсоветской России» М. Издательство: Издательство Московского университета, 2003 г. 5) Е. В. Охотский «Государственное управление в современной России» М. Издательство: МГИМО (У) МИД России, 2008 г. 6) Г. Ю. Курскова «Политический режим Российской Федерации. Правовой анализ» М. Издательство: Юнити-Дана, 2007 г. 7) В. Ю. Сурков «Основные тенденции и перспективы развития современной России» М. Издательство: СГУ, 2007 г 8) Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темников, И. А. Шарагин «Политология. Комментарии. Схемы. Афоризмы» М. Издательство: Владос, 1999г 9) О. Большакова «Новая политическая история России. Современная зарубежная историография» М. Издательство: ИНИОН РАН, 2006 г. 10) Г.И. Грибанова, Ю.А. Красин (отв. ред.), М.Ю. Урнов, М.Х. Фарукшин (отв. ред.), Н.Б. Рябова «Демократия и федерализм в России» М. Издательства: РАПН, 2007 г