Среда, 15.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 22 » Скачать Повышение конкурентоспособности услуг как путь расширения экспортного потенциала России. Иорданова-Батыру, Вероника Григорьевна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
17:25
Скачать Повышение конкурентоспособности услуг как путь расширения экспортного потенциала России. Иорданова-Батыру, Вероника Григорьевна бесплатно
Повышение конкурентоспособности услуг как путь расширения экспортного потенциала России

Диссертация

Автор: Иорданова-Батыру, Вероника Григорьевна

Название: Повышение конкурентоспособности услуг как путь расширения экспортного потенциала России

Справка: Иорданова-Батыру, Вероника Григорьевна. Повышение конкурентоспособности услуг как путь расширения экспортного потенциала России : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.14 Москва, 2005 219 c. : 61 05-8/3304

Объем: 219 стр.

Информация: Москва, 2005


Содержание:

Введение
Глава 1 Сущность и роль услуг
11 Понятие и специфические особенности услуг как товара
12 Принципиальные подходы к классификации услуг
13 Определение конкурентоспособности услуг
Глава 2 Международная торговля услугами
21 Особенности международной торговли услугами в условиях глобализации мировой экономики
22 Современное состояние международной торговли услугами
23 Перспективы развития мировой торговли услугами
Глава 3 Тенденции развития российского рынка услуг и проблемы повышения конкурентоспособности услуг
31 Динамика развития сферы услуг в России
32 Оценка конкурентоспособности российских услуг
33 Конкурентные позиции России в международной торговле услугами и пути повышения конкурентоспособности российских услуг

Введение:

Актуальность темы исследования. В результате глобальных социально-экономических преобразований во многих странах происходит поступательное движение к постиндустриальному обществу, где доминирующее положение занимают услуги. В цивилизованном мире услуги стали быстро растущим элементом как производственного, так и личного потребления. Динамичный рост сферы услуг, либерализация и глобализация рынка услуг, обострение конкуренции в этом секторе мировой экономики привлекают пристальное внимание, как со стороны деловых кругов, так и со стороны государственных органов управления.
Неуклонный рост сектора услуг подтверждается статистическими данными о его состоянии в промышленно развитых странах, свидетельствующий о превалировании услуг в суммарном объеме ВВП, а также рост доли работников в сфере услуг - в численности занятых во всех отраслях. Услуги кардинально изменили мир. XXI век становится веком информационно-сервисного общества.
Кардинально меняется структура международной торговли. Международная торговля услугами стала важнейшей сферой торгово-политических интересов. Крупные фирмы для расширения географии своей деятельности и облегчения внутрикорпорационных потоков заинтересованы в устранении или снижении барьеров, препятствующих выходу на рыики других стран. Услуги, к середине 90-х гг. XX века, становятся предметом многосторонних обязательств в рамках международной торговой системы.
Место и роль сферы услуг в современном обществе, ее воздействие на все стороны его развития определяют возрастающий интерес к изучению происходящих в сфере услуг процессов.
Переход российской экономики к новому хозяйственному порядку в аспекте общемировой динамики также убеждает нас в том, что основные характеристики современного и будущего общества связаны с возрастающим влиянием сферы услуг.
Повышение роли сферы услуг в России, выполнение услугами важнейшей функции обеспечения эффективности использования ресурсов, повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке, улучшение структуры российской экономики определяют актуальность данного объекта исследования.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 80-х годов XX века и начало XXI века до 2004 года. Данные по России включают весь период 90-х годов, однако основной анализ базируется на временном отрезке 1995-2003 гг., за который имеется надежная статистическая информация.
Теоретической и методологической основой диссертации являются труды известных российских и зарубежных экономистов. Теория услуг не является новой для мировой экономической мысли, ибо основные идеи теории услуг разрабатывались в трудах А.Смита, Ж-Б Сэя, Дж. Бастия, А Маршалла, К.Маркса. В теориях нового индустриального и постиндустриального обществ услуги занимают существенное место. Д.Белл, О. Тоффлер и др. создали основы теории перехода от экономики производства товаров к производству услуг, теорию нового образа жизни, где услуги являются категорией преобладающего значения.
В контексте функционирования благ П.Самуэльсон, Ф.Котлер, Т. Левитт, В. Моррис, Р. Джонстон, Ж. Ратмелл, В. Зейтмалл, Р. Эглиер, Е. Лангард, Т.Хилл, Ф. Николейдс, Д. Найяр, М. Кастельс и др. определили специфичность функционирования услуг.
В отечественной науке значительный вклад в теорию услуг внесли Э. Агабабьян, Е. Громов, Я. Певзнер, В. Ковыженко, А. Корягин, М. Розе, М. Солодков и др., которые определили услуговую деятельность как самостоятельную отрасль в структуре общественного производства, а также выявили услуги как быстро возрастающий ингредиент народного хозяйства.
Комплексное исследование международной торговли услугами представлено в работах И.Дюмулена, В.Оболенского, Н.Никифоровой.
Попытку классификации услуг осуществили в своих работах У. Стентон, Р. Джадц, Л. Шостак, Э. Сэссер, А. Олсен, Д. Викофф, Ж. Ньюсбауэр, К. Лавлок, а также российские ученые В.Д. Маркова, Е.В. Песоцкая. Классификация услуг для определения международной торговли была исследована в работах Р.Шейпа, Г.Сэмпена, А Снайпа.
Несомненный интерес представляют исследования актуальных вопросов статистики сферы услуг, выполненные А.С. Амброскипым, К.Б. Седовым и другими экономистами.
Различные аспекты конкурентоспособности услуг и конкуренции на рынке услуг, рассмотренные в работах отечественных и зарубежных экономистов, М.Портера, Г.Л. Азоева, А.П. Челенкова, JI.H. Демидовой, Р.Фатхутдинова, А.Ю. Юданова и др. авторов явились теоретико-методологическими ориентирами анализа вопросов повышения конкурентоспособности российских услуг.
Однако широкий круг вопросов еще ждет своего решения.
Необходимость теоретически обоснованной и соотнесенной с практикой послереформенной экономики России концепции сферы услуг и развитие торговли услугами предопределили выбор темы, цели и задачи диссертационного исследования.
Целью диссертационной работы является выработка концептуальных подходов, конкретных направлений и механизмов повышения конкурентоспособности российских услуг, учитывая условия и тенденции развития внешней торговли России в период рыночных преобразований.
В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
• исследовать сущность категории «услуга» как товара;
• проанализировать и уточнить классификацию услуг;
• выявить и уточнить специфические особенности международной торговли услугами; изучить условия и основные факторы функционирования сферы услуг в условиях глобализации;
• оценить современные параметры участия России в международной торговле услугами;
• раскрыть возможности повышения конкурентоспособности российских услуг;
• сформулировать задачи и основные направления деятельности государства по повышению конкурентоспособности услуг.
Целый ряд теоретических аспектов, относящихся к пониманию категории «услуга», и следующих за этим вопросов, связанных, в частности, с формой ее существования и отличительными характеристиками, находились и находятся в настоящее время в стадии активного обсуждения. В данной работе предпринята попытка обобщить существующие представления о различных аспектах проблемы формирования и развития сферы услуг, разработать ряд новых положений, позволяющих шире и глубже представить данную проблему и обозначить пути ее решения.
При этом автор сосредоточил свое внимание не на узких задачах отдельных отраслей, а на общих проблемах, касающихся всей сферы услуг.
Объектом исследования является рынок услуг как специфическая хозяйственная деятельность в переходной экономике России, представляющая целостную систему, развитие которой происходит в соответствии с определенными тенденциями и закономерностями, и роль этого рынка в улучшении структуры отечественного экспорта.
Предметом исследования являются количественные и качественные аспекты формирования рынка услуг в мире и в России, в частности, рассматриваемые в конкретных хронологических и территориальных границах, которые в диссертационном исследовании определены рамками глобальных и региональных процессов, наблюдаемых в сфере услуг в послереформенной экономике России.
Методологической и теоретической базой диссертационного исследования послужили концепции и гипотезы, представленные и обоснованные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных экономистов. При разработке теоретических положений работы в рамках системного подхода к изучению сферы услуг применялись методы историко-логического, факторного и статистического анализов.
Эмпирической базой исследования послужили официальные данные статистических сборников Росстата, Центрального Банка России, Министерств и ведомств Российской Федерации, торговых представительств Российской
Федерации за рубежом, материалы и статистические данные международных организаций ЮНКТАД, ВТО, ОЭСР, МВФ и др.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые на базе широкого использования фактологических и статистических материалов, отраслевой, торгово-политической и конъюнктурной информации комплексно анализируются сфера услуг и участие России в международной торговле услугами. На этой основе автором обоснованы и сформулированы предложения и названы конкретные меры, по преодолению негативных явлений в развитии рынка услуг в России, повышению конкурентоспособности российских услуг и совершенствования качественных параметров внешней торговли услугами.
Раскрыты факторы, определяющие развитие сферы услуг в экономике промышленно развитых стран и в условиях переходной экономики России, дана оценка их социально-экономических последствий.
Полученые автором конкретные научные результаты, обладающие элментами новизны заключаются в авторской разработке, на основе изучения работ зарубежных и отечественных ученых, определения услуги, как специфического товара, раскрыты специфические особенности международной торговли услугами, определены современные тенденции развития сферы услуг в условиях глобализации.
Использование многокритериального подхода позволило предложить авторскую классификацию услуг.
Выявлены новейшие структурные сдвиги в международной торговле услугами, обусловленные значительно возросшим ассортиментом торгуемых услуг.
Проведен углубленный анализ структуры внешней торговли услугами России, что позволило более четко обозначить основные тенденции и проблемы в этой области.
С использованием специальных методик и показателей (индексов международной специализации страны, методики Баласса и др.), а также собственных расчетов автора конкретизированы показатели участия России в международной торговле услугами.
Положения выносимые на защиту:
1. Услуга является специфическим товаром, являющимся процессом или действием, приносящим полезный эффект потребителю и поступающим к нему посредством рынка (при согласованном взаимодействии двух или нескольких субъектов рынка), независимо от того предоставляется она возмездно или безвозмездно (относительно только потребителя) и имеет материальную или нематериальную форму.
2. Сфера услуг в современных условиях представляет собой неотъемлемую подсистему экономики с особой экономической средой и специфичными способами ведения хозяйственной деятельности.
3. Сфера услуг характеризуется значительным потенциалом и выявленное соотношение развития сферы услуг и экономического роста в аспекте общемировых тенденций показывает, что достаточное развитие сферы услуг является условием экономического роста, а увеличение численности занятых в этой сфере способствует более высокому уровню экономического развития.
4. Следствием доминирования сферы услуг в экономике появление международного рынка услуг, а его существенной компонентой становится экспорт услуг.
5. Международная торговля услугами значительно отличается от торговли материальными товарами и имеет свои специфические особенности.
6. Внешняя торговля услугами России носит асимметричный характер. С одной стороны большинство национального экспорта услуг приходится на поставки традиционных низко технологичных видов услуг - транспортных и туристских. С другой стороны, примерно 10% реализуемых нерезидентам услуг можно отнести к высокотехнологичной категории.
7. Сравнение направлений развития отечественного и мирового экспорта услуг показывает существенное несовпадение основных тенденций. В настоящее время наиболее высокие индексы международной торговли сложились в секторе традиционных видов услуг, включая, прочие транспортные услуги, морские и воздушные перевозки, инженерно-строительные услуги, услуги связи и туризм.
Вместе с тем во всех без исключения сегментах торговли деловыми услугами индексы международной специализации России существенно меньше, чем в промышленно развитых странах и странах с переходной экономикой, что свидетельствует о слабом развитии соответствующих секторов национальной сферы услуг.
8. Россия должна использовать путь инновационной экономики, который означает, прежде всего, постоянное обновление ассортимента услуг, основанное на последних достижениях научно-технического прогресса.
9. Для повышения конкурентоспособности сферы услуг необходимо активное участие государства, в том числе создание общенациональной программы повышения конкурентоспособности.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются методологическим аппаратом диссертации, апробированным в трудах зарубежных и отечественных специалистов и адаптированным к российской действительности; комплексным, опирающимся па первоисточники анализом тенденций и проблем развития сферы услуг и внешней торговлей ими.
Теоретическая значимость работы заключается в возможности использования основных положений и выводов для углубления анализа сферы услуг с позиции современной экономики.
Практическая значимость исследования состоит в том, что соискателем сформулирован ряд конкретных положений, выводов и рекомендаций, которые могут использоваться при выработке государственной социально-экономической политики, в том числе и в отрасли услуг, а также мер государственного регулирования для повышения конкурентоспособности росийских услуг. Предложения и выводы, содержащиеся в диссертации могут быть полезны в практической работе по развитию и совершенствованию внешнеторговой деятельности Российской Федерации.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались на международных конференциях и совещаниях экспертов ЮНКТАД (Женева, январь 2004 г.) и Европейской Комиссии ООН (ЦЕФАКТ ООН) (Москва, ноябрь 2004 г.), Совета Европы «Проблемы и перспективы международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» (Якутск, 3-4 июля 2003 г.).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии (233 наименования). Работа изложена на 166 страницах основного текста, оформлено 8 таблиц, и 51 приложение.
Просмотров: 146 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz