Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 29 » Скачать Проблема воспитания внутренней свободы личности в российской педагогике второй половины XIX - начала XX вв.. Лобачева, Татьяна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
16:07
Скачать Проблема воспитания внутренней свободы личности в российской педагогике второй половины XIX - начала XX вв.. Лобачева, Татьяна бесплатно
Проблема воспитания внутренней свободы личности в российской педагогике второй половины XIX - начала XX вв.

Диссертация

Автор: Лобачева, Татьяна Ивановна

Название: Проблема воспитания внутренней свободы личности в российской педагогике второй половины XIX - начала XX вв.

Справка: Лобачева, Татьяна Ивановна. Проблема воспитания внутренней свободы личности в российской педагогике второй половины XIX - начала XX вв. : диссертация доктора педагогических наук : 13.00.01 Москва, 2002 365 c. : 71 03-13/92-2

Объем: 365 стр.

Информация: Москва, 2002


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава L ТЕОРЕТИКО МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛР1ЧНОСТИ
11ФИЛОСОФСКАЯ СУЩНОСТЬ ВНУТРЕННЕЙ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ
12ГЕНЕЗИС ИДЕИ «ВНУТРЕННЯЯ СВОБОДА ВНУТРЕННЯЯ СВОБОДА В ЛИЧНОСТИ КАК ВОСПИТАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ» В ПЕДАГОГРПСЕ
13 КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЫВОДЫ
Глава
II ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ПЕДАГОГИКЕ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX НАЧАЛА XX ВЕКОВ
21ВОСПИТАНИЕ В1ГУТРЕННЕЙ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ ОСНОВНАЯ ИДЕЯ РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИКИ (ВТОРАЯ ПОЛОВРША XIX НАЧАЛО XX ВЕКОВ)
22ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ВНУТРЕННЕ СВОБОДНОЙ ЛИЧНОСТИ
23ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ ПОДХОДОВ СВОБОДЫ К ВОСПИТАНИЮ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГР1ЧЕСКИХ ТЕЧЕНИЯХ РОССИИ
24ТЕНДЕНЦИИ В ВОСПИТАНИИ ВНУТРЕННЕЙ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ
ВЫВОДЫ
Глава
III РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ ВОСПИТАНИЯ ВНУТРЕННЕ СВОБОДНОЙ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ РОССИИ
31ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛЫ В КОНЦЕПЦР1Я СВОБОДНОЙ РОССИИ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX НАЧАЛО XX ВЕКОВ)
32ВОСПИТАНИЕ ВНУТРЕННЕ СВОБОДНОЙ ЛИЧНОСТИ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX НАЧАЛА XX ВЕКОВ
33ИННОВАЦИОННЫЙ ВНУТРЕННЕЙ ПОИСК СВОБОДЫ ПО ВОСПИТАНИЮ В ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
340РИЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГА НА ВОСПИТАНИЕ ВНУТРЕННЕ СВОБОДНОЙ ЛИЧНОСТИ
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение:

Актуальность изменяющихся исследования. стоит жизни Перед задача современной воспитания Овладение школой условиях в свободной, свободой как самоопределяющейся личности. самозаконностью, добровольным самоограничением, обращение к самому себе особенно важно в период обострения социальных противоречий. Социокультурная ситуация, возникшая в России во второй половине X I X начале XX веков, во многом напоминает сегодняшнюю, в которой человек получает возможность развития своей инициативы, творчества, проявления свободы в деятельности. Стать свободным значит найти свое предназначение и осуществить самоопределение в жизни. Именно это является основным механизмом обретения и проявления человеком внутренней свободы. Интерес прослеживается к проблеме практически воспитания на всех внутренней этапах свободы личности развития российского образования. Однако особое внимание к данному вопросу возрастает со второй половины XIX начала XX веков, что обусловлено социальнополитическими, экономическими, социокультурными условиями (отмена крепостного права, постепенная демократизация общества, реформы в различных сферах общественной жизни, возникновение новых экономических отношений, развитие естественных наук, способствующих иному пониманию места человека в обществе, его активной и преобразующей роли в нем). Все это находит отражение в культуре, философии, педагогике, психологии. Вопросы свободного развития личности, «внутреннего человека» обсуждались общественными деятелями, писателями, педагогами (Н.И. Пирогов, П.Г. Редкий, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель и др.). Русская педагогическая мысль этого периода отличается неисчерпаемым богатством, изучение которого как«завет нации» учителям (Г.А. Фальборк) дает возможность более глубоко разобраться в актуальных проблемах нашего времени, в том числе, и в вопросах воспитания внутренне свободной личности. В последние годы ведется научный поиск в разработке подходов к трактовке феномена свободы в философском аспекте. Так, личная свобода рассматривается в ее единстве и многообразии (Т.Ф.Милова), исследуется логико-исторический анализ категории свободы (О.М.Ноговицын), возможности и перспективы свободы (Г.А.Грушин), возможности и пределы свободы (С.И.Шарипов), аспекты свободы, в том числе феноменологический (В.Ф.Мошнин), свобода личности (И.В.Бычко, К.С.Гаджиев, В.А.Давидович, И.И.Логанов), история, философия свободы (И.Берлин), свобода и ответственность (Г.В.Дубов, Э.И.Рудковский), свобода и необходимость (Г.Г.Голиков, В.П.Голубенко), философско-эстетический и художественный смысл свободы (Н.И.Шевченко), свобода и творчество (З.Г.Апресян, Н.З.Шамота), свобода и христианство (Г.Л.Андреев, В.Е.Долл), индивидуальная свобода и вненаучные формы знания (С.В.Девяткин), феномен внутренней свободы (А.Г. Мысливченко), свобода как ее самостоятельность в выборе деятельности (К.М.Никонов, Ю.С.Никольский), свобода как раскрепощение мысли (К.А.Свасьян), как свобода действия, свобода выбора, свобода хотения (воли) (С.А.Левицкий). Связь свободы с феноменами Синтетическую зависимости, пассивной сопротивляемости, активного поведения, самодетерминации, своеволия прослеживает Р.Б.Калмыков. концепцию свободы предлагает А.М.Максимов, уделяя общества, свободе как внутреннему свойству внимание позитивному влиянию свободы на становление индивидуальности человека и развитие человеческой природы, которая может быть, а может и не быть реализована. Современными отечественными психологами выполнен ряд работ, в которых обращено внимание на следующие проблемы: рефлексивнодеятельностный подход к свободе личности (Е.И.Кузьмина); сущность внутренней свободы личности (Г.А.Балл); дилемму «свобода детерминизм» (Л.Я.Дорфман, Д.А.Леонтьев); параметров концепцию личностной свободной причинности уровня (В.А.Петровский), свободу, ответственность и духовность в качестве трех взаимодействующих саморегуляции самодетерминации (Е.Р.Калитиевская) и др. Вопросы свободы человека находятся в центре внимания современных исследователей педагогической науки (Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, О.С. Газман, Г.Б. Корнетов, Б.Т.Лихачев, Н.Д. Никандров, В.Д. Шадриков), которые исходят из теоретического положения о том, что свобода человека абсолютная ценность. Все другие ценности цивилизованного общества основаны на свободе мысли, свободе действия, свободе его выбора, свободе воли. В исследовании вопросов свободы личности в педагогике накоплен богатый материал. В русле цивилизационного подхода данная проблема освещена Г.Б. Корнетовым. В рамках феномена свободного воспитания к свободе личности в своих исследованиях обращались О.Н. Аринина, Л.Л. Ворошилова, Н.В. Самойличенко, Н.П. Юдина; в Е.И. Иванов, педагогике и И.В. Кулешова, психологии Н.М. Магомедов, Н.М. Ушева, А.Г. Козлова, О.В. Сухомлинская, Т.П. Толмачева, ненасилия В.Г.Маралов, Ю. М. Орлов, В.А. Ситаров. Процесс эволюции от теории послушания к педагогике свободы прослеживает В.В. Зайцев, экспериментально обосновывая возможность и необходимость реализации принципа свободы в построении начального образования. Проблема этической и свободы и ответственности сторон представлена с философской, Н.В.Кудрявой в педагогической исследовании «Лев Толстой о смысле жизни» Идея «образования для свободы» отстаивается «педагогика свободы» О.С. Газманом; Б.М. Бим Бадом; свободного «педагогика воспитания»- Г.Б. Корнетовым. Проблема развития внутренней свободы учащихся, их способности к самопознанию и самореализации исследовались в трудах Б.М.Бим-Бада, В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, А.Т. Оконешниковой, В.А. Сластенина. Таким образом, педагогической наукой внесен существенный вклад в осмысление личности в теоретико-практических педагогике России. проблем воспитания нет свободной Вместе с тем исследований, раскрывающих решение вопроса воспитания внутренней свободы личности в рамках различных педагогических теорий второй половины XIX начала XX веков, на междисциплинарном уровне (философия, психология, педагогика), которые позволили бы составить полное представление о данной проблеме. Исследования современных педагогов были направлены, в основном, на анализ воспитания свободной личности в практике «новых школ» в истории образования России (СВ. Куликова, Н.Л. Клячкина, П.А. Лебедев, М.В. Михайлова, Н.П. Юдина и др.). Вне поля зрения оставался опыт различных учебных заведений второй половины XIX начала XX веков в этом направлении. Актуальность темы исследования усиливает тот факт, что современное общество требует иного воспитания, основанного на идее свободы ребенка, его праве на принятие самостоятельных решений, которые касаются его отношения к миру, обществу, своей судьбе, своему развитию. Изучение богатого педагогического опыта по воспитанию внутренней свободы личности в указанный период имеет ценность как в историко-педагогическом плане, так и для развития гуманистических принципов образования в настоящее время. С учетом возникшего противоречия, с одной стороны, актуальностью, социально-педагогической значимостью, конкретными практическими потребностями современной культурно-исторической ситуации; с другой недостаточной теоретической разработанностью данного вопроса, был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы теоретические основы воспитания внутренней свободы личности в российской педагогике второй половины XIX начала XX веков? Решение этой проблемы составляет цель исследования. Объект исследования: педагогика России второй половины XIX начала XX веков. Предмет исследования: процесс воспитания внутренней свободы личности в российской педагогике второй половины XIX начала XX веков. Исходя из проблемы, объекта, предмета и цели исследования, решались следующие задачи: 1. Обосновать совокупность теоретико-методологических положений, определявших исследование воспитания внутренней свободы в личности в истории отечественного образования. 2. Раскрыть сущность понятия «внутренняя свобода личности» как педагогического феномена в российской педагогике второй половины XIXначала XX веков. 3.Выявить особенности подходов к проблеме воспитания внутренней свободы личности в педагогических течениях России рассматриваемого периода. 4. Определить основные тенденции в воспитании внутренне свободной личности. 5. Пред ставить основные концептуальные положения свободной школы, сложившейся в педагогической науке и практике России второй половины XIX начала XX веков и ее реализацию в практической деятельности. 6.Установить возможности творческого использования историко педагогического опыта воспитания внутренней свободы личности в современной образовательной среде.Общая методология исследования определяется философскими положениями о всеобш;ей связи, взаимной обусловленности, целостности и единстве явлений и процессов окружающего мира, о социальной деятельности и творческой сущности личности, выступающей субъектом материальной логического. Конкретную методологию исследования составляют положения: аксиологического подхода, согласно которому человек и духовной культуры; о единстве исторического и рассматривается как высшая ценность общества, а его совершенствованиецелью общественного развития; системного подхода, основной акцент в котором делается на выявлении многообразных связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой; культурологического свободы подхода, с характеризующего позиции нового воспитание понимания внутренней личности гуманистического идеала; антропологического подхода, в соответствии с которым человек рассматривается как целостная личность, а системное знание о нем есть важнейшее условие развития и саморазвития образовательно- воспитательных систем; его гуманистического подхода, ориентированного на самого человека, ценности, внутреннюю свободу, умение прогнозировать и контролировать себя; синергетического подхода к личности как к активно действующему субъекту, обладающему бесконечным числом степеней свободы, реализация которых зависит от определенного типа деятельности и востребованности в данный исторический момент; герменевтического подхода, позволяющего философски осмыслить
Просмотров: 162 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz