Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 22 » Скачать Проблемы развития этнической региональной журналистики : На примере татарской печати Нижегородской области. Феткуллин, Камиль бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
17:55
Скачать Проблемы развития этнической региональной журналистики : На примере татарской печати Нижегородской области. Феткуллин, Камиль бесплатно
Проблемы развития этнической региональной журналистики : На примере татарской печати Нижегородской области

Диссертация

Автор: Феткуллин, Камиль Рамилевич

Название: Проблемы развития этнической региональной журналистики : На примере татарской печати Нижегородской области

Справка: Феткуллин, Камиль Рамилевич. Проблемы развития этнической региональной журналистики : На примере татарской печати Нижегородской области : диссертация кандидата филологических наук : 10.01.10 Казань, 2006 175 c. : 61 06-10/1168

Объем: 175 стр.

Информация: Казань, 2006


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 1ЛАВАНЕРВАЯ ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВИВШИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ТАТАРСКОЙ НЕЧАТИ
11 Роль просветителей в становлении татарской об1цествеш1онублицистической мысли в Нижегородском регионе
12 Особенности формирования национального самосознания нижегородских татар в нериод заролсдения общенациональной татарской нечати
13 Понытки основания периодической нечати на татарском языке в Нижегородском регионе в послереволюционные годы
14 Начало формирования татарских лсурналистских кадров 1ЛАВАВТ0РАЯ ТИНОЛОГИЧЕСКАЯ И ЖАНРОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НИЖЕГОРОДСКОЙ ТАТАРСКОЙ НЕЧАТИ (1930-2005)
21 Краевые издания
22 Районные газеты в годы массовой коллективизации и борьбы за всеобиую грамотность
23 Татарская печать Горьковской области в годы Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия
24 Этническая региональная 01сурналистика второй половины XX в ЗАКЛЮЧЕНИЕ СНИСОКИСНОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧИИКОВ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение:

Прежде чем приступить к освещению темы работы, будет уместно дать хотя бы краткую справку о нижегородских татарах. Нижегородские татары относятся к сергачской или старинной алатырской (ц-окающей) группе татар, компактно проживающей на юго-восточной окраине Нижегородской области, известной как Татарская Степь название, ставшее общепринятым как в просторечии, так и в научной литературе. Издревле в этой местности проживали тюркоязычные племена. Далекие предки нынешних нижегородских татар сергачских мишарей буртасы, кипчаки, булгары и маджары заселяются на этих землях уже в X XII вв., когда они относились сначала к государству Буртас, а затем к Волжской Булгарии. В 1250-1350 гг. сюда переселяются тюркоязычные народы, бежавшие с верховья Суры от золотоордынских набегов. В 1361 г. в Запьяне появился золотоордынский хан Секиз-бей и, как отмечено в русских летописях, «за Пиана все пограбил» и «обрывся рвом и ту седе», то есть здесь обосновался. К этому времени относится появление «зажитий» селений, что нашло отражение в русских летописях. Летописцы сообщают, что в 1367 г. золотоордынский юмзь Тимер-Булат бежал «за реку за Пиану, и тамо множество татар избища, и по зажитиям множество». К середине XIV в. Нижнепьянско-Сурское междуречье добивается определенного могущества, и предки сергачских мишарей делают попытку создания самостоятельного княжества, которая была пресечена золотоордынскими князьями. Создание татарских сел Н[ижегородчины представляет собой длительный процесс, растянувшийся с начала XIV до XVII столетия включительно. Закрепление населения на этих территориях происходило неравномерно. Исходя из имеющихся устных и письменных свидетельств о появлении селений, этот Под понятием Ниокегородчина (Нижегородский регион. Нижегородский край) подразумевается современная территория Нижегородской области.процесс выглядит следующим образом: к XIV XV вв. восходит основание первых пяти деревень (письменная история этих селений начинается позднее). К первой половине XVI в. относится становление еще трех селений. На рубеже XVI XVII вв. появились свидетельства о возникновении еще 15 деревень. Серединой XVII в. фиксируются остальные татарские населенные пункты. В результате стихийных и организованных поселений на протяжении более ста верст в бассейне реки Пьяна появляется целая сеть татарских селений, расположенных от 2 до 7 верст друг от друга. Вплоть до начала XVIII в. большинство из татаро-мишарских сел по административно-территориальному делению относились к Алатырскому уезду. В 1708 г. они отходят в Казанскую губернию, а в 1714 г., с образованием Нижегородской губернии, переходят в ее состав. В 1779 г. передаются в Казанское, а затем в Нижегородское наместничество. Позднее десять деревень отходят в Симбирское наместничество, со временем преобразованное в Симбирскую губернию. Административно-территориальное татарских селений Нижегородчины произошло в 1922 г. По данным последней Всероссийской переписи населения 2002 г., татары представляют второй по численности народ в Нижегородской области и составляют 50609 человек (1,58% к общему числу населения). На территории области расположено 35 татарских поселений, 17 из которых находятся в Краснооктябрьском районе. Много татар проживает в крупных городах области Н. Новгород, Дзержинск, Бор, Кстово. Нижегородские татары составляют крупную диаспору в Москве (больше 40% татарского населения столицы), Санкт-Петербурге, Таллинне, Финляндии, Швеции, а также в СНГ. Нижегородские татары-мишари представляют одну из наименее изученных в этнологическом отношении групп татар. Однако большинство ученых склоняются к тому, что этногенез татар-мишарей и казанских татар имеет однокорневую основу. Их объединяют общность истории, религии, языка. воссоединение культуры и быта. Татары-мишари неотъемлемая составная часть татарского народа, отличающаяся особенностями языка, культурными традициями и характерной ментальностью. Наряду с другими народами России татары сохраняют свою идентичность не столько в отдельном государстве или административно-территориальной единице, сколько в едином информационно-культурном пространстве, которое формируется и существует благодаря системе образования, культуры, науки и СМИ. Татарское информационно-культурное пространство, составной частью которого является татарская ж)фналистика, как сложная система накопления и распространения информации об истории и современном состоянии татарского народа, представляет собой универсальную среду для научно-исследовательской работы по проблемам татарского народа. Особая роль каналов массовой коммуникации в развитии самосознания татарского народа обусловлена дисперсносной расселенностью татар по регионам Российской Федерации и других стран, а также его приоритетным значением в этномобилизации татар. В частности, процессы этнокультурного возрождения и развития татар в начале, в 90-е гг. XX в. и в настоящее время самым прямым образом связаны с динамичной деятельностью национальных СМИ. В свете указанной проблемы представляется актуальной постановка и решение задач обеспечения информационных потребностей татар, проживающих за пределами Республики Татарстан. Способы успешного решения этой задачи во многом определяются уровнем изученности данной проблематики. Актуальность актуальность темы. Начиная с 90-х гг. в субъектах РФ приобрела этнической идентичности, связанная с ростом проблема Подробнее см.: Хафгаов М.З. Нижегородские татары. Н. Новгород, 1998. 7-11; Закиев М.З. Татары: проблемы истории и языка. -Казань, 1995. ЗЗ, 74,82; Мухамедова Р.Г. К проблеме этногенеза татармишарей//Татарика. Вампала, 1987. 242-251; Орлов А. М. Мещера, мещеряки, мишаре. —Казань, 1992. 6-28; Сенюткин СБ. Нстория татар Нижегородского Поволжья с последней третиXVdo начачаХХ вв.: Монография. Н. Новгород, 2001. 93-140: Феткуллин КР. Край, овеянный легендами. Татарская жемчужина Нижегородчины. Н. Новгород, 2004. 5-21.национального самосознания и этноцентризма в регионах. Ее значение проявляется в ходе переоценки многих реальных факторов и сложившихся стереотипов национальной истории, культуры и других этнических особенностей. Актуальность данной проблемы для современной России Государственной подтверждается разработкой региональных программ для СМИ в рамках принятой и подписанной Президентом РФ В.В.Путиным федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)». Педооценка роли СМИ в этом вопросе приводит к обострению межнациональных и межконфессиональных отношений. Потому что печатные и электронные средства Актуальность являющейся в массовой коммуникации играют важную роль в изучения национальной татарской прессы, становлении гражданского общества, его самосознания. вопроса современных условиях ведушим источником формирования ценностной ориентации, убеждений и общественного мнения татарского народа, обусловлена тем, что на сегодняшний день в России функционирует более 135 газет и журналов на татарском языке, во многих регионах действуют радио- и телепередачи для татар, осуществляется трансляция спутникового телеканала «Новый век». От централизации к региональному общий путь развития СМИ многих стран. Это происходит потому, что местные СМИ могут более точно учитывать особенности региона, национальный, конфессиональный, образовательный, возрастной состав аудитории, использовать факты, явления и привлекать авторов, которых жители региона знают лучше. Это делает региональные СМИ более авторитетными, доступными, понятными и полезными. Регионализация способствует более широкому распространению достижений национальной культуры, показу самобытности, народного творчества, поддержки традиций населения конкретного региона. Характерно, что до 1925 г. больше половины всех татарских газет и журналов издавались за пределами Татарстана, а в числе издателей и редакторов татарской печати 1905-1924 гг. выходцы из других регионов составляли как минимум добрую половину [19, с.24-25]. В сложившихся условиях, когда казанские татарские издания практически потеряли читательскую аудиторию, находящуюся за пределами республики, именно региональные татарские СМИ призваны проявлять себя как серьезный общественный инструмент формирования этнокультурного и духовного факторов консолидации татарского народа как этноса. Сегодня татарская общественность ставит на повестку дня в качестве одного из актуальных вопросов целесообразность выделения специальной отрасли научно-аналитической и информационной деятельности о татарских СМИ под условным наименованием «татмедиаведение» [81, с. 125-126,137]. То есть наряду с развитием отраслей «Татарика», «Татароведение» в рамках новой специальности появилась необходимость составления базы данных об истории и современном состоянии всех типов средств массовой коммуникации, участвующих в формировании и функционировании татарской этнокультурной общности. В свете сказанного несомненна актуальность данной работы. В Нижегородском средств регионе массовой в разное время функционировали 15 татароязычных информации и сегодня он занимает лидирующие позиции по насыщенности татарских СМИ среди субъектов РФ, где традиционно компактно проживают татары. Обращение к теме истории нижегородской татарской журналистики актуально потому, что вопросы зарождения, становления и функционирования татароязычной периодической печати за пределами Республики Татарстан, в частности в Нижегородской области, остаются практически неисследованным пластом истории татарской культуры. Географические рамки этнической журналистики не ограничиваются Татарстаном, где живет лищь четвертая часть татарского народа. Актуальность изучения этой темы обусловлена тем, что воссоздание целостной картины национальной татарской печати позволит представить историю татарского народа как единого этноса.Неизученность данного пласта духовной жизни татарского народа и, как следствие, отсутствие полной и ясной картины татароязычной печати в Нижегородской области в частности, в других регионах в целом, есть прямой результат традиции, закрепленной советской партийно-государственной политикой еще в 40-х гг. прошлого столетия: писать о татарах в узких рамках Татарстана. В итоге региональная печать осталась за скобками истории Татарской АССР. В настоящей работе впервые региональная этническая печать рассматривается в плоскости единого общенационального информационнокультурного пространства в качестве объекта научного исследования. Степень научной разработанности темы. На рубеже XX XXI столетий в условиях кардинального переосмысления нашей истории пристальное внимание со стороны исследователей обрашается на изучение богатейшего наследия национальной прессы: открываются неизведанные страницы истории, выявляются новые «старые» имена, внесшие вклад в развитие этнической Однако анализ современного состояния научных и журналистики. статистических материалов о татарах показывает, что изучение татарских СМИ как объекта научного исследования находится на низком уровне. Это обусловлено отсутствием специальной научно-аналитической структуры с достаточным СМИ как финансированием важнейшего и, главное, инструмента не осознанием этнической татарской общественностью необходимости комплексного изучения истории татарских мобилизации, функционирования национальной культуры и родного языка, консолидации и развития татарского этноса. Мало было сделано в этом направлении и в рамках столетнего юбилея национальной периодической печати, который отмечался в 2005 г. и невольно остался в тени тысячелетия Казани. Но справедливому замечанию профессора Василя Гарифуллина, несмотря на то, что последние десятилетия в данной области знания отмечены известными успехами, в целом история татарской печати мало изучена, а имеющие исследования в свете новых взглядов на прошлое татарского народа требуют критического и новаторского переосмысления в более объективном и плане [96, с.5-6]. О легальных революпионно-демократических и пролетарских изданиях написано много научных трудов, а либеральная периодика в силу догматических стереотипов по-прежнему остается мало разработанной. Практически не исследована татарская печать советского периода. Да сих пор не ведется научных исследований по истории тюрко-татарской эмигрантской печати, а имеющая литература по теме носит публицистической характер, архивные материалы слабо вводятся в научный оборот. Татароязычные СМИ, которые издавались и издаются за пределами Татарстана, остаются необозримым полем деятельности для историков журналистики. Отсюда фрагментарность в изучении данной проблематики, вследствие чего до сегодняшнего дня не написана фундаментальная работа по истории национальной журналистики (несмотря на то, что в плане развития этнических СМИ татары занимали и занимают лидирующее положение в России и являлись, по выражению академика Миркасыма Усманова, «первопроходцами» для ряда мусульманских народов), что, в свою очередь, тормозит, подготовку полноценной учебной программы по истории татарской печати одной из основных профилирующих дисциплин, преподаваемых на отделениях татарской журналистики в институтах и университетах. В силу разных причин печать достаточно многочисленной и активной части единого этноса, функционирующей вне пределов своей исторической родины, остается на многие годы неизвестной для исторического и общественного сознания. В историографии национальная пресса рассматривается по своеобразному принципу «единого потока», т.е. без попыток проведения региональной дифференциации. Вместе с тем объектом изучения выступают, в первую очередь, отдельные периодические издания Казани и двух-трех крупных городов с высокой насыщенностью татарского населения, среди которых Нижний Новгород не присутствует. Тем не менее представляют интерес исследования отдельных филологов, историков и публицистов, в которых в той или иной мере нашли отражение те или иные аспекты истории татарской печати в нижегородском регионе, а также жизнь и деятельность видных нижегородских публицистов. Важный вклад в анализ становления и функционирования газет и журналов в 1905-1917 гг. в регионах Российской империи, общих закономерностей их развития внесли работы Г.Ибрагимова [31], Ф.-С.Казанлы [38], Дж.Валидова [16], И.Рамиева [66], А.Рахима [67], М.Гайнуллина [21], Р.Нуруллиной [61;62], М.Мардиевой [47], Ф.Агзамова [1], Нафигова [57] и других. Некоторые сведения о подвижнической деятельности нижегородских татарских мастеров пера содержатся в исследованиях Ш.Марджани [46], Р.Фахретдинова [120], Дж.Валидова [16], А.Сагди [72], Х.Миннегулова [49]. Несомненную ценность представляют очерки истории М.Хафизова [127], в которых тема «Литература и печать на родном языке» выделена в отдельный
Просмотров: 133 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz