Пятница, 17.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 18 » Скачать Профессионально-ориентированные проблемные задачи по экономике для студентов технических специальностей среднего профессионального бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
22:52
Скачать Профессионально-ориентированные проблемные задачи по экономике для студентов технических специальностей среднего профессионального бесплатно
Профессионально-ориентированные проблемные задачи по экономике для студентов технических специальностей среднего профессионального образования

Диссертация

Автор: Мусина, Елена Михайловна

Название: Профессионально-ориентированные проблемные задачи по экономике для студентов технических специальностей среднего профессионального образования

Справка: Мусина, Елена Михайловна. Профессионально-ориентированные проблемные задачи по экономике для студентов технических специальностей среднего профессионального образования : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Москва, 2004 218 c. : 61 05-13/118

Объем: 218 стр.

Информация: Москва, 2004


Содержание:

Аннотация
Введение
Глава 1 Теоретические основы построения учебного процесса с применением проблемных задач в профессиональном обучении
11 Анализ отражения в теории проблемного обучения особенностей подготовки специалистов в учреждениях среднего профессионального образования
12 Проблемные задачи в структуре процесса профессионального обучения
13 Критерии успешности профессиональной подготовки специалистов в учреждениях среднего профессионального образования в условиях обучения с применением проблемных задач
Глава 2 Система профессионально-ориентированных проблемных задач по экономике для студентов технических специальностей среднего профессионального образования
21 Конструирование системы проблемных задач по экономике
22 Особенности профессионально-ориентированных проблемных задач по экономике для студентов технических специальностей среднего профессионального образования
23 Условия эффективности применения системы профессионально-ориентированных проблемных задач по экономике для студентов технических специальностей среднего профессионального образования
Глава 3 Экспериментальная проверка эффективности системы профессионально-ориентированных проблемных задач по экономике для студентов технических специальностей среднего профессионального образования
31 Методика педагогического эксперимента
32 Анализ результатов педагогического эксперимента

Введение:

Актуальность исследования. Профессиональное образование ориентировано на подготовку высококвалифицированных, профессионально компетентных, способных к творческой деятельности специалистов. Неотъемлемым компонентом любой профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений являются экономические знания. Практика показывает, что уровень экономической подготовки выпускников учреждений среднего профессионального образования остается недостаточно высоким. Это во многом связано с преобладанием репродуктивных методов обучения экономике. Поисковые методы обучения наиболее адекватны требованиям современного производства к профессиональным качествам специалистов. Одним из эффективных способов организации поискового образовательного процесса является проблемное обучение.
В контексте повышения качества подготовки специалистов среднего звена вопросы применения системы профессионально-ориентированных проблемных задач по экономике в процессе обучения студентов технических специальностей СПО являются актуальными в современных условиях.
Проблема исследования. Теория проблемного обучения имеет давние исторические корни. В 60 — 70-е гг. XX в. теория проблемного обучения начинает широко разрабатываться в отечественной педагогике. A.M. Матюшкиным, М.И. Махмутовым, Т.В. Кудрявцевым и другими учеными разработан понятийный аппарат теории проблемного обучения, определено его содержание, методы, способы организации учебного процесса, выявлены условия успешности проблемного обучения. Теория мышления как продуктивного процесса, выдвинутая в 60-х гг. С.Я. Рубинштейном, оказала существенное влияние на концептуальные подходы к активизации обучения. Применительно к проблемному обучению эту теорию продолжили A.M. Матюшкин, JI.B. Путляева, К.А. Славская и др.
В развитие теории проблемного обучения внесли вклад многие ученые. Исследованием проблемных задач, их структуры, особенностей, места в учебном процессе, типологией, анализом этапов их решения занимались Г.А. Балл,
Н.Г. Дайри, Г.С. Костюк, Е.И. Машбиц, В.В. Репкин, JI.M. Фридман и другие. Категории сложности и проблемности проблемных задач исследованы Г.А. Баллом, P.A. Гильмановым, В.И. Загвязинским и другими. Способы создания проблемных ситуаций, требования к учебным проблемам дополнены и конкретизированы в работах Ю.К. Бабанского, A.A. Кыверялга и других. Обоснованию необходимости конструирования системы проблемных задач по учебному предмету, разработке ее содержания, правил отбора учебного материала, принципов составления и применения посвящены работы Г.А. Балла, В.Т. Кудрявцева, JI.B. Путляевой, JI.M. Фридмана и других.
Вопросы теории проблемного обучения применительно к профессиональному образованию получили развитие в работах И.И. Гольдина, JI.B. Горской, О.С. Гребенюк, М.И. Махмутова, Т.В. Кудрявцева, A.A. Кыверялга, JI.B. Путляевой, З.А. Решетовой и других.
На сегодняшний день теория проблемного обучения глубоко и разносторонне разработана в отечественной дидактике. Многочисленными исследованиями обоснована целесообразность применения методов проблемного обучения в отношении качественного усвоения знаний, развития умственных способностей (Т.В. Кудрявцев, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов, В. Оконь и другие); развития познавательной самостоятельности (Н.Г. Дайри, И.Я. Лернер, О.О. Макарычева и другие); творческой активности учащихся (И.Я. Лернер, Т.М. Енякова, Т.В. Кудрявцев, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов и другие). Исследованиями установлено, что применение проблемных задач в процессе преподавания специальных дисциплин способствует повышению качества профессиональной подготовки студентов (И.И. Гольдин, Л.В. Горская, О.С. Гребенюк, Т.В. Кудрявцев; М.И. Махмутов, Л.В. Путляева и другие). Т.В. Кудрявцевым теоретически обоснована целесообразность применения проблемных задач в процессе подготовки технических специалистов. Им доказано, что проблемное обучение в наибольшей степени способствует развитию технического мышления, необходимого при решении производственных задач, так как в процессе их решения требуются те же интеллектуальные процедуры, что и в процессе решения проблемных задач.
B.C. Леднев рассматривает теорию проблемного обучения как одну из основ научного образования.
Несмотря на глубокую теоретическую разработанность и неоспоримые преимущества, проблемное обучение не получило широкого распространения и не стало особым типом обучения. Основной причиной этого является его недостаточная технологичность.
По ряду дисциплин составлены системы проблемных задач и рекомендованы к применению в обучении (М.А. Беляев, И.И. Гольдин, A.A. Кива, И.Я. Лер-нер, Т.В. Напольнова, В.Г. Разумовский, А.Н. Скороходов и другие). Однако готовая совокупность проблемных задач не всегда достаточно эффективна, так как в условиях проблемного обучения решающую роль играет субъективный фактор. Если проблемная задача не значима для субъекта или не соответствует его интеллектуальным возможностям, то она не принимается им для решения.
Практическая потребность в наличии систем проблемных задач по конкретным учебным предметам существует объективно, в том числе по предметам социально-экономического цикла технических специальностей СПО. К таким дисциплинам, в частности, относится «Экономика», оказывающая существенное влияние на качество профессиональной подготовки технических специалистов.
Противоречие между целесообразностью применения в процессе преподавания экономики студентам технических специальностей СПО профессионально-ориентированных проблемных задач для повышения качества их профессиональной подготовки и достижения требуемого уровня экономической образованности, с одной стороны, и недостаточной разработанностью системы таких задач, с другой стороны, определяет проблему исследования', какой должна быть система профессионально-ориентированных проблемных задач по экономике для студентов технических специальностей СПО?
Объект исследования: проблемные задачи в профессиональном обучении.
Предмет исследования: система профессионально-ориентированных проблемных задач по экономике для студентов технических специальностей СПО.
Цель исследования: разработать систему профессионально-ориентированных проблемных задач по экономике для студентов технических специальностей СПО, адекватную ее дидактическим функциям.
Гипотеза исследования: система профессионально-ориентированных проблемных задач по экономике будет соответствовать предъявляемым к ней требованиям при освоении технических специальностей СПО, если:
1. Система будет составлена на основе элементов содержания экономической подготовки разной степени обобщения и включать:
• задачи, способствующие раскрытию и усвоению учащимися основных экономических понятий;
• задачи, направленные на усвоение экономических закономерностей;
• задачи, отражающие решение экономических проблем в реальных ситуациях профессиональной деятельности специалистов технических специальностей среднего профессионального образования.
2. Профессиональная направленность проблемных задач будет осуществлена путем:
• подбора профессионально направленного содержания учебных задач;
• включения в них ситуаций выбора экономически целесообразного варианта выполнения деятельности;
• направленности задач на развитие технического мышления.
3. Проектирование системы проблемных задач будет осуществляться в следующей логике - от общеэкономических вопросов к профессионально-ориентированным:
• отбор учебного материала для проблемных задач (определение основных проблемных вопросов в контексте возможностей учащихся, распределение их по степени обобщения);
• составление инвариантной части системы проблемных задач по экономике, применимой для студентов любых специальностей (разработка блок-схем проблемных задач по каждой учебной теме «опорные знания - тематическая - вспомогательные - частные проблемы», разработка содержания элементов структуры проблемных задач «актуализация опорных знаний - проблемное противоречие -учебная проблема — решение проблемы»);
• доработка системы проблемных задач по экономике в контексте профессиональной деятельности выпускников (соотнесение инвариантной части системы проблемных задач с выполнением технико-технологической, организационной профессиональной деятельности; определение на этой основе особенностей профессионально-ориентированных проблемных задач по экономике для студентов технических специальностей СПО; формулировка текстов задач).
Достижение цели исследования в соответствии с выдвинутой гипотезой осуществлено при решении следующих задач:
1. Проанализировать концептуальные подходы к конструированию систем проблемных задач для студентов технических специальностей.
2. Разработать теоретическую модель системы профессионально-ориентированных проблемных задач по экономике для студентов технических специальностей СПО, отражающую принципы ее построения, структуру, характер профессиональной направленности задач.
3. Разработать и экспериментально проверить систему профессионально-ориентированных проблемных задач по экономике для студентов технических специальностей СПО.
Методологической основой исследования являются: теория проблемного обучения (И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, В.Оконь и др.); теория профессионального становления личности (Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Т.В. Кудрявцев и др.); теория содержания образования (B.C. Леднев, М.Н. Скаткин и др.); теория мышления (С.Л. Рубинштейн, H.A. Менчинская и др.); теоретические основы технологии обучения (В.П. Бес-палько и др.).
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по теме исследования, изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта организации проблемного обучения, педагогический эксперимент, мониторинг, тестирование, беседа, методы математической статистики.
Экспериментальная база исследования. В качестве базы исследования использовался Московский электромеханический техникум. В экспериментальной работе участвовали студенты 3 курса, обучающиеся по специальности «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики на предприятиях».
Этапы исследования. Исследование проводилось в течение четырех лет и включало три этапа.
Первый этап (2000 - 2001 гг.). Анализ научно-педагогической литературы, диссертационных исследований, документальных материалов, отражающих теоретическое обоснование и результаты практического применения проблемных задач в профессиональном образовании. Это позволило определить проблему исследования, сформулировать гипотезу, цель и задачи.
Второй этап исследования (2001 - 2002 гг.). Разработка модели системы профессионально-ориентированных проблемных задач по экономике для студентов технических специальностей СПО и определение условий эффективности их применения.
Третий этап (2002 - 2004 гг.). Разработка и экспериментальная проверка эффективности системы профессионально-ориентированных проблемных задач по экономике для студентов технических специальностей СПО. Обобщение результатов работы, оформление диссертации.
Научная новизна:
1. Разработана модель системы профессионально-ориентированных проблемных задач по экономике для студентов технических специальностей СПО, отвечающая современным требованиям к качеству технико-технологической и экономической составляющих подготовки выпускников, содержащая различные по степени обобщения задачи.
2. Уточнена последовательность работы по составлению системы профессионально-ориентированных проблемных задач по экономике для студентов технических специальностей СПО: отбор учебного материала для проблемного обучения; составление инвариантной части системы проблемных задач по экономике; доработка системы проблемных задач в контексте профессиональной деятельности выпускников.
3. Выявлены возможности реализации профессиональной направленности проблемных задач по экономике для студентов технических специальностей СПО посредством:
• информационной составляющей профессионально ориентированного содержания обучения;
• направленности на формирование умений выбора экономически целесообразного варианта выполнения деятельности;
• направленности на развитие технического мышления.
4. Конкретизирован порядок отбора учебного материала с учетом степени его обобщения, последовательность работы по составлению проблемной задачи, включающая постановку цели, определение необходимого минимума знаний, формулировку текста, определение типа проблемного противоречия, структуры задачи и неизвестного - как основного элемента, содержащего новое знание для учащихся.
Теоретическая значимость исследования.
Результаты исследования дополняют известные подходы к конструированию системы проблемных задач в профессиональном обучении в части разработки требований к задачам по экономике для технических специальностей СПО.
Разработанная теоретическая модель системы профессионально-ориентированных проблемных задач по экономике для студентов технических специальностей СПО открывает перспективы исследования систем проблемных задач по предметам гуманитарного и социально-экономического циклов при освоении неэкономических специальностей:
Практическая значимость исследования: 1. Разработанная модель системы профессионально-ориентированных проблемных задач является примером практического решения вопросов технологии реализации проблемного обучения в подготовке специалистов.
2. Применение разработанной системы профессионально-ориентированных проблемных задач в процессе преподавания экономики студентам технических специальностей СПО позволило:
• улучшить качество обучения,
• активизировать творческий потенциал преподавателей в их практической деятельности.
3. Подготовленные по результатам исследования методические указания по составлению системы профессионально-ориентированных проблемных задач по экономике используются в процессе обучения студентов технических специальностей СПО.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается применением соответствующих объекту, цели и задачам методов исследования, педагогическим экспериментом, а также подтверждением результатов исследования на практике.
Основные положения, выносимые на защиту.
Система профессионально-ориентированных проблемных задач по экономике для студентов технических специальностей СПО, должна удовлетворять следующим требованиям:
1. Включать задачи, составленные на основе элементов содержания экономической подготовки разной степени обобщения:
• способствующие раскрытию и усвоению учащимися основных экономических понятий;
• направленные на усвоение экономических закономерностей (профессионально-ориентированные тематические и вспомогательные к ним проблемы, раскрывающие способы действий в ракурсе основных экономических закономерностей);
• отражающие решение экономических проблем в реальных ситуациях профессиональной деятельности специалистов технических специальностей среднего профессионального образования (профессионально-ориентированные частные проблемы различной степени сложности и уровня проблемности, предполагающие применение знаний в новых условиях).
2. Предусматривать профессиональную направленность проблемных задач по экономике:
• приданием содержанию задач направленности на решение профессионально значимых проблем;
• включением в содержание задач противоречий, предполагающих выбор наиболее экономичного варианта из нескольких;
• путём развития образно-действенных компонентов технического мышления при решении задач.
Технология проектирования системы проблемных задач по экономике для студентов технических специальностей СПО включает:
1. Отбор различного по степени обобщения учебного материала для проблемных задач:
• основные экономические категории;
• основные экономические закономерности;
• частные социальные и производственные проблемы, объясняемые экономическими закономерностями.
2. Составление инвариантной (независимой от специальности) части содержания проблемных задач по экономике:
• разработка блок-схем проблемных задач по каждой учебной теме (опорные знания, тематическая, вспомогательные и частные проблемы);
• разработка содержания элементов структуры проблемных задач (актуализация опорных знаний, проблемное противоречие, учебная проблема, решение проблемы).
3. Доработка системы проблемных задач в контексте профессиональной деятельности выпускников на основе ее анализа и определение особенностей задач (разработка профессиональной направленности содержания проблемных задач по экономике для студентов технических специальностей СПО).
Просмотров: 152 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz