Пятница, 17.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 13 » Скачать Профессионально-педагогическая направленность обучения будущих учителей в дореволюционной учительской семинарии. Кузьменко, бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
19:00
Скачать Профессионально-педагогическая направленность обучения будущих учителей в дореволюционной учительской семинарии. Кузьменко, бесплатно
Профессионально-педагогическая направленность обучения будущих учителей в дореволюционной учительской семинарии

Диссертация

Автор: Кузьменко, Ирина Александровна

Название: Профессионально-педагогическая направленность обучения будущих учителей в дореволюционной учительской семинарии

Справка: Кузьменко, Ирина Александровна. Профессионально-педагогическая направленность обучения будущих учителей в дореволюционной учительской семинарии : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Москва, 2001 141 c. : 61 02-13/648-1

Объем: 141 стр.

Информация: Москва, 2001


Содержание:

Глава
I ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ПОДГОТОВКУ УЧИТЕЛЕЙ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ УЧИТЕЛЬСКОЙ СЕМИНАРИИ
1 Характеристика начальной народной школы и особенности педагогической и общественно-просветительской деятельности народных учителей
2 Основные виды и формы подготовки народных учителей
3 Проблема содержания и организации подготовки учителей начальной школы в дореволюционной педагогике
Глава
II ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ УЧИТЕЛЬСКОЙ СЕМИНАРИИ
1 Педагогическая направленность общеобразовательной подготовки учащихся учительских семинарий
2 Практическая направленность психолого-педагогической подготовки будущих учителей в дореволюционной учительской семинарии
3 Педагогическая практика как интеграция всех видов подготовки учащихся семинарий к практической деятельности

Введение:

Подготовка современного учителя - одна из важнейших социальнопедагогических проблем, от решения которой во многом зависит успех перестройки образования в стране. Основной задачей педагогических учебных заведений является осуществление высококачественной профессиональной подготовки, отвечающей всем современным требованиям обучения и воспитания детей. Одним из важнейших направлений совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей является процесс формирования их педагогической направленности. Это возможно только при осуществлении в процессе обучения будущих учителей единства общеобразовательной, общепедагогической и практической подготовки.В соответствии с особенностями современного этапа и перспективами развития среднего педагогического образования происходит изменение в содержании подготовки будущих учителей, формируются новые требования к их профессиональной компетентности.В настоящее время делаются попытки внедрять в практику подготовки специалистов среднего педагогического образования большое количество новых специальностей, вводить в процесс обучения разнообразные профессиональные программы и т.д. На ряду с этим расширяется содержание образования, разрабатывается соответствующая учебно-методическая база системы среднего педагогического образования.За всем этим теряется глубинная проблема внутреннего соотношения всех направлений в содержании профессионального образования будущих педагогов, а именно взаимосвязь общеобразовательной, психолого-педагогической и практической подготовки будущих специалистов.Исторический анализ развития среднего педагогического образования в России показывает, что оно в прошлом характеризовалось целым рядом особенностей, которые не утратили своей значимости сегодня. Результаты исторического анализа могут выступать в качестве предпосылок дальнейшего развития и совершенствования современной системы педагогического образования.Прогрессивными педагогами и видными мыслителями конца XIX - начала XX вв. было выдвинуто немало перспективных педагогических идей о необходимости серьезной научно-практической подготовки учителя.Несомненный интерес для нашего исследования представляют работы Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского и других известных педагогов второй половины XIX - начала XX века. Известные ученые данного периода в своих трудах обосновывали необходимость научно-практической подготовки учителя, рассматривая ее как единство трех основных направлений: общеобразовательного, общепедагогического и практического. В дальнейшем эту проблему развивали их последователи П.Ф. Каптерев, Н.А. Корф, Д.Д. Семенов, В.П. Вахтеров, Д.И. Тихомиров и другие известные педагоги и общественные деятели. Непосредственно проблему подготовки учителя в дореволюционных педагогических семинариях анализировали педагоги и общественные деятели изучаемого периода В.И. Водовозов, Д.И. Тихомиров, В.И. Чарнолуский, Г. А. Фальборк, Н.В. Чехов. Отдельные аспекты подготовки народного учителя освещались на страницах педагогических журналов «Русский учитель», «Русская школа», «Вестник воспитания» и других.Методологические и теоретические подходы к изучению истории народного образования и подготовки учителей разработаны известными учеными нашего времени В.П. Борисенковым, В.М. Величкиной, Г.Н. Волковым, Э.Д. Днепровым, П.А. Жильцовым, Н. А. Константиновым, Г.Б. Корнетовым, B.C. Кузиным, Н.Н. Кузьминым, Н.Д. Никандровым, Ф.Г. Паначиным, А.И. Пискуновым, З.И. Равкиным, В.А. Сластениным, В.З. Смирновым, Н.Н. Суховой, В,Я. Струминским, Б.К. Тебиевым, П.В. Худоминским, М.Ф. Шабаевой, В.Д. Шадриковым и др.В работах И.А. Слудовского и Ф.Ф. Шамахова описаны и проанализированы процессы развития учительских семинарий Урала и Сибири. Важное значение для нашего исследования имеют работы авторов, изучавших разные аспекты развития системы начального народного образования в России и профессиональной подготовки будущих учителей. Так, исследования Вежлева A.M. посвящены изучению учительских съездов и курсов во второй половине XIX века. Весель Н.Х., Константинов Н.А., Струминский В.Я. изучали историю начального образования в России конца XIX - начала XX вв. Работы Арсеньева A.M., Депман И.Я., Зикеева Н.В. посвящены вопросам организации учебно-воспитательного процесса в дореволюционных учительских семинариях. Михеева Э.П., Бенюх П., Красновский А.А. изучали процесс подготовки педагогических кадров в России конца XIX начала XX вв. Исследования Паначина Ф.Г., Соловкова И.А., Киреевой У.П. посвящены изучению процесса осуществления профессионального педагогического образования в России.Смирнов В.З., Тебиев Б.К. исследуют проблемы реформирования начальной и средней школ в 60 годах XIX века и значение прогрессивного общественно-педагогического движения. Сластенин В.А., Пискунов А.И. в своих исследованиях особое место отводят проблеме формирования профессионально-педагогической направленности всего процесса подготовки будущих учителей.Исследования Кузьмина Н.Н. посвящены изучению процесса подготовки учителей начальных школ в учительских семинариях и учительских институтах в дореволюционной России. Однако, в исследованиях указанных авторов не ставилось цели изучить профессионально-педагогическую направленность обучения студентов в дореволюционных учительских семинариях.Проблема взаимосвязи общеобразовательной, психолого-педагогической и практической подготовки учителей для начальных школ в учительских семинариях дореволюционной России не являлась предметом специального изучения. Между тем, такое исследование обогатит не только историко-педагогическую науку, но и даст возможность более основательно подойти к решению вопроса о повышении качества подготовки педагогических кадров в современных условиях.Актуальность и значимость проблемы, недостаточная разработанность ее в педагогике обусловили выбор нами темы исследования «Профессионально-педагогическая направленность обучения будущих учителей в дореволюционной учительской семинарии».О б ъ е к т и с с л е д о в а н и я - процесс профессиональной подготовки учителей начальных школ в дореволюционной учительской семинарии.П р е д м е т и с с л е д о в а н и я - организация и условия взаимосвязи общеобразовательной, общепедагогической и практической подготовки народных учителей в дореволюционной учительской семинарии.Ц е л ь и с с л е д о в а н и я - изучение, анализ и выявление условий, содержания и особенностей осуществления взаимосвязи общеобразовательной, общепедагогической и практической подготовки учителей начальньпс школ в учительской семинарии конца XIX - начала XX века.З а д а ч и и с с л е д о в а н и я : 1. Выявить требования к народному учителю дореволюционной начальной школы путем анализа его педагогической и общественнопросветительской деятельности и существовавшей системы подготовки педагогических кадров в России конца XIX - начала XX века.2. Определить важнейшие условия рациональной организации общеобразовательной, общепедагогической и практической подготовки воспитанников дореволюционной учительской семинарии, обеспечивавших тесную взаимосвязь и профессионально - педагогическую направленность всех видов занятий.3. Выявить основные пути осуществления единства содержания и организации общеобразовательной, общепедагогической и практической подготовки учителей дореволюционной учительской семинарии.М е т о д о л о г и ч е с к о й о с н о в о й и с с л е д о в а н и я являются положения теории диалектического и исторического материализма, антропологическое требование о целостном подходе к изучению и формированию личности.Т е о р е т и ч е с к о й о с н о в о й и с с л е д о в а н и я явились труды К.Д. Ушинского, Н.Ф. Бунакова, В.И. Водовозова, Н.Д. Корфа, Д.Д. Семенова, Д.И. Тихомирова, В.И. Чарнолуского, Н.В. Чехова и других известных педагогов прошлого и деятелей народного образования, воспоминания и статьи о педагогической деятельности народных учителей, архивные материалы Министерских и земских отчетов, учебные пособия, методические и инструктивные материалы данного периода. В качестве научной базы системного комплексного изучения различньпс аспектов нашей темы послужили методолого-педагогические труды О.Л.Лбдуллиной, Ю.К.Бабанского, В.П. Борисенкова, Г.Н. Волкова, Б.С. Гершунского, Э.Д. Днепрова, Н.А. Константинова, Г. Б. Корнетова, B.C. Кузина, З.А. Мальковой, Н.Д. Никандрова, А.И. Пискунова, З.И. Равкина, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина, В.З. Смирнова, Б.К. Тебиева, В.Д. Шадрикова, А.И. Щербакова и других отечественных ученых.М е т о д ы и с с л е д о в а н и я : анализ историко-педагогического материала по исследуемой проблеме; аналитико-синтетический метод изучения фактов в единстве с историческим подходом к изучаемым явлениям. Наряду с этим в работе применялись также историко-типологический, сравнительно - исторический, теоретический методы анализа и обобш(ения источников, отражающих развитие теории изучаемого вопроса; анализ и обобщение опыта обучения и воспитания учащихся учительских семинарий во второй половине XIX - начала XX века.Н а у ч н а я н о в и з н а и т е о р е т и ч е с к а я з н а ч и м о с т ь проведенного исследования заключается в выявлении к I важнейших условий организации и выбора содержания занятий, обеспечивающих профессионально - педагогическую направленность и взаимосвязь общеобразовательной, общепедагогической и практической подготовки учителей для начальных народных школ на основе анализа процесса осуществления профессиональной подготовки воспитанников учительской семинарии конца XIX - начала XX в.П р а к т и ч е с к а я ц е н н о с т ь и с с л е д о в а н и я состоит в том, что материалами диссертации можно воспользоваться в преподавании курса «История педагогики», различных спецкурсов и спецсеминаров по вопросам подготовки учителей в средних педагогических учебных заведениях. f ; к i Положения, выносимые на защиту.1. Подготовка народного учителя дореволюционной начальной школы проходила в противоборстве прогрессивных педагогических сил, стремившихся дать будущим учителям всестороннюю профессиональную подготовку в соответствии с объективными социально-экономическими условиями, и официальными органами государственного управления народным образованием.2. Прогрессивные педагоги и деятели народного образования, определившие содержание профессиональной и общественной работы народного учителя, сформулировали следующие требования к подготовке учителя: наличие интереса к профессии учителя; всестороннее развитие будущего учителя; глубокая общеобразовательная подготовка как необходимый фундамент для профессионального совершенства; основательное психолого-педагогическое образование; серьезная методическая подготовка; постоянное самообразование будущего учителя; творческое отношение к педагогической деятельности; умение организовать воспитательную деятельность с детьми и культурно-просветительную работу со взрослым населением.3. Важнейшими условиями рациональной организации и осуществления взаимосвязи общеобразовательной, общепедагогической и практической подготовки воспитанников учительской семинарии конца XIX- начала XX века являлись: - научно обоснованный отбор содержания образования; - взаимосвязь всех форм подготовки будущих учителей; - педагогизация всего образовательного процесса; L и - обязательное наличие базовой начальной школы, позволявшей рационально осуществлять взаимосвязь теоретической и практической подготовки в семинарии; - четкое поэтапное проведение педагогической практики.4. Пути осушествления единства содержания и организации общеобразовательной, общепедагогической и практической подготовки учителей в дореволюционной учительской семинарии: выделение внутрипредметных и межпредметных связей, носящих теоретический и прикладной характер; соединение теоретических занятий семинаристов с практической деятельностью в начальной школе; организация тематических наблюдений в начальной школе; проведение экскурсий при изучении методики преподавания предметов начальной школы; проведение текущих и итоговых конференций; написание сочинений на педагогические темы, включавших знания теории и анализ собственной педагогической деятельности в период прохождения практики в начальной школе; самостоятельная работа как на занятиях, так и во внеурочное время.5. Условия рациональной организации и пути осуществления взаимосвязи общеобразовательной, общепедагогической и практической подготовки учителей для начальных школ России во второй половине XIX - начале XX века в дореволюционных учительских семинариях заключают в себе положительные тенденции, не утратившие своей значимости в настоящее время.С т р у к т у р а д и с с е р т а ц и и . Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Просмотров: 149 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz