Среда, 15.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 23 » Скачать Психологические основы профессиональной подготовки педагогов и психологов дошкольного образования. Шерьязданова, Хорлан Токтамысовна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
16:49
Скачать Психологические основы профессиональной подготовки педагогов и психологов дошкольного образования. Шерьязданова, Хорлан Токтамысовна бесплатно
Психологические основы профессиональной подготовки педагогов и психологов дошкольного образования

Диссертация

Автор: Шерьязданова, Хорлан Токтамысовна

Название: Психологические основы профессиональной подготовки педагогов и психологов дошкольного образования

Справка: Шерьязданова, Хорлан Токтамысовна. Психологические основы профессиональной подготовки педагогов и психологов дошкольного образования : диссертация доктора психологических наук : 19.00.07 Москва, 1999 322 c. : 71 99-19/33-7

Объем: 322 стр.

Информация: Москва, 1999


Содержание:

ГЛАВА I СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
§1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
§2 ОБЩЕНИЕ КАК ИСТОЧНИК И УСЛОВИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ
ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
§1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
§2 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
ГЛАВА III ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
§1 ДИАГНОСТИКА ФОРМ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
§2 Виды и типы ТРУДНОСТЕЙ в ОБЩЕНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ГЛАВА IV ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ОСНОВАМ ДОШКОЛЬНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
§ПСИХОДИАГНОСТИКА ОБЩЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА
§2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТРУДНОСТИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕНИЯ
ГЛАВА V РОЛЬ СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
§1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ основы ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ в ОБУЧЕНИИ
§2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ
§3 ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ
ГЛАВА VI ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
§1 ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИ ЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ДОПЖОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
§2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Введение:

Актуальность темы исследования Реформа образования, проводившаяся в последнее десятилетие в Республике Казахстан, выявила многие проблемы в его организации. Распад единой системы дошкольного воспитания, возникновение разнообразных альтернативных программ обучения и типов учреждений не решили всех проблем, возникших в этой области. Так, проблемы психологической подготовки детей к школе, преемственности дошкольного и школьного образования и помощи детям, имеющим различные трудности в развитии, формирования творческих способностей детей и многие другие еще ждут своего решения. «Главной задачей системы образования, - говорится в Законе Республики Казахстан «Об образовании», - является создание необходимых условий для формирования и развития личности детей». Поиск путей формирования личности ребенка в дошкольном возрасте осуществлялся многими отечественными и зарубежными учеными (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, М.ИЛисина, В.С.Мухина, Д.Б.Эльконин, Ж.Пиаже, Ф.Бауэр, Дж.Брунер и др.). Нам представляется, что накопленные в этой области данные нуждаются в дальнейшем теоретическом осмыслении и в создании на этой основе единой, отвечающей психологическим особенностям детей дошкольного возраста, системы их обучения и воспитания. Важное направление в разработке этой проблемы состоит в подготовке профессиональных кадров. Современная организация подготовки специалистов в области образования в основе своей содержит как системные представления, так и разрозненные, часто противоречащие друг другу положения, затрудняющие организацию жизни детей в детских учреждениях. Главную причину этого мы видим в том, что преподавание основных учебных дисциплин не опирается на научную разработку проблем общения, что в целом отрицательно сказывается на построении учебно-воспитательного процесса на всех звеньях образования.Изменить существующее положение дел возможно, по нашему мнению, только в том случае, если преподавание психологии в педагогических учреждениях будет включать в себя наряду с теоретическими сведениями прямое обучение студентов практике работы с детьми. Для этого необходимо соединить психологию как теоретическую дисциплину с практическими аспектами работы с детьми, коренным образом перестроить высшее образование педагогов и психологов на всех этапах образования, отдать в нем приоритеты психологии общения.Важным аспектом нашего исследования явилось построение обучения и воспитания детей и его осмысление с позиций психологии общения. Непосредственная включенность исследования в ткань образовательной практики была одним из исходных принципов организации работы. В связи с чем результаты работ представлены в двух планах - в плане раскрытия психологических закономерностей развития общения в дошкольном возрасте и в плане определения психолого-педагогических принципов и условий построения учебного процесса в вузе. Совмещение этих двух планов в практико-ориентированном теоретико-экспериментальном исследовании потребовало, с одной стороны, специального рассмотрения проблемы общения и, с другой стороны, разработки образовательных технологий, отвечающих задаче формирования личности в процессе обучения.В психологии стало аксиоматичным положение о том, что общение является источником и важнейшим условием психического развития ребёнка. Реализация этого положения в практике дошкольного воспитания означает прежде всего то, что в период, когда закладываются основы личности (Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С.Мухина, Г.Г.Кравцов и др.), организации общения детей должно уделяться особое внимание. Учитывая, что психическое развитие в онтогенезе определяется прежде всего социальной ситуацией развития (Л.С. Выготский), закономерностям ее функционирования должно уделяться особое внимание. Есть все основания утверждать, что важнейшим условием становления профессионального самосознания и личностного развития будущих специалистов дошкольного воспитания является целенаправленное обучение их общению с детьми.Учитывая, что психическое развитие ребенка обусловлено в первую очередь его общением со взрослыми (Л.С. Выготский), а также понимая роль, которую играет дошкольный возраст в становлении личности человека (А.В. Запорожец), проблемы общения можно выделить в качестве центральных проблем развития ребенка в дошкольном возрасте. С развитием общения в этом возрасте связано эмоциональное благополучие ребенка, уровни его общего развития, эффективность овладения разными видами деятельности. Общение с окружающими психологически подготавливает ребенка к обучению в школе.Решение психологических проблем теории и практики общения должно стать базисом создания целостной, развивающей, психологически обоснованной системы подготовки специалистов дошкольного образования. Данная работа и посвящена изучению этого вопроса.Цели исследования Целью работы было: 1) Создание системы подготовки специалистов дошкольного образования, в которой психология общения занимает стержневые позиции.2) Выявление особенностей общения взрослых (педагогов и психологов) с дошкольниками, способствующие их полноценному психическому развитию.3) Определение условий, оптимизирующих общение детей дошкольного возраста с окружающими и его значение для становления индивидуальности ребенка.Объектом исследования был процесс обучения на факультетах дошкольного воспитания педвузов по специальности - психолог образовательного учреждения, педагог дошкольного воспитания.Предметом исследования явились психологические закономерности развития общения у детей дошкольного возраста и построение на их основе целостной системы подготовки специалистов дошкольного воспитания.Гипотезы исследования Повышение эффективности профессиональной подготовки педагогов и психологов дошкольного образования предполагает: • глубокое знание будущими специалистами психологических особенностей детей дошкольного возраста и умение учитывать сензитивные периоды развития; • психологически полноценное общение с детьми дошкольного возраста, направленное на удовлетворение потребности в любви и признании.Сформулированная гипотеза дает основания заявить следующее направление организации исследования: • Организация условий полноценного развития детей дошкольного возраста предполагает учет особенностей психического развития ребенка. Так как восприятие является своеобразными «воротами» через которые окружающий мир входит в сознание ребенка, то основной акцент в профессиональной подготовке специалистов дошкольного образования необходимо делать на разработке условий развития восприятия; • Организация учебного процесса в педагогическом вузе, построенная на приоритетных позициях психологии общения, должна стать основой перестройки системы образования. Исходя из фундаментальных потребностей ребенка в общении, в любви и признании (Э.Эриксон, М.И.Лисина, В.С.Мухина), мы строим систему подготовки студентов с учетом феноменологии детства на всех уровнях и видах общения: в игровой деятельности, в вербальной и эмоциональной сфере, в обыденных ситуациях и др.Задачи исследования 1. Провести анализ современного состояния проблемы профессионального образования в Казахстане и определить принципы построения программы обучения студентов-педагогов и психологов дошкольного образования.2. Исследовать структуру воспитательно-образовательного процесса в детском саду и построить теоретическую модель профессиональной подготовки специалистов дошкольного звена с учетом принципов новой системы подготовки.3. Выявить и разработать пути построения учебного процесса в педагогическом вузе, направленного на создание условий для полноценного психического развития детей дошкольного возраста.4. В экспериментальном порядке проверить технологические принципы создания и применения методов психолого-педагогической коррекции трудностей, возникающих в общении детей дошкольного возраста.5. Разработать практические рекомендации по организации деятельности педагога и психолога в детском саду и провести их апробацию.Научная новизна и теоретическая значимость исследования В работе предложена и обоснована концепция профессиональной подготовки студентов - педагогов и психологов как целостная система подготовки в вузах будущих специалистов дошкольного звена образования. Центром этой педагогической системы выступают теоретические и практические проблемы психологии общения.Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование позволило конкретизировать роль общения в личностном развитии ребенка. Показана роль различных компонентов коммуникативной деятельности в психокоррекционной и профилактической работе с детьми, имеющими трудности в развитии. Выявлена роль общения в обучении детей и показано, что нарушения в развитии общения детей ведут к трудностям в их психическом и личностном развитии. Определена роль общения ребенка с окружающими в становлении восприятия, в возникновении и развитии истоков мировоззрения.Представлены психологические характеристики разных стилей общения взрослого с детьми и показано их значение в развитии у ребенка познавательных психических процессов. Введено понятие «профессиональный педагогический стиль общения», представлены психологические характеристики профессиональных педагогических стилей.Определены принципы построения оптимальной системы профессиональной подготовки педагогов и психологов в учреждениях дошкольного образования. Концепция выстроена с опорой на логику и специфику развития общения в дошкольном возрасте, на учет сензитивных периодов и закономерностей развития детей, на определение роли общения в развитии детей и учете фундаментальной потребности ребенка в любви и признании.Практическое значение работы Представленная система подготовки специалистов дошкольного образования, направленная на учет сензитивных периодов развития и феноменологических потребностей в любви и признании позволила существенно повысить уровень профессиональной подготовки педагогов и психологов. Методы диагностики и коррекции форм общения детей дошкольного и младшего школьного возраста успешно используются педагогами и психологами в образовательных учреждениях Республики Казахстан с 1992 гг.Предложенная в исследовании система обучающих занятий по развитию общения ребёнка со взрослым обеспечивает полноценное психическое и личностное развитие детей дошкольного возраста, значительно повышает уровень их познавательных процессов, способствует возникновению психологической готовности детей к школе. Выявленные в исследовании разнообразные стили общения педагога с ребёнком и их психологические характеристики позволяют диагностировать квалификацию специалиста и оказывать ему действенную психологическую и методическую помощь.Предложенная в исследовании модель подготовки специалистов дошкольного образования реализовывается на факультетах педагогики и психологии в Республике Казахстан. На основании результатов работы разработана система подготовки и переподготовки педагогических кадров для сети дошкольных учреждений и школ Республики Казахстан.Основные положения, выносимые на защиту 1. Эффективность дошкольного воспитания непосредственно связана с созданием особой психологической модели профессиональной подготовки специалистов дошкольного образования. Модель учитывает специфику восприятия и общения детей дошкольного возраста, создает условия для их психодиагностики и коррекции. Модель имеет в своей теоретической основе положение фундаментальной психологической науки о сензитивных периодах, ведущих психических функциях и потребности в общении, в любви и признании (Э.Эриксон, М.И.Лисина, В.С.Мухина).2. Теоретический подход к пониманию развития психики ребенка в контексте позитивного общения, основанного на реализации потребности в любви и признании, обеспечивает профессиональную позицию будущего специалиста. Внутренняя позиция специалиста, формируясь на основе предлагаемой концепции, обеспечивает обоснованное профессиональное видение ребенка и центрированное на ребенке общение.3. Формирование восприятия средствами специально организованного общения обеспечивает его развитие как высшей психической функции. При этом включение общения ребенка со специалистом в эффективный способ развития восприятия обеспечивает ориентацию ребенка как в предметном мире, так и мире человеческих отношений, создавая основу для становления и развития начал мировоззрения. Предложенный в исследовании метод расширяет возможности сенсорного воспитания за пределы воспитания методом «сенсорных эталонов».4. Ситуативно-деловое общение следует рассматривать как опосредствованное ситуативно-личностное общение, в котором деятельность с предметами становится его содержанием. Превращение ситуативно-делового общения во внеситуативно-деловое связано с психологическим новообразованием дошкольного возраста - воображением, которое позволяет строить общение не только на непосредственном предметном содержании, но и в воображаемом плане. Внеситуативно-познавательное общение в своем развитии проходит два этапа, один из которых направлен на воображаемое предметное содержание, а другой на реальное предметное содержание. Этот вид общения обеспечивает, с одной стороны, особое отношение ребенка ко взрослому, проявляющееся в отношении «учитель - ученик», и, с другой стороны, эффективность познавательной, учебной информации, получаемой в этом общении.5. Разработанная нами психологическая концепция профессиональной подготовки педагогов и психологов дошкольного образования в своей основе содержит ориентацию на изучение и понимание особенностей психического развития ребенка. Данная модель принята в головных университетах и вузах как наиболее эффективная из числа всех существующих в Республике Казахстан.Методы исследования Основным методом исследования является экспериментальногенетический метод, разработанный Л.С. Выготским, направленный на воссоздание в экспериментальных условиях процессов психического развития ребенка. Конкретизация метода осуществлялась в разнообразных видах деятельности, задававшихся специально подобранными и разработанными приемами и методами. В исследовании применялся длительный, лонгитюдного характера обучающий эксперимент на базе детских садов и начальных классов школ г.Алматы и Талдыкоргана, а также лабораторный эксперимент, психологические наблюдения, анкетирование воспитателей, учителей, родителей, целенаправленные беседы с детьми и взрослыми. В ходе работы использовались как известные, так и оригинальные экспериментальные методики. Материалы и результаты экспериментов прошли статистическую обработку и были подвергнуты соответствующему качественному анализу.Апробация работы Результаты исследования представлялись на региональных, республиканских, всесоюзных и международных конференциях и симпозиумах: Республиканская научно-практическая конференция «Проблемы дошкольной педагогики, психологии и физиологии», Талды-Курган, 1992; Республиканская конференция «Проблемы образования в Казахстане: реальность и перспективы», 1993, Алма-Ата; Международная научно-практическая конференция «Воспитание и развитие личности», 1997, Москва; Международная научнопрактическая конференция «Новые подходы и пути обучения, воспитания, коррекции и интеграции детей с проблемами в развитии» (Бишкек, 1998 г., Киргизия); Первая Всероссийская научно-методическая конференция «Развивающаяся психология -основа гуманизации образования» (г.Москва, 1998, Россия); Международная конференция «Специальные образовательные потребности» (Тарту, 1998, Эстония); Международная конференция «Childrens receptive play» (Krakow, Poland, 1998). Материалы работы обсуждались на кафедре общей, возрастной и дифференциальной психологии Российского государственного гуманитарного университета, в лаборатории психологии раннего и дошкольного возраста Психологического института Российской Академии образования, на Ученом Совете Казахского государственного женского педагогического института.Структура диссертации Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения, выводов и списка литературы, содержащего 377 наименование. Объем диссертации составляет 322 страниц. Диссертация иллюстрирована 18 таблицами и 4 рисунками. •
Просмотров: 170 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz