Среда, 15.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 29 » Скачать Психологический анализ становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте : Условия, структура, динамика, типология. бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
16:08
Скачать Психологический анализ становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте : Условия, структура, динамика, типология. бесплатно
Психологический анализ становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте : Условия, структура, динамика, типология

Диссертация

Автор: Савина, Ольга Олеговна

Название: Психологический анализ становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте : Условия, структура, динамика, типология

Справка: Савина, Ольга Олеговна. Психологический анализ становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте : Условия, структура, динамика, типология : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.01 Москва, 2003 179 c. : 61 03-19/295-8

Объем: 179 стр.

Информация: Москва, 2003


Содержание:

ГЛАВА 1 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
11 Идентичность как междисциплинарная проблема современной науки (философии, социологии, социальной психологии и психологии личности)
111 Основные теоретические подходы к изучению идентичности в зарубежной и отечественной психологии
112 Место идентичности в структуре самосознания
12 Классификация и структурно-содержательные аспекты идентичности
13 Динамика идентичности в онтогенезе
131 Идентичность -развивающееся личностное образование
132 Социализация и развитие человека как субъекта жизни процессы, определяющие идентичность
14 Подростковый и юношеский возраст значимый этап в становлении идентичности
141 Особенности подросткового и юношеского возраста
142 Объективные факторы развития идентичности у современных подростков
143 Пзпги достижения и критерии идентичности
15 Теоретический подход к исследованию идентичности
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ СТАНОВЛЕНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
21 Программа исследования
22 Методы и методика исследования
23 Исследование динамики компонентов идентичности в подростковый период
24 Типология идентичности
241 Выявление типов идентичности
242 Взаимосвязь условий становления и типов идентичности в подростковом возрасте и переходе к молодости
25 Кризис идентичности как условие ее становления
251 Подтипы идентичности
252 Влияние условий становления идентичности в зависимости от пути взросления
ВЫВОДЫ

Введение:

Актуальность исследования. Преобразования, происходящие в современном обществе, сопровождаются трансформацией представлений человека о себе, своих возможностях, что акцентирует внимание психологов на проблеме идентичности. От личности требуется способность принимать самостоятельные решения при большей свободе выбора, чем это было ранее.Актуальность темы исследования идентичности определяется необходимостью ответа психологической науки на социальный запрос, связанный с изменениями в обществе.В психологии идентичность понимается как сформированный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений человека к окружающему миру, чувство адекватности и владения собственным «Я», независимо от частичных изменений «Я» и ситуации (Эриксон Э., 1996; Haubl R.,1986). Идентичность предполагает способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе развития. » На сегодняшний день проблематика идентичности сравнительно мало разработана в отечественной психологии, поэтому исследования идентичности россиян являются перспективными. К сожалению, невозможно провести сравнительный анализ динамики идентичности в период кризисного развития общества и перехода к стабилизации общественноэкономической и политической ситуации в России, поскольку подобные эмпирические исследования ранее не проводились. Проблема осложняется тем, что и для зарубежной психологии, несмотря на популярность данной проблематики, характерна многозначность, понятийная нечеткость, отсутствие согласованности в различных подходах к трактовке идентичности.Подростковый возраст важен для психологического анализа идентичности: этот период жизни человека отличается высокой интенсивностью процессов социализации-индивидуализации. Взросление характеризуется интенсивными поисками подростком своего места в мире, в обществе, самоопределением в системе социальных ролей, а также расширением осознания своих особенностей, способностей с точки зрения соответствия требованиям социума (Эриксон Э., 1996; Waterman А., 1982).Личность приобретает способность строить, видоизменять свою идентичность, завоевывая определенную независимость от влияния оценок внешнего окружения. Закономерности и условия процесса становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте, связанные с социальной ситуацией развития, представляют собой проблемное поле исследования.Цель исследования - изучение структуры, динамики, типологии и психологических условий становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте.Задачи исследования: 1. На основе теоретического анализа концепций идентичности обосновать собственный подход к исследованию, разработать программу и методический инструментарий для изучения структурных компонентов, условий формирования и типов идентичности в подростковом возрасте.2. Исследовать когнитивные, эмоциональные, поведенческие компоненты идентичности и образы Я в прошлом, настоящем, будзоцем; проанализировать их динамику у подростков 14-20 лет.3. Выявить типологию идентичности у подростков в связи с устойчивостью представлений о себе в прошлом, настоящем, будущем, готовностью к принятию решений, а также субъективной оценкой изменений личности и отношений с окружением в период взросления.4. Сопоставить типы идентичности по выраженности социальнопсихологической адаптации, восприятия себя как субъекта жизни в сферах социального взаимодействия, восприимчивости к требованиям окружения.5. Определить соотношение типов идентичности у подростков и юношей в связи с возрастом, полом, изменением социального статуса при переходе профильное учебное заведение.Предмет исследования - феномен идентичности и его становление. в качестве объекта исследования выступали юноши и девушки 14-20 лет (учащиеся 9-11 классов средних школ, студенты платных и бесплатных средне-специальных и высших учебных заведений различного профиля г.Москвы). Группа сравнения была образована из молодых людей (от 23 до 30 лет). Всего в исследовании приняли участие 439 человек. Из них 224 девушки и 195 юношей.Теоретико-методологическую основу исследования составили: субъектно-деятельностный подход (С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский), динамический подход к становлению человека как субъекта Л.И.Анцыферовой, критерии сформированности личности как субъекта жизни К.Л.Лбульхановой, понятие самоопределения А.В.Петровского, концепция возрастных кризисов Л.С.Выготского. Основанием для выделения типов идентичности в подростковом и юношеском возрасте служат: ряд положений концепции идентичности Э.Эриксона и его последователей (типологическая модель идентификационных статусов Дж.Марсиа, динамическая модель развития юношеской идентичности А.Ватермана), представления об уровнях идентичности в концепции социальной идентичности Дж.Тернера и Х.Тэшфела, модель динамики и содержания подросткового кризиса К.Поливановой.Гипотезы исследования: Сочетание устойчивости представлений о себе в прошлом, настоящем, будущем и готовности к принятию решений в важных жизненных вопросах определяет типы идентичности в подростковом возрасте. Осознание подростком личностных изменений и эмоциональная напряженность взаимоотношений с окружающими обусловливает путь становления идентичности.Частные гипотезы: 1. Развитие структуры идентичности в период взросле1шя характеризуется усилением готовности к принятию решения, позитивности самооценивания, увеличением количества, разнообразия, устойчивости представлений о себе в прошлом, настоящем и будущем »• 2. Значимыми факторами формирования идентичности у подростков являются уровень социально-психологической адаптации, восприятие собственной активности и требований ближайшего окружения в значимых сферах жизни, возраст и изменение социального статуса при переходе в профильное учебное заведение.Методы исследования. Основными методами исследования были: 1). Опросник социально-психологической адаптации, разработанный Р.Даймон и К.Р.Роджерса (1964) (адаптирован, стандартизован для подростков и юношей Т.В.Снегиревой,!987); 2). «Тест двадцати утверждений - Кто Я» (Кун М., Мак-Парленд,2000) с последующей обработкой контент-анализом, выделение категорий контентанализа осуществлялось методом независимых экспертных оценок; 3). Полуструктурированное биографическое интервью (модификация методики LiefLine А.Кроника,1993). В качестве дополнительных методов были использованы: 4). Оценочные шкалы локализации, вероятности и стабильности причин значимых событий опросника Attribution Style Questionnair (Peterson D.R.,1982) (адаптированы для подростков и юношей Онучиным А.Н.,1999); 5) Оригинальные методики «шкалы оценки личностных проявлений» и «шкалы оценки влияния ближайшего окружения». В исследовании предпринята попытка стандартизации данных методик.Анализ полученных данных осуществлялся методами математической статистики. Применялись статистические критерии проверки гипотез: дисперсионный анализ (ANOVA); Н - критерий Крускала-Уоллиса; Гз коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Для проведения статистического анализа использовались программы Statistika 5.0 и Microsoft Excel.Положения, выносимые на защиту: 1. Идентичность подростков и юношей представляет собой совокупность когнитивных представлений, эмоциональных оценок и поведенческих проявлений, сопровождаюпщхся ощущением непрерывности во времени собственного Я. Когнитивные представления включают в себя экзистенциальные, ролевые и персональные самокатегоризации; эмоциональные оценки состоят из положительных, отрицательных и амбивалентных самопереживаний; поведенческие проявления выражаются в частоте принятия и осуществлении самостоятельных решений в важных вопросах жизни, прежде всего профессионального выбора, что обозначено как готовность принятия решений.2. При переходе от подросткового возраста к молодости происходит Зппюрядочивание, обобщение самокатегоризаций, повышение самоценности и готовности к принятию самостоятельных решений в значимых сферах жизни.Увеличивается устойчивость самопереживаний и представлений о своем Я в прошлом, настоящем и будущем.5. Более высокая оценка себя как субъекта жизни, социальнопсихологическая адаптированность и восприимчивость к воздействию ближайшего окружения в значимых сферах способствуют формированию идентичности, тогда как сниженные показатели по этим характеристикам обусловливают неустойчивость представлений о себе, неготовность к принятию решения, неосознанность изменений личности в связи с взрослением.6. Возраст, изменение социального статуса при переходе в профильное учебное заведение способствуют формированию идентичности.Научная новизна и теоретическая значимость работы.В работе выделены значимые условия становления идентичности, а именно: социально-психологическая адаптация, восприятие себя как субъекта жизни в важных жизненных сферах.В качестве основных признаков сформированной идентичности в подростковом и юношеском возрасте впервые выделены устойчивость представлений о себе в прошлом, настоящем, будущем, а также готовность к принятию решений в важных сферах жизни.Выявленные базовые признаки идентичности позволили впервые теоретически обосновать и эмпирически подтвердить существование различных типов идентичности, определяемых сочетанием устойчивости представлений о собственном Я во времени и готовности к принятию решения.Раскрыта положительная возрастная динамика типов идентичности в зависимости от условий ее становления. Доказано, что детерминантами идентичности являются такие факторы, как возраст, а также переход и обучение в профильном учебном заведении.Достоверность данных и обоснованность выводов, сформулированных в диссертации, обеспечивалась методологической обоснованностью исследования; выбором методических средств, адекватных цели и объекту исследования; развернутой интерпретацией результатов, обоснованностью применения методов статистической обработки данных; *ф представительностью выборки; сопоставлением результатов с данными других авторов.Практическая ценность работы состоит в построении методического аппарата для компетентной психологической помощи подросткам и юношам, испытывающим трудности в осознании собственной идентичности. В ситуации социальной нестабильности не только подростки, но и взрослые сталкиваются с проблемой кризиса идентичности и нуждаются в психологической помощи. Результаты исследования могут быть использованы для разработки и реализации социальных программ психологической поддержки подростков и молодежи, в консультативной практике, при организации психокоррекционной работы с подростками и юношами, а также в целях оптимизации профориеьггации и профконсультирования молодежи.Апробация работы. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории психологии личности Института психологии РАН, на заседании психологической службы Московской городской педагогической гимназии-лаборатории № 1505, были темой доклада на 1 Всероссийской конференции « Развивающаяся психология основа гуманизации образования»(19-21 марта 1998, Москва).Материалы диссертации практически использовались при подготовке и |, проведении комплексного социально-психологического тренинга для старшеклассников в ГОУ Гимназия №1505, а также в процессе преподавания курсов психологии личности и возрастной психологии в ННОУ «Гуманитарный институт» на факультете психологии.Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений. Объем основного текста диссертации 152 страницы, рукопись содержит 13 таблиц, 14 гистограмм, 5 приложений. Список литературы включает 227 наименований, из них 93 на i i^ иностранных языках.
Просмотров: 141 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz