Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 23 » Скачать Психология профессиональной мобильности личности. Дворецкая, Юлия Юрьевна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
16:22
Скачать Психология профессиональной мобильности личности. Дворецкая, Юлия Юрьевна бесплатно
Психология профессиональной мобильности личности

Диссертация

Автор: Дворецкая, Юлия Юрьевна

Название: Психология профессиональной мобильности личности

Справка: Дворецкая, Юлия Юрьевна. Психология профессиональной мобильности личности : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.01 / Дворецкая Юлия Юрьевна; [Место защиты: Кубан. гос. ун-т] Краснодар, 2007 169 c. : 61 07-19/820

Объем: 169 стр.

Информация: Краснодар, 2007


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ НОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ НСИХОЛОГИИ НРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ
11 Субъектный подход как теоретико-методологическая основа исследования профессиональной мобильности личности
12 Анализ общих подходов к понятию и исследованию СТР профессиональной мобильности личности и ее видов
13 Теоретический анализ поведенческого, компонентов когнитивного и интегративно-личностного мобильности личности профессиональной 1А Профессиональная мобильность и адаптация личности
141 Современные подходы к психологии адаптации
142 Стратегии и ресурсы совладания как детерминанты активности профессионально мобильной личности
Глава
II НРОГРАММА ЭМНИРИЧЕСКОГО программы и организационных форм мобильной КАК ИССЛЕДОВАНИЯ
21 Обоснование исследования
22 Методический аппарат исследования
23 Уровневые характеристики профессионально личности
Глава
III НРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ МЕХАНИЗМ АДАНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ
31 Мотивация саморазвития у лиц с различной выраженностью профессиональной мобильности
311 Характеристики мотивационного профиля
312 Типология профессионально-личностных предпочтений
2 Стратегии атрибуции нрофессионально мобильной личности
33 Ресурсы активности, личности с самодетерминации различным и самосовершенствования уровнем профессиональной мобильности
34 Совладающее поведение и социальная адаптивность как феномены профессиональной мобильности
341 Механизмы совладающего поведения профессионально мобильной личности
342 Взаимосвязь социальной адаптивности и профессиональной мобильности личности
35 Интегральные характеристики профессиональной мобильности как механизма социально-психологической адаптации личности ЗАКЛЮЧЕИИЕ СИИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение:

Актуальность находится в исследования. Современное российское обшество с ситуации глобальных преобразований, связанных политическими, социально-экономическими изменениями: с одной стороны, политические и социальные условия действительности расширили возможности человека, с другой нестабильность диктует необходимость постоянных изменений самой личности в соответствии с требованиями новых условий её бытийности. Можно сказать, что ключевой фигурой реформирования российской экономики, ориентированной на развитие рыночных отношений, является человек, работник, профессионал как участник этих отношений. Развиваюп],аяся в рыночных условиях экономика одновременно с расширением воспроизводства материального продукта в столь же расширенном масштабе порождает противоречия между новыми требованиями рынка к работнику и его профессиональным опытом, личностными качествами, обусловливающими уровень адантированности и конкурентоспособности на рынке труда. Проблема адаптации личности специалиста к ситуации переориентации экономики на потребителя, на производство товаров и услуг в последнее время рассматривается как значительная по масштабам и прогнозируемым позитивным последствиям ее решения (А.Н. Демин, Ф.С. Исмагилова и др.). Исследование профессиональной мобильности феномена, имеющего определенные как психологического формирования и детерминанты динамики, позволяет акцентировать внимание на личностном компоненте обозначенной проблемы и сделать более успешным поиск путей профессионально-личностной адаптации субъекта в меняющейся среде мира «конфликтующих исследуются реальностей» (Е.А. Климов). В этом контексте в различные аспекты кризисов, переживаемых субъектом процессе профессионального самоопределения, становления и адаптации (Э.Ф. Зеер, О.Г. Поскова, Е.Ю. Пряжникова, Э.Э. Сыманюк, Б.А. Ясько и др.). Проблема адаптации личности к новым социально-экономическим условиям среды в последние десятилетия актуализируется в различных исследованиях. Александровой, В работах К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой, Л.А. Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, А.П. Демина, Э.Ф. Зеера, А.К. Осницкого, З.И. Рябикиной, Т.е. Чуйковой, Е.А. Климова, А.К. Марковой, Д. Некрасова, Ю.П. Платонова, Э.Э. Сыманюк, авторов П.С. Пряжникова, Л.Б. Филонова, рассматриваются А.И. Папкина, A.M. Столяренко, В.Д. Шадрикова и других личностные особенности, свойства и структура личности, способствующие её эффективной реализации в современных постоянно трансформирующихся условиях. Анализ современного состояния разработанности проблемы показывает, что изменения личности как субъекта деятельности и активности представлен в работах отечественных ученых в связи с исследованиями структуры и личности (Б.Г. Ананьев, Е.Ю. Артемьева, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, М.А. Холодная и др.). Психологическая природа специалиста исследуется А.К. Маркова, в контексте Г.П. Середа, проблем профессионализации и др.). (Е.А. Климов, Исследование Ю.К. Стрелков психологических аспектов проблемы динамики профессионального опыта позволило построить новую модель и сформулировать концепцию управления им в условиях формирования рыночной экономики с целью повышения конкурентоспособности и профессиональной мобильности специалистов (Ф.С. Исмагилова). Мобильность ключевое понятие, наиболее точно отражающее особенности современного этапа развития человека и общества (Л.П. Богданова, Э.Ф. Зеер, Л.В. Горюнова, В.И. Кабалина, Т.А. Ольховая, П.А. Сорокин, Д. Сьюпер, И.П. Тартаковская, И.Г. Шпакина, А.С. Щукина, П.Р. Хакимова и др.). Быстро меняющийся технологический базис определяет динамичной необходимость социальной и постоянного приспособления среде человека профессиональной (Л.П. Богданова, А.С. Щукина). Отмечается, что в настоящее время востребованы такие качества личности, как карьерная гибкость, адаптивность, готовность отдаваться работе, профессиональная мобильность (Е. Могилёвкин). Вместе с тем следует признать, что комплексного содержательного анализа психологии профессиональной мобильности в исследованиях нет. Таким образом, констатируется противоречие между высокой социальной востребованностью роста адаптационного ресурса личности в условиях рыночных отношений, с одной стороны, и ограниченностью научного поиска в исследовании феномена профессиональной мобильности личности, являющейся одним из значимых механизмов психологической адаптации субъекта, с другой. Сказанным определяется проблема психологин профессиональной мобильности личности и актуальность ее исследования. Цель исследования изучить психологические характеристики профессиональной мобильности как механизма адаптации личности. Объектом профессиогенеза. Предметом исследования служат психологические компоненты исследования выступает личность в процессе профессиональной мобильности как механизма адаптации личности. Гипотеза исследования. Профессиональная мобильность как механизм адаптации личности взаимосвязана с процессом субъектного становления личности и имеет разные уровни выраженности, которые определенным образом коррелируют с ключевыми психологическими характеристиками субъекта: активностью, самодетерминацией, саморегуляцией, саморазвитием, самосовершенствованием. Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи.Теоретические задачи: осуществить анализ понятий «личность как субъект жизни и нрофессиональной активности», «профессионально-личностная адаптация», «профессиональная мобильность личности»; раскрыть аспект профессиональной мобильности; содержательно охарактеризовать психологические компоненты и психологический предикаты профессиональной мобильности личности; рассмотреть существующие в психологической науке представления о характеристиках субъекта и показать их содержательное ключевых отражение такими психологическими качествами личности, как локус контроля; смысложизненные ориентации; самооценка и уровень притязаний; копинг-стратегии; профессиональные предпочтения; терминальные ценности; социально-психологическая адаптивность. научно обосновать уровни выраженности профессиональной мобильности личности и их взаимосвязь с уровнями психологической адаптации. Эмиирические задачи состояли в обосновании в соответствии с целью, объектом, предметом работы и её гипотезой программы эмпирического исследования, включающей: подбор комплекса экспериментальных методов и диагностических направленных на изучение психологических особенностей процедур, профессиональной мобильности и их взаимосвязи с уровнем социальной адаптированности личности; исследование психологических мобильности и (локус компонентов контроля; притязаний; и предикатов профессиональной ориентации; смысложизненные копинг-стратегии; социальноключевыми активностью, самооценка уровень профессиональные психологическая психологическими предпочтения; адаптивность) терминальные во ценности; с взаимосвязи субъекта: характеристиками 7 самодетерминацией, самосовершенствованием, саморегуляцией, саморазвитием, выделение на основе нолученных результатов различий в уровнях и нроявлениях профессиональной мобильности во взаимосвязи с уровнями социально-нсихологической адаптации; разработку психологической модели профессионально мобильной личности. Методы исследования. В работе использовались разнообразные методы исследования, направленные на изучение психологических характеристик профессиональной мобильности личности, теоретико-методологический анализ литературных источников; интерпретационный метод; наблюдение, анкетирование; разнообразных предпочтений психодиагностические тестов (Дж. и опросников опросник методы (опросник с использованием профессиональных мотивационной Холланд); диагностики структуры личности (В.Э. Мильман); тест смысложизненных ориентации (Д.А. Леонтьев); копинг-тест (Р. Лазарус); опросник уровня субъективного контроля (Е.Ф. Бажин, Е.А, Голынкин, A.M. Эткинд); опросник социальной адаптивности личности (О.Г. Посыпанов). Для обработки данных использовались (вычисление разнообразные методы математической критерий критерий), статистики процентных соотношений, tФишера среды (ф*и Стьюдента, многофункциональный критерий корреляционный анализ с использованием Exel статистического пакета Statistica-6,0. Методологической и теоретической основой исследования являются: принцип субъектно-деятельностного подхода, разрабатываемый в отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.А. Абуль- ханова-Славская, А.Г. Асмолов, В.В. Знаков, Е.А. Климов, З.И. Рябикина, Л. Рубинштейн, В.П. Бедерханова, Б.А. Ясько и др.); концепция личности как интегральной индивидуальности (B.C. Мерлин, Б.Г. Ананьев и др.); принцип активности и развития личности (Л.С. Выготский, А.Г. Ас- молов и др.); концепции психологического стресса и адаптации личности (Л.И. АнЮ.А. Александровский, К. Нартова-Бочавер, R.S. Lazarus, цыферова, S. Folkman и др.); отечественные и зарубежные концепции мобильности (В. Кабалина, А. Никишов, И.Н. Тартаковская, М. Вебер, Т.Н. Заславская, П.А. Сорокин, У.Х. Сьюэл, P.M. Хаузер, М.В. Черныш, М. Шелер, А. Шюц и др.); исследования профессиональной мобильности личности (Л.П. Бог- данова, Л.В. Горюнова, В.И. Кабалина, Т.А. Ольховая, Д. Сьюпер, И.Н. Тартаковская, И.Г. Шпакина, А.С. Щукина, Н.Р. Хакимова и др.). Эмпирическая база исследования. Исследование планировалось и организовывалось г. Краснодара. на базе кадровых выборка агентств составила и коммерческих 264 чел. фирм Совокупная Исследование проводилось в несколько этапов в период с 2003 г. по май 2007 г. На первом (подготовительном) этапе был осуществлен теоретический анализ проблемы профессиональной мобильности личности; определены цели и задачи исследования, выдвинуты основные гипотезы исследования; изучена научная литература по проблеме личностной обусловленности профессиональной мобильности; произведен выбор экспериментальной базы; разработаны и подобраны методы исследования; проведено пилотажное исследование. На втором этапе проведено эмпирическое исследование по разработанной программе, обработаны и интерпретированы полученные данные, осуществлена апробация работы. На третьем этапе подведены итоги исследования: проанализированы и обобщены результаты, завершен процесс апробации.Надежность и достоверность результатов исследования обеспечиваются фундаментальными общепризнанных и методологическими идеях отечественных позициями, основанными на и зарубежных психологов; сочетанием научно обоснованных теоретических и эмпирических методов исследования; подтверждением гипотезы конкретными теоретическими и практическими результатами; подтверждением достоверности различий с помощью математико-статистического инструментария. Научная исследования. 1. На основе проведенного теоретического анализа специальной новизна результатов и теоретическая значимость литературы и интерпретации эмпирических данных уточнено определение профессиональной мобильности личности, которая рассматривается как механизм адаптации личности, позволяющий человеку управлять ресурсами субъектности и профессиональным поведением. 2. Выделены уровни профессиональной мобильности, которые соотнесены с ключевыми характеристиками субъекта: активностью, самодетерминацией, саморегуляцией, саморазвитием и самосовершенствованием. 3. Показано, что высокая профессиональная мобильность механизмом формирования адаптационного профиля является повышенной лабильности, который положительно коррелирует с высокими показателями гетерогенной (производительной) мотивации; устремленностью смысложизненных ориентации в будущее; высокой осмысленностью жизни; интернальностью субъективного контроля; высокой активностью копингстратегий «самоконтроля», «принятия ответственности»; средним уровнем дифференцированности профессиональных предпочтений. 4. Определен уровень сниженной профессиональной мобильности, который обусловливает формирование у личности адаптационного профиля повышенной конформности, положительно личностными характеристиками, коррелирующего показатели с такими гомогенной как высокие 10
(потребительной) стратегии мотивации; низкие показатели активности копинг- «положительной переоценки»; слабая дифференцированность направленность смысложизненных профессиональных предпочтений; ориентации на процесс жизни; общая интернальность уровня субъективного контроля; высокий уровень осмысленности жизни, 5. Обосновано психологическое содержание понятия профессиональной гипермобильности личности, которая обусловливает наличие у субъекта адаптационного положительно профиля с высокой креативности, коррелирующего высокой мотивацией нсихологическими профессиональных качествами: нредпочтений; дифференцированностью гетерогенного тина; высокими показателями по шкале «Цели жизни» и низкими показателями по шкале «Осмысленность жизни»; высокими общей показателями активности конфронтативной конинг-стратегии; экстернальностью локуса контроля. Практическая значимость и внедрение результатов исследования. Результаты исследования позволяют усовершенствовать методологические основы консультирования личности в ситуациях кризиса занятости и выбора вектора профессиональной карьеры. Практическое испытание уровневой модели профессиональной мобильности личности в опыте работы кадровых агентств г, Краснодара позволяет судить о практической целесообразности использования результатов исследования, что нодтверждено справками об их внедрении. Положения, выносимые на защиту. 1, Профессиональная мобильность личности это интегральное психическое образование, являющееся одним из механизмов социальной адаптации, позволяющих человеку управлять ресурсами субъектности и профессиональным поведением. 2. Профессиональная мобильность личности имеет три уровня выраженности: высокий, сниженный и гинертрофированный. Для каждого из 11 уровней имеют место специфические связи с ключевыми характеристиками субъекта, отраженными в показателях мотивационного профиля, смысложизнепных ориентации, конинг-стратегий, уровня субъективного контроля и социальной адаптивности, как интегрального образования. 3. Для личности с высоким уровнем нрофессиональной мобильности характерно наличие адаптационного профиля повышенной лабильности, который положительно коррелирует с высокими показателями гетерогенной (производительной) мотивации; устремленностью смысложизненных ориентации в будущее; высокой осмысленностью жизни; интернальностью субъективного «самоконтроля», контроля; «принятия высокой активностью копинг-стратегий средним уровнем ответственности»; дифференцированности профессиональных предпочтений. 4. Для личности, имеющей сниженный уровень профессиональной мобильности, характерно наличие адаптационного профиля повышенной конформности, показателями который гомогенной положительно коррелирует с высокими низкими (потребительной) мотивации; показателями активности копинг-стратегий «положительной переоценки»; слабой дифференцированностью профессиональных предпочтений; направленностью смысложизненных ориентации на нроцесс жизни; общей интернальностью уровня субъективного контроля; высоким уровнем осмысленности жизни. 5. Психологическим содержанием профессиональной гипермобильности личности является адаптационный с профиль высокой высокой креативности, положительно взаимосвязанный дифференцированностью профессиональных предночтений, мотивацией гетерогенного типа, высокой значимостью для личности смыслов будущего при низкой общей осмысленности жизни; высокими показателями активности конфронтативной копинг-стратегий; общей экстернальностью локуса контроля. 12 Апробация работы. Основные положения работы представлялись на методологических семинарах на кафедре психологии КубГУ (2003-2007 гг.); на научно-практических управления конференциях и психологии аспирантов КубГУ и студентов на факультете (2003-2007 гг.); трех всероссийских научно-практических конференциях из цикла «Личность и бытие», проводимых ИП РАН и КубГУ (2002, 2003 и 2005 гг.); Всероссийском научно-практическом семинаре «Гендерные аспекты бытия личности» (2004 г.); V Всероссийском научно-практическом семинаре «Личность как субъект экономического бытия: гендерный аспект» (2005 г.). Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Человек. Сообщество. Управление: взгляд исследователей» (2007). Описанные в диссертационном исследовании подходы к определению уровня профессиональной мобильности внедрены в работу Центра кадровых решений, а также использованы в ходе разработки учебно-методического комплекса спецкурса «Профессиональное развитие личности» молодых (специализация «Психология личности»). Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 работ, в которых отражено основное содержание диссертации, из них одна представлена в журнале из списка ВАК. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, источников, списка использованной литературы, текста содержащего 186 и приложений. Объем составляет 158 страниц. Эмпирические данные проанализированы в 14 таблицах, 16 гистограммах. 13
Просмотров: 230 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz