Среда, 15.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 22 » Скачать Психолого-педагогические аспекты готовности детей к успешному обучению. Меньшикова, Елена Александровна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
18:50
Скачать Психолого-педагогические аспекты готовности детей к успешному обучению. Меньшикова, Елена Александровна бесплатно
Психолого-педагогические аспекты готовности детей к успешному обучению

Диссертация

Автор: Меньшикова, Елена Александровна

Название: Психолого-педагогические аспекты готовности детей к успешному обучению

Справка: Меньшикова, Елена Александровна. Психолого-педагогические аспекты готовности детей к успешному обучению : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Томск, 2000 153 c. : 61 01-13/26-X

Объем: 153 стр.

Информация: Томск, 2000


Содержание:

Глава 1 Проблема готовности детей к школьному обучению
11 Различные подходы к проблеме в психолого-педагогической литературе
12 Содержание компонентов готовности ребенка к успешному обучению
13 Влияние готовности детей к школе на их успехи в учебной деятельности
14 Характеристика предмета и методов исследования
Глава 2 Экспериментальное изз^ение существенных зависимостей между развитием готовности детей к школьному обучению и их успехами в учебе
21 Взаимосвязь между развитием преднамеренного запоминания у детей и их успехами в учебной деятельности
22 Анализ соотношения между развитием логического мышления у детей и их успехами в усвоении учебного материала
23 Взаимосвязь между развитием у детей отношения к учебной ситуации и их успехами в учебе
24 Анализ соотношения между развитием у детей организованности и их успехами в учебной деятельности
25 Взаимосвязь между развитием у детей навыка чтения и их успехами в усвоении учебного материала
26 Анализ результатов экспериментального исследования логико-комбинаторным методом распознавания образов и прогностическое значение готовности детей к успешному обучению

Введение:

Актуальность исследования готовности детей к школьному обучению обусловлена социальным запросом на школьно зрелую личность.Поступление в школу - значительное событие в жизни ребенка. Оно коренным образом меняет социальную ситуацию развития и во многом определяет перспективы становления личности. Это период оценки семьи со стороны общества, период смены ведущей деятельности, которая обуславливает появление новой социальной роли - роли ученика. В это время происходит перестройка мотивационно-потребностной сферы, появляются качественные изменения в психическом развитии ребенка, выражающиеся в новообразованиях в интеллектуальной, эмоциональной, волевой, личностной сферах, в отношении к самому себе, в общении в системах «ребенок - взрослый» и «ребенок - ребенок».Все это характеризует готовность к систематическому обучению, и составляет фундамент развития, от которого во многом зависит успешность обучения ребенка в школе, его состоятельность в ведущей деятельности, а, следовательно, и самочувствие, определяющее в значительной степени психическое и соматическое здоровье ученика. Готовность к школьному обучению является важным итогом развития детей в период дошкольного детства.Проблема готовности детей к школе в настоящее время продолжает оставаться актуальной, поскольку на десять лет своей жизни дети оказываются «мобилизованными» (М. Доналдсон, 1985) на школьное обучение, и то, какой вклад внесут эти годы в развитие индивидуального потенциала личности, зависит, во многом, от уровня готовности к систематическому обучению.Актуальность данной проблемы обусловлена и тем, что в настоящее время открываются образовательные учреждения нового типа, и возникает необходимость отбора детей в гимназические классы, классы, работающие по различным системам обучения (В.В. Давыдова, Л.В. Занкова и др.; программы «1-3», «14»). Многие родители желают обучать своих детей в таких классах, и существует конкурсный отбор. Но, к сожалению, не все дети могут успешно заниматься по определенным системам обучения, и возникает необходимость рекомендации той программы, которая окажется более адекватной его психическому развитию и наиболее оптимальной для полноценного развития его способностей.В связи с этим возникает необходимость разработки определенных диагностических методик, помогающих педагогу и школьному психологу выявлять те закономерности развития ребенка, которые оказывают наиболее существенное влияние на успешность обучения по той или иной программе.У учителей и родителей очень часто возникает вопрос о том, почему в одних и тех же условиях обучения (у одного и того же зрителя, по одной и той же программе обучения) деятельность одного ученика успешна, а другого - нет? В чем причина? Где искать ответ? Какие аспекты готовности ребенка к школьному обучению существенно влияют на успехи в учебной деятельности и результаты обучения? Как спрогнозировать успех ребенка в учебе в момент начала школьного обучения, зная стартовый уровень развития? Какие показатели развития наиболее значимы в этом плане? Исследование данной проблемы в ракурсе выявления существенных зависимостей между готовностью к обучению и успехами в усвоении учебного материала мы считаем наиболее важным.В связи с этим возникает необходимость создания специальных программ подготовки детей к школьному обучению в детском саду или семье, нацеленных не только на формирование необходимых знаний, умений и навыков у ребенка, посещавшего или не посещавшего детское дошкольное учреждение, (что, несомненно, важно), но и на развитие определенных функций и механизмов, необходимых для успешного обз^ения в школе. (Существует большое разнообразие вариантов подготовки дошкольников к обучению в школе, во многих случаях - малоэффективных).Важным моментом, обуславливающим актуальность проблемы готовности детей к школьному обучению, является выявление условий, обеспечивающих ситуацию успеха ребенка в ведущей для него (учебной) деятельности. Знание данных закономерностей позволит участникам педагогического процесса оптимальным образом воспитывать у ученика мотивацию достижения успеха, что н свою очередь, оказывает существенное влияние на формирование уровня притязаний, мировоззрения личности, развитие его индивидуального потенциала. Б этом плане серьезное значение может иметь прогноз школьных достижений на ^ основе знания существенных зависимостей между готовностью к обучению и успехами в учебе (что является малоизученной областью знаний).Выявление компонентов готовности детей к школе, наиболее существенно влияющих на успеваемость ученика и успешность учебной деятельности, поможет прогнозировать успех детей в учебе уже в момент начала школьного обучения, а также разработать программы развития определенных качеств, свойств и функций у ребенка с целью предупреждения негативной динамики успеваемости по определенным учебным дисциплинам.Одна из главных задач педагога, работающего с детьми, заключается в том, чтобы определить предпосылки успешной учебы, не упустить сензитивные периоды их развития. Для этого необходимо знать возрастные особенности разi: jli^ ^ вития психики, уметь выявлять затруднения, которые не позволяют ребенку ус1 пешно учиться и сказываются на развитии его личности и взаимоотношениях j со сверстниками. Не навредить ребенку, сделать его обучение и воспитание наиболее успешным - главная задача участников педагогического процесса.Начало изучения проблемы подготовки ребенка к обучению положено I классиками отечественной психологии (Л.С. Выготским, 1956, 1984; Л.И. Боi жович, 1948, 1951,1987; А.Н. Леонтьевым, 1948, 1981, 1983). Они внесли значиI j тельный вклад в разработку психологической концепции готовности детей к школе. Что послужило фундаментальной основой для дальнейших исследований.Анализ проблемы нашел продолжение в работах Н.И. Гуткиной, 1993, Г.Г. Кравцова, 1987; Е.Е. Сапоговой, 1992 и др. и зарубежных авторов (F. Nyler, 1964; Y. Ossola, 1970; J. Jirasek, 1978; R. Pugh, 1981; D. Cadman, S. Walter, 1988; D. Wilson, 1992; G. Cummings, 1996 и др.).Ученые предлагают системы организованных занятий с детьми в детском саду (Т.В. Тарунтаева, 1973; А.П. Усова, 1981; Ф.А. Сохин, 1989 и др.), расW %23r сматривают развитие различных компонентов учебной деятельности на специальных занятиях с дошкольниками (Л.А. Венгер, 1977; А.Р. Давидчук, 1973, 1977; Т.Н. Доронова, 1979, Л.С. Лучанская, 1988, К.Н. Поливанова, 1979 и др.), изучают специфику подготовки ребенка в семье и роль семейного воспитания (Н. Еуепск, D. Cookson, 1970; М. Roussey, J. Senecal, 1982; К. Stoney, 1986 и др)Исследователи выделяют различные аспекты, сферы готовности к школе (И.В. Дубровина, 1995; Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, 1988 и др.), новообразования в психическом развитии ребенка (Л.И. Божович, 1948; Р.П. Ефимкина, 1995; Р.С. Немов, 1994 и др.), предпосылки готовности к школьному обучению (B.C. Мухина, 1990 и др.), связь психологической готовности к школе с обучаемостью (М.М. Безруких, СП. Ефимова, 1991 и др.), единое психологическое новообразование возраста (Д.Б. Эльконин, 1988; ЕЕ. Кравцова, 1991 и др.).Несмотря на многоаспектность рассмотрения готовности детей к школьному обучению, данная проблема изучена недостаточно.Не выявлены специфические закономерности между развитием готовности детей к обучению и их успехами в усвоении учебного материала.Родители, педагоги и психологи испытывают трудности в подготовке детей к обучению. Нет специальных программ, нацеленных на развитие именно тех качеств, свойств и функций, от которых зависит успех ребенка в учебе.Отсутствуют научно-обоснованные прогнозы успеваемости учащихся, на основе знания стартового развития детей, начинающих школьное обучение.Эти обстоятельства и определили актуальность диссертационного исследования и его основные целевые установки.Выявление наиболее значимых компонентов школьной готовности, влияющих на успех ребенка в учебе, могло бы представить самостоятельный подход в изучении проблемы готовности детей к школе, помогающий ученым выйти на механизм успеха ребенка в учебной деятельности, школьной жизнедеятельности в целом. Это дало бы возможность прогнозировать успеваемость учащихся в момент начала школьного обучения. ^ 1 w Наше исследование проводится в данном направлении и посвящено раскрытию закономерностей соотношения между развитием компонентов готовности детей к школе и их успехами в усвоении учебного материала, что явилось предпосылкой создания программы прогноза успеваемости детей в младших классах.Целью данной работы явилось выявление существенных зависимостей между развитием компонентов (интеллектуальных, личностных, эмоционагтьноволевых) готовности детей к школьному обучению и их успехами в учебе.Для достижения данной цели были определены задачи, объект, предмет, методыдсследования, проведена экспериментальная работа.Задачи исследования.1) Выявить основные компоненты готовности детей к успешному обучению, раскрыть их специфику, место и функциональное предназначение в общей структуре готовности детей к школьному обучению.2) Диагностировать развитие компонентов готовности к школе у детей на старте обучения и успеваемость учащихся по основным учебным дисциплинам (чтение, русский язык, математика) в лонгитюде (на протяжении обучения в младших классах).3) Установить зависимости между развитием компонентов школьной зрелости и успехами детей в усвоении учебного материала по основным дисциплинам.4) Разработать программу прогноза успеваемости детей в младших классах (на базе интеллектуальной системы ИСПРИР).В качестве объекта исследования рассматривается готовность детей к школьному обучению.Предметом исследования явилась взаимосвязь между компонентами готовности к школьному обучению и успехами детей в учебе.Экспериментальная база исследования.Работа выполнена на базе общеобразовательных муниципальных средних школ № 1 и № 23 города Томска. В исследовании приняли участие дети млад«№ шего школьного возраста. Данные школы были выбраны в качестве базы исследования, так как являются типичными общеобразовательными школами, охватывающими все социальные слои населения города.Методологической основой диссертации явились основные теоретические положения деятельностного подхода, принцип системности в анализе педагогических явлений, личностно-ориентированный подход в обучении.В качестве методов использовались: наблюдение, эксперимент, тестирование, беседа, лонгитюдный метод исследования, современные математические статистические методы с применением корреляционного анализа (К. Пирсон) и логико-комбинаторный метод распознавания образов, реализованный в системе ИСПРИР (А.Е. Янковская).Достоверность результатов исследования обеспечивалась меодологической основой, выбором методов, адекватных цели, задачам и логике исследования, количественным и качественным анализом полученных результатов и экспериментальным подтверждением выводов.В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что дети усваивают учебный материал лучше, если установлены ключевые компоненты готовности к успешному обучению и выявлены существенные зависимости между данными компонентами и успехами детей в усвоении учебного материала.Основные положения, выносимые на защиту.1. Успешное обучение зависит от характера и природы компонентов готовности детей к школьному обучению.2. Взаимосвязь мелсду развитием компонентов готовности детей к обучению и их успехами в учебе в младших классах подчиняется реальным закономерностям, обладающим прогностическим значением.3. Развитие компонентов школьной зрелости выступает основой прогноза успеваемости детей младшего школьного возраста. % 4. Знание взаимосвязи между развитием компонентов готовности детей к обучению и их успехами в учебе позволяет повысить эффективность подготовки детей к школе.Научная новизна и теоретическая значимость исследования. • Выявлены основные компоненты готовности детей к успешному обучению, раскрыта их специфика, место и функциональное предназначение в обшей структуре готовности детей к школьному обучению. • Осуществлена диагностика компонентов школьной зрелости у детей. • Выдвинуто и доказано в результате экспериментального исследования положение о том, что по степени влияния на успех ребенка в учебе, развитие компонентов готовности к школе представляет иерархическую структуру. • Раскрыты существенные зависимости между развитием компонентов (интеллектуальных, личностных, эмоционально-волевых) готовности детей к обучению и их успехами в учебе по основным учебным дисциплинам (чтение, Л I русский язык, математика) в начальных классах. • Разработаны теоретические основания психолого-педагогической концепции готовности детей к успешному обучению. • Установлено, что между мальчиками и девочками существуют различия в механизме достижения успеха в усвоении учебного материала в зависимости от развития у них компонентов готовности к обучению. • Разработана программа прогноза успеваемости учащихся.Практическая значимость.Теоретические результаты исследования позволили подготовить авторскую программу прогноза успеваемости детей, которая имеет существенное значение для школьной практики, и позволяет: • оптимизировать процесс диагностики школьной готовности; • повысить эффективность конкурсного набора в гимназические классы; • рекомендовать родителям выбор программы обучения, адекватной психическому развитию ребенка, в которой он окажется более состоятельным и успешным; т т Ш • прогнозировать успехи детей в учебе на старте школьного обучения.Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в разработке учебных пособий для учителей начальных классов и практических психологов в целях повышения эффективности подготовки детей к школьному обучению и диагностики школьной зрелости.Практические рекомендации соискателя по определению готовности детей к обучению нашли применение в деятельности методического объединения средней школы № 23 города Томска и используются при диагностике школьной зрелости в настоящее время.Исследование осуществлялось в три этапа.На первом этапе проводился теоретический анализ проблемы готовности детей к школьному обучению, набор учащихся в первые классы и психодиагностическое исследование их готовности к обучению в средней школе № 23 города Томска.Закономерности, выявленные в процессе диагностики школьной зрелости, наблюдения и опыт работы соискателя в качестве учителя начальных классов и практического психолога определили гипотезу, исходные теоретические позиции исследования, стратегию и тактику эксперимента.На втором этапе был проведен эксперимент на базе средней школе № 1 города Томска.Дети, принявшие участие в исследовании, проходили диагностическое обследование на предмет школьной готовности до начала обучения (летом 1994 года), в дальнейшем - на протяжении трех лет фиксировалась их успеваемость по основным школьным дисциплинам (чтение, русский язык, математика).Успеваемость учащихся по основным учебным дисциплинам в лонгитюде (с первого по третий класс) явилась критерием успешности ведущей деятельности в данном возрасте.В целях снижения влияния субъективного фактора на оценку качества знаний учащихся, мы отказались от поурочного балла при выставлении итоговых оценок. Итоговые оценки по школьным дисциплинам выставлялись на основе 4^ ;Aj контрольных срезов, выполняемых детьми самостоятельно, без помощи учителя и коллективного обсуждения с другими учащимися, в которых ребенок мог продемонстрировать собственные, приобретенные в учебной деятельности ЗУН. Требования к ЗУН предъявлялись детям в соответствии с госстандартом, изложенном в программах обучения для начальных классов.Исходя из многолетнего опыта работы с детьми младшего щкольного возраста, и наблюдений в процессе диагностики щкольной зрелости, для лонгитюдного исследования были взяты дети, имеющие типичные показатели готовности к школьному обучению.На третьем этапе были проанализированы и обобщены результаты исследования, уточнены выводы, подготовлена программа прогноза успеваемости учащихся, определены перспективы исследования.
Просмотров: 142 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz