Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 29 » Скачать Психосоматическое состояние детей и подростков, больных бронхиальной астмой. Красноруцкая, Ольга Николаевна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
16:42
Скачать Психосоматическое состояние детей и подростков, больных бронхиальной астмой. Красноруцкая, Ольга Николаевна бесплатно
Психосоматическое состояние детей и подростков, больных бронхиальной астмой

Диссертация

Автор: Красноруцкая, Ольга Николаевна

Название: Психосоматическое состояние детей и подростков, больных бронхиальной астмой

Справка: Красноруцкая, Ольга Николаевна. Психосоматическое состояние детей и подростков, больных бронхиальной астмой : диссертация кандидата медицинских наук : 14.00.09 / Красноруцкая Ольга Николаевна; [Место защиты: ГОУВПО "Воронежская государственная медицинская академия"] - Воронеж, 2009 - Количество страниц: 129 с. 16 ил. Воронеж, 2009 145 c. :

Объем: 145 стр.

Информация: Воронеж, 2009


Содержание:

СПИСОК СОКРАЩЕНИИЙ
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
11 Современные аспекты бронхиальной астмы у детей и подростков
12 Психосоматические особенности течения бронхиальной астмы у детей и подростков, обоснование направления исследования
13 Роль механизмов психологической защиты при психосоматической патологии
14 Особенности функциональной асимметрии головного мозга с позиции патогенеза психосоматических расстройств
ГЛАВА 2 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
21 Клиническая характеристика обследуемых больных
22 Эксперементально-психологические и клинико-психологические методы оценки психосоматических расстройств
23 Методы статической обработки данных
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
31 Клиническая характеристика детей и подростков, больных бронхиальной астмой
32 Результаты оценки эмоционально-личностного фона детей от до лет, страдающих бронхиальной астмой
33 Результаты оценки эмоционально-личностного фона детей подростковой группы от до лет, страдающих бронхиальной астмой
34 Результаты оценки когнитивной сферы больных бронхиальной астмой и здоровых детей
35 Результаты анализа взаимосвязей показателей эмоционально-личностной сферы и функциональной асимметрии головного мозга больных бронхиальной астмой
36 Результаты оценки показателей механизмов психологической защиты
ГЛАВА 4 ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЫВОДЫ

Введение:

Актуальность темы исследования В XXI веке бронхиальная астма (БА) у детей продолжает быть чрезвычайно актуальной проблемой современной педиатрии. Несмотря на достижения в диагностике, изучение патогенеза, разработку новых лекарственных средств, статистика различных стран мира свидетельствует не только о возрастающей заболеваемости, но и об учащении летальных исходов. По данным официальной медицинской статистики: (Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы, 2002г, Национальный институт здоровья США, под. ред., А.Г. Чучалина и др.) «Отмечено, что за последние 20 лет распространенность бронхиальной астмы возросла, особенно среди детей». Число детей, страдающих бронхиальной астмой, как младшего, так и старшего возраста, с 1997 по 2004 год выросло в 1.5-2 раза. Проводимые эпидемиологические исследования в России и СНГ показали, что распространенность симптомов бронхиальной астмы у детей младшей и старшей возрастных групп сопоставима со среднемировыми и европейскими данными.Данное заболевание остается в числе наиболее распространенных патологий человека, и занимает лидирующие позиции среди хронических бронхоле-гочных заболеваний во всех возрастных группах детского населения. (Н.А.Геппе, И.Г.Колосова, А.Ф.Бунатян и др., 2002). Отмечается также тенденция к дальнейшему увеличению заболеваемости бронхиальной астмы у детей, более тяжелому течению во всем мире, в том числе и в России (the Global INitiative for Asthma (GINA) report of February 2004, И.И. Балаболкин, 1995; H.A. Геппе, Ю.Каганов, 1998). Внимание общественности развитых стран недавно стало сфокусировано на БА, потому что быстро повышающиеся показатели распространенности заболевания, касаются каждого четвертого ребенка городского населения (Public attention in the developed world has recently focused on asthma because of its rapidly increasing prevalence, affecting up to one in four urban children( Lilly CM 2005)).На сегодняшний день, распространенность бронхиальной астмы у детей варьирует от 5 до 10% и почти в 2 раза превышает уровень данных по взрослому населению. (Н.А. Геппе и др., 2002) «Синдром бронхиальной обструкции имеет гетерогенную природу и регистрируется с высокой частотой у детей и подростков» (Ю.С. Заковряшин, 2003). Так, согласно данным национальной программы по бронхиальной астме у детей (второе издание, 2006 год, Москва) в течение последнего десятилетия случаи смертности от данной патологии даже по данным официальной статистики в отдельных кругах возросли с единичных до десятков в год. При этом отмечается нарастание частоты смертельных исходов среди лиц молодого возраста. Как показали многие эпидемиологические исследования, наиболее критическим является препубертатный и пубертатный периоды, так как около 80% смертей при бронхиальной астме приходится на возрастной интервал 11-16 лет.В последние годы значительно возросла роль психоэмоциональных и психосоциальных факторов в этиологии и патогенезе данного заболевания (Овча-ренко СИ. и соавт., 2002). В связи с этим многие исследователи относят данный недуг к психосоматическим заболеваниям, что подтверждается данными о возникновении и провоцировании приступов БА при эмоциональной нагрузке и психологическом стрессе (Иванов Д.А.,2000, Суворкин А.Б.,1999). Эмоциональные факторы оказывают прямое и опосредованное через кортико-висцеральные рефлексы влияние на уровень бронхиальной реактивности (И.П. Замотаев с соавт, 1983; А. Глузман, А.Д. Зисельсон, 1987).Клиницистам хорошо известно, что затруднение дыхания может возникать, если больной обнаруживает, что забыл ингалятор, в случае демонстрации картинок с аллергенами, при воспоминании о месте, где раннее отмечался тяжёлый приступ бронхоспазма или, например, в результате гипнотического внушения «астмогенной ситуации» (Д.А. Исаев, 1996). Кроме того, сама по себе возникающая дыхательная недостаточность при бронхиальной астме порождает состояние напряжения, которое будет интенсифицировать всякий дистресс.При медленном прогрессировании заболевания длительно существующий дыхательный дискомфорт, слабость, повышенная утомляемость, необходимость изменения образа жизни приводят выраженному стойкому отрицательному фону настроения.По данным Д.Н. Исаева в среднем у 45% больных детей отмечается выраженная взаимосвязь между неблагоприятными психогенными факторами и приступами бронхоспазма. Эмоциональные нарушения больных БА связаны с психогенной реакцией на болезнь и на её социальные последствия, с хронической гипоксией и нежелательными эффектами медикаментозной терапии. В ряде работ показано, что эмоциональные расстройства ярче проявляются у пациентов с тяжёлым и среднетяжёлым течением заболевания. Вместе с тем, течение и прогноз заболевания значительно хуже у тех больных, которые и до начала болезни имели выраженные акцентуированные черты (М.А.Бебчук, В.Е.Житловский, 1988; Н.А. Иванова, 1989; B.D. Miller, 1987). К основным проявлениям соматопсихических акцентуаций относится врожденная склонность к разного рода соматоморфным реакциям, присущая личности на протяжении большей части жизни.Однако, в настоящее время, роль психологического фактора в профилактике, лечении, реабилитации заболевания учитывается меньше, чем традиционные биологические, физиологические особенности. Внимание врачей сосредоточено, в большей степени на поиске аллергенов, провоцирующих приступы, на разработке новых лекарственных препаратов эффективных в лечении, на поиске методов ранней диагностики заболевания. Психогенной природе заболевания уделяется гораздо меньше внимания. Хотя многие клинические, биологические, психологические исследования указывают на то, что психологические факторы могут влиять на заболеваемость и симптоматику бронхиальной астмы, а она, в свою очередь, может способствовать развитию патологических изменений личности, роль их в патогенезе заболевания остается окончательно не изученной. Это, в свою очередь препятствует формированию четких представлений об особенностях личности детей и подростков, больных бронхиальной астмой, затрудняет достаточную информированность их родителей и врачей, что создает нежелание изменять устоявшиеся взгляды в представлении бронхиальной астмы.В этой связи актуальность изучения личностно-эмоциональной сферы, когнитивных особенностей, взаимосвязь с показателями функциональной асимметрии головного мозга больных БА становится очевидной.Цель исследования: Оценка эмоционально-личностных особенностей, механизмов психологической защиты у детей и подростков, страдающих бронхиальной астмой.Задачи исследования: 1. Изучить у детей и подростков, страдающих бронхиальной астмой, структуру эмоционально-личностного фона.2. Выявить у больных подростков доминирующие механизмы психологической защиты.3. Оценить у ребенка с бронхиальной астмой состояние когнитивной сферы и функциональную асимметрию головного мозга.4. Установить влияние латерализации функций головного мозга на течение заболевания, личностно-эмоциональные черты детей и подростков, больных бронхиальной астмой.Научная новизна: Впервые у детей и подростков, страдающих бронхиальной астмой, определен приоритетный симптомокомплекс личности в возрасте от 8 до 17 лет с учетом тяжести и длительности заболевания, возраста, пола.Установлена взаимосвязь личностных характеристик с особенностями эмоционального реагирования.Выделены особенности когнитивной сферы детей, больных бронхиальной астмой.Доказана зависимость показателей функциональной асимметрии головного мозга от клинических показателей и личностных особенностей пациентов.Определены ведущие типы психологической защиты у больных и здоровых подростков.Практическая значимость: Анализ эмоционально-личностных характеристик детей, больных бронхиальной астмой позволит более полно изучить компоненты патологической психосоматической системы, что дает возможность оптимизировать мероприятия по профилактике и своевременной коррекции факторов, усугубляющих течение данного заболевания.Прогнозирование типов эмоционально-личностного реагирования, знание механизмов психологической защиты ребенка, больного бронхиальной астмой, делает возможным индивидуальный подход к терапии и запускает адаптационные механизмы развития полноценной личности, предупреждая возможные отклонения в критический период жизни.Представленные результаты оценки функциональной асимметрии свидетельствуют о необходимости создания системы обучения, воспитания, условий труда и быта с учетом особенностей психической организации детей и подростков, страдающих бронхиальной астмой.Основные положения, выносимые на защиту: 1. Для детей (8-13 лет) в структуре эмоционально-личностного фона характерно наличие устойчивого внутреннего конфликта, а для подростков (14-17лет) она представлена выраженностью истероидных и (или) эпилептоид-ных личностных черт, а также аутодеструктивными тенденциями.2. У детей и подростков с бронхиальной астмой определяются отклонения в мнестической сфере в виде снижения кратковременной образной и вербальной памяти.3. Объем памяти больных бронхиальной астмой зависит от личностных особенностей пациентов.4. Для большинства (75%) детей и подростков, страдающих бронхиальной астмой, характерно полное левополушарное доминирование.Публикации: По материалам выполненных исследований опубликовано 12 работ, в том числе 2 работы в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. Результаты внедрения: Результаты исследования, основные выводы и разработанные критерии оценки психо-эмоционального статуса ребенка, страдающего бронхиальной астмой внедрены в практическую работу пульмонологического центра «ФГУ Воронежской детской клинической больницы Министерства здравоохранения и социального развития» и используются в учебном и лечебном процессе на кафедре педиатрии лечебного факультета, кафедре общей врачебной практики (семейной медицины) ВГМА им. Н.Н. Бурденко.Апробация работы: Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на следующих конференциях: Международной российско-американской научно-практической конференции «Актуальные проблемы охраны материнства и детства (The contemporary aspects off maternal and child care)» (Тула, 2004), Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и студентов по медицине (Тула, 2005), на IX Международном конгрессе «Здоровье и образование - XXI век» (Москва 2008).Диссертация апробирована на расширенном заседании кафедр педиатрии лечебного факультета, факультетской педиатрии, неонатологии, психиатрии с наркологией, общей врачебной практики (семейной медицины) ВГМА им. Н.Н. Бурденко.Структура и объем работы: Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций и списка литературы. Работа изложена на 145 страницах компьютерного текста, иллюстрирована 18 рисунками, содержит 9 таблиц. Библиографический указатель состоит из 305 источников, из которых отечественных 227 и 78 иностранных.
Просмотров: 158 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz