Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 25 » Скачать Развитие общеобразовательной школы Ханты-Мансийского автономного округа : Конец 1950-х - середина 1980-х гг.. Кирилюк, Денис бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
13:41
Скачать Развитие общеобразовательной школы Ханты-Мансийского автономного округа : Конец 1950-х - середина 1980-х гг.. Кирилюк, Денис бесплатно
Развитие общеобразовательной школы Ханты-Мансийского автономного округа : Конец 1950-х - середина 1980-х гг.

Диссертация

Автор: Кирилюк, Денис Валериевич

Название: Развитие общеобразовательной школы Ханты-Мансийского автономного округа : Конец 1950-х - середина 1980-х гг.

Справка: Кирилюк, Денис Валериевич. Развитие общеобразовательной школы Ханты-Мансийского автономного округа : Конец 1950-х - середина 1980-х гг. : диссертация кандидата исторических наук : 07.00.02 Екатеринбург, 2005 209 c. : 61 05-7/625

Объем: 209 стр.

Информация: Екатеринбург, 2005


Содержание:

Глава
I Развитие материально-технической базы окружной общеобразовательной школы
§1 Школьное строительство на территории Среднего Приобья
§2 Инвентарно-техническое и учебно-методическое оснащение окружных школ
Глава
II Кадровое обеспечение школ Ханты-Мансийского округа
§1 Источники формирования и формы подготовки учительских кадров Среднего Приобья
§2 Повышение квалификации и закрепление педагогов в общеобразовательных учреждениях ХМАО
Глава
III Совершенствование учебно-воспитательного процесса в школах Ханты-Мансийского округа
§1 Деятельность органов народного образования по охвату школьным обучением населения округа
§2 Учебно-методическая работа окружной общеобразовательной школы
§3 Воспитательная деятельность школ Среднего Приобья

Введение:

Последние два десятилетия развития российского государства были ознаменованы глубокими политическими и социально-экономическими преобразованиями. Изменение приоритетов в духовной и материальной жизни человека привело к необходимости коренного пересмотра большинства направлений государственной политики. В условиях демонтажа старой социальноэкономической модели развития страны должен быть успешно осуществлен процесс создания современной, отвечающей потребностям государства системы общего и профессионального образования, важнейшей составной частью которого является школа. Она должна аккумулировать в себе все достижения прошлого и готовить подрастающее поколение на основе прогрессивных экономических, социальных и духовных ценностей российского общества.В ближайшее время необходимо создать наиболее эффективные, проверенные ходом исторического развития условия и формы функционирования общеобразовательной школы, способствующие современному, полноценному обучению и воспитанию российской молодежи, В связи с этим изучение истории становления и развития общего образования на территории ХантыМансийского автономного округа с его многонациональным населением, тесным переплетением различных этнических культур является особенно актуальным.Объектом исследования является система народного образования как главная социальная основа подготовки новых полноценных членов общества, повышения уровня культуры населения в целом.Предмет исследования - процесс развития окружной общеобразовательной школы в конце 1950-середине 1980 гг., изменения, происшедшие в этот период в ее материально-технической базе, кадровом обеспечении и в учебновоспитательном процессе.Хронологические рамки исследования охватывают период с конца 1950-х до середины 1980-х гг. Они определяются двумя важными событиями в жизни советской школы - крупными общесоюзными реформами образования 1958 и 1984 гг. Весьма существенно для нас то, что,эти рамки в значительной степени совпадают со временем активного геологоразведочного, а с середины 1960-х гг. промышленного освоения Тюменского Севера, становлением и развитием Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. Наряду с интенсивным промышленным строительством его результатом стало и активное социальное развитие районов Ханты-Мансийского округа, в том числе и системы школьного образования.Начавшаяся в середине 1980-х гг. «перестройка» стала рубежом во всех сферах экономического, социального и духовного развития страны. В области народного образования она проявилась в очередной попытке решить системные проблемы советской школы на этапе научно-технического прогресса. Одной из важнейших задач этих преобразований стала ее демократизация и гуманизация, внедрение новейших педагогических технологий, что свидетельствовало о начале качественно иного периода в развитии окружных школ.В обозначенных хронологических рамках мы выделяем два этапа: 1. С конца 1950-х - до середины 1970-х гг; 2. С середины 1970-х - до середины 1980-х гг. В основу периодизации были положены качественные изменения советской школы в связи с ее реформированием и особенности этого процесса на территории ХМАО. Территориальные рамки исследования охватывают ХантыМансийский автономный округ в его официальных административных границах 2005 года. В изучаемый период этот регион приобрел ведущее стратегическое значение для Советского Союза. Крупные запасы нефти и газа, обнаруженные на территории округа в начале 1960-х гг., потребовали от центрального руководства изменения социальной политики в развитии Обского Севера. Задача бесперебойной добычи и транспортировки западносибирского сырья сделали исключительно актуальной проблему формирования социальной инфраструктуры края, создания благоприятных условий для жизни и труда местного населения. В равной степени возросла потребность и в улучшении системы школьного образования Ханты-Мансийского округа для обеспечения промышленности региона собственными кадрами и формирования условий гармоничного развития личности в регионе.Обращение к локальной истории Ханты-Мансийского округа предопределяется также ее оригинальным опытом реализации федеральных задач развития общего образования в условиях многонационального региона, обладающего устойчивыми традициями многовекового социокультурного уклада коренных народов.Целью исследования является изучение функционирования общеобразовательной школы в Ханты-Мансийском округе в условиях интенсивного промышленного освоения региона. Цель работы связана с решением следующих исследовательских задач: Раскрыть проблемы школьного строительства и пути их решения на территории округа; Проанализировать деятельность органов народного образования и фадообразующих предприятий по укреплению инвентарнотехнического и учебно-методического обеспечения школ ХантыМансийского округа; Выявить особенности формирования педагогического контингента округа и их влияние на совершенствование учебного процесса; Изучить формы подготовки и повышения уровня учительского мастерства в школах Среднего Приобья; Определить ход и результаты деятельности органов народного образования Среднего Приобья по охвату населения ХМАО обучением; Раскрыть основные трудности и пути совершенствования учебнометодического процесса в общеобразовательной школе ХантыМансийского округа; Проанализировать основные проблемы воспитания в окружных общеобразовательных учреждениях и выявить его результативность; Степень изученности темы. В конце 1950-х гг. советская школа вступила в новый этап своего развития, закончившийся перестройкой и сменой государственно-политических ориентиров в середине 1980-х гг. Именно он, по мнению некоторых современников и специалистов, был временем наивысшего качества преподавания и уровня знаний основной массы учащихся. В ХантыМансийском округе этот этап во многом совпал со временем активного промышленного освоения территории, сопровождавшимся быстрым увеличение населения региона и изменением всей социально-экономической и этнической структуры общества. Названные перемены не остались без внимания ученыхисториков и были отражены во множестве научных работ. Прошлое и настоящее системы российского школьного образования стали предметом изучения в десятках монографий, научных и краеведческих публикаций. По своему практическому содержанию их можно разделить на две группы: издания, охватывающие общероссийскую проблематику, и работы, посвященные региональным вопросам.Исследование социально-экономического положения Советского Союза в данный исторический период стало предметом изучения многих известных историков и политологов\ В некоторых из них авторы напрямую связывали общегосударственные социально-экономические процессы с изменением образовательного уровня населения страны. Так, в работе академика М.П. Кима «Проблемы теории и истории реального социализма» исследованы социальные условия функционирования советской общеобразовательной школы. В ней определяются основные тенденции развития советской школы в контексте общего социально-экономического развития страны.По данным М.П. Кима, в 1950-1970-е гг. произошел стремительный рост уровня образования населения Советского Союза. Причем в значительной степени он касался сельского населения, традиционно менее грамотного, чем городское. Одновременно сокращалось количество жителей, занятых неквалифицированным физическим трудом . Автор убедительно показал, что подобные успехи были бы просто немыслимы без грамотной и последовательной государственной образовательной политики. Эта же тема, применительно к характеристике уровня образования рабочего класса Советского Союза в исследуемый нами период, отражена в исследовании Е.Э. Бейлиной^.Один из наиболее часто встречающихся в исторической литературе этого периода вопросов касался роли советского государства и коммунистической партии в решении проблем политического, социально-экономического и культурного развития общества. В этом контексте, начиная с 1960-х гг. отечественными историками стала рассматриваться проблема влияния советского государства на развитие культуры малых народов Севера. Р.А. Бычкова исследовала ее применительно к периоду 1930-1959 гг., т.е. коснувшись хронологического периода и настоящей работы. Она высказала утверждение о том, что одним из главных результатов государственного влияния на развитие культуры коренных народов явилась ее идеологизация. Показав различную степень интенсивности идеологического проникновения в духовную жизнь народов Севера на различных этапах развития социалистического строительства, автор сделал вывод о существенной деформации основ самобытности культуры ханты и манси"*.Критическая оценка общего положения дел, истории и перспектив развития культуры и образования народов Крайнего Севера продолжала развиваться Н.Б. Бахтиным в его работе «Коренное население Крайнего Севера Российской Федерации». Данная работа освещает другую сторону влияния унифицированного советского государства на развитие культуры народов севера Западной Сибири. Н.Б. Бахтин высказывает точку зрения о том, что построение социализма на территориях проживания представителей народностей Севера на практике вылилось в сплошную русификацию, сокращение образования на родных языках, подавление национальной культуры. Автор приводит свидетельства неправильной политики центральных и местных органов власти, приведшей, в конечном счете, к презрительному отношению приезжего населения к местному и сокращению численности последнего^. Переосмысление с новых позиций социокультурных изменений в среде этих народов получило отражение в работе В.И, Бойко «Социально-экономическое развитие народностей Севера. Программа координации исследований»^.Что же касается непосредственно территории Западной Сибири, то в этой связи необходимо заметить, что интерес к изучению проблем истории становления и развития окружных школ возник в нашей стране еще в 1920-1930-е гг.Однако в большей части он касался вопросов этнографии и исследования образа жизни местного населения, в которых система народного образования занимала незначительное место. В 1960-1980-е гг. появились научные публикации, посвященные различным аспектам социальной истории Тюменской области, существенная часть которых имеет прямое отношение к изучаемым вопросам нашего исследования.В ряде работ сибирских историков большое место занимали проблемы роста уровня образования населения Ханты-Мансийского округа. В связи с их изучением много места занимало также исследование демографических особенностей формирования населения Обского Севера. Эти вопросы рассмотрены в работе В.В. Трушкова «Социальные источники роста городского населения Тюменской области». Автор отмечал резкое возрастание численности городского населения как юга Тюменской области, так и национальных округов в рассматриваемый период. С точки зрения борьбы окружного отдела народного образования за всеобщую грамотность большой интерес для нас представляют данные исследователя о сокращении доли сельских мигрантов в числе новых жителей региона .^ Новый подъем интереса краеведов и профессиональных исследователей к проблемам развития общеобразовательной школы региона в контексте социально-экономического и культурного развития Севера начался в 1990-е гг. и продолжается в настоящее время. Во многом это объясняется появлением в Ханты-Мансийском автономном округе крупных высших учебных заведений: Сургутского государственного университета. Сургутского государственного педагогического института, Нижневартовского государственного педагогического института. Югорского государственного университета, а также филиалов ведущих вузов России. Именно в них началась научная разработка многих, ранее не изучавшихся вопросов истории и современного социокультурного положения региона. Среди них заметное место занимают вопросы школьного образования Среднего Приобья, его истории, настоящего и будущего.Среди наиболее важных для нашего исследования работ, появившихся в это время, следует назвать публикации СМ. Молокова, посвященные проблемам культурного развития коренных народов Севера в 1960-1980-е гг. Некоторые из них напрямую касаются проблемы образовательной политики в ХантыМансийском округе. Так, в работе «К истории обучения родным языкам детей народов Севера» исследователь делает вывод, ранее не звучавший в советской исторической науке вследствие идеологических причин. Он показал, что в Ханты-Мансийском округе, несмотря на понимание остроты проблемы образования коренных народов местным руководством, обучение родным языкам ханты и манси находилось на неудовлетворительном уровне. Этот факт тем более удивителен, по мнению автора, что в соседнем Ямало-Ненецком округе обучение национальным языкам ненцев было поставлено намного лучше^.Уровень образования коренных народов Севера стал предметом исследования В.В. Веселкиной в статье «Повышение уровня образования коренного населения севера Тюменской области в период становления и развития нефтегазодобывающего комплекса». Она установила, что за период с 1959 по 1979 гг. он возрос многократно. Это, по ее оптимистичному мнению, является ярким доказательством того, что в указанное время произошел огромный прогресс в социальном развитии данных народов, а также подтверждением правильности ленинской национальной политики и методов утверждения «социалистического образа жизни» ,^ что для нас является спорным.Сходные вопросы были рассмотрены в публикации Г.С. Шумихина и Е.П. Борисовой «Социально-экономические основы становления нового быта у малых народов Обского Севера в годы строительства социализма». В работе изучается вопрос хозяйственно-бытовых перемен в жизни коренных народов Севера и их влияние на культурное развитие ханты и манси. Отмечается, что процесс вовлечения этих народов в единую советскую общность не всегда происходил мирно и безболезненно даже в 1960-1970-е годы. При этом в своем исследовании авторы отметили большую роль советской образовательной политики в социальном развитии коренных народов, особенно в сфере школьного образования ханты и манси'^.Исследование состояния образования в сибирских городах и уровень культуры их населения представлены в коллективной работе новосибирских историков «Благосостояние городского населения Сибири: Проблемы дифференциации (опыт социологического изучения)». В данной работе приводится интересная сравнительная статистика уровня образования работающего населения в целом по территории России и в Западной Сибири в течение 1959-1979 гг. На протяжении всего этого времени на территории Зауралья он был ниже по всем видам образования, начиная от среднего и заканчивая высшим. Анализируя процессы, происходившие в советской общеобразовательной школе в 19601970-х гг., авторы данной работы пришли к выводу о том, что в целом развитие школьного образования имело несомненные успехи. Вместе с тем в 1970-х гг., по их мнению, в этой сфере начали нарастать негативные тенденции в учебновоспитательном процессе большинства школ, приведшие, в конечном счете, столичное руководство к мысли о необходимости очередной школьной реформы''.В понимании истоков и характера формирования советской системы школьного образования немалый интерес представляет монография В.Л. Соскина «Формирование советской системы общего образования». Рассматривая школу как составной элемент культуры общества, автор исследовал круг вопросов, связанных с позитивными и негативными сторонами перестройки большевиками системы работы общеобразовательных учреждений страны.Среди положительных сторон процесса «советизации» школы он выделяет, прежде всего, «выход советской педагогики на улицу», массовость и общедоступность школьного образования в Советском Союзе. Следствием этого стал рост культурного уровня населения страны. Негативными чертами формировавшейся советской школы автор, вслед за известным политическим деятелем дореволюционной России П.Н. Милюковым, назвал перегибы и крайности преждевременных начинаний, недоучет объективных возможностей для проведения педагогических новаций, а также разного рода иллюзорные проекты'^.Применительно к рассматриваемому нами периоду схожие проблемы стали предметом изучения Е.А. Киселевой в исследовании «Эволюция государственной политики СССР в области народного образования в 50-80-е гг. XX в. (на материалах южных регионов европейской части РСФСР)». Историк осуществила комплексный анализ государственной политики Советского Союза в школьном вопросе и социальных условий функционирования общеобразовательных учреждений на территории страны. Она пришла к выводу о том, что директивное централизованное государственное планирование исключало возможность эффективной реализации планов развития общеобразовательной школы на местах'"'. Данное утверждение является ключевым в понимании трудностей материально-технического и кадрового снабжения окружной школы в конце 1950-х - середине 1980-х гг. и решения отдельных задач учебновоспитательного процесса школах региона.Большое значение в исследовании состояния общеобразовательной школы в конце 1950-х - первой половине 1980-х гг. имеют вопросы формирования учительского контингента и повышения квалификации преподавателей. Отдельные формы повышения педагогического мастерства были изучены Т.Ф. Кировой. Большое внимание автор уделила аттестации педагогических работников как одному из способов качественного профессионального роста учительских кадров. К сожалению, в данной работе указанная проблема рассматривается лишь с 1974 г. и вплоть до окончания XX столетия'"*.Исследовательская работа по изучению развития системы народного образования СССР заметно активизировалась во второй половине 1960-х - первой половине 1970-х гг. в связи с празднованием 50-летия образования советского государства. Отличительной особенностью изданий этого периода являлось то, что в них, как правило, публиковались достижения советской власти в деле развития общеобразовательной школы без глубокого критического анализа проведенных ею преобразований. Однако несомненной положительной чертой этой литературы можно считать то, что она позволяет точно определить приоритетные направления государственной политики в школьном деле. Особое значение она имеет при выявлении важнейших учебных и воспитательных задач, которые ставили перед советскими общеобразовательными учреждениями Министерство образования СССР и Министерство просвещения РСФСР. В числе наиболее ценных для нас в этом контексте работ необходимо назвать монографию А.Д. Калинина «Народное образование в СССР». В ней автором раскрыты основные принципы руководства общим образованием в СССР, определены смысл и назначение ключевых школьных документов: устава, учебных планов и программ. Кроме того, к большому достоинству названной работы следует отнести анализ содержания умственного и физического воспитания, а также политехнического образования и воспитания'^. Он позволяет более четко и предметно исследовать результаты претворения в жизнь запланированных руководством страны реформ общего и профессионального образования.Существенное место в исторической литературе, посвященной общеобразовательной школе СССР, уделялось изучению финансовых и материальных условий функционирования советской школы в исследуемый нами период. Так, например, в работе В.И. Басова «Вопросы финансов народного образования», изданной в 1971 г., отмечена непрерывная тенденция увеличения государственных ассигнований на развитие системы школьного образования страны в 19401960-х гг. Кроме того, автором была изучена проблема кадрового обеспечения народного образования СССР и отмечена тенденция увеличения в течение 1960-х гг. общего процента количества учителей в Советском Союзе, имевших высшее образование'^.В последующие годы названные вопросы продолжали изучаться в рамках обобщающих трудов по истории культуры и школьного образования в Советском Союзе. В работе «Культура развитого социализма. Некоторые вопросы теории и истории», изданной в 1978 г., помимо проблем финансирования обш;еобразовательных учреждений страны и повышения уровня квалификации педагогов, рассматривается их влияние на численное изменение количества советских старшеклассников. Так, отмечается, что за период с 1950 по 1975 гг. количество выпускников старших классов увеличилось более чем в тринадцать раз.Одновременно с этим в 1960-1970-х гг. школа была оснащена такими средствами обучения, которыми раньше она практически не располагала'^. Все это является очередным свидетельством больших успехов центральных и региональных органов власти в деле улучшения работы советской общеобразовательной школы.Кроме того, в обобщающей монографии Н.Ю, Гавриловой «Социальное развитие нефтегазодобывающих районов Западной Сибири (1964-1985гг.)» был дан широкий комплексный анализ общественной жизни региона в интересующий нас период. Следует отметить, что особую значимость для настоящего исследования эта работа имеет в силу того, что в ней история развития общеобразовательной школы Западной Сибири представлена в неразрывной связи с другими социальными проблемами этой территории.В своей работе автор уделила немалое внимание проблемам функционирования системы народного образования Обского Севера, определила важнейшие тенденции в данном процессе. Ею была проделана большая работа по выявлению общей численность школ в регионе и количества учащихся в них в рассматриваемый нами период. На основании статистических данных о процентном соотношении различных типов школ в Тюменской области историк сделала вывод, что система общеобразовательных учреждений региона не была готова к реализации задач всеобщего восьмилетнего и среднего образования для школьной молодежи. Н.Ю. Гаврилова приводит в монографии убедительные свидетельства того, что центральные органы власти имели слабое представление о реальном положении дел в школах Ханты-Мансийского округа^'.В условиях Сибири исследованием проблем развития общего среднего образования в середине 1960-х - начале 1980-х гг. занимался Ю.Л. Ведерников.В своей работе «Развитие общего среднего образования в Сибири: проблемы, тенденции, решения (вторая пол. 1960-х - нач. 1980-х гг.)» автор уделил большое внимание вопросам учебно-воспитательной деятельности сибирских школ.Вызывает интерес анализ исследователем причин снижения качества знаний учащихся. Среди них Ю.Л. Ведерников в первую очередь назвал разросшийся объем советских школьных программ и учебников, которые поглощали все свободное время учащихся^ .^ Применительно к теме нашего исследования необходимо упомянуть о публикациях Н.К. Файзуллиной. Они касаются главным образом основных направлений работы школ Сургутского района в 1958-1965 гг. В статье «Из истории отечественного школьного образования 1950-1980-х гг.» автор рассматривает проблему политехнического образования в советских общеобразовательных учреждениях, анализирует законы и постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, которыми руководствовались властные органы. Исследователь сумела заметить противоречивость и непоследовательность образовательной политики государства в данном вопросе. В организационном плане это проявилось в том, что в ходе реформы не были разграничены функции средней общеобразовательной школы. Также Н.К. Файзуллина подчеркнула и некоторые негативные черты реализации распоряжений центральных властей. К примеру, она указала, что в результате политехнизации советской школы некоторые специальности навязывались учащимся в ущерб фундаментальной общеобразовательной подготовке^ .^ Как отмечает Н.К. Файзуллина в работе «Организация производственного обучения в школах Сургутского района в кон. 1950-х - нач. 1960-х гг.», закон «О связи обучения с жизнью» 1958 г. внес существенные коррективы в деятельность местных общеобразовательных учреждений, что выразилось в значительном росте масштабов производственного обучения учащихся. Однако он сопровождался нарастанием трудностей в реализации основных задач общесоюзной реформы образования на территории округа. Они выразились в слабой материально-технической базе большинства школ Среднего Приобья, отсутствии в их штатном расписании необходимого количества квалифицированных специалистов, способных грамотно осуществлять производственное обучение детей^ "*.Помимо названных авторов, проблемы истории народного образования Ханты-Мансийского округа в последние годы затрагивал сургутский историк А.И. Прищепа. В статье «Система народного образования Сургута во второй половине XX века» исследователь попытался определить специфику развития ш школьного образования в городе, показав ведущую роль градообразующих предприятий в модернизации материально-технической базы школ Сургута, что способствовало созданию более благоприятных условий для осуществления реформ в городской системе народного образования^ .^ Наряду с профессиональными историками большой вклад в изучение отдельных вопросов развития системы народного образования Среднего Приобья внесли местные краеведы. В их публикациях нередко можно встретить факты живого, неформального восприятия людьми проблем, переживаемых регионом.Особенно важными для нашего исследования являются статьи И.П. Захарова, отдавшего едва ли не всю свою жизнь сургутскому краеведению. В его работах нашли отражение исторические портреты многих сургутских педагогов, а также последствия реализации постановлений центральных органов власти. Так, например, в статье «Первые пришкольные участки» И.П. Захаров рассказывает о том, в каких формах проходило трудовое обучение в общеобразовательных учреждениях города Сургута. По мнению автора, сельскохозяйственная работа учащихся здесь была основана на труде многих учителей-энтузиастов и привела к заметным позитивным результатам в виде создания детьми настоящих школьных парков и даже сельскохозяйственной лаборатории^^.Исходя из анализа литературы по теме диссертации, необходимо сделать вывод о том, что научная разработка проблем нашего исследования к настоящему времени не может считаться удовлетворительной. В большой степени она характеризуется накоплением статистического материала по истории развития окружной общеобразовательной школы, а особенности ее функционирования и важнейшие проблемы ее работы отражены лишь фрагментарно в контексте общей социально-экономической и культурной характеристики ХантыМансийского округа.Вне поля зрения исследователей оказались вопросы реального состояния отдельных сфер деятельности школ Обского Севера, проблемы осуществления отдельных школьных преобразований. Требует пересмотра с новых позиций организация шефской помощи общеобразовательным учреждениям со стороны ведущих промышленных и сельскохозяйственных предприятий ХантыМансийского округа. Остро стоит необходимость научного исследования блока проблем, связанного с учебно-воспитательной работой окружных школ в исследуемый период. Эти проблемы могут быть решены только на основе системного, комплексного подхода к изучению рассматриваемой темы.Источниковая база. В процессе работы автором был использован обширный источниковый материал. Мы выделяем 5 групп источников.1. Нормативные документы.Среди них следует особо выделить нормативные документы союзного и республиканского уровней: постановления Советского правительства, ЦК КПСС, приказы, распоряжения, циркуляры центральных органов народного образования - Министерства образования СССР и Министерства просвещения РСФСР. Многие из них были опубликованы в специализированных сборниках - «КПСС в резолюциях», «Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР». Эти документы позволяют определить приоритеты советского руководства в совершенствовании системы школьного образования страны, выявить наиболее важные направления в развитии окружной общеобразовательной школы.2. Статистические материалы.К такого рода публикациям относятся справочники «Народное хозяйство РСФСР», «Народное хозяйство Тюменской области». Данные этих изданий касаются, главным образом, общих показателей социально-экономического развития РСФСР, Тюменской области и не затрагивают большинства проблем функционирования общеобразовательной школы. Однако их большая ценность заключается в возможности проследить динамику изменения отдельных показателей в соотношении «РСФСР - юг области - национальные округа». С этой точки зрения определенный интерес для нас представляют и некоторые современные издания, к примеру, информационно-статистический сборник «65 лет Ханты-Мансийскому автономному округу».Часть материалов этой группы содержится в неопубликованных архивных источниках — Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), Центральном архиве Министерства образования Российской Федерации (ЦАМОРФ), Государственном архиве общественно-политических объединений Тюменской области (ГЛОПОТО), Государственном архиве Тюменской области (ГАТО), Государственном архиве Ханты-Мансийского автономного округа (ГАХМАО), а также в городских и районных архивах Среднего Приобья - Архивном отделе Администрации г, Сургута (АОАГС) и Архивном отделе Администрации г. Нижневартовска (АОАГН). Особую ценность представляют статистические отчеты, сведения о составе учительских кадров школ, выполнении законов об обязательном восьмилетнем и среднем обучении детей школьного возраста, сведения об общей и качественной успеваемости учащихся, о проделанной органами народного образования за определенный период времени работе. Указанные материалы позволяют проследить динамику изменения количественных показателей в развитии окружной общеобразовательной школы в сравнении с другими регионами страны.3. Делопроизводственные документы.Главный массив этой группы составили материалы, хранящиеся в архивах. Среди делопроизводственных документов ГАОПОТО большой интерес представляют протоколы и постановления областных и окружных партийных конференций, выступления руководителей, первичных парторганизаций школ, директоров и завучей общеобразовательных учреждений, рядовых учителей, в которых отражены основные проблемы текущей деятельности школ ХантыМансийского округа.К этой же группе относятся документы областного и окружного комитетов ВЛКСМ. Помимо протоколов областных и окружных комсомольских конференций эти документы ключают в себя информацию о внутришкольной и внешкольной работе пионерской и комсомольской организаций, их участии в крупных областных общественно-политических акциях, а также организации военно-патриотических игр среди школьников.Кроме того, большую ценность для нашего исследования представляют делопроизводственные документы органов народного образования, общеобразовательных учреждений страны и региона, сосредоточенные в ГАРФ, ЦАМОРФ, ГАТО, ГАХМАО, АОАГС и АОАГН. Делопроизводственные материалы первых двух названных архивов интересны тем, что они позволяют представить себе общее состояние развития общеобразовательной школы Советского Союза. В числе наиболее важных для нас документов этой группы также следует выделить постановления, распоряжения, приказы и циркуляры областного и окружного отделов народного образования, информации о совершенствовании материально-технической и кадровой базы школ, а также учебновоспитательной работы в подведомственных общеобразовательных учреждениях. Все они в разной степени встречаются в материалах ГАОПОТО, ГАТО и ГАХМАО. Документы Сургутского и Нижневартовского городских архивов особенно ценны яркими примерами повседневной работы окружной общеобразовательной школы, далекими от схем и официальных заявлений вышестоящих органов власти.4. Мемуары.В первую очередь, к ним относятся публикации некоторых руководящих работников народного образования региона. Среди них следует отметить работы П.К. Худолеева, А.В. Филипповича, В. Липнягова, Л. Гурвич, В. Салмина, В.П. Бирюкова, М. М. Афанасенковой - руководителей народного образования Тюменской области и ХМАО. Особенно большую ценность представляет книга-сборник воспоминаний сургутских учителей разных лет «Памяти магический кристалл». Вместе они позволяют воссоздать психологическую атмосферу, в которой развивалась окружная общеобразовательная школа в конце 1950-х -середине 1980 гг.5. Периодическая печать.К этой группе относятся публикации в газетах областного, окружного и регионального значения - «Ленинская правда», «Тюменская правда», «Тюменские известия», «Югра», «Народное образование», «К победе коммунизма», fl «Сургутские ведомости». Материалы периодической печати ценны сведениями о том, как выполнялись решения руководства школьным образованием страны на местах, позволяют выявить степень общественного резонанса тех или изменений в истории школьного дела региона, позволяют оценить вклад отдельных людей в совершенствование работы школ ХМАО. Исследование состояния учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе ХМАО в конце 1950-х - середине 1980-х гг. представляет наибольшую важность и сложность. Данная проблема включает в себя целый ряд вопросов, оценивающих качество преподавания учителей и уровень подготовки учащихся в округе. Однако показатели официальных источников, касающиеся уровня полученных знаний школьников и их качества, не всегда объективны, а отдельные результаты школьного образования и вовсе не установлены документально.Р1меющиеся данные потребовали серьезного критического анализа с целью установления достоверности результатов реализации в Ханты-Мансийском округе восьмилетнего и среднего всеобуча, различных направлений воспитательной деятельности педагогических коллективов региона, отдельных аспектов и особенностей осуществления учебного процесса и определения уровня успеваемости учащихся.Методологической основой исследования является модернизационный подход, в рамках данной теории основное содержание современной эпохи рассматривается как постепенный и неравномерный переход отдельных стран и культур от традиционного общества к обществу современному. Значительные преобразования, которые произошли в России в предыдущее столетие и происходят в настоящее время, могут быть исследованы только с точки зрения теории модернизации. Модернизационный подход позволяет дать сбалансированную оценку исторических явлений и событий. Применительно к теме нашего исследования он реализуется через анализ окружной общеобразовательной школы в совокупности всех форм ее деятельности, а также разнообразия факторов внешнего воздействия на данный общественный институт. Методология работы основана на рекомендациях в этой области научного знания известных методологов и специалистов Урала и Сибири.В ходе исследования мы опирались на принципы историзма, объективности и системности, позволяющие объективно изучить окружную общеобразовательную школу в ее исторической ретроспективе. Помимо этого, в работе были применены общенаучные методы познания, такие как индукция и дедукция, анализ и синтез. Большое значение при анализе отдельных аспектов работы имел статистический метод.Также мы применяли и методы непосредственно исторического исследования: историко-сравнительный метод, метод конкретно-исторического анализа, метод исторического описания. Анализ важнейших проблем исследования произведен при помощи проблемно-хронологического метода. В совокупности использование вышеназванных методов позволило исследовать состояние окружной школы в рассматриваемый период.Научная новизна исследования состоит в комплексном анализе состояния системы школьного образования Ханты-Мансийского округа, изучении и оценке деятельности органов народного образования, направленной на улучшение постановки школьного дела. В работе анализируется ряд ранее не исследовавшихся в исторической науке процессов функционирования общеобразовательной школы Среднего Приобья в конце 1950-х - середине 1980-х гг., с позиции новых методологических подходов оцениваются успехи и недостатки деятельности государственно-партийных органов в области системы общего образования Ханты-Мансийского округа.Практическая значимость работы состоит в том, что научная разработка данной проблемы, опыт анализа успехов и ошибок в деятельности общеобразовательной школы Ханты-Мансийского округа могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях этой проблематики, а также при составлении учебных пособий и справочников, при разработке лекционных курсов в высших учебных заведениях.Апробация результатов исследования. Отдельные положения исследования были изложены в докладах на двух международных, одной всероссийской и трех региональных научных и научно-практических конференций. Некоторые проблемы нашли отражение в двух очерках по истории Сургута и двух статьях, касающихся истории развития народного образования в ХантыМансийском автономном округе (общий объем 2,3 п.л,).Структура диссертации. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений. ^* (%23•
Просмотров: 164 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz