Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 22 » Скачать Развитие тактильной сферы у детей классов компенсирующего обучения младшего школьного возраста. Каримулина, Елена Геннадьевна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
18:51
Скачать Развитие тактильной сферы у детей классов компенсирующего обучения младшего школьного возраста. Каримулина, Елена Геннадьевна бесплатно
Развитие тактильной сферы у детей классов компенсирующего обучения младшего школьного возраста

Диссертация

Автор: Каримулина, Елена Геннадьевна

Название: Развитие тактильной сферы у детей классов компенсирующего обучения младшего школьного возраста

Справка: Каримулина, Елена Геннадьевна. Развитие тактильной сферы у детей классов компенсирующего обучения младшего школьного возраста : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.04 Москва, 2000 178 c. : 61 01-19/180-8

Объем: 178 стр.

Информация: Москва, 2000


Содержание:

Введение
Глава 1 Литературный обзор
11 Особенности развития тактильной сферы у детей
12 Отечественные и зарубежные исследования тактильной сферы в рамках нейропсихологии
13 Изучение некоторых психических особенностей детей с отставанием в учебе в рамках специальной психологии и дефектологии
131 Психологическая характеристика детей классов компенсирующего обучения
132 Особенности психических процессов у детей с ЗПР
14 Экспериментальное изучение детей с трудностямив обучении и проблема развития тактильной сферы
15 Постановка проблемы
Глава 2 Методы исследования и характеристика групп испытуемых
21 Исследование непроизвольного и произвольного запоминания тактильных и слуховых (вербальных и слоговых) стимулов
22 Исследование тактильного гнозиса
23 Нейропсихологическое обследование
24 Общая характеристика испытуемых
Глава 3 Результаты сравнительного исследования особенностей тактильной памяти
31 Возрастные особенности тактильной памяти
32 Сравнительные характеристики тактильной и вербально-слоговой памяти
33 Тактильные свойства предметов и память
34 Непроизвольное запоминание количества стимулов разной модальности
35 Активность руки в тактильных задачах
Глава 4 Результаты сравнительного исследования особенностей тактильного гнозиса
41 Тактильный гнозис у детей младшего школьного возраста
42 Индивидуальная динамика в развитии тактильной сферы (лонгитюд)
Глава 5 Латеральность руки в тактильной деятельности
51 Результаты исследования латеральной асимметрии в тактильной сфере
52 Тактильный гнозис, латеральная асимметрия и успеваемость
Глава 6 Обсуждение результатов
Выводы

Введение:

Актуальность проблемы. В ряде отечественных работ была показана адекватность клинико-психологического подхода к решению задач оценки развития высших психических функций у детей, в том числе в связи с проблемой успешности обучения в начальной школе. Анализ развития психических функций был рассмотрен на примере формирования разных видов памяти (Н.К.Корсакова, Ю.В.Микадзе, Е.Ю.Балашова), на примере изучения функции программирования и контроля (Т.В.Ахутина, Н.М.Пылаева, Н.Н.Полонская, Л.В.Яблокова), серийной организации движений (А.В.Курганский, Т.В.Ахутина). Нейропсихологическое изучение аномальных детей проводилось также в связи с изучением номинативной функции речи и нарушениями зрительного предметного образа (Цветкова Л.С., 1995).
Роль нейропсихологии в решении задач обучения в последнее время возрастает. Все шире нейропсихология помогает найти и правильно квалифицировать затруднения в овладении учебными предметами, в решении общих задач воспитания и развития школьника, в анализе готовности ребенка к школе (см.А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова, 1997)
Данная работа выполнена в рамках исследований, направленных на изучение (анализ) формирования психических функций у младших школьников, имеющих трудности в обучении. Сравнительные исследования памяти разной модальности имеют значение для понимания структуры мнестической деятельности и дают возможность приблизиться к пониманию ситуации развития ребенка (Ю.В.Микадзе, 1999)
Обращение к проблеме изучения тактильной сферы у детей младшего школьного возраста не случайно. Жизненная значимость осязания очевидна. По словам Б.Г.Ананьева, осязание - "коренное явление жизнедеятельности человека". Л.С.Выготский в своих исследованиях показал, что "на первых этапах развития сложные психические процессы, формируясь, опираются на более элементарные функции, лежащие в основе, и зависят от них". Реальный мир дан человеку в начале его жизни в ощущениях и представлениях, лишь затем этот мир отражается в словах. Именно поэтому роль процесса восприятия в любых модальностях и в становлении таких психических процессов, как память, речь, мышление, является решающей на ранних этапах онтогенеза. Как указывает Л.С.Цветкова, в силу этой закономерности при патологии мозга у детей высшие уровни психических функций оказываются "вторично" нарушенными и их распад находится в прямой зависимости от состояния более элементарных уровней этих функций или от распада психических функций более низкого порядка, которые связаны с пострадавшей функцией. Задержка развития элементарных функций в раннем детстве приводит к задержке формирования более высокоорганизованных функций, что в свою очередь, сказывается на возможностях обучения таких детей на более поздних этапах, в частности, при переходе к школьному возрасту.
Обнаруживается явный дефицит в экспериментальных данных по тактильному запоминанию. Неизвестно соотношение тактильной и вербальной памяти у детей с разной степенью успешности в обучении. В дефектологической и нейропсихологической литературе имеются указания на нарушения таких "первичных" процессов, как зрительное предметное восприятие, восприятие пространства и пространственных отношений, процесса звукоразличения. Однако специальных экспериментальных исследований тактильной сферы: восприятия предметов и тактильной памяти в их взаимосвязи у детей младшего школьного возраста не проводилось. В этом смысле практика опережает научные изыскания, поскольку давно использует ощупывание в качестве чувственной основы обучения. Например, "кредо" школы Марии Монтессори "основа педагогики - чувство", пособия делаются таким образом, что буквально все можно ощупать. Есть данные о том, что тактильная стимуляция связана с повышением мотивации в учебной деятельности: как правило, работа с реально осязаемым материалом (рисование букв пальцем на песке, ощупывание картонных, пластмассовых букв, рисование букв на руке, хождение босиком по веревочным буквам на полу и др.) создает положительный эмоциональный настрой на обучение.
Исследование особенностей тактильной сферы у детей с проблемами в обучении имеет значение для определения качественного характера нарушения психического развития ребенка (В.В.Лебединский, 1985), для уточнения места тактильных нарушений в клинико-психологической структуре задержки психического развития. Научные исследования до сих пор не обращались к проблеме оценки развития тактильной сферы у детей с ЗПР, или у детей с ММД, или у детей "с легкими когнитивными расстройствами" (по десятой Международной статистической классификации болезней), для понимания места собственно тактильных (как первичных) нарушений в структуре психической деятельности у данной категории детей. Настоящая работа входит в цикл работ, проводимых в отделении патои нейропсихологии отдела клинической психологии НЦПЗ РАМН, выполненных в русле исследования тактильной сферы у здоровых и больных шизофренией детей.
К изучению тактильной сферы обратились в связи с изучением модально-специфических особенностей памяти больных шизофренией Корсакова Н.К. и Семенова Т.Б, (1996, 1997), .Были получены данные о нарушении при шизофрении как собственно мнестической функции, так и процессов принятия решения, особенно в тактильной модальности. Эти данные задают определенное направление в понимании патогенетических механизмов шизофрении и подчеркивают системообразующее значение тактильной сферы в формировании психики на ранних этапах онтогенеза.
Предпринимались исследования таких составляющих тактильной сферы, как характер эмоциональной оценки тактильных стимулов и возрастная динамика в развитии тактильно-гностической функции у здоровых и больных шизофренией детей (Зверева Н.В., Гришина Е.Г., 1997), особенности тактильного запоминания фактурного и гаптического материала у аналогичных групп детей: младшего школьного возраста (Зверева Н.В., Гавердовская П.Ю., 1999).
Экспериментально-психологические и нейропсихологические исследования характера нарушений в тактильной сфере выявили ряд особенностей в запоминании тактильных стимулов у больных шизофренией детей по сравнению со здоровыми сверстниками. На возрастном этапе от 7 до 11 лет продолжается развитие осязательной деятельности. Здоровые дети демонстрируют положительную возрастную динамику в точности тактильного опознания стимулов. У больных шизофренией детей, сравнительно со здоровыми, выявлено отставание в становлении тактильно-гностической функции (Зверева Н.В., Гришина Е.Г., 1997). Среди здоровых детей существует значительное единообразие в эмоциональной оценке комплексов тактильных ощущений. Дальнейшая работа в направлении исследования тактильной сферы привела к необходимости вычленения среди детей некоторых подгрупп, характеризующихся различной степенью обучаемости (термин Ананьева Б.Г., понимаемый как "восприимчивость к обучению"). Поскольку тактильная деятельность имеет многоаспектный характер и различается на гностическом, мнестическом, моторном и эмоциональном уровне, постольку эти компоненты тактильной деятельности имеют неравнозначное развитие у детей группы нормы, детей с отставанием в развитии и больных шизофренией. В работе Зверевой Н.В. и Гусевой Г.М. была показана возможность сопоставления особенностей развития разных видов модально-специфической произвольной вербальной памяти у различающихся по "учебному" статусу детей и детей, больных шизофренией, для понимания различных механизмов становления психического дизонтогенеза (Зверева Н.В., Гусева Г.М.).
Все это определило направленность исследования на изучение вопросов, касающихся проблемы развития тактильной памяти у детей с разной степенью обучаемости. Кроме того, многочисленные указания на наличие отклонений в работе мозга у больных шизофренией детей (Горюнова А.В., 1995, Козловская Г.В., 1995 и др.) и детей с проблемами в обучении приводят к необходимости все более дифференцированной оценки различных видов психологической деятельности у разных групп детей.
Объектом исследования явились дети классов коррекционноразвивающего обучения (классы КРО) - основная группа и дети общеобразовательных классов (00 классов) - контрольная группа. На разных этапах работы в исследовании было задействовано различное количество испытуемых. В полном объеме эксперимент прошли 189 детей, при исследовании латеральной асимметрии общее количество детей составило 322. Возраст детей колебался от 7 до И лет. Лонгитюдное исследование прошли 46 человек. Интервал составил 3 года, возраст детей соответственно достиг 10-13 лет.
Предметом исследования в данной работе являются особенности тактильного узнавания у детей с различной успешностью обучения и тактильного запоминания в сравнении с запоминанием вербального материала.
Целью данной работы явилось определение закономерностей развития тактильной сферы на гностическом и мнестическом уровне у детей классов КРО и 00 классов и выявление модально-специфических особенностей памяти у детей с различной обучаемостью.
Общая проблема конкретизирована постановкой нескольких взаимосвязанных задач:
1. Сравнительное изучение развития произвольного и непроизвольного запоминания тактильного материала у успешно обучающихся младших школьников.
2. Сравнительное изучение развития произвольного и непроизвольного запоминания тактильного материала у детей с трудностями в обучении (дети классов КРО).
3. Сравнительное изучение возрастной динамики в развитии тактильной и вербальной памяти у младших школьников (лонгитюдное исследование).
4. Выявление предпочтений руки для оценки тактильных стимулов как показатель функциональной асимметрии у детей с разной обучаемостью.
5. Качественный анализ развития тактильно-гностической функции, связь вербальных интерпретаций на тактильной основе с уровнем обучаемости.
6. Оценка двигательной мануальной активности в задачах на тактильное запоминание у детей КРО в сравнении с успешно обучающимися детьми.
На защиту выносятся следующие положения:
1.Экспериментально-психологическое обследование состояния тактильной функции у детей начальной школы необходимо для полной и дифференцированной оценки особенностей онтогенеза у детей младшего школьного возраста.
2. Существует связь структуры тактильной сферы, соотношения ее гностических и мнестических компонентов с успешностью обучения.
3. Для детей классов КРО характерна низкая дифференцированность и неточность в оценке тактильных стимулов по сравнению с успешно обучающимися детьми.
4. Продуктивность тактильного запоминания ниже у детей классов КРО.
5. Модально-специфические особенности памяти у детей с различной обучаемостью характеризуются качественным своеобразием и отражают различные отклонения в работе мозга у детей классов КРО.
Методы исследования. Исследовалось непроизвольное и произвольное запоминание слуховых и тактильных стимулов в задачах на последующее их узнавание среди дистракторов тождественной им модальности по схеме узнавания "да-нет". Методика была впервые предложена Корсаковой Н.К.- Семеновой Т.Б.(1996) и с небольшими изменениями, касающимися инструкции и процедуры обследования, проведена на 189 учащихся 1-5 классов. В качестве стимульного материала использовались слова, бессмысленные слоги и дощечки с различной поверхностью. Критерием оценки запоминания служило количество ошибок-потерь и ложных узнаваний.
Достоверность полученных результатов обеспечивается применением теоретически обоснованных методов клинико-психологического исследования, основанных на представлении о системной динамической локализации высших психических функций, принципах гетерохронного развития, теоретических положениях о социальной и биологической детерминации развития психики.
Статистическая достоверность результатов обеспечивается достаточным объемом выборки и применением для обработки статистических методов (пакет программ SPSS).
Научная новизна. Впервые на репрезентативном экспериментальном материале (методом срезов и лонгитюдинально) было проведено сравнительное клинико-психологическое исследование особенностей развития тактильной сферы у детей младшего школьного возраста с нормальным и задержанным типом онтогенеза. Описаны особенности развития тактильной сферы у детей с разной обучаемостью. Получены новые данные о своеобразной связи тактильной и вербальной памяти у детей классов КРО и общеобразовательных классов. Результаты исследования показали, что существуют различия в структуре тактильной деятельности (соотношение гностических и мнестических компонентов) у детей с разной обучаемостью.
Исследование конкретной психической функции, а именно тактильной, которая оставалась вне поля зрения исследователей, позволило дать оценку работы определенных участков мозга и установить особенности возможных отклонений в развитии ребенка младшего школьного возраста. Вместе с тем направленное изучение тактильной сферы позволяет раскрыть межанализаторные связи и участие двух полушарий в целостной работе мозга.
Практическая значимость работы. Результаты по сравнительному изучению состояния памяти дают направление в построении развивающих программ при работе с детьми коррекционных классов. Задействование тактильных компонентов в учебной деятельности служит активизации познавательных интересов и расширению когнитивных возможностей в случае коррекции отклонений у детей. Данные о состоянии тактильной деятельности могут быть использованы при клинико-психологической диагностике детей с отклонениями в развитии. Разработана программа специальных занятий с детьми коррекционно-развивающих классов на уроках LEGO и математики в начальной школе (см. в списке публикаций программу занятий по обучению детей начальным математическим представлениям), которые прошли апробацию в УВК № 1811 «Измайлово».
Просмотров: 138 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz