Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2014 » Июнь » 23 » Скачать Развитие творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора. Костышина, Ольга Николаевна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
18:40
Скачать Развитие творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора. Костышина, Ольга Николаевна бесплатно
Развитие творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора

Диссертация

Автор: Костышина, Ольга Николаевна

Название: Развитие творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора

Справка: Костышина, Ольга Николаевна. Развитие творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Костышина Ольга Николаевна; [Место защиты: Елец. гос. ун-т им. И.А. Бунина] - Елец, 2009 - Количество страниц: 237 с. ил. Елец, 2009 237 c. :

Объем: 237 стр.

Информация: Елец, 2009


Содержание:

Глава
I Психолого-педагогические аспекты развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора
11 Содержание понятия «творческая самореализация» личности в философской и психолого-педагогической литературе
12 Младший школьник как субъект учебной и творческой деятельности
13 Специфика изучения фольклора в процессе творческой самореализации младших школьников
14 Теоретическая модель развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора
Выводы по первой главе
Глава
II Опытно-экспериментальная проверка развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора
21 Критерии и уровни развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора
22 Педагогические условия развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора
23 Диагностика уровней развития творческой самореализации младших школьников
Выводы по второй главе

Введение:

Современные позитивные перемены в социальной и культурной жизни страны сформировали потребность общества во всесторонне развитой личности, способной к саморазвитию, творческой самореализации, духовному совершенствованию, обладающей высокой культурой мышления и ответственностью за сохранение культурного национального наследия родной страны.Этим обусловлена значимая роль обучения и воспитания подрастающего поколения. В законе Российской Федерации «Об образовании» (статья № 14) отмечается, что «содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». В настоящее время, когда меняются представления о ценностях и целях обучения и воспитания, актуализируется поиск идеала национального образования и воспитания с целью сохранения исторического и духовного опыта предшествующих поколений, в связи с чем особое значение приобретает вопрос о развитии творческой самореализации учащихся в процессе изучения фольклора, начиная с младшего школьного возраста, когда формируются и проявляются способности к саморегуляции, интеллектуально-познавательной и творческой активности на основе эмоционально-чувственной сферы.Анализ философской, психолого-педагогической, социологической, фольклористической литературы по проблеме творческой самореализации личности отразил многообразие взглядов ученых на исследуемое явление.В философско-методологическом аспекте понятие «творческая самореализация» рассматривается: в теориях представителей экзистенциального направления (Н.А.Бердяев, Ж.-П.Сартр, КЯсперс и др.); в трудах философов «серебряного века» (С.Н.Булгаков, И.А.Ильин, А.Ф.Лосев, Н.О.Лосский, В.В.Розанов, В.С.Соловьев, Н.Трубецкой, П.А.Флоренский и др.); в духовно-нравственных творениях деятелей Православной Церкви (Патриарх Московский и всея Руси Алексий П, митрополит Санкт-Петербургский и Ладож-ский Иоанн, Иоанн Кронштадтский, Тихон Задонский, Сергий Радонежский и др.), в теоретических исследованиях представителей «космической философии» (В.И.Вернадский, Н.К.Рёрих, Н.Ф.Фёдоров, К.Э.Циолковский и др.).Проблемам теоретического анализа фольклора, его функционального значения посвящены труды фольклористов, ученых-этнографов: Г.С.Виноградова, Г.Н.Волкова, В.М.Гацак, М.Н.Мельникова, Г.М.Науменко, В.Я.Проппа, К.Д.Ушинского, В.М.Щурова и др., которые отмечают высокую степень значимости творческого наследия предшествующих поколений для обучения, воспитания учащихся младшего школьного возраста.Психологические механизмы творчества и самореализации личности младших школьников, их значение и роль в умственном, эмоциональном развитии человека получили отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых: К.А.Абульхановой-Славской, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина; А.Адлера, А.Маслоу, К.Роджерса и др.Проблема творческой самореализации в педагогике многоаспектна, однако определяющими для нашего исследования являются педагогические взгляды, рассматривающие ребёнка как субъекта учебной и творческой деятельности (С.П.Баранов, Г.И.Вергелес, Е.Н.Герасимова, В.Т.Кудрявцев, М.В.Крулехт, В.П.Кузовлев, А.Ж.Овчинникова, А.И.Раев, В.А.Сухомлинский, А.В.Хуторской и др.) на основе следующих концепций: а) «всестороннее развитие личности» как одна из моделей самореализации (Ю.К.Бабанский, А.С.Белкин, Л.А.Коростьтлёва, А.А.Крылова и др.); б) «художественно-эстетическое развитие младших школьников» на материале фольклора (В.Ф.Горбенко, И.В.Кошмина, Н.Г.Куприна, Л.Л.Куприянова, Д.И.Латышина, В.А.Мальцева, А.М.Стрельцов, Н.А.Чистякова, А.Ф. Яфальян и др.).В последние десятилетия обозначилась тенденция к использованию русского фольклора в образовательной деятельности младших школьников, отразившаяся в программах: «Русский фольклор», «Наследие духовной культуры», «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», «Введение в народоведение» и др. Приоритетная цель использования устного народного творчества в рамках начального образования — укрепление духовно-нравственной и гражданской позиции российских учащихся на основе культурно-религиозных и национально-исторических традиций, а также развитие мировоззрения, расширение кругозора учащихся зарубежных стран, проживающих и получающих образование на территории России.Анализ действующих программ музыкально-эстетического цикла для общеобразовательных школ позволил установить, что музыкально-поэтическому фольклору в системе начального образования уделяется недостаточно внимания, нет положительного четкого акцента на изучение особенностей регионального фольклора, устное народное творчество рассматривается как материал для ознакомления, без игрового компонента и творческой интерпретации.Такое положение порождает главное противоречие между потребностями учащихся в творческой самореализации при изучении национального фольклора и отсутствием научно-методического обеспечения, которое стимулировало бы младших школьников к реализации своих креативных способностей и сущностных сил.Кроме того, в процессе исследования были выявлены противоречия между: — значимостью творческой самореализации в процессе изучения фольклора и неразработанностью модели, педагогических условий в обучении младших школьников; — потенциальными возможностями воздействия фольклора на духовно-нравственное становление личности младшего школьника и недооценкой использования его в системе начального обучения; — развивающейся практикой использования региональной культуры и недостаточной разработанностью регионального содержания программ по изучению фольклора в начальных классах на основе межпредметной интеграции.С учетом выявленных противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы модель, технология и педагогические условия развития творческой самореализации младшего школьника в процессе изучения фольклора? Решение данной проблемы составляет цель исследования.Объект исследования: творческая самореализация младших школьников.Предмет исследования: процесс развития творческой самореализации младших школьников при изучении фольклора.Гипотеза исследования: развитие творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора будет более эффективным, если: — разработать модель развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора; — выявить и реализовать на практике следующие педагогические условия развития творческой самореализации в процессе изучения фольклора: актуализация личностного смысла, побуждающего младших школьников изучать устное народное творчество и интерпретировать фольклорные произведения в собственной творческой деятельности; обеспечение межпредметной интеграции в процессе изучения фольклора; учет специфических особенностей регионального народного творчества при изучении младшими школьниками национального фольклора; — разработать и внедрить в образовательный процесс педагогическую технологию развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора.В соответствии с обозначенной проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования: - уточнить содержание творческой самореализации младшего школьника в процессе изучения фольклора; - разработать модель развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора; - определить критерии, показатели и уровни развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора; - выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора и технологию их реализации.Теоретико-методологическую основу исследования составляют: - теоретические положения философии познания, рассматривающие человека как существо, преобразующее мир и самого себя (Н.А.Бердяев, Г.Гиргинов, Л.Н.Голубева, Л.Н.Коган, Н.О.Лосский, Л.Рубинштейн, П.А.Флоренский и др.); - психологические концепции самореализации личности в конкретных социокультурных условиях ее существования (А.Адлер, А.Маслоу, К.Роджерс, Б.Г.Ананьев, Л.И.Беленькая, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.Г.Маралов и др.); - концептуальные подходы к развитию творческой самореализации личности с позиций гносеологического (И.А.Бандык, П.Баранов, Л.С.Выготский, А.В.Хуторской, Л.В.Трубайчук и др.), деятельностного (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев и др.), аксиологического (А.Г.Асмолов, И.А.Громов, Н.Ф.Добрынин, П.А.Флоренский), культурологического (В.В.Бычков, А.А.Дергач, А.Ж.Овчинникова, Л.Н.Коган, А.Ф.Лосев, Л.П.Печко и др.) подходов; - ценностно-смысловые аспекты обучения и воспитания учащихся на материале фольклора (Г.С.Виноградов, Г.Н.Волков, В.М.Гацак, М.Н.Мельников, Г.В.Лунина, А.М.Стрельцов, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, Н.А.Чистякова и др.); — труды по теории и методике музыкального воспитания в начальной школе (Э.Б.Абдуллин, Л.Г.Дмитриева, Д.Б.Кабалевский, Е.Д.Критская, М.С.Осеннева, Г.П.Сергеева, В.О.Усачева, Н.М.Черноиваненко, Л.В.Школяр, Т.С.Шмагина и др.).Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: — теоретические: изучение, анализ, систематизация философской, психолого-педагогической, методической, фольклористической литературы; изучение и обобщение педагогического опыта, анализ учебных программ, пособий, учебников; обобщение педагогического опыта по использованшо устного народного творчества Липецкого региона с целью развития творческой самореализации младших школьников; педагогическое моделирование; — эмпирические: прямое, косвенное наблюдение; анкетирование, интервьюирование и тестирование учащихся младшего школьного возраста; изучение продуктов творческой деятельности; результатов педагогического эксперимента, его констатирующих и формирующих функций; — статистическая обработка полученных данных в процессе констатирующего, формирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы с помощью описательной статистики и критерия <р* — углового преобразования Фишера.Опытно-экспериментальная база исследования: начальные классы МОУ СОШ № 2, 3; НОУ СОШ «Интеллект» г. У смани Липецкой области, МОУ СОШ № 36 г. Липецка (182 учащегося); студенты, преподаватели Ус-манского педагогического колледжа, Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, Орловского государственного университета, которые приняли участие в организации и проведении эксперимента (90 человек).Исследование проводилось в несколько этапов: На первом этапе (2002-2003 гг.) анализировалась научная литература по теме исследования; изучалось состояние проблемы развития творческой самореализации младших школьников на материале фольклора в теории и практике начальной школы; формулировались цель, задачи, гипотеза исследования; определялись педагогические условия развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора, осуществлялся поиск путей, форм и методов их реализации; разрабатывалась экспериментальная программа «Русский детский фольклор», осуществлялось её внедрение в практику работы школы.На втором этапе (2003-2005 гг.) в ходе опытно-экспериментальной работы уточнялись критерии, показатели и уровни развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора, проверялись предполагаемые педагогические условия, разрабатывалась их технология.На третьем этапе (2005-2008 гг.) проводился контрольный эксперимент; анализировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, формировались основные теоретические выводы, осуществлялось научное и техническое оформление диссертации.Научная новизна исследования: — уточнено содержание понятия «творческая самореализация младших школьников» в процессе изучения фольклора с позиции взаимодействия гносеологического, культурологического, аксиологического, деятельностно-го подходов; — теоретически разработана и экспериментально проверена модель развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора; — определены критерии, уровни и показатели развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора, предложена система их диагностирования; — выявлены и экспериментально проверены педагогические условия развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора и технология их реализации.Теоретическая значимость работы: — конкретизировано содержание понятия «творческая самореализация младших школьников» в рамках мотивационно-ценностной, содержательно-процессуальной, эмоционально-волевой концепций; — определено содержание концептуального и теоретического блока модели развития творческой самореализации младших школьников; — разработана технология развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора, определена последовательность этапов её реализации.Практическая значимость исследования состоит в разработке, внедрении и использовании в практике начальной школы и педагогического колледжа: — модели развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора; — технологии развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора; — диагностической методики определения уровней развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора; — авторской программы «Русский детский фольклор», которая может быть использована при составлении учебных программ, планов, отборе содержания обучающих курсов в педагогическом колледже.Достоверность результатов обеспечена обоснованностью методологических и теоретических положений; экспериментальной проверкой гипотезы исследования; применением комплекса методов исследования, адекватных цели и задачам работы; непротиворечивостью и преемственностью результатов на различных этапах изучения проблемы; репрезентативностью выборки участников опытно-экспериментальной работы; статистической обработкой полученных данных.Основные положения, выносимые на защиту: 1. Творческая самореализация младшего школьника - это сложное ин-тегративное качество личности, которое отражает способность учащегося к реализации собственной сущности, субъектности, что связано с интеллектуальным ростом, развитием личностных качеств (креативных, когнитивных, оргдеятельностных) и воплощением их в творческих формах деятельности на материале фольклора. Развитие творческой самореализации рассматривается нами как процесс качественного изменения личности младшего школьника, который побуждает учащихся к творческой деятельности, самосовершенствованию на основе самопознания, саморазвития и самопрогнозирования.2. Модель развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора строится на основе четырех взаимосвязанных блоков: а) в содержании концептуального блока творческая самореализация раскрывается в рамках мотивационно-ценностной, содержательно-процессуальной и эмоционально-волевой концепций с опорой на культурологический, аксиологический, гносеологический и деятельностный подходы; б) теоретический блок отражает взаимосвязь информационного, эмоционального, идентификационного, целевого, интеллектуального, интуитивного, ценностно-смыслового, креативного, рефлексивного компонентов творческой самореализации младших школьников на основе концептуальных подходов; в) диагностический блок определяет критерии (информированность, эмоциональность, осмысленность, креативность, рефлексия), показатели (знание произведений устного народного творчества, фольклористической терминологии, сопереживание и понимание эмоционального содержания фольклорного произведения, осознание духовно-нравственной и эстетической ценности фольклора, способность к абстрагированию, творческой фантазии, ассоциативности, самоконтролю, саморегуляции и самоанализу) и уровни (продуктивно- творческий — высокий, эвристический — выше среднего, репродуктивный — средний, начальный - низкий); г) технологический блок содержит педагогические условия развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора и характеризуется целевым, содержательным, процессуальным и результативным компонентами.3. Эффективность развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора обеспечивают следующие педагогические условия: — актуализация личностного смысла, побуждающего младших школьников изучать устное народное творчество и интерпретировать фольклорные произведения в собственной творческой деятельности; — обеспечение межпредметной интеграции в процессе изучения фольклора; — учёт специфических особенностей регионального народного творчества при изучении младшими школьниками национального фольклора.Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (195 источников, в том числе 5 — иностранных авторов) и 18 приложений.Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы гипотеза, предмет и объект исследования, определены цель и задачи, показаны научная новизна, теоретическая, практическая значимость работы, положения, выносимые на защиту, приведены сведения об апробации, достоверности и внедрении результатов исследования.В первой главе «Психолого-педагогические аспекты развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора» осуществлен анализ теоретических положений исследуемой проблемы, даны определения «творчества», «самореализации», установлены взаимосвязи этих двух позиций; рассмотрены мотивационно-ценностностная, содержательно-процессуальная и эмоционально-волевая концепции творческой самореализации; определены функциональные компоненты творческой самореализации в процессе изучения младшими школьниками устного народного творчества; уточнено значение и роль фольклора в качестве основы для развития творческой самореализации. На основании теоретического материала разработаны концептуальный и теоретический блоки модели развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора.Во второй главе «Опытно-экспериментальная проверка развития творческой самореализации младших школьников в процессе изучения фольклора» определяются критерии, уровни и показатели творческой самореализации в процессе изучения фольклора; выявляются условия, обеспечивающие взаимосвязь интеллектуальной, продуктивно-творческой деятельности, нацеливающие учащихся на результативность в создании личностно-значимого творческого продукта; выявляются возможности экспериментальной программы «Русский детский фольклор» на факультативных занятиях и внеклассных мероприятиях; подводятся итоги по результатам, полученным в ходе констатирующего, формирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы.В заключении изложены основные теоретические выводы исследования, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту.В приложении содержатся материалы опытно-экспериментальной работы: анкеты, тесты, методические рекомендации к авторской экспериментальной программе «Русский детский фольклор», тематическое и поурочное планирование данной программы.
Просмотров: 192 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz