Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 18 » Скачать Реализация личностно-ориентированного обучения на занятиях физической культурой в вузе. Теплухин, Евгений Иванович бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
22:18
Скачать Реализация личностно-ориентированного обучения на занятиях физической культурой в вузе. Теплухин, Евгений Иванович бесплатно
Реализация личностно-ориентированного обучения на занятиях физической культурой в вузе

Диссертация

Автор: Теплухин, Евгений Иванович

Название: Реализация личностно-ориентированного обучения на занятиях физической культурой в вузе

Справка: Теплухин, Евгений Иванович. Реализация личностно-ориентированного обучения на занятиях физической культурой в вузе : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Барнаул, 2004 185 c. : 61 04-13/2761

Объем: 185 стр.

Информация: Барнаул, 2004


Содержание:

ГЛАВА L ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ %23 ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ I
1 Г Сущность личностно-ориентированного обучения в процессе занятий физической культурой
12 Педагогическое взаимодействие и становление гуманистических ценностных ориентации студентов в ходе реализации личностно-ориентированного обучения на занятиях физической культурой
13 Модель реализации личностно-ориентированного обучения на занятиях физической культурой в вузе
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО * ВЫЯВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ И ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАГНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
21 Технология реализации личностно-ориентированного обучения на занятиях физической культурой в вузе
22 Организация и методики исследования
23 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по реализации модели технологии личностно-ориентированного обучения на занятиях физической культурой в вузе

Введение:

Актуальность и постановка проблемы исследования. На современном этапе развития политических и социально-экономических процессов в России существуют острые противоречия, которые неизбежно затрагивает и образование. Качественное обновление высшей профессиональной школы нашей страны как основного источника интеллектуального потенциала общества, улучшение подготовки специалистов высшей квалификации приобретает первостепенное значение.Для воспитания всесторонне развитой гармонической личности необходим системный подход, объединяющий все основные компоненты: умственное, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое, идейнополитическое. Развитие такой личности невозможно без физического совершенствования человека. Принципиально важное значение приобретает индивидуально-личностное и физическое развитие личности, которое реализуется на основе личностно-ориентированного обучения.Проблему личностно-ориентированного обучения в процессе занятий физической культурой в вузе необходимо рассматривать в контексте организации учебной деятельности студентов.Вопросы учебной деятельности студентов в психолого-педагогической науке рассматриваются в различных аспектах: изучены сущность и особенности учебной деятельности школьников и студентрв (P.P. Бибрих, И.А. Васильев, Т.В. Габай, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, J .H. Ибрагимов, И.И. Ильясов, А.К. Маркова, A.M. Попов, В.А. Сластенин, Д.Б.Эльконин и др.); системно-деятельностный подход к формированию личности учащегося (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леоньтьев, Л. Рубинштейн, А.В. Петровский и др.); проанализирована структура и отдельные компоненты учебно-позновательной деятельности (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.); обоснован личностноориентированный подход в подготовке учащихся и студентов (СВ. Барбашов, Д.А. Белухин, Е.В. Бондаревская, СВ. Кульневич, В.В. Сериков, В.А. Ситаров, И.С. Якиманская и др.).Существенный вклад в развитие личности средствами физической культуры внесли Б.А. Ашмарин, В.К. Бальсевич, П.Ф. Лесгафт, М.Я. Набатникова, Л.П. Матвеев, Н.И. Пономарев и др.Современные теории воспитания и обучения в процессе занятий физической культурой представлены в исследованиях М.Я. Виленского, В.А. Ермакова, В.И. Ляха, СИ. Петухова, В.Н. Шаулина и др.).Вопросам формирования здорового образа жизни и педагогики здоровья посвящены работы Н.П. Абаскаловой, Т.П. Бакуровой, Э.М. Казина, В.П. Казначеева, Г.А. Калачева, Л.Г. Харитоновой и др.Таким образом, научные разработки по данной проблеме создают определенные предпосылки для использования личностно-ориентированного обучения в процессе организации учебной деятельности по физическому воспитанию в вузе.Вместе с тем в исследованиях рассматривается проблема совершенствования физических качеств и двигательных действий, способов учебно-познавательной и физкультурно-оздоровительной деятельности студентов вне их индивидуально-типологических особенностей.Именно поэтому возникает основное противоречие между необходимостью повышению эффективности личностно-ориентированного обучения на занятиях физической культурой и недостаточной разработанностью технологии его реализации в учебном процессе вуза.В связи с этим возникает проблема, которая заключается в определении организационно-педагогических условий реализации личностноориентированного обучения на занятиях физической культурой средствами обучающего, воспитательного, оздоровительного и развивающего компонентов, направленных на укрепление здоровья и развития личности студентов.Цель исследования состоит в разработке модели и технологии личностно-ориентированного обучения на занятиях физической культурой в вузе.Объект исследования: система физического воспитания в вузе.Предмет исследования: личностно-ориентированный подход на занятиях физической культурой в вузе.Гипотеза исследования заключается в том, что становление личности будущего специалиста в ходе занятий физической культурой в вузе будет оптимальным, если: учитывается интегральная совокупность закономерностей физического, психического и социального развития; взаимодействие преподавателя и студентов в процессе занятий физической культурой осуществляется на основе диалогических субъектсубъектных отношений; процесс обучения на занятиях физической культурой реализуется с учетом индивидуально-личностных особенностей студентов; разработана модель и технология реализации личностноориентированного обучения на занятиях физической культурой в вузе.Задачи исследования: 1. определить основные теоретико-методологические положения, составляющие предпосылки исследования личностно-ориентированного обучения на занятиях физической культурой в вузе; 2. опытно-экспериментальным путем проверить эффективность модели и технологии личностно-ориентированного обучения на занятиях физической культурой в вузе; 3. разработать научно-методические рекомендации по внедрению личностно-ориентированного обучения на занятиях физической культурой в вузе.Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение исследования заключаются в выявлении сущности личностно-ориентированного обучения на занятиях физической культурой; раскрытии педагогического взаимодействия преподавателя и студентов, а также формирования ценностных ориентации в ходе реализации личностно-ориентированного обучения на занятиях физической культурой; разработке модели и технологии, выявлению организационно-педагогических условий личностно-ориентированного обучения на занятиях физической культурой в вузе.Существенно дополнены основные положения теории физической культуры новыми знаниями о закономерностях личностно-ориентированного обучения в сфере физического воспитания студентов.Определены основные тенденции личностно-ориентированного обучения на занятиях по физическому воспитанию: - усилить мотивацию и развить интерес студентов к занятиям физической культурой и спортом на основе изучения их индивидуально-типологических особенностей; - повысить прочность знаний и практических умений для сохранения здоровья; - использовать различные методы личностно-ориентированного обучения с целью обеспечения физической активности учащихся на занятиях; - активизировать студентов для занятий физической культурой и спортом во внеучебное время; - привлекать студентов к участию в спортивных мероприятиях вуза, исходя из их интересов и склонностей.Практическая значимость исследования: теоретические положения и выводы доведены до конкретных методических рекомендаций, реализованных в ходе образовательного процесса вуза; разработана технология внедрения личностно-ориентированного обучения на занятиях физической культурой в вузе; предложенные диагностические методики исследования могут быть использованы не только в вузе, но и при переподготовке и повышении квалификации, определены критерии, на основании которых можно сделать вывод о сформированности физической культуры студента, результаты исследования внедрены в образовательную практику. Подготовлены и внедрены в практическую деятельность методические рекомендации «Диагностика развития физических качеств, умений и навыков студентов вуза» Основные положения, выносимые на защиту; 1. Реализация личностно-ориентированного обучения на занятиях физической культурой базируется на индивидуально-типологических особенностях усвоения ценностей физической культуры и определяется знаниями человека в области физического совершенствования, двигательными умениями и навыками, способностью к самоорганизации здорового образа жизни, ориентацией на занятия физкультурноспортивной деятельностью; 2. Разработанная модель личностно-ориентированного обучения на занятиях физической культурой обусловлена закономерностями развития личности и состоит из цели, принципов, средств, форм, методов и результата; 3. Ведущими принципами в разработанной модели являются личностноориентированный и здоровьесберегающий, а также субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и студентов; 4. Технология разработанной модели направлена на совершенствование учебной деятельности студентов, повышение ее эффективности, интенсивности и результативности.5. Результатом личностно-ориентированного обучения в процессе организации учебной деятельности студентов по физической культуре в вузе является формирование устойчивой мотивации в двигательной активности, положительном отношении и интересе к занятиям физической культурой, ценностном ориентировании на здоровый образ жизни, укреплении здоровья, повышении адаптации, высоком уровне работоспособности, стремлении к творческой реализации своих способностей, что в целом содействует более эффективному обучению в вузе.Теоретико-методологическая основа исследования: - положения, рассматривающие образование как фактор развития человека (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, П.П. Блонский, В.П. Зинченко, В.В. Сериков, В.А. Сластёнин, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Л.И. Холина и др.); - идеи гуманизации образования, личностно-ориентированного обучения и воспитания (Д-А. Белухин, Е.В. Бондаревская, Г.И. Железовская, И.А. Колесникова, СВ. Кульневич, В.В. Сериков, В.А. Ситаров, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.); - концепции профессионального педагогического образования (Е.П. Белозерцев, З.И. Васильева, Н.Д. Никандров, В.А. Сластёнин, А.П. Тряпициа, А.И. Щербаков и др.); - теоретические положения о сущности и структуре целостного педагогического процесса (B.C. Ильин, И.Ф. Исаев, Н.В. Кузьмина, А.И. Мищенко, А.Н. Орлов, Н.Д. Хмель и др.); - положения диалоговой концепции культуры (М.М. Бахтина, B.C. Библера, М. Бубера, СЮ. Курганова); - теория физической культуры личности (Б.А. Ашмарин, В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, В.М. Выдрин, Л.П. Матвеев, В.И. Столяров, А.В. Локоненко, Л.И. Лубышева, Н.И. Понаморев и др.); - современная технология обучения и воспитания в процессе занятий физической культурой (В.И. Лях, В.А. Ермаков, СИ. Петухов и др.); - концепции формирования здорового образа жизни студентов (Н.П. Абаскалова, СВ. Барбашов, Т.П. Бакурова, Н.И. Бирюков, Э.М. Казин, В.П. Казначеев, Г.А. Калачев, A.M. Котиков, Н.А. Склянова, и др.)Методы исследования: теоретический анализ философской, психологопедагогической литературы по теме исследования, изучение передового педагогического опыта, моделирование, педагогический эксперимент, методы сбора эмпирических данных (наблюдение, диагностики функционального состояния организма, беседа, анкетирование, тестирование), качественный и количественный анализ полученных данных.Опытно-экспериментальная база: студенты аграрно-технического, технологического, гуманитарно-экономического и электротехнического факультетов Рубцовского индустриального института в количестве 276 человек.Исследование проводилось в несколько этапов: Первый этап (1998 - 1999гг.) - поисково-теоретический. Анализ литературы: философской, психо лого-педагогической, по теории и методике физического воспитания, опыта работы преподавателей физической культуры, формулировка исходных методологических положений и разработка программы опытно-экспериментальной работы.Второй этап (2000 - 2002гг.) - практический, на котором сконструированы модель и технология ее реализации, осуществлены их апробация и внедрение.Третий этап (2003 - 2004гг.) - обобщающий, посвящен систематизации результатов исследования, их качественному и количественному анализу, формулированию выводов и литературному оформлению диссертации.Достоверность и обоснованность полученных результатов и основанных на них выводах обеспечены методологической обоснованностью исследования, использованием комплекса надежных и апробированных методик, адекватных его целям и задачам, достаточным объемом выборочной совокупности участников исследования, применением статистических методов.Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы получили отражение в научных публикациях, докладах, тезисах докладов и методических рекомендациях.Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на Всероссийских (1), региональных (4) конференциях.С докладами по определенным этапам исследования соискатель выступал на ежегодных научно-практических конференциях (1998 - 2004гг.) Рубцовского индустриального института.Во введении раскрыта актуальность темы диссертации, определен методологический аппарат исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, этапы и методы; выявлена научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; сформулированы положения, выносимые на защиту; содержатся сведения об апробации, достоверности и внедрении в практику полученных результатов.В первой главе «Теоретические и практические предпосылки организации личностно-ориентированного подхода на занятиях физической культурой в вузе» рассмотрены сущность личностно-ориентированного обучения в процессе занятий физической культурой. Педагогическое взаимодействие и становление гуманистических ценностных ориентации студентов в ходе реализации личностно-ориентированного обучения на занятиях физической культурой, а также представлена модель реализации личностно-ориентированного обучения на занятиях физической культурой в вузе.Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности модели и технологии личностно-ориентированного обучения на занятиях физической культурой» описаны технология реализации личностноориентированного обучения на занятиях физической культурой, организация и методики исследования, а также результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению личностно-ориентированной технологии на занятиях физической культурой.Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, • заключения, списка использованной литературы, который состоит из 170 источников, из них 5 на иностранном языке. В работе содержится 14 таблиц и 7 рисунков. Общий объем работы составляет 185 страниц.
Просмотров: 138 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz