Пятница, 17.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2014 » Июнь » 2 » Скачать Реализация воспитательного потенциала психолого-педагогических дисциплин в образовательном процессе технического вуза. Коновалова, бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
18:27
Скачать Реализация воспитательного потенциала психолого-педагогических дисциплин в образовательном процессе технического вуза. Коновалова, бесплатно

Реализация воспитательного потенциала психолого-педагогических дисциплин в образовательном процессе технического вуза

Диссертация

Автор: Коновалова, Ирина Павловна

Название: Реализация воспитательного потенциала психолого-педагогических дисциплин в образовательном процессе технического вуза

Справка: Коновалова, Ирина Павловна. Реализация воспитательного потенциала психолого-педагогических дисциплин в образовательном процессе технического вуза : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Майкоп, 2005 161 c. : 61 05-13/1548

Объем: 161 стр.

Информация: Майкоп, 2005


Содержание:

Глава
I Теоретико-методологические основы гуманитаризации образовательного процесса в техническом вузе
11 Концептуальные подходы к подготовке специалистов в системе высшего профессионального образования
12 Вуз как институт социализации личности студента
Выводы по I главе
Глава
II Дидактическая модель реализации воспитательного потенциала психолого-педагогических дисциплин в образовательном процессе технического вуза
21 Принципы отбора и структурирования содержания учебных дисциплин психолого-педагогического блока
22 Технологии организации образовательного процесса
23 Диагностика эффективности воспитательных воздействий психолого-педагогических дисциплин и результативности педагогического эксперимента
Выводы по II главе

Введение:

Актуальность исследования. В начале 90-х годов прошлого века в связи с переходом к новому.общественному устройству старая парадигма вузовского воспитания подверглась резкой критике, что привело к разрушению системы воспитания студенческой молодежи и сужению целевой направленности высшего образования до задач профессионально-деятельностного формирования специалиста.К настоящему времени концепция гуманистического воспитания студенческой молодежи не выработана. Существующие западноевропейские и американские модели социализации и воспитания студентов в своем большинстве отличаются ярко выраженной односторонней индивидуалистической направленностью, своеобразным социальным и педагогическим нигилизмом и в значительной степени противоречат как традиционным особенностям российского менталитета, так и современным социокультурным реалиям жизни мирового сообщества. Соответственно практически не разработан технологический инструментарий вузовского воспитания, требуется серьезная работа по переосмыслению воспитательных целей, принципов, ориентиров и механизмов, адекватных современным социально-экономическим, духовно-культурным и образовательным условиям.Общеизвестно, что вузовское обучение является мощным фактором социализации личности студента. Этому вопросу посвящены многочисленные психолого-педагогические исследования А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, В.И. Слободчикова, Н.А. Шайденко, Н.И. Губанова, В.В. Дубовицкого и др., предложивших концептуальные подходы к воспитанию подрастающего поколения.Есть все основания говорить о зарождении новой культуры воспитания, отличительными чертами которой выступают: плюрализм и вариативность воспитательных практик; возрастание роли психологических и педагогических технологий; увеличение степени свободы субъектов учебно-воспитательного процесса; организация среды воспитания; оптимизация процессов социализации и индивидуализации; поликультурный характер образования и т.д., рассмотренные в работах Н.А. Алексеева, П.Р. Атутова., А.П. Булкина, А.А. Вербицкого, Г.Г. Габдуллина и др. "^ В целом за последнее десятилетие было достигнуто разделяемое большинством исследователей понимание сущности воспитания, его целей и специфики организации в современных условиях реформирования общественной жизни России, создаются предпосылки для обновления содержания воспитания, которое необходимо сосредоточить на формировании гуманистических, социально значимых ценностей и образцов гражданского поведения.Несмотря на предпринятые в последние годы меры по гуманизации и гуманитаризации высшего образования, усилению воспитательного начала в деятельности вузов, сохраняется разрыв обучения и воспитания.В последнее время все чаще подчеркивается значительный воспитательный потенциал содержания современных учебных дисциплин, которые сегодня являются практически единственным полем приложения воспитательного воздействия, осуществляемого через их содержательные и процессуальные характеристики. Каждый из блоков дисциплин, представленных в учебном плане вуза, дает возможность получения: - нравственного, эстетического, физического, правового, гражданского, экономического воспитания (гуманитарный блок); - умственного, экологического воспитания (блок естественнонаучных дисциплин); - трудового - во время производственной практики и непосредственно в учебном процессе, как в аудитории, так и при выполнении самостоятельной работы.Однако, по мнению специалистов, имеет место нерациональный отбор базового компонента высшего образования в учебных планах, государствен* ных образовательных стандартах и примерных учебных программах, что обусловливает их слабую гуманитарную и воспитательную насыщенность, заниженную нравственно-психологическую и ценностно-формирующую направленность учебного процесса.Таким образом, актуальность исследования обусловлена: - изменением общественного устройства и переходом к новой образовательной парадигме; - потребностью переосмысления в новых реалиях функций вуза как социокультурного института, обеспечивающего процесс социализации студента; - необходимостью разработки подходов к реализации воспитательного потенциала дисциплин психолого-педагогического цикла в условиях технического вуза.Проблема исследования заключается в выявлении комплекса воспитательных воздействий на формирование личности студента в образовательном процессе технического вуза.Объект исследования - образовательно-воспитательная деятельность в техническом вузе Предмет исследования — система преподавания психологопедагогических дисциплин в техническом вузе.Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке системы преподавания психолого-педагогических дисциплин как комплекса воспитательных воздействий на формирование личности студента технического вуза.Гипотеза исследования заключается в том, что воспитательный потенциал системы психолого-педагогических дисциплин в процессе формирования личности студента технического вуза может быть эффективно реализован при соблюдении следующих условий: - контекстного подхода к проектированию содержания образования; - моделирования продуктивной образовательной среды; - учета этнокультурных особенностей и менталеобразующей функции образования; # - организацией педагогического взаимодействия педагогов и студентов как полноправных субъектов образовательного процесса.Проблема, цель и гипотеза исследования определили его задачи: 1. Изучить существующие концепции содержания образования и концептуальные подходы к организации образовательно-воспитательного процесса в вузе.2. Выявить возможности психолого-педагогических дисциплин как комплекса воспитательных воздействий на процесс формирования личности студента технического вуза.3. Сформулировать организационно-педагогические условия реализации воспитательного потенциала психолого-педагогических дисциплин в процессе формирования личности студента и разработать соответствующую модель образовательного процесса.4. Экспериментально проверить эффективность разработанной модели.Общеметодологической базой исследования стали положения философии о сущности комплексного подхода к научным проблемам, о единстве теории и практики, взаимосвязи объективного и субъективного, об идее гуманизации и демократизации образования.В качестве специальной методологии исследования выступают системный и личностноориентированный подходы.Теоретической основой диссертационного исследования явились концепции общей и педагогической инноватики (К. Ангеловски, Ю. Вооглайд, В.М. Дунченко, В.А. Кан-Калик, М.Ю. Климова, Н.И. Лапин, Б. Мор, Л.С. Подымова, А.И. Пригожий, Э. Роджерс, Б.В. Сазонов, Н.В. Степанов, B.C. Толстой, И. Шумпетер, Р.Н. Юсуфбекова и др.); теории рефлексивного управления целостным педагогическим процессом (В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, А.А. Баталов, Е.В. Бондаревская, Ю.В. Васильев, З.И. Васильева, Б.З. Вульфов, Т.А. Давыденко, B.C. Ильин, Б.Т. Лихачев, Л.И. Новикова, В.И. Петрова, В.И. Слободчиков, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, Н.Е. Щуркова и др.); теории интеграции образования (О.С. Гребенюк, А.Я. Данилюк, М.В. Кларин, Ю.С. Тюнников и др.); теории целеполагания (Е.Л. Белкин, В.П. Беспалько, Б. Блум, И.Я. Лернер и др.).Методы исследования: ' " Общетеоретические методы: 1. Анализ философской, историко-педагогической, дидактической и психологической литературы по проблеме организации образовательного процесса в вузе и социализации личности студента.2. Изучения теории и практики работы высших учебных заведений и анализ тенденций их развития.3. Моделирование.Эмпирические методы: эксперимент, беседа, интервью, наблюдение, качественный и количественный анализ результатов, психологическое и социологическое тестирование, анкетирование, математическая обработка материала.Организация и этапы исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования явился Майкопский государственный технологический университет. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (20002001 гг.) осуществлялся анализ научно-методической литературы по проблеме формирования личности студента в образовательном процессе; изучались вопросы преподавания психолого-педагогических дисциплин в техническом вузе; определялись исходные параметры исследования. На втором этапе (2002-2004 гг.) определялись условия реализации воспитательного потенциала психолого-педагогических дисциплин в процессе формирования личности студента и разрабатывалась соответствующая модель образовательного процесса; проводилась экспериментальная проверка эффективности разработанной модели. На третьем этапе (2004-2005 гг.) осуществлялся качественный анализ результатов исследования, их статистическая обработка; формулиро# вались выводы и оформлялись результаты диссертационного исследования. (? Научная новизна исследования состоит в следующем: - определен концептуальный подход к процессу формирования личности студента технического вуза, заключающийся в использовании воспитательного потенциала психолого-педагогических дисциплин; - выявлены условия реализации воспитательного потенциала психолого-педагогических дисциплин в процессе формирования личности студента технического вуза, включающие контекстный подход к проектированию содержания образования; моделирование продуктивной образовательной среды; организацию педагогического взаимодействия педагогов и студентов как полноправных субъектов образовательного процесса, - разработана модель образовательного процесса, способствующая реализации воспитательного потенциала психолого-педагогических дисциплин.Теоретическая значимость исследования состоит в создании дидактической системы психолого-педагогических дисциплин, ориентированной на реализацию их воспитательного потенциала в процессе формирования личности студентов технического вуза и включающей в себя мотивационный, содержательный, деятельностный и творческий компоненты.Практическая значимость работы заключается в том, что: - разработано научно-методическое обеспечение преподавания дисциплин психолого-педагогического блока, обеспечивающее реализацию их воспитательного потенциала: учебные программы, модульно-рейтинговая система оценки качества, система критериев эффективности воспитательных воздействий; - предложен алгоритм конструирования модели будущего специалиста с учетом индивидуальных особенностей посредством трансформации «яреального» в «я-идеальное» в процессе получения психолого-педагогических знаний. v% На защиту выносятся следующие положения: 1. Реализация гуманистической образовательной парадигмы вызывает необходимость в определении новой целевой ориентации системы высшего ^^ профессионального образования как института социализации личности, способствующего формированию ее мировоззрения и мышления, становлению профессионально-личностной субъектности, интеллектуальных и нравственных основ духовности.2. В условиях технического вуза средством социализации личности студента являются психолого-педагогические дисциплины, воспитательный Ik потенциал которых может быть реализован при соблюдении следующих условий: - контекстного подхода к проектированию содержания образования; - моделированием продуктивной образовательной среды; - учетом этнокультурных особенностей и менталеобразующей функции образования; - организацией педагогического взаимодействия педагогов и студентов как полноправных субъектов образовательного процесса.3. Критерием эффективности реализации воспитательного потенциала психолого-педагогических дисциплин является проектирование, конструирование и апробация научно-педагогической системы творческого использования их содержательных и процессуальных компонентов как определяющего фактора профессиональной успешности будущего специалиста.Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования докладывались и обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы дошкольной, школьной и вузовской педагогики» (Майкоп, 2004), на ежегодных итоговых научных конференциях Адыгейского государственного университета и Майкопского госу1^ дарственного технологического университета. (^
Просмотров: 131 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz