Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 21 » Скачать Сакральные архаические жанры и их актуализация в рассказах Е.И. Замятина 1910-х гг.. Третьяков, Артем Вячеславович бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
20:32
Скачать Сакральные архаические жанры и их актуализация в рассказах Е.И. Замятина 1910-х гг.. Третьяков, Артем Вячеславович бесплатно

Сакральные архаические жанры и их актуализация в рассказах Е.И. Замятина 1910-х гг.

Диссертация

Автор: Третьяков, Артем Вячеславович

Название: Сакральные архаические жанры и их актуализация в рассказах Е.И. Замятина 1910-х гг.

Справка: Третьяков, Артем Вячеславович. Сакральные архаические жанры и их актуализация в рассказах Е.И. Замятина 1910-х гг. : диссертация кандидата филологических наук : 10.01.01 / Третьяков Артем Вячеславович; [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т] - Екатеринбург, 2010 - Количество страниц: 201 с. Екатеринбург, 2010 201 c. :

Объем: 201 стр.

Информация: Екатеринбург, 2010


Содержание:

Введение
1 Новеллистика Е Замятина в аспекте жанрового синтеза (Постановка проблемы)
2 Рефлексия идей художественного синтеза в начале XX века
3 Теоретические основы исследования
Глава I
Жанровая «память» христианского видения в рассказах ЕИ Замятина 1910-х гг
§ I Модель жанра христианского видения
§ II Жанровые трансформации видения в русской литературе
§ III Актуализация жанровой «памяти» христианского видения в новеллистике ЕИ Замятина
1 «Сказки» (1914-1920) Е Замятина
11 Рассказ-притча «Херувимы» (1917)
12 Рассказ-притча «Дьячок» (1915)
2 Видение как «вставной» жанр в новеллистике Е Замятина
3 Анекдот и христианское видение: «Сподручница грешных» (1918)
4 Авторский солярный миф, антиутопия и христианское наваждение:
О том, как исцелен был инок Еразм» (1920)
Выводы
Глава II
Жанровая «память» древнерусского жития в рассказах ЕИ Замятина 1910-х гг
§ I Модель жанра древнерусского жития
§ II Жанровые трансформации жития в русской литературе
§ III Актуализация жанровой «памяти» древнерусского жития в новеллистике ЕИ Замятина
1 Народная баллада и житие-биос в рассказе «Чрево» (1913)
2 Житие, легенда об исчезнувшем граде и христианское чудо: «Знамение» (1918)
3 Патериковая новелла, анекдот и житие-мартирий:
Сподручница грешных» (1918)
Выводы

Введение:

1. Новеллистика Е. Замятина в аспекте жанрового синтеза (Постановка проблемы).
Несмотря на внимание исследователей и большую степень изученности творчества Е.И. Замятина 1910-х гг., отечественное и зарубежное литературоведение до сих пор не имеет целостного представления о жанровом репертуаре и специфике литературных экспериментов писателя в области жанрового синтеза. В частности, недостаточно изучена проблема диалога Е. Замятина с сакральными жанрами библейской и древнерусской словесности. Открытым также остается вопрос о значимости этих поисков Замятина для историко-литературного процесса 1910-х гг. и дальнейшего развития русской литературы. Мировоззрение Замятина формировалось в крайне непростой и важный период жизни русского общества и представляет собой сложное и неустойчивое единство концепции перманентной революции и гуманизма, идей эстетического бунтарства и стремления сохранить национально-культурные традиции.
Для творческой манеры Е. Замятина характерно активное экспериментирование в области жанра. В 1910-е годы писатель осваивает поэтику жанрового синтеза: в своих произведениях он объединяет такие жанры, как фельетон, повесть, литературная баллада, анекдот, исторические мемуары и др. Важная составляющая экспериментов писателя - поиск путей художественного синтеза жанров светских и сакрально-архаических1. В 1910-е гг. наиболее активно и плодотворно подобные опыты Замятин проводит на материале современного ему рассказа.
1 Определяя смысловые границы понятия «сакральный текст», Н.И. Коновалова говорит о возможности «рассматривать сакральный текст в качестве компонента традиционной духовной культуры народа и источника этнокультурной информации. [Однако] в соответствии с традиционным - узким - пониманием сакрального, сакральными текстами считались только такие, которые получили статус священных в какой-либо конфессии или религиозно-мистическом учении. Они противопоставлялись всем остальным текстам, считавшимся профанными, мирскими, обыденными» (Коновалова Н. И. Сакральный текст как лингвокультурный феномен / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. С. 25). Говоря об архаико-религиозной словесности, мы опираемся на «традиционную, узкую» трактовку понятия «сакральный текст», разграничивая такую литературу на каноническую и неканоническую. Здесь и далее в цитатах, кроме особо оговариваемых случаев, курсив мой- А.В.Т.
На базе того или иного светского жанра у писателя появляются произведения, объединяющие в себе целую гроздь самых разных жанровых образований. Так, например, в повестях 1910-х гг. Замятин актуализирует библейскую притчу, житие, народный заговор на покаяние («Уездное», 1912), топонимическое предание, христианское наваждение и религиозно-социальную утопию («Алатырь», 1914), библейский апокриф, романтическую балладу и социальную утопию («Север», 1918). В новеллистике писатель обращается к таким светским жанрам, как исторические мемуары: «Три дня» (1912), анекдот: произведения из сборника «Сказки» (1914-1920), «Непутевый» (1913), «Надежное место» (1918), «Сподручница грешных» (1918), фельетон: «Сказки», «Непутевый», «Старшина» (1914-15), «Правда истинная» (1917), «Тулумбас» (1920), романтическая баллада: «Африка» (1916); литературная притча: «Сказки»; эпистолярный жанр: «Правда истинная», «Тулумбас» и лирический рассказ-миниатюра: «Верешки» (1918), «Глаза» (1918), «Дракон» (1918), «Австралиец» (1918). Принципиально значима для Замятина проблема синтеза современной литературы с сакральными архаическими жанрами.
Объект исследования — рассказы Е. Замятина, в которых писатель осовременивает жанры библейской и древнерусской литературы. В новеллистике 1910-х гг. писатель обращается к топонимическому преданию старообрядцев: «Знамение» (1918); христианскому видению: «Дьячок» (1915), «Ангел Дормидон» (1916), «Херувимы» (1917), «Сподручница» (1918); и молитве: «Чрево» (1913), «Еразм»; к древнерусскому патериковому наваждению: «Дьячок», «О том, как исцелен был инок Еразм» (1920); к библейской притче: «Глаза» (1918) и библейскому мифу в целом: «Четверг», «Ловец человеков» (1917-18) и др.; к древнерусскому житию: «Чрево», «Сподручница грешных», «Знамение», «О святом грехе Зеницы-девы слово похвальное» (1917), «Еразм»; к акафисту: «О святом грехе Зеницы-девы»; а также к христианской проповеди: «Ловец человеков» (1918), «Арапы» (1920), «Тулумбас» (1920). Наиболее активно Е. Замятин обращается к христианскому видению и древнерусскому житию, поэтому анализу этих жанров мы уделяем особое внимание.
Предмет исследования — новеллистика Замятина 1910-х годов в аспекте жанрового синтеза с произведениями библейской и древнерусской христианской литературы.
Степень изученности проблемы: Новеллистика Е. Замятина 1910-х гг. привлекает внимание многих филологов. В ряде работ рассказы писателя изучены в аспектах, близких проблеме нашего исследования. Здесь следует говорить о трудах таких литературоведов, как JI.B. Полякова («Евгений Замятин в контексте оценок истории русской литературы XX века как литературной эпохи», 2000), Т.Т. Давыдова («Творческая эволюция Е. Замятина в контексте русской литературы первой трети XX века», 2000), В.Н. Евсеев («Художественная проза Е. Замятина: проблемы метода, жанровые процессы, стилевое своеобразие», 2003), Н.Ю. Желтова («Иконописная поэтика рассказа Е. Замятина "Сподручница грешных"», 2000), А. Гилднер («Sacrum или profanum? Несколько замечаний о "святом" у Замятина», 2004), С.Ю. Николаева («Жанровая парадигма в цикле Е. Замятина "Чудеса"», 2004), С.И. Красовская («"Приключения" жития в творчестве Е. Замятина и А. Платонова», 2004), О.Н. Кудрявцева («Мотивно-религиозная парадигма современного замятиноведения», 2004), Н.Н. Комлик («Русский эрос в народной эстетике и творчестве Е. Замятина (На материале рассказа "О том, как исцелен был инок Еразм")», 1999; «Тема веры, интеллигенции и народа в рассказе Е. Замятина "Знамение"», 2004) и др. Поэтика сакральных архаических жанров видения и жития изучена в работах таких исследователей как В.О. Ключевский, А.Н. Веселовский, Н.И. Прокофьев, Д.С. Лихачев, А .Я. Гуревич, С.С. Аверинцев, А.Н. Робинсон, M.JI. Гаспаров, Е.К. Ромодановская, Н.А. Криничная, Р. Пиккио, У .А. Элуэлл и Ф.В.
2 Мы придерживаемся мнения о единой структурной основе рассказа и новеллы - как двух разновидностей одного жанра. Данную точку зрения разделяют такие исследователи как В.П. Скобелев, Г.Н. Поспелов, Б.В. Томашевский, X. Шоу, Г. фон Уилперт, А.Н. Николюкин и др.
Камфорт и др. Наряду с этим, в литературоведении недостаточно разработаны как общая теория жанрового синтеза, так и механизмы взаимодействия типологических разновидностей жанра в новеллистике Е. Замятина 1910-х гг. Кроме того, хотя поэтике сакральных жанров библейской и древнерусской словесности посвящено немало основательных исследований, главным объектом изучения здесь является их жанровый состав (совокупность устойчивых компонентов жанра), системная же организация этих жанров до сих пор не рассмотрена. Вышеуказанными причинами обусловлена актуальность исследования.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что мы углубляем представление о такой категории как жанр через проблему синтеза, диалога жанровых структур в художественном произведении.
Научная новизна исследования определяется тем, что впервые в отечественном литературоведении жанры христианского видения и древнерусского жития мы рассматриваем как миромоделирующие системы. Проблема жанрового синтеза новеллистики Замятина с данными жанрами также впервые становятся объектом специального исследования.
Научная значимость работы состоит в том, что мы определили механизмы создания Замятиным художественного произведения как индивидуальной жанровой формы, образуемой взаимодействием миромоделирующей структуры рассказа со структурами видения и жития.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы в преподавании вузовских курсов "История древнерусской литературы", "История русской литературы XX века", а также на спецкурсах по жанровой поэтике литературного произведения.
Обозначим цель нашей работы: путем анализа произведений, в которых писатель обращается к сакральным архаическим жанрам древнееврейской и древнерусской литературы выяснить, какой вклад Е.И. Замятин внес в развитие жанра рассказа.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: составить типологию рассказов Замятина 1910-х гг., в которых актуализируются сакральные жанры библейской и древнерусской словесности; разработать жанровые модели христианского видения и древнерусского жития; изучить механизмы и наиболее характерные варианты взаимодействия сакральных архаических жанров и беллетристического жанра рассказа у Е. Замятина, определить семантику такого жанрового синтеза (выяснить, какое смысловое приращение при этом происходит); охарактеризовать значение жанровых экспериментов и открытий Е.И. Замятина для развития русского рассказа 1920-30-х гг.
Просмотров: 154 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz