Среда, 15.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 23 » Скачать Система внутришкольного управления качеством образования : в условиях реализации личностно-развивающей образовательной модели. бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
17:05
Скачать Система внутришкольного управления качеством образования : в условиях реализации личностно-развивающей образовательной модели. бесплатно

Система внутришкольного управления качеством образования : в условиях реализации личностно-развивающей образовательной модели

Диссертация

Автор: Дмитренко, Галина Владимировна

Название: Система внутришкольного управления качеством образования : в условиях реализации личностно-развивающей образовательной модели

Справка: Дмитренко, Галина Владимировна. Система внутришкольного управления качеством образования : в условиях реализации личностно-развивающей образовательной модели : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Волгоград, 2007 197 c. : 61 07-13/2085

Объем: 197 стр.

Информация: Волгоград, 2007


Содержание:

Введение
Глава 1 Внутришкольное управление качеством образования как объект научно - педагогического исследования
11 Теоретико - методологические подходы к изучению проблемы управления качеством школьного образования
12 Включение педагогического коллектива школы в управление качеством образования
Выводы по 1 главе
Глава 2 Проектирование и реализация системы внутришкольного управления качеством образования как предмет инновационной практики
21 Диагностика готовности педагогического коллектива школы к управлению качеством образования
22 Внутришкольное управление качеством образования как содержание проекта развития образовательного учреждения
Выводы по 2 главе

Введение:

Актуальность исследования. Последнее десятилетие XX века и начало XXI являются периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, обеспечивающих повышение качества общего образования. Поиск новых моделей управления образовательными системами обусловлен изменениями в социально-экономической жизни страны (переход к экономике, ориентированной на запросы потребителя) и бурным развитием теории управления качеством в различных социальных системах, что позволяет разрабатывать более эффективные технологии внутришкольного управления качеством образования. Последнее предполагает готовность педагогического коллектива на основе результатов диагностического оценивания качества образовательной деятельности проектировать развитие школы.
Обращение к сложившейся практике управления школой и проведенная нами диагностика показывают, что доминирование традиционных подходов, ориентированных на обеспечение и повышение качества школьного образования («внедрение» образовательных новшеств в режиме программно-целевого управления), зачастую встречает непонимание и даже сопротивление педагогов, не соответствует темпам развития информационного общества. Последнее объясняется тем, что современная общеобразовательная школа России сложна и многолика, прежде всего, в ресурсном обеспечении. В результате разрушения единообразия образовательного пространства страны и даже отдельных регионов, отказа от государственной монополии на принятие решений, провозглашения государственно-общественного характера управления образованием актуализировалась потребность оценивать работу школы в контексте условий её функционирования, в зависимости от выполнения поставленных целей; в эффективном механизме управления качеством образования на уровне образовательного учреждения. Это обусловлено рядом факторов: образовательные учреждения, реализуя предоставленные свободы и реагируя на запросы общества и потребности личности, стали более динамично осваивать новшества, которые прежде в педагогической системе школы отсутствовали, осуществлять экспертизы педагогических инноваций и мониторинг образовательных результатов (постоянное отслеживание ситуации на основе сбора, анализа и интерпретации информации); развитие многоуровневого (государство, регион, образовательное учреждение) подхода к разрешению проблем качества образования предопределило необходимость внедрения систем внутришкольного управления качеством образования с выделением оценочно - критериальной базы качества образовательной деятельности школы, определением управленческих задач и реализуемых функций; признание системы образования структурным компонентом экономической системы, который в значительной мере определяет успехи её реформирования и развития, позволило подойти к решению проблемы качества школьного образования системно, используя международный опыт управления качеством в различных социальных системах (стандарты качества ИСО серии 9000, Концепция всеобщего управления качеством).
Внутришкольное управление качеством образования предусматривает сочетание программно-целевого управления с ориентацией на развитие в педагогическом коллективе самооценки, самоконтроля и самоуправления. Внутри-школьное управление качеством образования - новый управленческий подход, призванный устранить несоответствие, неадекватность результатов образовательной деятельности школы реалиям информационного общества, суть которого в обеспечение всех участников образовательного процесса объективной управленческой информацией о качестве школьного образования для разрешения и преодоления выявленных противоречий и проблем образовательной практики. Всё это побуждает рассматривать включение педагогического коллектива в управление качеством образования как важнейшее условие успешного функционирования и развития школы. При этом инновационная деятельность педагогического коллектива, когда учителя постоянно ощущают свою вовлеченность в планирование и управление изменениями, вследствие которых школа приобретает способность достигать более высоких, чем прежде, результатов образовательной деятельности, рассматривается как средство развития их профессиональной компетентности.
Проблемы качества образования в управленческом аспекте исследуются в работах А.Г. Бермуса, В.А. Болотова, Н.В. Гороховатской, В.И. Загвязинского, Е.И. Сахарчук, В.И. Слободчикова, В.А. Кальней, Э.Б. Кайновой, А.М. Моисеева, В.П. Панасюка, М.М. Поташника, Т. В. Черниковой, С.Е. Шишова, И.Н. Щербо, Е.А. Ямбурга и др. Однако, специальные научные исследования о целостной концепции системы внутришкольного управления качеством образования с активным участием педагогов нами не обнаружены. В частности, не определены управленческие действия педагогического коллектива школы, направленные на повышение качества образования, хотя и представлены работы, касающиеся отдельных аспектов обозначенной проблемы: специфика понятия «качество образования» на уровне образовательного учреждения раскрывается в работах В.И.Загвязинского, Н.А. Кулемина;
A.М.Моисеева, А.Ю.Мурашова, Д.Ш.Матроса, М.М.Поташника,
B.П.Панасюка, И.Г. Саловой, И.Н.Щербо; качество образования как социальная категория, определяющая состояние и результативность образовательного процесса, его соответствие потребностям и ожиданиям общества исследуется в работах В.А.Кальней, Н.А.Кулемина, В.В.Окрепилова, В.П.Панасюка, С.Е.Шишова и др. идея ценностного взгляда на качество образования в разных образовательных парадигмах и разных образовательных практиках рассматривается М.В.Левитом, Д.Ш.Матросом, А.М.Моисеевым, М.М.Поташником, Е.А.Ямбургом; качество образования с точки зрения объективных показателей реализации государственных образовательных стандартов исследуется В.А.Болотовым, Н.В.Гороховатской, Н.А.Селезневой, А.И.Субетто; сущность процесса управления качеством образования отражена в трудах Н.Н. Булынского, А.В.Гличева, В.ПЛанасюка, И.Г. Саловой, А.И. Субетто, Н.А. Кулемина и др.
Таким образом, анализ теоретических исследований и опыта управленческой деятельности подтвердил актуальность проблемы внутришкольного управления качеством образования и выявил ряд противоречий между:
1) расширением сферы полномочий образовательных учреждений (на основе Закона Российской Федерации «Об образовании») и существующей в педагогической реальности недооценкой возможностей педагогического коллектива (коллективного педагогического субъекта) активно управлять процессами развития образовательного учреждения;
2) развитием теории управления качеством в различных социальных системах и уровнем практического применения технологий управления качеством образования на уровне образовательного учреждения, степенью освоения данного направления педагогами;
3) признанием ценности и эффективности теории личностно развивающего образования в условиях информатизации общества и доминированием централизованного управления процессами инновационных преобразований в системе российского образования в целом и на уровне образовательного учреждения, в частности;
4) становлением и развитием в России вариативной системы школьного образования, ориентированной на инновационное развитие, и уровнем теоретической разработки локальных (на уровне образовательного учреждения) систем управления качеством образования.
С учетом состояния практики, потребностей научного знания в изучении феномена «качество образования» проблема исследования была определена следующим образом: каковы научные основы проектирования системы внутришкольного управления качеством образования с опорой на внутренние силы саморазвития педагогического коллектива школы, способной обеспечить непрерывное повышение качества школьного образования?
Данная проблема обусловила выбор темы исследования: «Система внутришкольного управления качеством образования в условиях реализации личностно - развивающей образовательной модели».
Объект исследования - процесс управления качеством образования на уровне общеобразовательной школы.
Предмет исследования - система внутришкольного управления качеством образования.
Цель исследования - разработать научное обоснование системы внутришкольного управления качеством образования в условиях реализации личностно - развивающей модели образования и методику включения педагогического коллектива школы в процесс управления качеством образования.
Гипотеза исследования заключается в том, что внутришкольное управление качеством образования будет выступать более действенным фактором развития образовательной системы школы по сравнению с традиционными подходами, если готовность педагогического коллектива, выражающаяся умением осуществлять диагностическое оценивание качества образовательной деятельности школы и педагогическое проектирование, будет рассматриваться в качестве системообразующей основы внутришкольного управления качеством образования; приоритетом управленческой деятельности руководителя будет поддержка коллективного педагогического субъекта - носителя идей и технологий личностно - развивающей педагогической деятельности, способного реализовать проектный подход к управлению развитием образовательного учреждения; система внутришкольного управления качеством образования, являясь развивающейся организационно-управленческой структурой, наряду с общешкольным уровнем будет также функционировать на уровне учителя и ученика, способствуя усилению личностно - развивающей и гуманитарной направленности образовательного процесса; основу методики включения педагогического коллектива школы в управление качеством образования будет составлять побуждение учителей к осознанию значимости внутришкольного управления качеством образования средствами проблемно - смыслового диалога, направленного на принятие концепции качества образовательного учреждения, на актуализацию профессионально личностных проявлений педагогов, освоение коллективом учителей технологий управления качеством образования; в результате приобретения опыта оценочной деятельности педагоги будут убеждаться в результативности внутришкольного управления качеством образования, отмечая динамику достижений учащихся, конкурентоспособность и престижность школы.
Задачи исследования:
1. На основе анализа существующих в педагогической науке представлений о качестве образования как педагогическом феномене уточнить сущность процесса управления качеством образования на уровне общеобразовательной школы.
2. Разработать модель системы внутришкольного управления качеством образования, позволяющую обеспечить системность управленческих мер, направленных на непрерывное повышение качества школьного образования.
3. Обосновать и апробировать методику включения педагогического коллектива общеобразовательной школы в управление качеством образования.
Методологической основой исследования явились основные положения методологии управления качеством педагогических систем (Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, С.В. Лазарев, О.М. Моисеев, В.П. Панасюк, М.М.Поташник, Т.И. Шамова); современная методология управления качеством в сфере производства (Концепция всеобщего управления качеством); идеи международных стандартов качества ISO серии 9000; основы теории педагогического менеджмента (Ю.А. Конаржевский, B.C. Лазарев, М.М.Поташник, В.П.Симонов, Р.Х. Шакуров, Т.И. Шамова); теоретические основы концепции личностно ориентированного образования (Н.А.Алексеев, Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, В.В.Сериков, И.А.Зимняя); концепция становления информационного общества (Е.В. Данильчук, Д.Белл, К.К.Колин, Т.К. Смыковская); современные концепции управления образовательными системами (В.П. Беспалько, В.А. Кара-ковский, Ю.А. Конаржевский, В.Ю. Кричевский, Т.И. Шамова); психологические и педагогические основы учения о коллективе (А.Г. Асмолов, А.А. Бода-лев, Л.П. Буева, В.Г. Иванов, П.Ф. Каптерев, Н.И. Лапин, А.С. Макаренко, А.В. Петровский, ВЛ.Петровский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский); психологические теории общения (А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф Ломов, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, Л.А. Петровская); основы гуманистической психологии и педагогики (К.А. Абульханова, И.А. Колесникова, А. Маслоу, Л.М. Митина, К. Роджерс, В.И.Слободчиков); концепция педагогической поддержки (В.П. Бедерханова, О.С. Газман, Н.Н. Михайлова, А.П. Тряпицына).
Методы исследования выбраны в соответствии с задачами и гипотезой исследования: сравнительный анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, интроспективный метод (осмысление собственного педагогического опыта); изучение и обобщение опыта управления школой; пилотные исследования (методика оценки качества образовательной деятельности школ); наблюдение и анализ реальных ситуаций проведения диагностического оценивания качества образовательной деятельноста школы; моделирование педагогической системы внутришкольного управления качеством образования; опытно-экспериментальная работа с целью проверки эффективности внутришкольной оценочной деятельности; методы психолого - педагогическогой диагностики (наблюдение, беседа, анкетирование, контент-анализ); выполнение рефлексивных заданий, самоанализ и самооценка; методы математической обработки и таблично-графического представления результатов исследования.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась целостным подходом к решению проблемы; использованием комплекса взаимодополняющих методов, адекватных предмету и задачам исследования; согласованностью теоретических положений и выводов с экспериментальными данными и результатами диагностического обследования; корректной организацией опытно-экспериментальной работы; органическим соединением исследовательского поиска и практической деятельности по управлению образовательным учреждением, которое позволяло проверить истинность и точность теоретических положений на основе движения от теоретического моделирования к конкретному педагогическому явлению.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что впервые обоснована модель системы внутришкольного управления качеством образования в условиях усиления личностно - развивающей и гуманитарной направленности образовательного процесса, разработана и апробирована методика включения педагогического коллектива школы в управление качеством образования, позволяющая практически реализовать идеи системного, многопараметрального управления развитием образовательного учреждения. На основании этого были определены специфические функции системы внутришкольного управления качеством образования (нормативная, рефлексивная и проектировочная) и уточнен организационный механизм внутришкольного управления качеством образования, позволяющий обеспечить системность управленческих мер, направленных на непрерывное повышение качества общеи го образования. В работе конкретизировано понимание сущности процесса управление качеством школьного образования на основе актуализации личностных и профессиональных проявлений педагогов.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что оно вносит вклад в дальнейшее развитие теории педагогического менеджмента, в теоретическое обоснование научных основ эффективности институциональной оценки качества образования, её внутреннего аспекта. Полученные в ходе исследования выводы и результаты могут служить теоретической основой для проектирования региональных систем оценки качества образования, поиска иных моделей систем управления качеством образования в условиях развития вариативной системы общего образования.
Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью использования полученных результатов в практической деятельности руководителей системы образования разного уровня для повышения качества образования. Полученные результаты исследования могут служить основой повышения эффективности процедур лицензирования и аттестации образовательных учреждений.
Разработанная модель системы внутришкольного управления качеством образования может быть использована руководителями образовательных учреждений для усиления взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей) вокруг главной цели - качество общего образования.
Практическое значение имеет технологическое описание процедуры самоаттестации образовательного учреждения, которая позволяет педагогическому коллективу школы принять концепцию инновационных преобразований, разработать план реализации образовательного проекта на один год и программу развития образовательного учреждения на более длительный период (три -пять лет).
Составленный глоссарий понятий, связанных с управлением качеством образования, может быть использован в процессе квалитативного образования административных и педагогических кадров общеобразовательных школ.
Апробация результатов исследования осуществлялась автором в ходе опытно-экспериментальной работы в муниципальном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 86 Тракторозаводского района города Волгограда (1999-2004 г.г.). Материалы исследования обсуждались на городских научно-практических конференциях работников образования (1999 -2005 г.г.); в рамках российско-британского проекта « Оценка качества образовательной деятельности школ» (1999-2004), на заседаниях научной лаборатории проблем личностно ориентированного образования при Волгоградском государственном педагогическом университете, в процессе преподавания на факультете повышения квалификации и переподготовки работников образования, через публикацию статей, тезисов выступлений. Материалы исследования отражены в одиннадцати публикациях автора.
Внедрение представленных в исследовании результатов осуществлялось в ходе практической деятельности диссертанта в качестве директора муниципального образовательного учреждения (средняя общеобразовательная школа № 86 города Волгограда, 1986-2006 гг.); участия в исследовательской деятельности в рамках российско-британского образовательного проекта (Волгоград - Брайтон - Хоув) по теме: «Оценка качества образовательной деятельности школ» 1999-2004гг.; разработки и реализации авторского курса «Технология оценки качества образовательной деятельности школы и создание программы развития» на факультете повышения квалификации и переподготовки работников образования Волгоградского государственного педагогического университета; разработки и реализации программ опытно-экспериментальной работы в инновационных учреждениях (средние общеобразовательные школы № 86 и №117, ДОУ № 293).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Управление качеством образования на уровне общеобразовательной школы является достаточно сложным процессом в общей структуре управления школой как социальной системой и рассматривается нами как процесс целенаправленного воздействия на факторы, определяющие качество образования (феномен образовательного процесса, обладающий проектной природой); как концептуальные установки и управленческие действия, направленные на достижение определенных, заранее спрогнозированных достижений воспитанников и педагогов. Управление качеством образования, являясь одной из функций управленческих структур, выступает средством развития существующей образовательной системы. К области управления качеством мы относим такие сферы деятельности педагогического коллектива школы как самоаттестация, принятие концепции инновационных преобразований, разработка образовательного проекта на один год и программы развития школы на пять лет. Самоаттестация (процесс установления уровня соответствия качества школьного образования концепции качества, принятой образовательным учреждением) обеспечивает всех участников образовательного процесса качественной управленческой информацией, позволяет своевременно выявить проблемы и неиспользованные ресурсы, установить явные и скрытые, внутренние и внешние противоречия образовательной системы школы; определить степень устойчивости школы по отношению к внешним факторам; осуществить выбор приоритетных образовательных задач.
2. Система внутришкольного управления качеством образования, выполняя специфические функции (нормативная, рефлексивная и проектировочная), позволяет обеспечить системность управленческих мер, направленных на непрерывное повышение качества школьного образования, её основные элементы (организационные структуры, процессы, ресурсы, процедуры) обладают функциональной специфичностью и функциональной интегративностью. Организационные структуры активизируют рефлексивные процессы и повышают общий мотивационный потенциал образовательного учреждения, процедуры (методики) регламентируют последовательность действий организационных структур в отношении факторов, оказывающих влияние на качество образовательного процесса, реализацию его основных функций (образовательной, воспитательной, развивающей), качество процесса напрямую зависит от ресурсов. Устойчивость связей между основными элементами системы внутришкольного управления качеством образования обеспечивает концепция качества, она выполняет системообразующую функцию. В рамках системы внутришкольного управления качеством образования в комплексе решаются вопросы общего управления образовательной системой и проблемы управления качества образования, при этом функции управления качеством носят сквозной характер по отношению ко всем функциям общего управления.
3. Реализация системы внутришкольного управления качеством образования способствует планированию и осуществлению инновационной деятельности в контексте условий функционирования школы, в зависимости от поставленных задач и имеющихся ресурсов; повышает эффективность образовательных технологий, направленных на личностное развитие ребенка (обучение в сотрудничестве, развивающее обучение, исследовательские методы в обучении, метод проектов, компьютерные технологии и др.); способствует повышению компетентности: у руководителей - управленческой, у учителей -профессиональной, у учащихся - образовательной.
4. Организационно-педагогическими условиями включения педагогического коллектива школы в управление качеством образования являются научно - методическое сопровождение инновационной деятельности, обеспечивающее последовательное и системное формирование профессионального сознания педагогов по основным характеристикам качества образования; освоение педагогами методик диагностического оценивания факторов (достижения учащихся, компетентность педагогов, качество управления, качество образовательной программы, качество школьной жизни, качество ресурсов), определяющих качество школьного образования; распределение полномочий и ответственности в педагогическом коллективе за реализацию функций управления качеством образования (оценка качества образования, рефлексия результатов диагностического оценивания, проектирование); совершенствование информационного обеспечения системы управления образовательным учреждением. Критериями готовности педагогического коллектива школы управлять качеством образования выступают интерес к осуществлению инновационной педагогической деятельности; знание методических основ диагностического оценивания и умение применять выбранные методики; умение находить возможные пути разрешения выявленных противоречий и проблем образовательной деятельности, определять скрытые возможности и потребности участников образовательного процесса в самореализации; умение выделять приоритетные изменения в области качества образования при планировании и организации инновационной деятельности.
5. Основным средством развития внутришкольного управления качеством образования является педагогическое проектирование, предполагающее разработку концепции инновационных преобразований (нормативная база для действий, реализующих проект); программирование совокупности видов деятельности в логической и временной последовательности относительно исходного замысла (иерархия задач и возможные способы их решения, взаимодействие и ответственность участников проекта, предполагаемые результаты и их адресат); составление общего плана реализации проекта (конкретные действия, поименные исполнители, ресурсы, ожидаемые результаты).
База исследования: муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 86 Тракторозаводского района города Волгограда», факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный педагогический университет».
Этапы исследования:
Первый этап (1999-2000гг.) - поисково-теоретический - направлен на изучение состояния научного знания по проблеме исследования, анализ научно - педагогической литературы, определение цели и задач исследования. На этой основе определены концептуальный замысел и логика работы, её предмет, гипотеза, методология и методы.
Второй этап (2000-2003гг.) - опытно-экспериментальный, который посвящен разработке модели системы внутришкольного управления качеством образования и апробированию на практике методики «Оценка качества образовательной деятельности школ» в рамках российско-британского проекта. Определению эффективности организационно-педагогических условий включения педагогического коллектива школы в процесс управления качеством образования, освоению педагогами школы образцов опыта оценочной деятельности в российских и британских школах.
Третий этап (2003- 2005гг.) - рефлексивно-обобщающий - направлен на анализ, систематизацию и обобщение результатов, формулирование выводов; разработку научно обоснованных методических рекомендаций и внедрение их в практику курсового обучения руководителей образовательных учреждений; оформление текста диссертации.
Проведенное нами теоретико-экспериментальное исследование посвящено теоретическому осмыслению феномена «качество образования», разработке научно обоснованной системы внутришкольного управления качеством образования в условиях усиления личностно - развивающей и гуманитарной направленности образовательного процесса и методики включения педагогического коллектива школы в процесс управления качеством образования.
Просмотров: 204 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz